Путешествие в Югру
методическая разработка по краеведению (5 класс) по теме

Кугаевская Татьяна Владиленовна

Методическая разработка является внеклассным мероприятием, посвященным юбилею Октябрьского района.

Культурно-просветительское мероприятие прививает детям интерес к изучению родного края. «Путешествие в Югру» знакомит с бытом и культурой коренных народов Севера ханты и манси: звучат стихи о югорском крае, хантыйские песни, разучиваются с детьми слова на хантыйском языке, демонстрируются национальные орнаменты,  отгадываются национальные загадки, дети инсценируют народную мансийскую сказку «Гордая лиса».

 Мероприятие предназначено для детей  7-14 лет.

Культурно-просветительское  мероприятие  «Путешествие в Югру» может быть использовано педагогами, ведущими воспитательную работу с детьми.

          Составителем  методической разработки «Культурно-просветительского мероприятия  «Путешествие в Югру» является педагог дополнительного образования МКОУ ДОД «Дом детского творчества» с. Перегребное Татьяна Владиленовна Кугаевская, руководитель кружка «Юный краевед».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_yugru.docx932.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»

Культурно-просветительское мероприятие

Составитель:

педагог дополнительного образования

 Т.В.Кугаевская,

руководитель кружка

«Юный краевед»

2012 год

с. Перегребное

Аннотация

методической разработки «Культурно-просветительского мероприятия  «Путешествие в Югру».

Методическая разработка является внеклассным мероприятием, посвященным юбилею Октябрьского района.

Культурно-просветительское мероприятие прививает детям интерес к изучению родного края. «Путешествие в Югру» знакомит с бытом и культурой коренных народов Севера ханты и манси: звучат стихи о югорском крае, хантыйские песни, разучиваются с детьми слова на хантыйском языке, демонстрируются национальные орнаменты,  отгадываются национальные загадки, дети инсценируют народную мансийскую сказку «Гордая лиса».

 Мероприятие предназначено для детей  7-14 лет.

Культурно-просветительское  мероприятие  «Путешествие в Югру» может быть использовано педагогами, ведущими воспитательную работу с детьми.

          Составителем  методической разработки «Культурно-просветительского мероприятия  «Путешествие в Югру» является педагог дополнительного образования МКОУ ДОД «Дом детского творчества» с. Перегребное Татьяна Владиленовна Кугаевская, руководитель кружка «Юный краевед».


Цели и задачи:

  1. Привитие интереса и любви к родному краю.
  2. Знакомство с природными условиями, бытом и культурой коренных народов  Севера.
  3. Развитие кругозора детей.

Место проведения:

Дом детского творчества.

Дата проведения: к юбилею Октябрьского района

Возраст участников: 7-14 лет.

Сетевое взаимодействие:

Творческие объединения ДДТ, учащиеся СОШ №2.

Оборудование:

- магнитофон;

- СД диск с записью хантыйских мелодий;

- национальный костюм  « Хозяйка тайги»;

- сценарий сказки «Гордая лиса»;

- костюмы для инсценировки сказки (охотник, лиса, заяц, волк, медведь);

- декорации к сказке (деревья, хозяйственная постройка - чемья);

 - карточки с хантыйскими словами;

- изображения национальных орнаментов (карточки, готовые национальные изделия).

Ход мероприятия.

Ведущая читает стихотворение В.Шестаковой «Мой древний Север»:

Мой древний Север, из каких сказаний

Ты белой былью в жизнь мою вошел?

Как дар судьбы ловлю твое дыханье

И кутаюсь в метельный легкий шелк.

Люблю твои нехитрые просторы,

Звенящий купол выстывших небес,

Разубранный сияньем как узором

Наряды юных северных невест.

Люблю весну неторопливо талой,

Дневной уют в шатре твоих ночей,

И желтую осеннюю усталость,

И сумерки коротких зимних дней.

Как дар судьбы ловлю твое дыханье

И кутаюсь в метельный легкий шелк.

Мой древний Север, из каких сказаний

Ты белой былью в жизнь мою вошел?

Ведущая - Здравствуйте, дорогие гости!

