Программа кружка "Юные краеведы"
элективный курс по краеведению (7 класс) на тему

Лунева Юлия Геннадиевна

Программа кружка "Юные краеведы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_yunye_kraevedy.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

туристско-краеведческого объединения  

«Юные краеведы»

Срок реализации – 2 года

Возраст  обучающихся   11-16  лет

                                                             Программу  составила:

                                                             Лунёва Ю.Г.,

учитель истории и кубановедения МОУ          школы № 82

г. Краснодара

г. Краснодар 2006 г.


Пояснительная  записка                                                                        

КРАЕВЕДЕНИЕ это всестороннее изучение определенной территории, проводимое на научной основе. Важным условием  развития  в  наши  дни  краеведения, в первую  очередь  исторического, являются  современные, социально-политические перемены, когда укрепляется  российская  государственность, растет роль «провинции», когда  появляется интерес молодежи к  своему  историческому  прошлому, народным традициям, проблемам  развития и возрождения  своей  самобытности.

Краеведение всесторонне изучает малые территории. В своих исследованиях краеведы кружка используют данные многих наук: геологии, географии, истории, этнографии.

 Направленность  образовательной программы   –  туристско-краеведческая.  

Главная задача реализации  Программы видится  в пробуждении  как можно у большего количества учащихся  стремления овладеть активными знаниями по истории и культуре Краснодарского  края,  постичь его красоту и уникальность, раскрыть свой собственный творческий потенциал. Освоение   умений и навыков, знаний и в целом содержания программы  проектируется на основе заинтересованности, увлеченности и возможной профессиональной реализации в дальнейшем.

В основе реализации Программы лежат педагогические принципы: педагогика успеха, сотрудничества, сотворчества, партнерства в реализации компетентностей: предметных, связанных с экскурсионной методикой, межпредметных, интегрирующих знания предметов, лежащих в основе изучения истории Краснодарского края, города Краснодара.

Программа основана на овладении  содержания блоков: «Музееведение», «Музейная педагогика», «Древние народы и цивилизации на Северном Кавказе», «Краснодарский край – великая здравница», «Занимательное краеведение», «Поисково-исследовательская деятельность», «Экскурсионная деятельность», «Военно-патриотическая работа». Краеведческий материал  представленный  в  Программе  расширяет знания школьного курса по истории  и культуре Краснодарского края, города Краснодара,  географии, литературе, которые находят практическое применение в ходе подготовки и проведении уроков и экскурсий.  

Каждый уровень занятий  по программе – не только ступень освоения  обучающимися теоретических  и практических основ поисково-исследовательской, экскурсионной деятельности, но и ступень развития личности воспитанника и его творческих способностей через активное освоение историко-культурного наследия Краснодарского края, города Краснодара.

Актуальность,  новизна, отличительные особенности программы заключаются в том, что   данная программа  реализуется  через  принципы  музейной педагогики с экскурсионной методикой.

Не рассматривая отдельно краеведческий и экскурсионный блоки, как это делается в большинстве случаев, краеведческий материал рассматривается в данной программе только через освоение экскурсионной методики, что, учитывая цель реализации данной программы, является   актуальным и новым.

Целью кружка  является углубление и расширение знаний учащихся по истории родного города, Краснодарского  края, развитие у них творческих способностей и умений самостоятельно добывать знания, приобщить краеведов кружка к поисково – исследовательской деятельности.

Знакомство с культурой, приобщение к общечеловеческим  ценностям  облегчает ребенку  нелегкий путь  познания  окружающего мира. Беседы о культуре  развивают  творческие  способности  ребенка, формируют  у него  интерес к разнообразным областям знаний, потребность во все  более  глубоком  познании  окружающего мира.

