Логопедическое занятие по теме «Звуки вокруг нас» для учащихся 1-х классов с ТНР
план-конспект

Перцева Ольга Владимировна

Логопедическое занятие для учащихся 1-х классов с тяжелым нарушением речи направлено на формирование умения различать и узнавать звуки окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_zanyatie_-_zvuki_vokrug_nas.docx49.58 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие по теме «Звуки вокруг нас»

для учащихся 1-х классов ТНР

Цель: Формировать умение различать и узнавать звуки окружающего мира.

Задачи:

1. Образовательные:

  • познакомить детей с понятиями: “звук”, “неречевые и речевые звуки”;
  • научить узнавать природные, технические, музыкальные звуки, голоса животных и людей, различать и сравнивать их.
  • научить анализировать звуки только на слух (без опоры на зрение).

2. Воспитательные:

  • формирование коммуникативных навыков работы в группе;
  • воспитание речевой активности детей на занятиях;
  • воспитание навыков прогнозирования.

3. Развивающие:

  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать слуховое внимание, слуховую память и фонематическое восприятие;
  • развитие высших психических функций: слухового внимания, слуховой и зрительной памяти, зрительного гнозиса.

4. Коррекционные:

  • формировать продолжительность выдоха;
  • тренировать мимическую мускулатуру лица;
  • формировать навыки самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный, акустический контроль;
  • развитие звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза.


Рабочая тетрадь (для дошкольников и первоклассников 0 – 1): УМК Е.Н.Дзятковской «Учусь учиться» для коррекции нарушения речевого восприятия

Ход занятия:

1. Организационный этап.

Здравствуйте, ребята! (дети повторяют движения логопеда) 

Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться – доброе утро!
(поклон)
Доброе утро солнцу
(руки вверх) и птицам (машут руками, как крыльями)
Доброе утро улыбчивым лицам
(улыбнуться, ручки в стороны).

Садитесь. Сегодня вы пришли на первое логопедическое занятие. И у нас непростое занятие. Мы научимся сегодня многому, узнаем много интересного.


2. Мотивация учебной деятельности учащихся. 

Артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук, дыхательные и мимические:

Сегодня я научу вас выполнять артикуляционную гимнастику. Вы знаете, для чего она нужна? (Чтобы наши губки были подвижными, язычок послушным и все звуки получались красивые) Правильно. Возьмите свои зеркала. Полюбуйтесь собой. Улыбнитесь себе. Вот какие молодцы.

Упражнения для губ и щёк.

Лягушка. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.
Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.
Потянули - перестали. И нисколько не устали!

Слон. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.

Подражаю я слону -
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.

Лягушка-слон. Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

Посмотрите, у меня на столе стоит волшебный сундучок, в котором спрятались звуки. Стоит только произнести волшебные слова и открыть сундучок, как звуки выпорхнут наружу. Вы хотите отправиться в страну Звук-Ландию – страну звуков? Давайте, произнесём волшебные слова. Повторяйте за мной:

Чок-чок-чок – Открываем сундучок.
Дите-дите-дите – Звуки в гости приходите.

С помощью волшебных слов мы попали в страну Звук-Ландию, давайте отправимся в путешествие по этой стране.

Вот пруд рядом. Посмотрите, сколько вокруг цветов. Изобразите цветы с помощью своих пальчиков. (Дети выполняют задание). Понюхайте их.
(Дети делают глубокий вдох носом, медленный выдох через “трубочку”).

А вот мимо пролетели бабочки, проползли божьи коровки, паучки, проскакал зайчишка, проползла гусеницы. (Дети выполняют упражнения пальчиковой гимнастики, повторяя за учителем-логопедом).

Покажите, как вы умеете надувать щечки. (Дети выполняют задания с визуальной опорой через зеркала).

Упр. «Поправились – похудели».

 «Поправились» - ровно надули обе щеки, подержали до 5 секунд.

 «Похудели» - втянули щёки в рот между боковыми коренными зубами.

А по утрам вы зубки чистите? Как полощите ротик?