…Давным-давно это было, когда еще олени с людьми не дружили, когда люди не ездили, не летали, а по болотам ходили, себе пищу добывали. Случилось это в нашем таежном крае, крае рек и озер. Только старые, поросшие мхом кедры, помнят те времена. Солнце было тогда маленьким, как желтый утенок с неокрепшими крыльями, но светило ярко. Пришли в этот старинный край ханты и манси очень давно: может, с тех пор прошло сотыр тал – тысяча лет, а может и того больше…

Дорогие друзья, приглашаю вас в путешествие по древнему, удивительному Югорскому краю, краю белых ночей, глухариной песни, шелеста зеленых иголок красавца тайги – кедра, а совершить это путешествие нам поможет Хозяйка тайги

Звучит хантыйская мелодия. В национальном костюме выходит Хозяйка тайги.

Хозяйка Тайги -

Югорский край – заветный край России,

Земля легенд и сказок старины.

В твои просторы, зори молодые

Мы с детских лет всем сердцем влюблены.

Как добрый друг, хозяйка той земли,

Я вам в пути поддержку обещаю.

И в край угорский всех вас приглашаю.

Добро пожаловать, дорогие друзья, в путешествие по родному краю! Кому, как не мне, Хозяйке тайги, хорошо знать землю моих предков, моих народов: ханты и манси.

Трону одну струну и задумаюсь: что волнует мои народы? Трону другую струну и думаю: возможно ли спасти Природу, ее мудрую гармонию? Трону третью струну – течет полноводная Обь, рыба над струями плещет. А небо, небо белой ночи, звенит от полета уток, гогота гусей, лепета лебедей. Тронешь струну и задумаешься, как обо всем этом вам рассказать? Может сказки помогут? Ведь в них глаза народа! А может, песни помогут? Ведь в них душа народа! Трогаю струну волшебного журавля и решаю: сказка, пой о жизни моего края!

В те далекие-далекие времена суровым был наш край. Леса непроходимые, болота топкие да горы высокие, покрытые мхом-лишайником. Только ветер разбойничал и хозяйничал в необъятных просторах.  Хоть и суров был край, но богат очень: кедра было видимо-невидимо, много было черемухи, как раз в этом месте, где мы живем. В те древние времена в нашем крае столько водилось всякой птицы, что только шум да свист стоял от ее полета. Все озера и болота были сплошь заняты утками: тут и горделивые селезни, и серые утки, зорко охраняющие своих утят. В лесах зверья всякого полным-полно. И людям здесь тоже жилось привольно. Охотились, рыбачили, оленей разводили. Полюбится им место, где ягеля много, чум поставят.

Мужчины ханты и манси уходили на промысел на несколько дней. Дорогой они пели песни. Например, такую, в которой поется о том, что скоро придет весна и над нашей Обью снова закружатся чайки.

 Хозяйка тайги напевает отрывок из хантыйской песни.

Карыет, карыет, карыет

Ента мувев

Карыет, карыет

Ятпа ехытта тунг па и тат

Хатылна хошумта

Юхытна курита

Енг шуката-а-а-а-а

Мунг Асэв хуват хотын пуртат

Мунг Асэв хуват хотын пуртат…

– Женщины, как правило, оставались дома с детьми, поддерживали домашний очаг, шили одежду и украшали ее и предметы обихода узорами и орнаментами, подсмотренными у окружающей природы. Посмотрите на эти орнаменты и  скажите мне, что они вам напоминают?

Хозяйка тайги демонстрирует национальные орнаменты: «Заячьи ушки», «Оленьи рога» и др. Желательно показать использование орнаментов в готовых изделиях: одежде, украшениях, шкатулках, предметах обихода.

Хозяйка тайги – Красивы хантыйские узоры, а также красив и певуч язык народов Севера. Вы знаете как приветствуют друг друга по-хантыйски? Повторяйте за мной: «Вуся, Вуся!». ( Дети хором повторяют слова)

 

Хозяйка тайги - Я хочу познакомить вас с некоторыми хантыйскими словами, связанными с природой нашего края, постарайтесь их запомнить. Я буду их вам называть и показывать, а вы также повторяйте за мной.