Занятия с детьми решают  следующие  задачи:

Образовательные

  1. Научить ребенка видеть историко- культурный  контекст  окружающих его вещей, т.е. оценить их с точки  зрения  развития истории и культуры;
  2. обучить  активным  формам  деятельности  в обстановке информационно-насыщенной работы;  
  3. способствовать  активной мотивации  в познавательной деятельности и практическом  использовании  полученных знаний;
  4. обучить самостоятельной работе с библиографическими источниками ;
  5. сформировать систему знаний, умений и навыков по основам экскурсионной методики;
  6. сформировать устойчивый интерес в изучении истории  и культуры края, района, станицы;
  7. cформировать навыки публичных выступлений;
  8. сформировать первоначальные навыки общения с экскурсионной группой;
  9. сформировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей  причастности к иному  времени, другой  культуры посредством  общения с памятниками истории и культуры;
  10. сформировать  устойчивую потребность и навыки  общения с памятником, с музеем;
  11. сформировать  уважение к другим  культурам, готовность понимать и принимать  систему  иных ценностей;

Развивающие

  1. развивать уверенность  в реализации личностных качеств;
  2. содействовать  раскрытию  творческого потенциала, творческой самореализации;  
  3. способствовать активизации собственного опыта, ценностно-ориентированного поведения;
  4. развивать предпосылки для  осознанного подхода обучающихся  к подготовке и проведению экскурсий;
  5. развивать коммуникативные навыки;
  6. развивать  способность к эстетическому  созерцанию и сопереживанию;
  7. развивать  потребность в самостоятельном  освоении окружающего мира путем изучения  культурного  наследия  наших предков.

Воспитательные

  1. воспитывать чувство гордости, уважения и сопричастности судьбам жителей Краснодарского края, города Краснодара;  
  2. воспитывать  целеустремленность в овладении экскурсионным методом, самореализации, самосовершенствовании;  
  3. воспитывать  культуру общения,   чувств,  творческого взаимодействия  
  4. воспитывать  активную жизненную позицию;

С помощью  кружковой работы  необходимо помочь ребенку осознать те многообразные  связи, существующие  между нами и нашими предками, и тогда исчезнувшие культуры и цивилизации приобретут для него особое значение. Лишь тогда станет понятной и важной задача – не растерять огромный  историко-культурный опыт, накопленный и оставленный  нам в наследство нашими предками.

Условия реализации программы (режим и формы занятий). 

Программа рассчитана на 2 года обучения, на учащихся 5-10 классов, то есть с момента  изучения в школе  предмета истории Отечества.

Программа  рассчитана  на  учащихся, проявляющих  повышенный  интерес к гуманитарным  наукам.

 На 1-ом  этапе – предполагается углубленное изучение  истории  города и края. На 2-ом этапе  происходит  погружение  в  отдельные темы, отработка  навыков  исследовательской деятельности и приобретение  опыта  выступлений. Второй  год обучения  предусматривает и  индивидуальные  занятия с  краеведами по тем  темам, которые  заинтересовали учащихся.  Программа предусматривает занятия кружка – 216 часов в год (6 часов  в неделю), то есть 432 часа за два года, включая индивидуальные консультации, экскурсии, викторины, познавательные игры, краеведческие конференции. 

Занятия проводятся в группах, звеньях и индивидуально, сочетая принцип  группового обучения с индивидуальным подходом.

Наполняемость   в группах составляет: Первый год обучения – 15 человек.  Второй год обучения – 12 человек.  Данное количество учащихся является оптимальным, так как позволяет сочетать групповые занятия с индивидуальной работой. Уменьшение числа учеников в группе на втором  годе  обучения, объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.

Программа обучения и учебный план ставит перед собой задачу – попытаться создать у ребят целостное представление об окружающем мире в процессе общения  с памятниками истории и культуры.

Ожидаемый результат

Овладение алгоритмом простейших форм показа и рассказа в экскурсии;

Получение навыков коммуникативного общения в учебной группе, объединенной общими задачами;

Образно - эмоциональное восприятие  экскурсионных текстов и краеведческой литературы;

Овладение навыками самостоятельной работы с библиографическими источниками, публичных выступлений;

 В целях  ответственности  обучающихся за  качество  освоения  программы  введен  контроль знаний, умений и навыков: промежуточная и итоговая  аттестация. Программа  состоит из  разных  блоков и ежегодно корректируется в зависимости от контингента  учащихся и направления  исследования.

 Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся  на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации, коммуникативных навыков, социализации в общественной жизни.

Основным результатом прохождения Программы является создание конкретного «продукта» (творческого проекта, исследовательской работы).

Ожидаемые результаты к концу обучения:

Обучающийся  должен  знать:

  1. - географическое  положение своего города;
  2. - историю  возникновения  города;
  3. - этапы  развития  своего города, края;
  4. - население города;
  5. - принципы создания школьного музея;
  6. - этапы  развития  школьного музея;
  7. - способы сбора  и  обработки  краеведческого материала;
  8. - принципы  построения  экспозиции в музее;

Уметь:

  1. - провести  экскурсию  в  музее;
  2. - самостоятельно (в группе)  собирать  краеведческий  материал для  творческой  работы;
  3. - готовить  наглядности к работе;
  4. - работать по справочной  литературе;

Методическое  обеспечение Программы.

Первый   год  обучения  предполагает  изучение темы «Введение понятия  краеведение», который   знакомит  учащихся с понятием  краеведение. Дает  ответ на  вопрос  - что  такое  музей? Историей создания  школьного музея. Знакомит с возможными разделами и  экспозициями  школьного  музея. В  этом  разделе    учащихся знакомятся с такими понятиями, как  совет  и актив   музея. Теоретические  занятия  проводятся  в учебном классе, практические  занятия  в    музее.  

Блок  занятий «Музееведение»  реализуется с помощью  практических  занятий на базе    музея. Предполагает  познакомить  краеведов с такими  понятиями как экспозиция, основными  принципами  ее  составления. Научить  краеведов  правильно  зарегистрировать  музейный предмет в инвентарной книге, условиями  хранения  музейных  предметов.

Первый  год  обучения и блок  занятий  по  теме «Музейная  педагогика» предусматривает  знакомство ребят с рядом  терминов и понятий : окружающий мир, время, культура, вещь музейного  значения, подлинник, копия, реставрация. С введением  этого  блока  занятий  значительно  расширились  возможности  проведения практических  занятий  учащихся.  

Курс  первого  года  обучения  знакомит  ребят с первобытной  историей  региона. Племенами и народами,  проживающими  на  территории  края в разные исторические  эпохи. Эти  занятия  подкрепляются  экскурсиями на  Тамань и в Краснодарский историко-краеведческий музей им. Е.Д.Фелицина.        Темы «История родного города», «История уголков края» направлены на  воссоздание  наиболее  ярких  страниц в истории  Краснодарского края и имеют  прямую  связь  со школьным курсом истории и курса кубановедения. Этот блок тем  подкрепляется экскурсиями  по  разделу  «Екатеринодар - Краснодар», «Жизнь и быт казаков». Ребята  работают  над  индивидуальными  творческими проектами  по  темам: История  города, первые  школы, Великая  Отечественная  война, создание  школьного музея.

На  занятиях  по  теме «Кто такие казаки» краеведы  знакомятся с историей  казачества, укладом и традициями казаков.

В разделе «Народы  Кубани в Новое время»  ребята смогут познакомиться с историческим, топографическим, статистическим, этнографическим и военным  описанием  Кавказа. Запланировано посещение   краевого  архива  города Краснодара.

Блок тем «Край в годы Кавказской войны» даст наиболее  углубленное  изучение  участия  казаков в событиях 1850 года. Ребята  познакомятся с  архивными документами, материалами  поисково-исследовательской  деятельностью. Ребята получат  историческое  представление о событиях во  второй  половине XIX века в крае.

Второй год обучения  предполагает знакомство  ребят с новым  разделом «Культура  края во  второй  половине  XIX  начале   XX века». Для  более  полного  изучения  этого раздела  предполагается  посещение  художественного музея имени Д.И. Коваленко.

Тема «Занимательное  краеведение» поможет ребятам  расширить  кругозор  знаний о  географических именах  Кубани.

Особое внимание уделяется  патриотической работе: заинтересовать ребят в сборе информации о Великой Отечественной войне, познакомить их с героями войны – нашими горожанами.

