Программа изучения сельского населённого пункта
методическая разработка по краеведению на тему

Сенють Павел Альбинович

Материал в помощь краеведам сельской школы. Может быть использован и городскими школьниками и педагогами, интересующимися сельскими населёнными пунктами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_izucheniya_selskogo_naselyonnogo_punkta.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор ресурса: Сенють Павел Альбинович

Предмет, тема, класс: история Красноярского края, основы регионального развития, «Программа изучения сельского населённого пункта и топонимика его окрестностей», 6-10 классы.

ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА

И ТОПОНИМИКА ЕГО ОКРЕСТНОСТЕЙ.

 I. История.

1.Указать  название  населенного пункта.  Изменялось ли  оно? Указать,  по  возможности, все варианты. С  чем связано изменение названия? Различаются ли современное официальное и общепринятое?

2.Каков официальный статус населенного пункта (деревня, село, хутор, выселок и т.д.)? Изменялся ли он с момента его образования?

3.Укажите административное  положение населенного пункта (центр сельского округа, районный центр, и т.д.). Изменялась ли оно с момента его образования?

4.Дата основания населенного пункта. Если его сейчас нет, то узнать время исчезновения.

5.Выяснить причины образования населенного пункта. Если  его сейчас нет, то попытаться узнать и причины исчезновения.

II. Архитектура.

1.Определить тип поселения.

2.Сохранился  ли у         населенного пункта исторический центр? Какое  место  он занимает на  современном плане?  Есть ли  у него название?

3.Выделяются  ли другие части населенного пункта? Какое место они занимают на его плане? Есть        ли у них название?

4.Узнать, как застраивался населенный пункт: по  плану  или стихийно?

5.Определить тип застройки (однорядная, линейная,  групповая, беспорядочная, другая).

III. Население.

1.Показать, по возможности, рост численности  населения с момента образования населенного пункта до сегодняшнего дня. Какова численность населения по данным последней переписи?

2.Доля данного населенного пункта в населении района, края.

3.Рождаемость, смертность, естественный прирост, семейность.

4.Половой и возрастной состав населения: население в рабочем возрасте, долгожители.

5.Этнический состав населения.

6. Распределение населения по         отраслям производства. Использование трудовых ресурсов.

IV. Религиозные конфессии.

1.Есть  ли в населенном пункте храмы, молельные дома? Если "да", то каких религиозных конфессий?

V. Образование.

1.Сколько в населенном пункте  школ?  Указать  их профиль и статус.

2.Есть  ли средние        специальные и высшие  учебные  заведения? (дать краткую характеристику).

3.Существовали  ли здесь  учебные заведения до  1917, до 1991г.г.? Если "да", то какие?

VI. Учреждения культуры.

1.Есть ли в  населенном пункте музеи, библиотеки? Если "да", то указать их статус. Когда они были созданы?

VII. Хозяйство.

1. Какие промышленные и сельскохозяйственные предприятия располагаются в данном пункте? Какие товары они выпускают? Какую продукцию?

2.Какое  место занимают  эти предприятия в хозяйстве  района,  края?

VIII. Коммуникации.

1.Выясните,  какие         виды транспорта являются ведущими на территории населенного пункта и какие связывают его с городами и селами края, страны?

2. Каковы основные направления грузовых и пассажирских потоков?

3.Развитие связи, телефонизация, радиовещание, телевидение, компьютеризация.

IX. Окрестности населённого пункта

1. Названия и описание дорог, идущих  от  селения, проходящих через него или  близ  него (железных,  шоссейных, проселочных, тропинок, зимников), их перекрестков, разветвлений, поворотов.

2. Названия, история и современный функционал отдельных  строений  в окрестностях:  кузниц, мельниц,  казарм, бараков, сторожевых вышек или будок, домов для приезжих,  железнодорожных или автобусных станций, амбаров, мастерских, лесопилок и т.п.

