Презентация "Вхождение чувашей в состав Российского государства"
презентация к уроку по краеведению (9 класс) на тему

Петрова Вера Васильевна

Желая  освободиться от гнёта татаро-монголов, болгаро-чуваши и марийцы обратились за помощью к русскому царю Ивану Грозному. Летом 1551 года   чуваши вошли в состав России,  а в 1552 году чуваши, марийцы и мордва помогли русским войскам взять Казань. Таким образом, Казанское ханство было разгромлено, а чуваши остались в составе Российского государства. Но  жизнь чувашей  в составе Российского государства также была нелёгкой.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВХОЖДЕНИЕ БОЛГАРО-ЧУВАШЕЙ В СОСТАВ РОССИИ Не выдержав постоянных военных столкновений татаро-монголов и русских войск на своей территории и желая освободиться от власти Казани, болгаро-чуваши и марийцы обратились к русскому царю. Все лето 1551 года к Ивану Грозному от Чувашского края ездили делегации по 500-600 человек. Надо сказать, что царь устраивал для посланцев этих народов обильные пиры и дарил роскошные подарки. И летом этого же года чуваши вошли в состав России, что было закреплено царской грамотой с золотой печатью, а в 1552 году чуваши, марийцы и мордва помогли русским войскам взять Казань. Таким образом, Казанское ханство было разгромлено, а чуваши остались в составе Российского государства.

Слайд 2

Существует такая легенда о помощи чувашей при взятии Казаим: царь Иван IV со своим войском долго стоял у стен Казани и никак не мог взять ее. Тогда они решили сделать под стену подкоп и взорвать ее. Существует такая легенда о помощи чувашей при взятии Казаим: царь Иван IV со своим войском долго стоял у стен Казани и никак не мог взять ее. Тогда они решили сделать под стену подкоп и взорвать ее Все солдаты, посланные измерять расстояние, погибли, не дойдя до стены. Тогда один чуваш взял гусли и, играя, пошел к стене. И защитники, и захватчики замерли, зачарованные чудесной и печальной мелодией. А в это время товарищи гусляра считали его шаги... Ориентируясь на это расстояние, сделали подкоп под стену, заложили туда порох, поставили на него свечку, зажгли ее, а наверху зажгли другую свечу, для сравнения. Эта свеча догорела - взрыва нет. Царь, рассердившись, велел казнить солдата-зажигальщика. И в это время раздался взрыв (под землей из-за нехватки воздуха свеча горела медленнее). Стена разрушилась - Казань была взят

Слайд 3

После вхождения в Российское государство чувашские земли разделили на уезды. В каждом уезде на месте одного крупного поселения построили города-крепости. В 1551 г. — Свияжск, в 1555 г. — Чебоксары, в 1574 г. — Кокшайск, в 1589 г. — Цивильск, в 1590 г. — Ядрин. Уезды делились на волости. В каждой волости было десять или чуть больше деревень. В каждом уезде был глава — присланный из Москвы воевода. У него были помощники: дети боярские (начальники над военными), пушкари (обслуживали пушки), воротники (стояли у ворот города), оружейники (обслуживали и ремонтировали оружие), стрельцы (солдаты), подьячие (вели разные документы), сторожа, переводчики, палачи. Кроме них в городах жили торговцы и ремесленники. В городах обязательны были тюрьмы и аманатные дворы, где жили аманатчики — заложники от крестьян, головой отвечавшие за поведение своих односельчан. В России тех времен крестьяне могли принадлежать государству, помещикам, церквам и монастырям, царской семье. Подавляющее большинство чувашей (более 80%) были государственными. Поначалу управляли ими чувашские князья — пӳ (пинпӳ — тысячник, çĕрпӳ — сотник, вунпӳ — десятник), тарханы. Эти князья были богаче, чем другие чуваши, имели много земли. Они пользовались льготами, подчинялись воеводе и часто служили вместе с его помощниками. Иногда и простые чуваши становилисьнад ними всегда был начальник из русских. Жители одной или нескольких деревень объединялись в общину. Общинники сообща владели землей, лесами, лугами, реками. Сход, состоящий из всех взрослых мужчин общины, делил землю, распределял налоги, судил и наказывал провинившихся, то есть решал все важные вопросы крестьянской жизни. Община помогала вдовам, слугам, больным, объединяла людей на совместные работы на пользу всей деревни — ремонт мостов, дорог, очистку прудов и т.п. Чуваши были очень трудолюбивы, дорожили мнением своей деревни, и осуждение односельчан считалось большим позором.

Слайд 4

Схематическая карта уездных центров чувашской территории.

