Патриотическое воспитание на основе краеведческого материала
статья по краеведению по теме

Падалко Валентина Александровна

выступление на конференции по вопросам патриотического воспитания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание на основе краеведческого материала 

 учитель истории

Падалко Валентина Александровна

   Что такое краеведение — это историческая память, память ныне живущих о тех, кто ушел, оставив след в истории своей малой Родины. Краеведение является важным средством связи школы с жизнью. Включение в краеведческую деятельность позволяет ребенку лучше узнать свой край, познать патриотические, духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.

     Наше село Подъельск  имеет глубокие боевые, трудовые, культурные традиции, а наша школа за 150 лет выпустила сотни выпускников. В 1964 году был создан школьный краеведческий   музей, где за многие годы накоплен богатый краеведческий материал.

   Цель патриотического воспитания:  формирование  устойчивого  интереса  к  истории  родного  края,   чувства гордости за свою  страну,  свой, край, семью посредством изучения   краеведческого материала.

Задачи работы по патриотическому воспитанию:

  • сохранить  и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта;
  • приобщить детей и подростков к историческому и духовному наследию России через практическое участие в сборе и обработке документов, изучении и благоустройстве памятников  культуры

Включение  обучающихся в краеведческую работу  возможно  в урочной и во внеурочной деятельности. Патриотическое воспитаниебудет эффективным при соблюдении принциповпоэтапности и последовательности, с соблюдением следующей воспитательной цепочки:

  • Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям. 
  • Воспитание и уважение к старшим, к людям труда 
  • Моя Родина - Россия. Моесело  -Подъельск
  • Человек – защитник своего Отечества 

В нашейшколе  патриотическое  воспитание   осуществляется через включение обучающихся:

  • Работу краеведческого музея
  • Работу   кружка «Искатель»
  • Встречи с ветеранами  и тружениками тыла
  • Беседы по истории школы, России.
  • Экскурсии
  • Неделю  военно- патриотической и спортивной работы, посвященный  Дню защитника Отечества.

Краеведческий музей работает по следующим направлениям:

1. История села Подъельск;

  • 2. Хозяйство и быт с.Подъельск;
  • 3. Они сражались за Родину;
  • 4.Знаменитые люди села;
  • 5. История Подъельской  школы.

По каждому направлению разработаны тематические экспозиции.

   Создан  совет музея, в который входят учителя и обучающиеся. Осуществляется комплектование    музейного собрания, проводятся беседы, уроки по различным предметам.

Важную роль в патриотическом воспитании  выполняют экскурсии.

На основе краеведческого материала обучающиеся школы проводят исследования и  создаютисследовательские работы по истории села Подъельск:

  • «Народ чудь. Чудьские ямы»
  • «История с. Подъельск»
  • «Страницы из истории с.Подъельск»
  • «Развитие с.Подъельск»
  •  «Троицкая церковь»
  • «Наследие купца Волоцкого»
  • «Странички истории пионерии Подъельска»
  • «В музее бабушки Веры»
  • «Герой спорта сегодня»
  • «Подъельский детский дом»

На основе материалов музея  обучающиесясоздали общешкольные проекты:

  •       «Книга памяти с.Подъельск»
  •       «Детство наших бабушек»,
  •       «Моя семья в Великой Отечественной войне»,
  •       «Труженики тыла с. Подъельск в годы Великой                 Отечественной  войны»
  •        «Участие жителей с.Подъельск в Великой  Отечественной войне »
  •         «Календарь Великой Отечественной войны»

Исследовательские работы по направлению «Они защищали Родину» занимают важное место в патриотическом воспитании:

  • «Письма с фронта»
  • «Кире Мить из Подъельска»
  • «У войны не женское лицо»
  • «А.М.Трубачев – учитель, фронтовик»
  • «Нам не забыть Афганистан»
  • «Солдат войны не выбирает»
  • «Участие жителей села Подъельск в Первой мировой и гражданскихвойнах 1914 -  1920 гг.»

