Ранний железный век на Алтае. Великое переселение народов.
методическая разработка по краеведению (5 класс) на тему

Швенк Светлана Михайловна

Конспект урока  и презентация.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Население края в раннем железном веке.

Начало Великого переселения народов.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь. …..

Прежде чем начать изучение новой темы давайте вспомним, что мы уже знаем об истории Алтая в начале железного века:

2.Опрос:

-На какие периоды делится железный век?

( Ранне-скифский период 8-6 в.д.н.э. Скифо-сакский период 6-2 в.д.н.э., Хунно-сарматский период 2 в.д.н.э.-3 в.н.э.

Слайд 2.

- Дайте характеристику ранним скифам:

опишите основные занятия,

каков был обряд захоронения,(«скифская триада»)

Кто такие саксы?

Чем они отличаются от скифов? (более развитая культура)

Из каких групп состояло сакское общество? (ответы учеников)

Слайд 3., 4

3.Изучение нового.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение железного века на Алтае.

Посмотрите периоды железного века и скажите, что будем изучать на уроке.?

(Сегодня продолжим изучать железный век Алтая. Познакомимся с племенами гуннов и сарматов. А также отметим, как начиналось «Великое переселение народов»)

Слайд 5

В объединение гуннов входили разные племена.

Основное занятие -кочевое скотоводство. Главное богатство-лошадь. Первоначально хунны жили в южном Забайкалье и занимались скотоводством. Особенно любили они разводить лошадей. Постоянных жилищ у гуннов не было, они постоянно кочевали вместе со своим скотом и даже не строили шалашей, а жили в кибитках Наиболее богатые гунны имели много скота и огромные юрты на колесах. Такие чудные повозки тащили упряжки из 20–30 буйволов (кастрированных быков). В таких юртах передвигались женщины, дети и старики. Мужчины воины ехали на конях.

Слайд 6

Во главе племени стоял вождь Шаньюй, он был главным правителем. Энергичный и талантливый предводитель Модэ сплотил племена хунну, покорил часть соседних народов и после ряда побед вынудил императора Китая заключить с ним «договор мира и родства», по которому Китайская империя фактически была обязана платить гуннам дань.

Слайд 7

 В племени гуннов было четкое военное подчинение:

Слайд 8

Государство было разделено на левое центральное и правое крылья. Ими управляли «туменбасы»-темники.(ими обычно были сыновья правителя или близкие родственники. Они возглавляли 24 рода, и все темники подчинялись шаньюю (вождю)

Слайд 9

У каждого темника имелось по 10000 вооруженных всадника. Темник назначал сотников и десятников .Каждому из них давал свою территорию кочевников, все мужчины были приписаны к какому либо отряду, каждый должен заниматься воинскими упражнениями и иметь лук со стрелами и копьё.

Слайд 10

Гунны были язычниками: верили , что все вокруг населено духами

Слайд 11

Духи жили на небе и были главными, еще были духи наземные и подземные. Гунны верили, что есть хорошие и плохие . злые духи,( которые вредят людям, толкают их на плохие поступки) . И вот главная задача хороших духов, защитить, очистить человека от зла.

Гунны хоронили покойников в ямах. В яму помещали останки с погребального костра: уголь, пережженные человеческие, лошадиные и овечьи кости. В погребения клались мечи, стрелы, сбруя и седла. Сверху набрасывали камни.

После смерти Модэ у гуннов началась междоусобица, которая разделила их племена на два враждебных лагеря – северный и южный. В 55 г. до н.э. южные племена покорились Китаю и перешли на его сторону – стали его поддаными, а северные во главе с великим Чжи-Чжи откочевали к западу и основали новое царство в степях Восточного Казахстана.

(показать на карте )

 Слайд 12.

Постепенно на территорию Древнего Алтая с Южного Урала приходят сарматы.

Слайд 13

Согласно легенде сарматы являются потомками амазонок и скифов. В древнее время на Дону жили или, как утверждают греки бежали сюда представительницы племени легендарных амазонок. Они образовали своё небольшое государство с центром Фемискирой в пойме Дона. Первая царица амазонок была Лассипа, под её руководством строились храмы, и была создана первая конная армия.

Вторая царствующая особа Пенфесилия вместе с войском сражалась в троянской войне и погибла в бою с Ахиллесом . Дети же скифов и амазонок и стали называться сарматами.

Слайд 14.

Согласно  описанию Геродота , роксоланы и другие сарматские кочевые племена «проводили жизнь в оббитых войлоком повозках, в которые запрягали волов, и держали большие стада, дававшие им мясо и молоко, которыми они питались». Далее он отмечает, что они «питаются преимущественно мясом, но также кониной и конским молоком, свежим или кислым. Они следуют за пасущимися стадами, время от времени перегоняя их на новые пастбища»

Слайд 15.