Упр. «Полощем ротик».

- рот закрыт, губы сомкнуты, имитируем полоскание зубов водой;     

- одинаково в обе щеки, поочерёдно надувая то левую, то правую щёку: надуваем воздух под верхнюю и нижнюю губу.

Вы удивились тому, что Вы оказались в Звук-Ландии? Покажите, как вы удивились. А теперь улыбнитесь. (Дети выполняют задания с визуальной опорой через зеркала).

Молодцы! С хорошим настроением отправляемся дальше.

3. Актуализация знаний и умений.

Ребята! Оказывается, жители страны Звук-Ландии - «Чудо звуки» – невидимые! Для того чтобы их услышать, поиграем в «Молчанку»: сейчас вы все положите руки на парты, на руки голову, закроете глазки и будете слушать звуки вокруг нас.

Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы молчать и спокойно слушать. (Через 1-2 минуты после молчания детям задаётся вопрос: “Что вы успели услышать?” Дети перечисляют звуки, услышанные в кабинете, за дверью, за окном).

Давайте сыграем ещё в одну игру «Угадайте, что я делаю?»

(Дети слушают и отгадывают производимое педагогом действия за ширмой: стук карандашом, деревянными ложками, звук погремушки, хлопки в ладоши, переливание воды, игра на барабане, в бубен).

Какие молодцы! Вы не видели, что я делаю, но узнавали это по звучанию. Вы слышали «звуки». Обратите внимание, как образуется звук – происходит движение предметов: карандаши, молоток, деревянные ложки, палочки лежат – звуков нет, когда они стучат, движутся, мы слышим звуки. Предметов много, и звуков тоже очень много, и все они разные. Мы живем среди звуков, только не всегда прислушиваемся. А их интересно слушать и различать. Правда?

4. Первичное усвоение новых знаний.

Ответьте на вопрос: как называется то, что мы слышим? (Звуки)

Ребята, а что помогает нам слышать звуки, чем мы слушаем? (Ушами)

Чтобы наши ушки помогали нам хорошо слышать, давайте сделаем им массаж. Аурикулотерапия: Упражнение «Ушки на макушке» (самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади). 

Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон) Потянули… (несильно потянуть вверх)

Пощипали…(несильные нажимы пальцами, с постепенным продвижением вниз) 

Вниз до мочек добежали. Мочки надо пощипать (пощипывание в такт речи), Пальцами скорей размять (приятным движением разминаем между пальцами).

Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами) 

И к макушкам вновь придём.

Звуки бывают разные: звуки бывают речевые и неречевые. Например – скрип двери, стук молотка, хлопанье в ладоши, топанье ногами – всё это неречевые звуки. Они не связаны с речью человека. Эти звуки образуются вокруг нас с помощью движения предметов.

А вот речевые звуки - это те звуки, которые произносит человек. Речевые от слова «речь». Запомните, ребята, речевые звуки может произносить только человек. Например, разговор детей и взрослых, пение, чтение стихов и сказок, речь учителя – всё это речевые звуки. А как Вы думаете, для чего же нам нужны речевые звуки? (для того, чтобы мы общались между собой).

5. Первичная проверка понимания.

Давайте, поиграем. Игра «Речевой-неречевой». Посмотрите, перед Вами лежат карточки с изображением «ротика и язычка» и «желтого листика». Если я назову пример речевого звука, то вы поднимаете карточку с ротиком, а, если звук неречевой, то вы поднимаете карточку с листиком (Учитель-логопед перечисляет: мычание коровы, шум моря, разговор людей, лай собаки, стук колес, журчание ручейка, пение птиц, пение людей и т.д.).  Молодцы!

6. Первичное закрепление.

Ребята, а как Вы думаете, почему у Вас была карточка с желтым листиком? (ответы детей: осень, листья меняют окраску).

А давайте, сейчас нарисуем осенний венок (раздаются листочки, на которых нарисованы листочки на ниточке, как венок).

Но для того чтобы наш осенний венок был красивый, нам нужно быть аккуратными и подготовить наши ладошки и пальчики к рисованию.