    Краеведческий материал   по первой мировой войне вызывает большой интерес, удивление и восхищение у учащихся. Их предки, односельчане воевали на фронтах Первой мировой войны. Они  с  оружием  в  руках  сражались  на  фронте,  были  награждены  Георгиевскими  крестами  за  храбрость,  проявленную  в  боях.  Многие  из  них  прошли  через  немецкий  плен,  выдержали  все  испытания  и  с  честью  вернулись  домой.(36 чел.) Этот материал был раскрыт в исследовательской работе  обучающейся школы « Участие жителей села Подъельск в Первой мировой  и гражданской войнах», который сейчас активно применяется на уроках и во внеклассной работе.

Ведется систематическая работа по сбору материала по истории Подъельской школы. К 150-летнему юбилею был разработан проект «История Подъельской школы»:

  • «Книга выпускника»
  • «История Подъельской школы»
  • «Учителя Подъельской школы»

    Результаты исследовательских работ  ежегодно представляются обучающимися  на  районной туристско - краеведческой конференции «Отечество – земля Коми» в с. Корткерос, в  республиканской олимпиаде по школьному краеведению в г.Сыктывкар

   Большое воспитательное значение имеют ежегодные встречи с ветеранами и тружениками тыла на праздник Победы. Перед ветеранами выступают обучающиеся со своими проектами и никого не оставляют равнодушными слезы тех, кто на себе испытал все тяготы войны.

    На митинге у обелиска обучающиеся школы каждый год стоят в почетном карауле и выступают  перед жителями села.

В школе организуются мероприятия  по патриотическому воспитанию: День памяти Василия Селькова, погибшего в Чеченской войне, День вывода войск из Афганистана.

    Большой интерес у обучающихся вызвал проект «Пионерский сбор» и  «КВЕСТ» на основе краеведческого материала.

На уровне района были проведены мероприятия посвященные 20-летию Подъельского  филиала Корткеросской ДЮСШ,

вечер памяти  И.А.Ветошкина – спортсмена из с.Подъельск.

      Хотя результаты патриотического воспитания покажет жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат на сегодняшний день – это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного края. Для занятий краеведением не нужно больших затрат. Достаточно внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг нас, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экспедицию по родному краю. И тогда малая родина откроет массу своих тайн, массу таких факторов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру. И тогда станет ясно, что без истории малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков.

     Нам удалось заинтересовать обучающихся историей родного села и результаты говорят сами за себя.

      Таким образом,  использование  историко-краеведческого  материала служит средством  формирования гражданских и патриотических качеств учащихся. Проводимая внеклассная  работа прививает интерес  к  предмету истории и значительно облегчает усвоение учащимися исторических событий.

                       

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ «СОШ» с.Подъельск Патриотическое воспитание на основе краеведческого материала Учитель истории Падалко Валентина Александровна

Слайд 2

Что такое краеведение — это историческая память. Это память ныне живущих о тех, кто ушел, оставив след в истории своей малой Родины.

Слайд 3

Цель работы по патриотическому воспитанию: формирование устойчивого интереса к истории родного края, чувства гордости за свою страну, свой, край, семью, посредством изучения краеведческого материала

Слайд 4

Задачи работы по патриотическому воспитанию: • сохранить и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; • приобщить детей и подростков к историческому и духовному наследию России через практическое участие в сборе и обработке документов, изучении и благоустройстве памятников культуры

Слайд 5

Реализуем следующую эффективную воспитательную цепочку: • Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям. • Воспитание и уважение к старшим, к людям труда • Моя Родина - Россия. Мое село - Подъельск • Человек – защитник своего Отечества

Слайд 6

Патриотическое воспитание осуществляется через: Работу краеведческого музея Работу кружка «Искатель» Встречи с ветеранами и тружениками тыла Беседы по истории школы, России. Экскурсии Неделя военно- патриотической и спортивной работы, посвященной Дню защитника Отечества.