Второй  год  обучения  направлен  на  ребят,  у  которых  сформировался  устойчивый интерес к  предмету «Краеведение». Здесь  больше  самостоятельной  работы с  документами, историческими и литературными источниками. Ребята ведут  исследовательскую работу по выбранной теме. Собранный материал  необходимо осмыслить, изложить  в  определенном порядке, грамотно оформить, а потом  защитить его публично, т.е. предусмотреть  возможные вопросы в процессе  защиты, подготовить  аргументированные  ответы, для чего  свою  тему  надо  знать достаточно  глубоко. Защита  требует  также  навыков  риторики и самообладания, что достигается  тренировкой и психологической  подготовкой, а также  поддержкой  друзей.

Итоги  реализации  программы  проявляются  в  результатах  творческих  достижений  учащихся и выражаются в победах в краеведческих фестивалях, конкурсах, в написании  исследовательских работ и в результатах  публичной  их  защиты.

Ожидаемые  результаты:

Каждый  выпускник  объединения  получает  основу  систематических  знаний о городе Краснодаре, об истории  создания школьного музея, об истории сел и станиц Краснодарского края.

Получает  навыки работы с архивными  документами, литературой в библиотеке школьного музея;

Осваивает методы поисково-исследовательской работы в музее, архиве, в посещении   и  сборе  информации о замечательных людях своей малой Родины;

Приобретает  навыки и умения  написания творческой работы на основе  полученных  знаний и исследований.

Учебно-тематический план

1 года обучения

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Введение

9

2.

Музееведение

10

5

5

3.

Музейная  педагогика

25

15

10

4.

Наш край в далеком прошлом. Древние народы и цивилизации на Северном Кавказе.

12

12

5.

Экскурсионная деятельность

35

35

6.

Вхождение края в состав России.

7

7

7.

История сел и станиц  Краснодарского края.

Герои Советского Союза, участники второй мировой.

14

14

8.

История города Краснодара.

14

5

9

9.

Кто такие казаки?

5

2

3

10.

Краснодарский край – великая здравница

20

15

5

11.

Занимательное краеведение.

23

15

8

12.

Поисково –исследовательская  деятельность

26

26

13.

Массовые краеведческие  мероприятия

16

16

Итого: 216  часов

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

1. Введение

Что такое краеведение. Как создать школьный музей.  Разделы школьного музея. Совет музея и совет содействия музею.

2. Музееведение.

Что такое музейная экспозиция? Основные принципы ее составления. Регистрация музейных предметов. Условия хранения музейных предметов.

3. Музейная  педагогика.

Знакомство с такими понятиями; как окружающий мир, время, культура, культурное наследие, музеи, вещь музейного значения, подлинник, копия, реставрация. Раскрытие понятий предмет, время, музей на экспозициях музея «Прошлое станицы»  «Жизнь и быт казаков».

4. Наш край в далеком прошлом. Древние народы и цивилизации на Северном Кавказе.

Первобытная история региона. Племена и народы на территории края в античную эпоху.

5. Экскурсионная  деятельность.

Посещение музеев, выставок города Краснодара, Краснодарского края.

6. Вхождение края в состав России и заселение Кубани

Военно – политическая обстановка на Северном Кавказе в конце 18 – начале 19 в.в. Возникновение первых поселений.

7. История  сел  и  станиц  Краснодарского края

Основание сел  и станиц Краснодарского края. Исторические  вехи  в развитии сел и станиц. Прошлое  и  настоящее .

8. История городов черноморского побережья.

Образование городов. Легенды. Казачьи школы. Города во время ВОВ. Работа с архивным материалом.

9. Кто такие казаки?

Казачество на Кубани. Демократическое самоуправление, казачий Войсковой круг. Роль церкви и священнослужителей в казачьих общинах и войске. Диспуты о роли казачества в современном обществе.

10. Краснодарский край – великая здравница.

О чем  поведали клады найденные на территории Кубани в разные годы. История здравниц Кубани. Уникальныё целебные свойства курортов Краснодарского края.

11.Занимательное краеведение.