Логоритмическое упражнение (физкультминутка) «Пять пальцев»

На моей руке пять пальцев. (показывают раздвинутые пальцы обеих рук.)

Они пишут и хватают, (имитация движений по тексту)

Моют, чистят и строгают.

Они пилят и что-то берут,

В них таскают и ими дают.

Удивительная семья –

Полюбуйтесь, друзья! (показывают раздвинутые пальцы обеих рук.)

Их нетрудно сосчитать: (ритмично загибают каждый пальчик на обеих руках)

Раз, два, три, четыре, пять.

Все умеют, живут дружно - (Хлопают в ладоши.)

Ссориться совсем не нужно!

Упр. «Нарисуем осенний венок». Наш венок будет не простой, а звуковой… Если вы услышите звук хлопка – раскрасьте листок желтого цвета, если звук бубна – зелёного, ну, а если вы услышите, как я произношу звук О – раскрасьте листик красным цветом.

Молодцы! Какие красивые и пёстрые осенние венки у вас получились.

Ребята, а теперь посмотрите на доску (изображены: ракета, машина, мышка, утёнок, муха, девочка.) Покажите, какие звуки издают эти существа и предметы? А сейчас сделаем жителям страны Звук-Ландии подарок, для этого откройте тетради на стр. 14. (УМК Дзятковской Е.Н. «Учусь учиться»). Картинка

Посмотрите, у нас в тетради нарисованы такие же картинки, что и на доске, но они чёрно-белые. Сделайте их мир ярче, красочнее, порадуйте жителей страны. Возьмите цветные карандаши и раскрасьте рисунки.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

На прогулке послушайте, какие неречевые звуки осени нас окружают. Нарисуйте их в тетрадке.

8. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

Ребята, сегодня мы с вами познакомились с различными звуками. Давайте вспомним, какие бывают звуки (речевые и неречевые). Приведите примеры речевых звуков и неречевых.(Неречевые звуки - это пение птиц, шум воды и ветра, и шум от различных машин на улице, звуки животных. А речевые – разговор детей и взрослых, пение, чтение стихов и сказок). А для чего нам нужны речевые звуки (чтобы общаться) Молодцы, ребята!

Спасибо всем! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические занятия по теме «Звуки и буквы» по программе

В декабре 2011г  я участвовала  (получила книгу, где на стр.74 моя работа,ниже представленная, пишите и отправляйте материалы в данный адрес,  это полезная информация на аттес...

Логопедическое занятие по теме: "Звуки [З] - [Ж]. Буквы З, Ж."

Занятие разработано для учащихся 3 класса по теме дифференциация звуков [З]-[Ж]....

Логопедическое занятие на тему: "Звук и буква - А".

Логопедическое занятие с учащимися 1 класса. Характеристика звука по артикуляционным и аккустическим признакам. Выделение звука - А в ударной позиции в начале и конце слова....

Методическая разработка конспекта логопедического занятия по теме «Звук и буква Э»

На букву Э довольно сложно и трудно подобрать материал и обыграть ситуацию с ним, поэтому я разработала конспект именно на эту тему. Может быть, кому-нибудь и пригодится мой опыт....

Презентация к логопедическому занятию по теме "Звук и буква Р"

Логопедическое занятие «Звука и буква Р» составлено учителем – логопедом Гильмутдиновой Г.Р. для детей младшего школьного возраста и направлено на автоматизацию поставленного звука [Р]-[Р\'] в слогах, ...

Конспект логопедического занятия по теме «Звуки [т, тʼ]. Буква т» 1 класс

Конспект логопедического  занятия по теме «Звуки [т, тʼ]. Буква т»1 класс  ВведениеФедеральные Государственные Образовательные Стандарты начального образования  определяют систему ...

Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Звук и буква Т» 1 класс

laquo;Звук и буква Т» 1 классЦель: познакомить детей со звуком «Т».Задачи:- Учить детей выделять на слух звук (т);- Закрепить понятие «твердый звук», навык деления ...