 Демонстрация карточек с хантыйскими словами:

Мойпар – медведь

Вухсар – лиса

Куранг вой – лось

Пойтек – куропатка

Нохар  юх – кедр

Нёрум – болото

Тулах – гриб

А прощаются на хантыйском языке следующими словами:

Па ям вэла

Хозяйка тайги -  Долгими темными вечерами в чуме старики рассказывали ребятне сказки и загадки. Попробуйте отгадать мои загадки:

Положишь в воду – не тонет, в огонь положишь – не горит.  (Лед)

От отца сын появился, от сына отец появился. (Вода превращается в лед, а лед – в воду)

Сто человек в одежде, другие сто раздетые. (Деревья зимой)

Посреди болота женщина в красном платке сидит. (Морошка)

Ляжет – калач, встанет – стол. (Собака)

Легкий наездник вершины дерева. (Белка)

Быстрее сотни ног, быстрее сотни крыльев. (Мысль)

Двое рядом соревнуются, никто не может победить. (Лыжи)

Под водой сто глаз. (Сети)

Хозяйка тайги -  Молодцы! Видно, что вы знаете и любите свой край.

А сейчас я расскажу вам старую мансийскую сказку, которая называется  «Гордая лиса».

Инсценировка сказки.

Хозяйка тайги – Я была очень рада встрече с вами, но мне пора возвращаться в свои владенья. Надеюсь, что мы с вами еще увидимся. Па ям вэла, ребята!

Ведущая – Вот мы с вами и совершили путешествие по родному краю. На прощанье я хочу прочитать стихотворенье известного писателя и поэта, коренного жителя Югры – Ювана Шесталова:

Кто говорит, что народ мой умрет,

Или растает, как вешний лед,

Или вода с берегов его смоет?

Кто говорит такое?

Кто говорит, что под снегом холодным

Насмерть замерзнет песня народная,

И даже ветер – странник болтливый –

Вспомнить не сможет ни слов, ни мотива?..

…Где-то под солнцем эры чудесной

Жить я останусь кровью и песней.

Я – кареглазый, я – смуглокожий!

Манси – с собою сегодняшним, схожий!

Спорщик задористый с голосом звонким,

С сердцем отзывчивым, как у ребенка.

Нежный узнает нежность мою.

Злобный узнает твердость мою.

Буду как солнце. Буду как лед.

Будет в землянках жить мой народ.

В плоти землян, повторяясь стократно,

Будет он жить, жить, жить!

В счастье землян, повторяясь стократно,

Будет он жить, жить, жить!

Надеемся, что вы еще больше полюбите землю, на которой живете. До новых встреч!

Литература.

  1. Молданова Т.А.

Орнамент хантов Казымского Приобья: семантика, мифология, генезис / Н.В.Лукина. – Томск: Издательство Томского университета, 1999. – 261с.

  1. Молданова С.П.

Словарь хантыйско-русский и русско-хантыйский: Пособие для уч-ся нач. шк. / С.П.Молданова, Е.А.Нёмысова, В.Н.Ремезанова. – 2-е изд., перераб. – Л.: Просвещение, 1988. – 272с.

  1. Сунгатова Г.Г.

Технология бисероплетения: Методическое пособие для учителя к факутативному курсу «Искусство бисера». – Нягань, 2004. – 93с.

  1. Серебряная Обь: Сборник стихов поэтов Октябрьского района. Вып.3 // О.П.Брегина, Л.И.Быстрова.-  Серов: Север, 2005.- 229с.
  2. Шесталов Ю.Н.

Слово Гиперборея: Стихи / Пер. с манси. –  М.: Современник, 1984.- 310с.; портр., ил.

  1. Педсовет // Югорская легенда.- № 10.- 2005.- 8с.

Приложение 1

Гордая лиса.

Народная хантыйская сказка.

Декорации:

 Лес - деревья, вырезанные из картона, покрашенные зеленой краской;

Лабаз или чемья – большая картонная коробка на стуле;

Действующие лица:

Автор – Хозяйка тайги

Охотник

Лиса

Заяц

Волк

Медведь

Автор - Построил как-то охотник чемью, потому что время было осеннее, пора думать о том, чтобы припасти на зиму мясо и от зверя сохранить. Тут же случилось ему и уток набить. Вот он и сложил все в чемью.

Приходит на другой день, смотрит: ни одной утки нет.

Охотник - Ай, беда какая! Видно лиса приходила, надо поймать ее и укоротить ей ноги!

Охотник  привязывает веревку, уходит.

Автор - Лиса эта была не только хитрая, но и гордая еще. Подразнила охотника и пошла искать жирную уточку. Увидела утку у озера, стала подкрадываться. Так загляделась на утку, что не заметила, как угодила в петлю, поставленную охотником. Забарахталась лиса, спугнула утку. Успокаивает себя.

 Лиса - Что ж, пусть летит, не очень-то жирная и была. Вот вытащу лапку, еще лучше поймаю.