Границы Краснодарского края, Кубанский кругозор. Географический адрес Краснодарского края.

12. Поисково-исследовательская  деятельность. 

Подготовка к олимпиаде по кубановедению.  

Подготовка к городской  научно-практической конференции «Эврика».

13. Массовые краеведческие мероприятия.

Участие краеведов в  районной  игре  по  краеведению «Познай свой край». Участие в районном  литературно-краеведческом фестивале (Год русского языка). Участие  в  городской  научно-практической конференции «Эврика».


Учебно-тематический план

2 года обучения

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Введение

3

2.

Народы Кубани в Новое время.  Историческое, топографическое,

статистическое,

этнографическое и военное  описание  Кавказа.

20

3.

Край в годы Кавказской войны.

10

7

3

4.

Наш  край  во  второй  половине  19  века.

17

16

1

5.

Культура края во второй половине XIX - начале XX веков.

18

6.

История города Краснодара

16

12

4

7.

Великие деятели Кубани

15

8.

Занимательное краеведение.

25

9.

Военно – патриотическая работа.

20

12

8

10.

Экскурсионная деятельность

30

30

11.

Поисково –исследовательская  деятельность

30

30

12.

Массовые краеведческие  мероприятия

12

12

Всего: 216 часов

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

1. Введение.

Что такое краеведение. Краеведческая работа наших учащихся. Обмен опытом по сбору информации об исторических памятниках нашей станицы.

2. Народы Кубани в Новое время.

 Историческое, топографическое,статистическое,этнографическое и военное  описание  Кавказа.

3. Край в годы Кавказской войны.

Кавказская война и народы Кубани. Участие  казаков  в  Кавказской войне.

4.Наш край во  второй  половине 19  века. 

Буржуазные реформы 60 – 70 гг. Отмена крепостного права во второй половине XIX в.

5. Культура края во второй половине 19 - начале XX веков.

Культура городов края и просвещение. Культура и быт коренного населения Кубани. Культура и быт казаков.

6. История города Краснодара.

История города Краснодара – образование, музейные материалы.. История развития земледелия. Физико – географическая характеристика города  и его  хозяйства. Геологическая летопись. Климат. Воды. Почвы. Растительный и животный мир. Население, хозяйство, экономика. Наши горожане на фронтах.

7. Великие деятели Кубани.

Художники, писатели, музыканты, ученые Кубани, внесшие огромный вклад в развитие и процветание региона.

8. Занимательное краеведение.

«Моря» и реки Краснодарского края. Кладовые Кубанских недр. Будущее кубанских месторождений. В скульптурной мастерской природы. Водопады и пещеры, хранящие тайны. Камни с секретом. Томузловские чудовища.  Подземные зоологические музеи. Кладбище насекомых. По горам и долинам Кубани. Летопись Земли. Грязевые вулканы Тамани. Биография Чёрного моря. Географические имена Краснодарского края.

10. Военно – патриотическая работа.

Начало войны на Кубани. Город – герой Новороссийск. Освобождение Краснодара. Сочи – крупнейшая госпитальная база. Кубанцы  в годы ВОВ. Письма наших фронтовиков (по материалам в музее).

11. Экскурсионная  деятельность.

Посещение музеев, выставок города и  края.

12. Поисково-исследовательская  деятельность. 

Подготовка к олимпиаде по кубановедению.  

Подготовка к городской  научно-практической конференции «Эврика».

13. Массовые краеведческие мероприятия.

Участие краеведов в  районной  игре  по  краеведению «Познай свой край».

Участие  в  городской  научно-практической конференции «Эврика».


Список  используемой литературы и источники.

1. Ветераны всегда в строю (Люди твои – гордость твоя, Кубань!) :/Адм. Краснодар. Края, Краснодар. Краев. совет ветеранов войны, труда, Вооружен. сил и правоохран. органов – Краснодар: Периодика Кубани. Т. 2. – 2005. – 240с.: ил.

2. Во славу Кубани: Исторический путь, героические боевые и трудовые подвиги, патриотические дела Краснодарской краевой оборонной организации. / Колесников Ф.И.– Краснодар: Периодика Кубани, 2003.- 368с.