Слайд 5

Гербы городов. Чебоксары Ядрин Цивильск Земля, которую обрабатывало большинство крестьян, считалась гоcударственной и за это надо было платить налоги — деньгами и зерном. На конец XVIII века, в год это составляло по восемь пудов ржи, овса и денег, полученных с продажи 20 пудов ржи. Отдельно приходилось платить за места, где ловили рыбу, охотились, устанавливались мельницы, за пчелиные места в лесах, за свадьбы, куплю-продажу товаров, за оформление документов и т. п. С крестьян же собирали деньги на содержание помощников воевод и других государственных служб. К тому же была очень высокой цена на соль и другие товары, почти не доступные простому люду. Для простого крестьянина все это вместе составляло весьма обременительную сумму. И в неурожайные годы положение чувашей особенно ухудшалось. И кроме всего этого существовало много повинностей: заставляли бесплатно перевозить государственные грузы и людей, воинские команды, из своего материала строить и ремонтировать дороги и мосты, работать на казенных заводах, служить на оборонных линиях. На войну с каждых 6 дворов чуваши должны были отправлять одного полностью обеспеченного всем необходимым, в том числе и конем, солдата. Во время сборов налогов помощники воевод всячески обманывали и обворовывали крестьян, унижали и издевались над ними. Заступиться за крестьянина было некому. Все делопроизводство велось на русском языке. И часто бедный крестьянин-чуваш не мог добиться справедливости и оставался ни с чем.

Слайд 6

Чтобы крепче держать нерусских крестьян в повиновении, царское правительство решило их христианизировать, то есть заставить верить в единого бога и сына его Иисуса Христа. Такие попытки были еще при Иване IV. Окрестившимся давали разные льготы. При Петре I было издано несколько указов, где за принятие христианства давали награды, освобождали от налогов и рекрутской повинности на 3 года. Но все это мало помогало. Крестились только богатые и приближенные к власти чуваши, т. к. священники объясняли суть христианского учения на русском языке, не понятном для чувашей, а сами чуваши прекрасно видели, что под строительство церквей и монастырей отводили их земли, их же заставляли работать и платить дополнительные налоги. К тому же уничтожались священные рощи чувашей и унижалась их старинная вера. Все это настраивало против христианизации, а часть чувашей даже стала принимать ислам и отатариваться. Тогда царское правительство решило насильственно окрестить чувашей. Было решено, что за крещеных крестьян, освобождаемых от налогов и рекрутства на 3 года, будут платить и поставлять солдат — некрещеные. Попы, чиновники, солдаты приезжали в чувашские деревни, избивали крестьян, сгоняли их в озера или реки, давали новые имена, вешали на шею крест. Таким образом, к середине XIX века большинство чувашей было окрещено. За счет крестьян в чувашских деревнях было построено более 100 церквей, в них служили более 1000 попов и дьяков. Только в конце XIX века, когда православное христианское учение стали проповедовать на чувашском языке, чуваши стали по-настоящему принимать это учение.

Слайд 7

Христианизация Чувашского народа

Слайд 8

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы построена в XVII веке, окончательно разобрана в 1980 году в связи с затоплением водами Чебоксарского водохранилища. Насильственная христианизация несла в себе уничтожение святых для чувашей мест — киреметищ, священных рощ.

Слайд 9

Чувашский князь Деревенский сход. Наказание вора. На него одевали ворованное и так водили по деревенским улицам.

Слайд 10

В 1827 году вводится новая тяжелая повинность — «общественные запашки». Выделялись лучшие участки крестьянской земли, сообща обрабатывались, весь полученный урожай отправляли в столицу для царской семьи. А положение крестьян и без того было тяжелым. Часто повторялись неурожайные годы. В 1832, 1838, 1841, 1843 годах был сильный голод, многие крестьяне умерли, другие, распродав остатки земли и имущества, уходили в города. Сопротивление введению «общественных запашек» было очень сильным. Во многих селениях начались восстания. Так, в мае 1842 года в селе Акрамово (Козьмодемьянский уезд) собралось до 8 тысяч крестьян, вооруженных вилами, топорами, косами, дубинками. Восставшими руководили опытные вояки — участники войны 1812 года с Наполеоном. В Акрамово срочно прибыли правительственные отряды. Они ранили более 30 крестьян. Несколько сот человек арестовали. Солдаты начали избивать захваченных. В это время к Акрамово двинулись новые повстанцы — до 10 тысяч человек. Но вооруженные огнестрельным оружием солдаты подавили восстание. Около 36 человек было убито, более 250 ранено. Многих крестьян избили кнутами, более тысячи чувашских и марийских крестьян сослали на каторгу в Сибирь. Такой кровавой ценой крестьянам удалось отстоять свои земли — общественные запашки были отменены.

Слайд 11

В конце XIX века в городах Чувашии становилось все больше заводов и мастерских. В основном это были предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции: мельницы, маслобойки, спиртовые, лесопильные заводы. Но, по сравнению с другими регионами России, промышленность в Чувашии была развита очень слабо. Росло и количество людей в городах. Но чувашей среди них было всего 4%. Подавляющее большинство чувашей оставалось крестьянами. Больше половины жили в крайней бедности. Более-менее зажиточные составляли около 10%, середняки — 35%. Чтобы как-то прожить и платить высокие налоги, чуваши искали работу на стороне (а в это время всю мужскую работу по обработке земли и урожая приходилось выполнять женщинам, старикам, детям), продавали за бесценок продукты питания (хлеб, яйца), свои ремесленные изделия. Очень мало было купцов и промышленников из чувашей, появились они лишь во 2-й половине XIX века.

