Выступление на педсовет "Оценивание достижений обучающихся при реализации ГОС основного общего образования на уроках русского языка"
материал

Бацанова Лариса Владимировна

Переход на Государственные образовательные стандарты требует внесения изменений во все компоненты учебного процесса, в том числе и в систему оценивания.

В соответствии с ГОС система оценки образовательных достижений школьников четко привязывается к планируемым результатам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon img20240210_12063017.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Оценивание достижений обучающихся при реализации ГОС основного общего образования на уроках русского языка

Переход на Государственные образовательные стандарты требует внесения изменений во все компоненты учебного процесса, в том числе и в систему оценивания.

В соответствии с ГОС система оценки образовательных достижений школьников четко привязывается к планируемым результатам.

Для оценивания предметных результатов на своих уроках я использую индивидуальный, парный, групповой, фронтальный и дифференцированные виды контроля. Это устные зачеты по теме, текущие проверочные и контрольные работы, тестирования, самостоятельные работы, различные виды диктантов (терминологические, словарные, графические, цифровые), сочинения, изложения, опросы (письменные и устные), викторины, само — и взаимоконтроль.

Считаю, что контроль несет и воспитательное значение, систематический контроль дисциплинирует школьников, приучает их трудиться регулярно. Поэтому каждый урок начинаю с какого-либо вида контроля.

Принципы, которыми я руководствуюсь при осуществлении оценочной деятельности:

  1. Любая деятельность ученика должна быть оценена;
  2. Оценка должна содержать в себе побуждающие для учащегося стимулы, должна способствовать тому, чтобы у учащегося проснулось желание учиться или желание узнать больше, основательнее, глубже;

З. Оценка должна отмечать изменения, происходящие с учащимся, позитивные или негативные;

  1. Оценка не должна быть наказанием для учащегося со стороны учителя;
  2. Оценке учителя должна предшествовать самооценка учащегося, а отсюда необходимое условие - постоянно учить детей самооценке и саморефлексии;
  3. Оценка должна быть понятна учащемуся и восприниматься им как объективная;
  4. Оценку должен давать не только учитель, но и учащиеся друг другу.

На мой взгляд, следует оценивать всякую деятельность детей, направленную на добывание знаний и прежде всего успехи. Оценочной деятельностью занимается не только учитель и не главным образом учитель. Очень важно сместить акценты в этом вопросе таким образом, чтобы учащиеся прочувствовали, что они наравне с учителем имеют право на оценивание и своего ответа, и ответа товарища.

При оценивании достижений обучающихся я использую следующие технологические приёмы:

- взаимопроверка обучающихся самостоятельных и домашних работ (взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля, ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль);

- предлагаю обучающимся оценить ответ товарища, задать ему вопросы, сделать замечания по существу ответа, высказать свои соображения относительно изложенного материала;

- очень эффективны листы самоконтроля, где учащиеся фиксируют свои знания по разным темам.

Оценочный лист — довольно оперативная форма контроля, позволяющая получить информацию о знаниях и умениях школьника в виде таблицы, к которой заранее сформированы критерии. По отношению к ученику оценочный лист играет еще и мотивирующую роль, так как, глядя в него и используя критерии оценивания, ученик может сделать вывод об уровне своих знаний на уроке, в контрольной работе, по окончанию изучения темы.

Я в своей педагогической деятельности применяю следующие формы учета достигнутых результатов: оценка, бальная система, самооценка. Различаю три типа контроля:

- внешний контроль учителя за деятельностью обучающихся;

-взаимный контроль обучающихся;

-самоконтроль.

Внешний контроль приучает обучающихся добросовестно и систематически выполнять учебную работу, вызывает стремление сделать ее лучше, а при целенаправленной работе учителя способствует развитию взаимоконтроля и самоконтроля.

При взаимоконтроле вырабатывается более ответственное отношение учащихся к оценке деятельности одноклассников, нежели своей. Проведение самоконтроля направлено на осознание правильности своих действий, на предупреждение или обнаружение уже совершенных ошибок.

При обучении самоконтролю особое внимание следует уделить ознакомлению и овладению учащимися приемами проведения контролирующих действий.

Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля была эффективной, нужна систематическая работа в этом направлении. В своей практике я использую следующие приемы: -сверка с образцом (ответом);

- повторное выполнение упражнения;

- проверка полученных результатов;

- использование различных способов выполнения заданий;

- проверка на частном случае.

При проведении самоконтроля ключевым звеном является проверка с готовым или составленным образцом. Контроль должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним, регулярным и индивидуальным. Приведу примеры формирования некоторых приемов самоконтроля:

  1. Оценивание при помощи знаковых символов.

При проверке письменной работы (домашнего задания, самостоятельной работы и т.д.) ученик правильно решенное задание помечает «+», неправильное «—».

  1. Оценивание по заданной инструкции.

После самостоятельного выполнения задания детям предлагается проверить и оценить свою работу и работу товарища, используя ранее известные методики оценивания (цветовые сигналы, знаковые символы и т. д.) с образцом по инструкции учителя.

  1. Проверка по образцу.

Обучающиеся выполняют самостоятельную работу (тест, диктант). Затем проводят проверку своей работы карандашом по образцу вместе с классом или индивидуально, отмечают свои ошибки и выставляют себе отметку. Аналогично проводится и взаимопроверка. Ученики, сидящие за одной партой, обмениваются работами для проверки.

  1. Работа в группах. При работе в группах разрешается выставлять отметки друг другу и учитывать их при оценивании работы группы.

При самооценке я часто использую на уроках русского языка листы самоконтроля, в которых обучающиеся сами оценивают свои работы.

Также в структуре урока, соответствующего требованиям ГОС, одним из обязательных этапов урока является рефлексия, которая помогает обучающимся сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексия — необходимое условие для того, чтобы ученик и учитель видели схему организации образовательной деятельности, конструировали её в соответствии со своими целями и программами, осознавали возникающую проблематику и другие результаты.

Использую разнообразные формы рефлексии: символические (смайлики, «светофор», сигнальные карточки), устное («облако тегов» продолжи фразы сегодня я узнал.., я научился.., было трудно„, и т.д.; методика острова, «Комплимент»), письменные (работа с оценочными листами, листами самоконтроля, заполнение таблицы ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Реализация инновационных подходов в образовании на уроках русского языка и литературы».

В статье изложен опыт работы по применению приёмов и методов ТРКМ на уроках русского языка и литературы....

Статья Работа в сменных группах как способ формирования УУД в ФГОС Основного Общего Образования. Автор учитель русского языка и литературы Магир Татьяна Васильевна

В статье описаны УУД, формирование которых происходит при работе в группах сменного состава по индивидуальным рабочим листам. Приведены примеры рабочих листов....

Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования на уроках физической культуры.

В настоящее время ведется интенсивный поиск новых направлений, форм и методов физкультурно-спортивной работы в средних учебных заведениях, отвечающих современным требованиям и способных решить комплек...

Презентация "Формирование УУД на этапах начального и основного общего образования на уроках английского языка"

Презентация содержит перечень педагогических технологий, используемых для формирования УУД, а также краткое описание некоторых приёмов, которые просты в исполнении, но эффективны в обучении иностранно...

Из опыта работы по оцениванию достижений обучающихся при реализации ФГОС общего образования на уроках английского языка

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Английский язык» представляет собой один из инструментов реализации требований ста...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по родному (русскому) языку для 5-9 классов

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАосновного общего образования по родному (русскому) языку Срок реализации  5 летСоставитель: Якшимбетова Г.К. Авторская рабочая программа составлена  на основе...