3. Занимательное краеведение. Краснодар: Кубанское книжное издательство (издатель И. А. Богров), 2006.

4. Золотая слава Кубани: Краткий биографический справочник/ В. В. Козлов, М. Г. Кутумова, В. В. Маркелов и др., ред. В. И. Яковлев. – Краснодар: Периодика Кубани, 2003 – 176с., с портр.

5. История Кубани в рассказах и иллюстрациях / Е.А. Хачатурова [и др.], -Краснодар; ОИПЦ «Перспективы образования», 2005. –71 с.

6. История Кубани: Краснодарский край. Республика Адыгея.

– М.:Дрофа; ДиК; Перспективы образования, 1997. – 42с.: ил., карт.

7. История  Кубани. XX век. Очерки

/ Авраменко А. М. и др. – Краснодар; ОИПЦ «Перспективы образования», 1998. -224 с.

8. История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. – 1917г.) – М.: Наука, 1988. – 659с., ил.

9. Кубанцы – кавалеры трех орденов Славы / Тарасенко М. Н., Бураев В. Н. Цапаев Г. И. – Краснодар: изд-во Краснодарского экспериментального центра развития образования, 1995-160с.

10. Кубанцы – участники Парадов Победы /Адм. Краснодар. Края. – Краснодар, 2005. – 80с.: ил.

11. Кубань в песне: страницы музыкальной летописи трёх веков.

/ Петрусенко И. – Краснодар: «Советская Кубань», 1999. - 432с.: ил.

12. Кубань: история, экономика, культура / А. Жинкин, О. Паламарчук. – Краснодар: Периодика Кубани, 2001. – 463с.: ил.

13. Научно-практическое использование календаря природы в Краснодарском крае /авт.-сост. В. П. Чучмай. – Краснодар: М&D production (И П Вольная Н. Н.), 2005. – 152 с.: ил.

14. Просветитель Черномории Кирилл Росинский /М. Ю. Горожанина; адм. Краснодар. края. – Краснодар:Периодика Кубани, 2005. – 352С.: ил.

15. Радетели земли кубанской: (о выдающихся людях Кубани) /Бардадым В. П. – 2-е изд., доп. – Краснодар: «Сов. Кубань», 1998. – 272с.: фотогр.

16. Сохраним природу Кубани /под ред. П. А. Половинко. – Краснодар: рекламно-издательская фирма «ЭДВИ», 1998 – 64с.: ил.

17. Цветы у обелисков: О памятниках Великой Отечественной войны на Кубани /Сост.: В. Ф. Латкин, Н. Т. Ганенко; Авт. Коллектив: Р. И. Бибичева, Н. С. Вертышева, С. Г. Галеева и др. – Краснодар: Кн. Изд-во, 1985. – 221с., ил.

18. Экология Кубани /авт. Гужин Г. С. и К. – Краснодар: Изд-во Краснодарского экспериментального центра развития образования, 1995 – 176с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа кружка "Краевед"

Материал содержит программу кружка "Краевед"...

Программа юный краевед

Дополнительная образовательная программа "Юный краевед"...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Географы-краеведы» ( 2 года обучения, возраст детей 10 – 13 лет)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  «Географы-краеведы» ( 2 года обучения, возраст детей 10 – 13 лет). Основной целью программы является: приобщение детей к туризму, освоение разносторонних...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ИСТОРИКИ-КРАЕВЕДЫ».

Туризм и краеведение в средней школе и внешкольных учреждениях развиваются в непосредственной связи с общими учебно-воспитательными задачами школы; они содействуют осуществлению прочной связи обучения...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный краевед"

В последнее десятилетие по России в целом резко возрос интерес к проблемам изучения родного края. С одной стороны, это дань моде, с другой – насущная необходимость. И диктуется она потребностями...

адаптированная программа "Юный краевед"

адаптированная программа "Юный краевед"...

Дополнительная общеразвивающая программа "Юные краеведы"

Дополнительная общеразвивающая программа краеведческой направленности "Юные краеведы"...