Доклад «Использование картографического материала на уроках истории»
статья (6 класс)

Ижетникова Екатерина Владиславовна

На основе практической работы по программе внеурочной деятельности «По следам Всеобщей истории» в 5-6 классах  с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2024.docx31.79 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ «Саланчикская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии

Доклад «Использование картографического материала на уроках истории»

На основе практической работы по программе внеурочной деятельности «По следам Всеобщей истории» в 5-6 классах  с ЗПР

П.Саланчик

19.02.2024


Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.

В данном докладе важно отметить те предметные результаты, которые ученики получают в результате освоения программы внеурочной деятельности «По следам Всеобщей истории» в 5-6 классах с задержкой психического процесса.  Необходимость коррекции эмоционально-волевой сферы учеников приводит к определенным трудностям в организации обучения, способности усвоения необходимого объема учебного материала в рамках урока. Названные ниже  результаты формируются в работе с комплексом учебных пособий ‒ учебниками, настенными и электронными картами и атласами, хрестоматиями и другими. Стартовыми в формировании универсальных учебных действий по изучению истории в 5 классе являются знания по хронологии, работа с хронологией: объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра); называть даты        важнейших        событий        истории Древнего мира,        по дате устанавливать принадлежность события к веку, тысячелетию; определять длительность и последовательность событий, периодов истории    Древнего мира, вести счёт лет до нашей эры и нашей эры.

На занятиях закрепляются знание исторических фактов, работа с фактами: указывать        (называть)        место,        обстоятельства,        участников,        результаты   важнейших событий истории Древнего мира; группировать, систематизировать факты по заданному признаку.

Главнейшим является работа с исторической и контурной картами: находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории древнейших цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя легенду карты; устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания людей и их занятиями. Следует отметить, что на практике у учеников возникают большие трудности по самостоятельному выполнению заданий по контурной карте. Из-за повторяющихся затруднений, невозможности своевременно помочь воспитателями и родителями, ученик теряет заинтересованность в работе, исчезает мотивация к самостоятельной деятельности. На занятиях по внеурочной деятельности учитель разъясняет алгоритм работы, проговаривает вопросы заданий, ведет ученика к правильному решению и корректному выполнению заданий. Посильная работа ученика, сравнение своего результата с результатом работы одноклассников, повышает уверенность в своих силах, вселяет в него уверенность и сохраняет интерес к предмету.

Работа с историческими источниками интересна. Учащиеся должны называть и различать основные типы исторических источников (письменные, визуальные, вещественные), приводить примеры источников разных типов; различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в последующие эпохи, приводить примеры. Трудным для самостоятельной работы учеников является извлечение  из письменного источника исторических фактов (имена, названия событий, даты и другие); нахождение в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевых знаков, символов; раскрытие  смыслов (главной идеи) высказываний, изображений. Этим трудностям на внеурочных занятиях уделяется отдельное внимание.

В 6 классе на основе предметных результатов изучения истории 5 класса углубляется знание хронологии, работа с хронологией, работа с исторической картой: находить и показывать на карте исторические объекты, используя легенду карты; давать словесное описание их местоположения; извлекать из карты информацию о территории, экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей ‒ походов, завоеваний, колонизаций, о ключевых событиях средневековой истории. Важна работа с историческими источниками: различение основных видов письменных источников Средневековья (летописи, хроники, законодательные акты, духовная литература, источники личного происхождения); умение характеризовать авторство, время, место создания источника; выделять в тексте письменного источника исторические описания (хода событий, действий людей) и объяснения (причин, сущности, последствий исторических событий); находить в визуальном источнике и вещественном памятнике ключевые символы, образы; характеризовать позицию автора письменного и визуального исторического источника.

Таким образом, работа с картографическим материалом на уроках истории и на занятиях внеурочной деятельности содействуют развитию     способностей     обучающихся     анализировать     содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности. А также формированию   у обучающихся   умений   применять   исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"

Обобщение опыта по теме самообразования "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"...

Доклад на тему: «Использование картографического материала на уроках географии в коррекционной школе VIII вида».

Карта – уменьшенное обобщённое изображение земной поверхности на плоскости в определенной проекции, показывающее размещение, сочетания и связи природных и общественных явлений, отбираемых и характериз...

Использование краеведческого материала на уроках истории с целью патриотического воспитания школьников

В настоящее время, когда школа стоит перед необходимостью модернизации и гуманизации образования, существенную роль в этом могут сыграть краеведческие музеи, которые обладают специфическими, только им...

Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеклассной работе

В статье представлен опыт использования краеведческого материала на уроках истории и внеклассной работе в коррекционной школе VIII вида....

"Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности"

"Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности"...

Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности школьников

В результате исследовательской деятельности учащихся собран  богатый материал для краеведческого музея.   Наш краеведческий музей играет большую роль в образова...