Путешествие в Югру
классный час

Чепкасова Наталья Павловна

Конспект внекласного занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_yugru.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Пробуждение интереса и любви к родному краю.

Задачи:

- знакомство детей с природой родного края;

- воспитание бережного отношения к природе;

- формирование экологических знаний у учащихся;

- развитие кругозора детей, мышления, речи.

Оборудование:

-магнитофон и аудиокассеты с записями  звуков леса;

- изображение леса на стене;

- две повязки, два листа формат А – 3, фигурки зверей, птиц, рыб, грибов, ягод, шишки, две удочки. Маринованные и сухие грибы, кленовые листочки. Две корзинки. Изображение весенней берёзки на стене. Изображение леса с озером в большом формате, чтобы можно было крепить на него фигурки.

Ведущая. Здравствуйте дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по удивительному богатому природному краю, где живут коренные жители: Ханты и Манси, и где живём мы с вами. Это Югорский край. Есть такая легенда.

Давным – давно, в сказочное время. Птица – легенда поспорила с Вещим вороном. Он летел на белоснежных крыльях и был белее первозданного снега. Заспорили о том, кто больше пролетит, не опуская крыльев. Взмыли в облака – и в путь. Молча летел Вещий ворон, упорно, а Птица – легенда заливалась песнями. Нипочём ей были ни белый ветер, ни чёрная гроза, ни гром, ни град. Веселит себе душу. Почернел от зависти чёрный ворон, тяжело опустил чёрные крылья. А птица – легенда до наших дней долетела, а в ней – жизнь, летящая на могучих крыльях времени – Времени добрых надежд и озарений разума…

Звучат звуки леса.

Ведущая. А принесла нас эта песня в край дивный – край Утренней Зари, где живут истинные знатоки и ценители природы, отличные рыбаки и охотники, ханты и манси. В старину Хантов называли Остяками, а Манси – Вогулами. Это два близкородственных народа, и их языки названы угорскими.

Ну что ж, ребята, нам предстоит сейчас отправиться с вами в путешествие по этому удивительному угорскому краю – краю белых ночей, глухариной песни, шелеста зелёных иголок пятисотлетнего красавца тайги – кедра.

Хозяйка тайги.

Югорский край – заветный край России,

Земля легенд и сказок старины.

В твои просторы, зори молодые

Мы с детских лет всем сердцем влюблены.

Как добрый друг, хозяйка той земли,

Я вам в пути поддержку обещаю.

И в край угорский всех вас приглашаю.

Добро пожаловать, дорогие друзья! Кому как не мне, Хозяйке тайги, хорошо знать землю моих предков, моих народов: ханты и манси. Присяду и задумаюсь: что волнует мои народы? Сижу и думаю: возможно ли спасти Природу, её мудрую гармонию? Встану, посмотрю в даль – течёт полноводная река Обь, рыба над струями плещет. А небо, небо белой ночи, звенит от полёта уток, гогота гусей, лепета лебедей. Живая музыка белой ночи, неужели вас не заворожит? Тут   и задумаешься: как обо всём этом вам рассказать?

Может, сказки помогут? Ведь в них глаза народа! А может, песни помогут? Ведь в них душа народа!

Звучит мелодия Хантов – Манси.

Ведущая.       И привела нас, песня на берег великой реки Оби.

                       В тайге поскрипывают ели,

                       Смола стекает, словно мёд.

                       Вдруг шишка, сорванная ветром,

                       Как птенчик, на ладонь порхнёт.

                       Дождь прибежит с далёких сопок,

                       И зажелтеет зверобой.

                      А сколько тут звериных тропок –

                      Побродим по тайге с тобой!

                      И поглядим, кто в дуплах, норах,

                      Кто гнёзда на вершинах вьёт,

                      Кто в синих прячется озёрах

                      И в речках медленных живёт.

- Ребята, очень много зверей обитает в наших лесах. Отгадав загадки, мы вспомним, кто они. И отпустим их в наш прекрасный лес. Который пока пуст.

1. Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами кисти рожки.

С виду кроток, но не верь:

Страшен в жизни этот зверь. (Рысь.)

            2. Хозяин лесной просыпается весной,

            А зимой под снежный вой

            Спит в избушке снеговой. (Медведь.)

3. Над шапками кустарника дерево плывёт.

На чьей же голове оно уютно так растёт?

Откроет нам поляна лесного великана. (Лось.)

