Урок для 9-го класса. Тема: «ПЕТЕРБУРЖЦЫ И ИХ ЖИЗНЬ - МОЯ СЕМЬЯ И МОЙ ГОРОД»
план-конспект урока по краеведению (9 класс) по теме

Чулицкая Ирина Петровна

Цель урока: Формирование представления о Пушкине как о городе -  жемчужине мировой культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_moya_semya_i_moy_gorod.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель

 истории и культуры

 Санкт-Петербурга

 И.П. Чулицкая,

ГБОУ СОШ № 335

 Пушкинского района

 Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока:

 «ПЕТЕРБУРЖЦЫ И ИХ ЖИЗНЬ - МОЯ СЕМЬЯ И МОЙ ГОРОД».

Класс: 9

Методическое и информационное сопровождение:

- творческие работы учащихся «На фоне города снимается семейство»

- С.Я. Ласточкин, Ю.Ф. Рубежанский «Царское Село – резиденция Российских монархов»

СПб, ВИТУ, 1987

- Н. Семеникова « Пушкин. Дворцы и парки»

Ленинград, «Искусство», 1985

- Сборник «Пригороды Санкт-Петербурга. Вопросы и ответы»

Спб, ООО «Паритет», 2001

- DVD: «Санкт-Петербург. Петергоф, Царское Село, Павловск»,  «Гений места 1710-2010» (или другой соответствующий видеоисточник)

Цель урока:

Формирование представления о Пушкине как о городе -  жемчужине мировой культуры

Задачи урока:

-формирование навыков исследовательской деятельности путём поиска новых сведений о известных памятниках;

- развивать умение выбора и обобщения информации;

- продолжать формировать навыки ориентации в городе

- воспитывать уважительное отношение к любому творчеству через адекватное восприятие и анализа информации

  • Предварительная работа

Оформление стендовых докладов по творческим работам на тему «На фоне города снимается семейство»

  • Новый материал

Рассказ учителя

Всемирную славу и известность Царскому Селу принесли дворцы и парки, которые вошли в сокровищницу мирового искусства.

На долю Царского Села выпало великое счастье стать «поэтическим отечеством» А. С. Пушкина.

Говоря о городе Пушкине нельзя не вспомнить о печальном событии, которое произошло зимой 1837 года, в доме княгини Волконской на набережной реки Мойки умер А.С. Пушкин. Смерть поэта глубоко потрясла его современников, и многие поэты выразили свою боль, свои чувства в стихах, с которыми вы знакомитесь на уроках литературы. Вот как воспринимает, чувствует, переживает это событие наш современник - Самсонов Ю.А.

Он умирал. Устав от сильной боли,

Доверив все изменчивой судьбе,

Он понимал, что не напишет боле

Стихов о жизни, счастье, о себе...

*    *    *

Он умирал. Он уходил в бессмертие.

Вдруг приподнялся, вскликнул и поник...

Прошли года, второе уж столетие,

Но его жизни дорог каждый миг.

Поэзией Пушкина пронизана вся атмосфера нашего города, который вот уже 66 лет носит его имя. И вы сами в своих работах обращались именно к стихам Пушкина, описывая свои любимые места. Сегодня на нашей экскурсии тоже будут звучать стихи в знак любви к народному поэту и городу, который носит его имя.

Маршрут экскурсии составлен по вашим работам, по тем местам, которые наиболее часто встречались в ваших творческих работах.

Просмотр видеосюжета «Отечество нам Царское Село»

Екатерининский дворец - первая постройка Царского Села послужила началом создания  дворцово-паркового ансамбля.

Екатерининский парк относится к пейзажным или романтическим паркам, потому что гуляя по извилистым дорожкам или, например, по берегу большого озера можно открыть для себя что-то необыкновенное. Он «вдохновлял, вдохновляет и будет вдохновлять молодых поэтов» -
писал Миша Ильин;  Многие поэты посвятили свои строчки этим местам, например, Михаил Деларю, Иннокентий  Анненский,   граф  Василий  Комаровский,   Анна Ахматова,  Всеволод Рождественский,   Татьяна Гнедич, Иван Демьянов, Сегодня я прочту стихи Елизаветы Стюарт,

Вздыхает ветер, холодок, струя

И тень листвы на камне распростерлась, Кувшин разбит, из тоненького горла

Все льется родниковая струя,

А девушка горюет столько лет,

Склонясь печально в зелени тенистой,.,

Как часто Пушкин - юноша - поэт

Прислушивался к звону влаги чистой!