Слайд 12

Среди чувашей почти не было грамотных, просвещенных людей. Правительство старалось держать народ в невежестве, ведь такими людьми легче было помыкать. Лишь в XIX веке появились школы для чувашских детей. Громадную роль в образовании чувашей сыграл Иван Яковлевич Яковлев. Он сумел создать в г. Симбирске школу для подготовки чувашских учителей, которые затем уезжали в деревни, где уже сами создавали школы для чувашей. Из Симбирской школы И. Я. Яковлева вышло около тысячи деятелей культуры и людей, прославивших чувашский народ. Но все же в целом чувашский край представлял собой отсталый регион России. Как отмечали этнографы тех времен, чуваши отличались своей добротой, бескорыстием и трудолюбием. Всю жизнь занимаясь постоянным и тяжелым трудом, чуваши могли бы жить достаточно обеспеченно, но жили они (как записано в одном документе той эпохи) «хуже, чем домашний скот в хорошем хозяйстве». Одной из причиной тому были чиновники, бессовестно обиравшие, обманывавшие крестьян и, конечно, непомерные налоги. Часто человек унижался только за то, что он чуваш и не понимает государственного языка, не умеет объясняться с властью. Чуваши-крестьяне боялись появления в деревне официального человека и часто, завидев на дороге следы от колес с шинами, старались убежать, спрятаться на время. Все это привело к тому, что в характере чувашей появились такие черты, как неуважение к своему языку, культуре, неверие в будущность. Некоторые чуваши, считая, что все «нечувашское» лучше, стали презрительно относиться к своему народу. Октябрьская революция круто изменила жизнь чувашей.

Слайд 13

Чебоксарская улица конца XIX века. Продажа яиц. На торговле яйцами многие купцы сделали себе состояние, но крестьяне, у которых был куплен этот продукт, получали копейки. Дубовую клепку для изготовления бочек вагонами отправляли во Францию. Музыкальные инструменты, изготов- ленные чувашскими мастерами, продавали и в столичных магазинах. Продукция предприятий Чувашии.

Слайд 14

Многие чуваши, в том числе и женщины, бурлачили. Сотни чувашей работали на уральских заводах Некоторые купцы Чувашии часть своих доходов направляли на благотворительность. Крупнейшими меценатами были братья Таланцевы из г. Ядрин. На рисунке один из братьев, приехавший в школу, построенную на его средства, знакомится с учениками, проверяет их знания, выясняет нужды школы. Вывозили в основном лес, хлеб, скот, яйца, мед, хмель.

Слайд 15

В деревенской школе. Обычно в таких школах учились дети разного возраста. Они сидели в одном помещении. Девочек было намного меньше, чем мальчиков Сбор налогов в чувашской деревне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе -Образование - сфера инвестиций в человека, в лучшее будущее Российского государства.

Образование - сфера инвестиций в человека, в лучшее будущее Российского государства.         Сегодня в  эпоху  развития  информационного общества...

Сценарий внеклассного мероприятия: 350 лет вхождения Бурятии в состав российского государства.

Внеклассное мероприятие посвящается 350-летию вхождения Бурятии в состав российского государства....

презентация по истории и культуре Башкортостана на тему: "Вхождение Башкортостана в состав Русского государства" (6 класс)

Данная презентация посвящена процессу добровольного вхождения башкирского народа в состав России при Иване Грозном. Презентация позволяет организовать самостоятельную добычу знаний учащимися на ...

Общешкольное мероприятие «Мы-вместе! Годовщина вхождения в состав Российской Федерации Крыма и Севастополя»

«Мы-вместе! Годовщина вхождения в состав Российской Федерации Крыма и Севастополя»...

Презентация к уроку присоединение Якутии в состав Российского государства

Присоединение Якутии к России было одним из важных эпизодов процесса образования Русского централизованного многонационального государства. Продвижение русских в XVI-XVII вв. в Сибирь с ее многочислен...

Конкурс исследовательских и творческих работ «В зеркале истории» в рамках празднования 200- летия вхождения Дагестана в состав Российского государства

Конкурс исследовательских  и творческих работ  «В зеркале истории» в рамках празднования 200- летия вхождения Дагестана в состав Российского государства...

Проверочная работа № 4 по истории ХМАО-Югры. по теме "Вхождение Югры в состав Российского государства"

Цель- контроль знаний по изученной теме. Позволяет продемонстрировать  начало русского освоения территории современной Югры, особенности взаимоотношений Московского государства с коренными жителя...