            4.  Что за зверь зимой холодной

              Ходит в чаще золотой, голодный? (Волк)

5. Чуток, строен и высок, гордо голову несёт,

От рогов густая тень, Вот красивый зверь… (Олень.)

            6.  Юркий маленький зверёк

             С ветки прыг, на ветку скок. (Белка.)

6. Если в реке работники – не столяры, не плотники,

А выстроят плотину – хоть пиши картину. (Бобры.)

             7. Трусоват лесной красавец.

             Догадались? Это … (Заяц.)

8. Длинный хвостище, а сама хитрища. (Лиса.)

              Словно ёлка, весь в иголках. (Ёж.)

- Ребята, зверей вы знаете не плохо. Скажите, а чьи это следы? Какому зверю, они принадлежат? (Дети отгадывают следы изображённые на рисунках.)

Хозяйка тайги. Ребята слышите, какая музыка звучит в лесу? Слушая её, можно подумать, что все звери, птицы и насекомые родились на свет певцами и музыкантами. Может быть, так оно и есть: музыку ведь все любят, и петь всем хочется. Только не у каждого голос есть. Вот послушайте, как поют птицы.

Звучит запись пения птиц.

                            Я, ребята, птиц люблю,

                            Никогда их не ловлю –

                            Ни ловушками, ни в сети.

                            Не держу их дома в клети.

                            Никогда гнёзда не трону.

                            Ни сороки, ни вороны,

                            Ни скворца, ни воробья

                            Не обидела бы я.

Ведущая. А сейчас поделимся на группы. Каждая группа получает птицу. На обратной стороне в стихах зашифровано название. (После того, как отгадают название, садят птиц на ветки деревьев изображённого леса)

1. Бараний зов под облаками

Ещё далёким эхом бродит,

Когда вниз падая, как камень,

Аэрофокусник над нами

Своим хвостом: «Бе – бе!»выводит.

2. Ещё леса в плену февральской прозы.

Лишь только он, как зоренька, пунцов,

Отважно даже в лютые морозы

Вьёт гнёздышко для будущих птенцов.

И как не петь в такие времена,

Когда созрели в шишках семена!

3. Журчанье струек ручейка

Артист несёт под облака.

Весной, когда сойдут снега,

Он с высоты апреля

Роняет звонко на луга

Отзывчивые трели.

Не зря к любимцу высоты

Открыто тянутся цветы,

Как чутким сердцем я и ты!

4. Зябко в лесу. Словно щёки ребят,

Яркие гроздья рябины горят.

Бодрая птаха, готовясь в полёт,

Лето с собою в дорогу зовёт.

И улетает в осеннюю синь

Краткая звонкая песня: «Пинь – пинь!»

5. Изящная корзиночка – гамак

Вплелась в прозрачный летний березняк.

Оттуда флейты нежной переливы

Летят в румяный день: «Фиу – ти – лиу!»

Горит пичуга краской золотой,

А лес до края солнцем налитой!

6.Разоделиь в шубки пни и кочки.

Ягоды припрятал снег – петушок.

Бодро рвёт берёзовые почки

Черноголовый пёстрый петушок.

И как в эту пору не любить

Кроткое лесное: «Ти – и – ить!»

- А какие ещё птицы обитают в наших лесах? (Глухарь, гагара, поползень, дятел, филин, клёст, кукушка, журавль.)

Хозяйка тайги. Вы на карту посмотрите

                             И Нефтеюганск на ней найдите

                             Потому что здесь наш дом:

                             Мы на Севере живём.

                             Будет день такой, что любо!

                             Сразу тундра ожила.

                             И спешат навстречу людям

                             И заботы и дела.

                             Пастухи поедут в стадо,

                             Ладит снасти зверолов,

                             А рыбацкая бригада

                             Привезла большой улов.

Ведущая. Назовите, пожалуйста, рыб, которые водятся в реках нашего края? И опустим их в наше озеро. (Муксун, нельма, пелядь, чир, осётр, язь, щука, елец, плотва, окунь, налим.)

Игра: «Ловкий рыбак». (Кто больше поймает рыбок удочкой)

Хозяйка тайги. Что это? Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя? (Болото)

Ведущий. Какое, полезное ископаемое добывают на болоте? (Торф.) Торф – хорошее топливо.

Издавна люди топили им печи. А сейчас он горит в топках электростанций. Торф является ещё и отличным удобрением. Словом, это – ценнейшее сырьё, которое дают нам болота.