Слайд 7

Школьный краеведческий музей существует с 1964 года. Тематические экспозиции: 1. История села Подъельск; 2. Хозяйство и быт с.Подъельск; 3. Они сражались за Родину; 4.Знаменитые люди села; 5. История Подъельской школы. Работает музей, осуществляется комплектование музейного собрания, проводятся экскурсии, беседы, уроки по различным предметам

Слайд 8

Экскурсии в школьный музей

Слайд 9

Исследовательские работы по истории села Подъельск «Народ чудь. Чудьские ямы» «История с. Подъельск» «Страницы из истории с.Подъельск» «Развитие с.Подъельск» «Троицкая церковь» «Наследие купца Волоцкого» «Странички истории пионерии Подъельска» «В музее бабушки Веры» «Герой спорта сегодня» «Подъельский детский дом»

Слайд 10

На основе материалов музея создали проекты «Книга памяти с.Подъельск» «Детство наших бабушек», «Моя семья в Великой Отечественной войне», «Труженики тыла с. Подъельск в годы Великой Отечественной войны» «Участие жителей с.Подъельск в Великой Отечественной войне » «Календарь Великой Отечественной войны»

Слайд 11

И «Участие жителей села Подъельск в Первой мировой и гражданских войнах 1914 - 1920 гг.» «Письма с фронта» «Нам не забыть Афганистан» «Солдат войны не выбирает» «Кире Мить из Подъельска» «У войны не женское лицо» Исследовательские работы «Они защищали Родину» «А.М.Трубачев – учитель, фронтовик»

Слайд 12

Проект «История Подъельской школы» «Книга выпускника» «История Подъельской школы» «Учителя Подъельской школы»

Слайд 13

Каждый год обучающиеся школы участвуют в районной краеведческой конференции «Отечество – земля Коми» в с. Корткерос. 2009г. 2010 г. 2012 г. 2011 г.

Слайд 14

Учащиеся школы участвуют в республиканской олимпиаде по школьному краеведению в г.Сыктывкар 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Слайд 15

Обучащиеся школы участвуют в конференции «Я исследователь, я познаю мир!»

Слайд 16

Встречи с ветеранами и тружениками тыла

Слайд 17

День Победы

Слайд 18

День памяти Василия Селькова

Слайд 19

Проект «Пионерский сбор»

Слайд 20

20 лет Подъельскому филиалу Корткеросской ДЮСШ

Слайд 21

Вечер памяти И.А.Ветошкина

Слайд 22

Главный результат на сегодняшний день – это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного края использование историко-краеведческого материала служит средством формирования гражданских и патриотических качеств учащихся.

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник по математике 5-6 класс ( на основе краеведческого материала)

Сборник по математике 5-6 класс ( на основе краеведческого материала). В данном сборнике представлены задания на основе краеведческого материала о.Мурома....

презентация "Патриотическое воспитание детей средствами краеведческой деятельности по программе"

Из опыта работы творческого объединения «Летопись  родного  края»Педагог дополнительного образования МУДОД   ЦВР  Конова  И.И. ...

Из опыта работы "Учебно-исследовательская деятельность на уроках русского языка" (на основе краеведческого материала)

Вся моя деятельность как учителя направлена на развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Для достижения этой серьёзной цели я ста...

Духовно-нравственное воспитание на основе краеведческого компонента.

Духовно-нравственное воспитание на основе краеведческого компонента....

Организация работы по патриотическому воспитанию учащихся 5-9 классов с использованием современных образовательных технологий на основе краеведческого материала (методические рекомендации)

            Основная идея  методических рекомендаций  состоит в оптимальном сочетании видов  современных технологий в процессе патриотичес...

Из опыта работы на тему "Развитие коммуникативных навыков обучающихся на уроках иностранного языка посредством технологии коллективного способа обучения (на основе краеведческого материала)"

Известно, что образование подразумевает единый процесс воспитания и обучения ученика, в ходе которого он становится личностью. Осознание того, что отношения между учителем и учениками должны строиться...