Сарматы носили длинные штаны, сапоги из мягкой кожи и остроконечные или закругленные войлочные шапки .

Слайд 16

Сарматы сражались как верхом, так и в пешем строю. Их вооружение состояло из короткого изогнутого лука, колчана, полного стрел; железного меча-акинака, легкого копья или пики с железным наконечником и, совсем уж редко, боевого топора.

Слайд 17

Сарматы поклонялись солнцу, так же как и огню, и верили в его очищающую силу.

434 г. гунны достигли Дуная, вторглись в пределы Римской империи и осадили Константинополь. В Паннонии (Венгрия), где находилась ставка гуннского вождя Рутилы, после его смерти в 445 г. произошли драматические события. Два его племянника — Бледа и Аттила, ставшие предводителями гуннов, не поделили трон, и вскоре Бледа был убит коварным братом .

Слайд 18

В  армии Атиллы царили железная дисциплина и боевая выучка. Гунны сохранили военное устройство армии и сумели подчинить себе все другие кочевые племена киммерийцев, скифов, сарматов, готов.

Слайд 19

В 440 г. Аттила свою ставку перенес в Паннонию. Особенно разрушительным был поход гуннов в пределы Римской империи в 442 г., когда они ограбили многие города, укрепления и селения. По существу, все восточные провинции Римской империи тогда были захвачены Аттилой. Под гуннским господством оказались территории от Рейна до Урала.(показать на большой карте класса)

В 454 году, во время своей свадьбы с княжной Ильдикой, Аттила неожиданно умер. Аттила был погребен в тройном гробу – золотом, серебренном и железном тайно ночью. Гунны похоронили своего вождя на дне реки Тиссы, так гласит предание.

После смерти Аттилы власть в империи перешла к его сыновьям, а они разделили империю на владения и стали воевать между собой. Так держава гуннов распалась.

Благодаря падению западной Римской империи, варвары(кочевые племена гуннов, готов, сарматов, киммерийцев, скифов) могли переселиться на ее территорию, и основать свои королевства, такие как: современную Францию, Испанию, Германию, Англию, Италию

4. Закрепление изученного.

Беседа с классом:

О каких племенах говорилось на уроке?

Что узнали о племени Хуннов(гунны)?

Что узнали о сарматах?

Кто возглавил «Великое переселение народов»?

Как повлиял поход Атиллы на мир  ? (изменили ли его )

5.Домашнее задание:

Составить кроссворд по теме Железный век на Алтае. Великое  переселение народов (не менее 10 слов) на отдельном листе (альбомный лист.).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Железный век на Алтае»

Слайд 2

Ранне-скифский период 8-6 в.д.н.э . Скифо-сакский период 6-2 в.д.н.э . Хунно-сарматский период 2 в.д.н.э.-3 в.н.э Железный век8 в.д.н.э.-4 в.н.э.

Слайд 7

Модэ , или Маодунь , Моду (234-174 до н. э.) - основатель империи Хунну и её правитель ( шаньюй ) с 209 по 174 гг. до н. э.

Слайд 9

Темник(10.000челолвек) Сотник(100человек) Десятник(10человек) Войско гуннов

Слайд 10

«Древние гунны»

Слайд 11

Религия гуннов:

Слайд 12

Карта: «Государство гуннов».

Слайд 15

Жилище сарматов -кибитка, обитая войлоком

Слайд 16

вооружение : короткий, изогнутый лук, колчана, полного стрел; железного меча-акинака, легкого копья или пики с железным наконечником, боевой топор .

Слайд 17

поклонялись солнцу, так же как и огню, и верили в его очищающую силу.

Слайд 18

Великое переселение народов Аттила - царь гуннов .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великое переселение народов, конспект и презентация к уроку в 6 классе

Данная работа позволяет провести интересный и содержательный урок, сочетая традиционные и нетрадиционнные способы изучения материла....

Ранний железный век на Алтае. Великое переселение народов.

Характеристика пребывания ранних гуннов(хунны) на Алтае. Гунно-сарматский период. Начало Великого переселения народов....

Великое переселение народов. Образование варварских королевств

Методическое сопровождение к уроку истории на тему "Великое переселение народов. Образование варварских королевств"...

Презентация: "Великое переселение народов и Варварские королевства"

Празетация по истории Средних веков для 6 класса.  (как илюстративный материал к темам "Великое переселение народов" и "Варварские королевства")...

Контурная карта "Великое переселение народов"

Контурная карта может использоваться как практическая работа на уроке "Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII вв." по всеобщей истории (учебник Е.В.Агибалова, Г.М Д...

Конспект урока истории в 6 классе "Великое переселение народов"

Конспект урока истории в 6 классе "Великое переселение народов"...