Автор – Вдруг слышит лиса шорох в кустах. Присела лиса. Ждет. Бежит зайчик. Много знал он про ее плутни, сам побывал не раз у нее в лапах и подумать не мог, чтобы она в петлю попала.

Подбегает заяц.

Заяц – Как это, лисонька случилось с тобой? Дай я покажу тебе, как петли распутывать надо. Много раз я бывал в них, знаю, что делать.

Автор - А лиса гордая была. Не хотелось ей зайцу признаваться в своей беде.

Лиса – Что ты, заинька, да это я лапу сама в петлю сунула, чтобы знать, как зайцев из петли выручать.

 Заяц – А – а! Ну, поучись.

Автор - Сказал и поскакал дальше.Прыгает лиса из стороны в сторону, зубами петлю грызет. Пот градом бежит с нее, а лапу высвободить не может. Вдруг слышит – сучья трещат: волк бежит. Удивился волк, что лиса в петле сидит, глазам своим не верит.

Волк -  Ты ли это, сестрица, в такую беду попала? Умаялась вся, обессилела. Дай я тебе помогу, покажу, как из петли выбраться. Бывало и со мной такое.

Лиса – Иди, серый по своим делам да не вздумай кого насмешить, что в петле сижу. Все равно никто не поверит. Это я сама сделала, чтобы знать, как несчастных из беды выручать.

Волк – Ну, ладно.

Ответил волк и убежал.

Автор - Уж солнце за лес закатилось, а лиса все в петле. Из сил выбилась, язык высунула, лежит, чуть жива. Вдруг слышит: шум в лесу. Бежит медведь.

Медведь – О, батюшки! Невидаль-то какая! Да ты чуть жива, лисонька! На тебе лица нет. Дай я разорву петлю. Силы у меня хватит!

Лиса – Спасибо, Мишенька, за услуги твои! Ведь это я сама все придумала. Захотелось научиться из петли вылезать. Вот научусь этому ремеслу и других обучать стану.

Медведь – Смела ты, сестрица. Шутейно ли дело – в петли залезать. А я-то думал, что беда с тобой стряслась. Ну, как знаешь!

Пошел медведь дальше.

Автор - Как ушел медведь, давай лиса плакать. Слезы вытирает, жалеет, что от помощи отказалась. А тут еще лай собак послышался. Стала лиса кричать:

Лиса – Заинька, миленький, помоги мне! Серый волк, сильный волк, помоги мне! Мишенька, ты недалеко ушел, приди, помоги мне!

Автор – Нет ни зайца, ни волка, ни  медведя косолапого. Сидит лиса ни жива, ни мертва, а охотник уже близко.

Подошел охотник.

Охотник – А-а! Старая знакомая попала. Ловко я тебя обманул. Не убью я тебя, не бойся, а вот ноги тебе окоротить придется, чтобы по деревьям не лазила, чужие припасы не трогала.

Автор - С тех пор лиса не стала лазить по деревьям. Стыдно ей показывать свои изуродованные ноги, вот она и начала хвостом след заметать.

Лиса уползает, заметая следы хвостом.


Приложение 2

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в Югру

Урок носит краеведческий характер и предназначен для учащихся 1-2 классов. Презентация и подводящие материалы: http://yadi.sk/d/I72PmZXTPVPuz...

Внеклассное мероприятие по математике «Путешествие по ХМАО - ЮГРЕ»

Совершить путешествие по любимому Ханты - Мансийскому округу . Но это не обычное путешествие ! В это путешествие отправляются две команды, которым придется преодолевать трудности, используя все ...

Культурно-просветительское мероприятие "Путешествие в Югру"

Методическая разработка является внеклассным мероприятием, посвященным юбилею Октябрьского района. Культурно-просветительское мероприятие прививает детям интерес к изучению родного края. «Путеше...

Путешествие по Когалыму (ХМАО-Югра)

Краеведение. Знакомство с г. Когалымом....

Путешествие в Югру

Конспект внекласного занятия...

Большое путешествие в Югру

Цель: сформировать представление об территории ХМАО, ее богатствах и особенностях коренного населения.Задачи:1.     Сформировать знания об природных богатствах ХМАО...

Рабочая программа внеурочной деятельности по краеведению "Путешествие по Югре"

Программа позволяет расширить представления учащихся о традициях и  культуре  коренных народов Югры, о выдающихся личностях  и их достижениях;призвана способствовать формированию чувств...