Хозяйка тайги. В лес бежим мы по тропинке

                             Мимо сосен и берез,

                             А в руках у нас корзинки

                             Для морошки и грибов.

Ведущая. Наш край богат ягодами и грибами, какие ягоды и грибы можно встретить на болоте и в тайге? (На полу раскладываются грибы и ягоды.) Выберите съедобные грибы и ягоды растущие в наших краях, и посадите их в наш лес. (Клюква, брусника, голубика, морошка, черника, рябина, шиповник, малина, костяника. Сыроежка, маслёнок, белый гриб, подосиновик, подберёзовик, волнушка, груздь.) Показать сухие, маринованные грибы.

Игра. Собери шишки.

Хозяйка тайги. 

                   Дерево, цветок, трава и птица

                   Не всегда умеют защищаться.

                   Если будут уничтожены они,

                   На планете мы останемся одни.

                   Нор звериных, птичьего гнезда

                   Разорять не нужно никогда.

                   Пусть птенцам и маленьким зверятам,

                   Хорошо живётся с нами рядом.

Ведущая. В нашем округе много лесов. А какие деревья растут в нашем округе? (Дети отвечают). Посмотрите внимательно, на эту берёзку, что в ней не правильно? ( На весенней берёзке не может быть листочков). Давайте их вернём на место в осенний лес, но сначала ответим на вопросы, которые находятся на обратно стороне листочка.

1.Листья, каких деревьев осенью краснеют? (рябина, осина, клен.)

2. Какое, дерево даёт сладкий сок? (Сок клёна.)

3. Из какого, дерева делают спички? (Ель.)

4. Какое, дерево чаще всего высаживают в городах? (Клён.)

5. Какие, дрова самые жаркие? (Берёзовые.)

6. Какое, дерево применяют для изготовления лыж? (Берёза.)

7.Сосну сажают для укрепления песков, а ель нет. Почему? (у сосны глубокая корневая система.)

8. Почему заяц зимой гложет осинку, ведь она горькая? (кора осины содержит 10% жира.)

Игра: «Собери букет». ( Из кленовых листочков составить букет.)

Ведущая. К сожалению, людям не всегда удаётся сохранить природу. Вы знаете, что в нашем крае добывают нефть. Много буровых вышек возвышается над тайгой. И в этих районах нет зверей, вырубаются леса. Ребята, а кто знает стихи о природе? Расскажите.

Хозяйка тайги. 

Кто не бывал в тайге Югры,

Я приглашаю вас сюда.

Сейчас она не снежная пустыня –

Полюбите наш край наверняка.

Мы ждём, друзья! И вовсе не беда,

Коль встретит вас неласковая вьюга,

В любой зайдёте чум – вас ждут всегда

Гостеприимство и забота друга.

Суров мой Север лишь на первый взгляд:

Пусть ветры зазывают за стеною,

Здесь каждый будет вас увидеть рад

И обогреть душевной теплотою!

Ведущая. Вот мы с вами и совершили путешествие по Югорскому краю. Надеюсь, вы полюбите землю, на которой живёте, ещё сильнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в Югру

Методическая разработка является внеклассным мероприятием, посвященным юбилею Октябрьского района. Культурно-просветительское мероприятие прививает детям интерес к изучению родного края. «Путешествие...

Путешествие в Югру

Урок носит краеведческий характер и предназначен для учащихся 1-2 классов. Презентация и подводящие материалы: http://yadi.sk/d/I72PmZXTPVPuz...

Внеклассное мероприятие по математике «Путешествие по ХМАО - ЮГРЕ»

Совершить путешествие по любимому Ханты - Мансийскому округу . Но это не обычное путешествие ! В это путешествие отправляются две команды, которым придется преодолевать трудности, используя все ...

Культурно-просветительское мероприятие "Путешествие в Югру"

Методическая разработка является внеклассным мероприятием, посвященным юбилею Октябрьского района. Культурно-просветительское мероприятие прививает детям интерес к изучению родного края. «Путеше...

Путешествие по Когалыму (ХМАО-Югра)

Краеведение. Знакомство с г. Когалымом....

Большое путешествие в Югру

Цель: сформировать представление об территории ХМАО, ее богатствах и особенностях коренного населения.Задачи:1.     Сформировать знания об природных богатствах ХМАО...

Рабочая программа внеурочной деятельности по краеведению "Путешествие по Югре"

Программа позволяет расширить представления учащихся о традициях и  культуре  коренных народов Югры, о выдающихся личностях  и их достижениях;призвана способствовать формированию чувств...