Быть может он однажды к  ней приник,

Ловя  прохладу жадными руками...

Звенит, звенит поэзии родник,

Пробившийся из-под земли сквозь камень.

А я, робея, перед ним стою,

И не решаюсь вечную струю

В ладони  взять, волнением объята:

Она поили Пушкина когда-то.

Выступление учащихся по маршруту творческих работ

(использовать видовой ряд (презентации), фоновое музыкальное сопровождение или живую музыку в исполнении учащихся)

Маршрут:

  • Екатерининский дворец;
  • Верхняя ванна;

*         Эрмитаж;

  • Грот;
  • Камеронова галерея;

*   Адмиралтейство;

  • Чесменская колонна;
  • Турецкая баня;
  • Мраморный мостик;
  • Девушка с кувшином.

Уснул в нагретых травах ветер,

Безоблачна голубизна.

Нет краше музыки на свете,

Чем наших парков тишина.

  • Закрепление

Ответить на вопросы:

  1. Как называется первый дворец Царского  Села, который сохранила Елизавета в память о родителях?
  1. Архитекторы дворца?
  1. Какова длина фасада?
  2. Описать внешнюю отделку, используя словарь архитектурных терминов.
  1. Назвать границу регулярного сада?
  2. Как иначе называется пейзажный парк?
  3. Назвать основной стиль садово-паркового искусства.

8. Назвать скульптора, архитектора, год постройки (по памятникам о которых шла речь).

  • Обобщение,

Одухотворенность нашего города проходит через века и поколения, наши семьи. Мы с вами должны хорошо представлять, что наш небольшой городок, по улицам которого мы ходим в школу  и на работу т.е. живем повседневной жизнью, - является жемчужиной мировой культуры. И время от времени надо отвлекаться от будней, и, как написал Миша в своем сочинении, «наполнять нашу засушенную душу красотой и состраданием»,

Жизнь и учеба в Царском Селе накладывает отпечаток особенности и непохожести. Как сказал К. Чуковский, давая определение царскоселам, «…им был присущ тот изысканный лоск, по которому мы, коренные петербуржские жители, безошибочно узнавали людей, воспитанных Царским  Селом».

Царское Село - город загадочный и неповторимый, юрод, каждая прогулка по которому становится в прямом смысле прогулкой по русской литературе, по русской истории. В этом городе все-литература, все – история.

  • ДЗ

Нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ИКН в 7 классе Тема: Марийский край и губернские реформы XVIII века. Гербы городов

Данный материал может быть использован учителями ИКН и педагогами ,занимающимися краеведением,историей Марийского края...

Урок ИКН в 7 классе Тема: Марийский край и губернские реформы XVIII века. Гербы городов

Данный материал может быть использован учителями ИКН и педагогами ,занимающимися краеведением,историей Марийского края...

Урок обществознания для 11 класса. Тема: Мировоззрение- ядро духовной жизни

Урок обществознания для 11 класса. Мировоззрение- ядро духовной жизни.  Урок изучения нового материала....

Урок биологии в 6 классе . Тема: Значение листьев в жизни растения.

Материал разбит на три документа: 1. Тематическая карта урока и сценарий урока. 2.  Приложения к уроку. 3. Награждения....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

открытый урок обществознание в 7 классе тема: "Опасный путь преступной жизни"

Урок обществознания в 7 классеТема: Опасный путь преступной жизни.Цель: Образовательная – дать представление об основных понятиях, способствовать формированию у учащихся навыка критического ...

Самоанализ урока по литературе 8 класс Тема: «Взаимоотношение, счастье и любовь в семье (на примера рассказа А.И. Куприна «Куст сирени»

Самоанализ урокапо литературе 8 классТема:  «Взаимоотношение, счастье и любовь в семье (на примера рассказа А.И. Куприна «Куст сирени»...