7. Названия, описание, роль в современной жизни населённого пункта городищ, старых крепостей, насыпей, валов, земляных укреплений, копаных канав, каналов, знаков старинных рубежей, подземелий, пещер, карьеров.

8. Названия и картография мостов, мостиков, бродов, мест переправы через реку (озеро): паромных, лодочных; названия пристаней.

9. Названия и краткая история древних и современных мест погребений: кладбищ, курганов, отдельных или братских могил, мемориалов.

10. Названия        мест, которые население связывает с историческими событиями.

12. Названия и современное значение         мест  сходок, народных  гуляний, игр, сборищ, а также мест, связанных в прошлом с выполнением каких-либо обрядов или с религиозным культом.

13. Название        полей, пашен, сенокосов, выгонов.

14. Названия большой реки;  названия бродов, омутов, глубоких мест, шлюзов, запруд, мест рыбной ловли, речных        извилин,  плесов, стариц, заводей,  обрывов,  кос,   мелей,  островов,  перекатов, порогов, водопадов.

15. Названия речек,  ручьев (с  указанием,          откуда   вытекают и куда впадают); названия приметных мест на этих речках.

16. Названия  больших  и  малых  озер,  прудов  (с указанием названий отдельных участков их берегов), глубоких  мест, заливов, островов и полуостровов, мест рыбного промысла.

17. Состояние рыбного промысла в прошлом и настоящем (рыболовство и рыборазведение)

18. Названия        мест купания. Происхождение названий и особенности мест купания.

18. Названия болот, в том  числе болотных озер, окон, трясин, торфоразработок. Истории, легенды, связанные с ними.

19. Названия        родников, ключей, колодцев.

20. Названия лесов, рощ, а также делянок, зарослей, кустарников, отдельных участков леса, куда ходят  за грибами, ягодами, хворостом, мхом и т.п., названия гарей, лесных  урочищ; названия отдельных примечательных деревьев.

21. Названия        холмов, горок, возвышенностей, бугров.

22. Названия оврагов, балок, долин, лощин, низин.

Основные вопросы:

Есть ли перспективы развития у данного населенного пункта? Что нужно сделать для его процветания?

Практическое закрепление теоретических знаний позволяет строить обучение на активной основе. Активная, субъектная позиция школьника в образовательном процессе – существует пока ещё (чаще всего) в мечтаниях прогрессивных педагогов.

Комплексная экспедиция даёт возможность воплотить мечту в реальность. Но для этого педагог должен создать условия «творческого полёта мысли» своих учеников.

Учитель, способный генерировать интересные начинания, проекты, выходит за рамки «специалиста-урокодателя» и становится профессионалом, самодостаточным авторитетом в профессиональном и детском сообществах.

Изучение села и его окрестностей должно иметь выход на социальный проект (ряд проектов) по развитию данной территории. Для решения задач, стоящих перед НРК, недостаточно просто зафиксировать сегодняшнее положение сельского населённого пункта.

Для формирования в сознании ребёнка причастности к Красноярскому краю, к своему району, любви и уважения к нему, необходимо, чтобы ребёнок «пропустил через себя» сегодняшнюю жизнь и предложил свой вариант её улучшения и изменения.

Например, детские проекты могут быть:

  • по благоустройству улицы, села;
  • по оформлению крестьянской усадьбы как экскурсионного объекта;
  • по составлению карты экскурсионно-туристических объектов территории;
  • по использованию близлежащих месторождений полезных ископаемых в «малом бизнесе»;
  • по охране и защите конкретных природных объектов;
  • и т.д.

Доминирующая проектная, творческая мыследеятельность учащихся – одна из форм развития образования. Целенаправленная, системная, поливерсионная работа по реализации НРК неизбежно формирует патриотический менталитет и чувство ответственности за родную землю и людей, живущих на ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ И ХИМИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ПОЧВЕННОГО ПОКРОВА МАЛЫХ НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ (НА ПРИМЕРЕ ПОС. ОКТЯБРЬСКИЙ, ДЕРГАЧЁВСКИЙ РАЙОН САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

Изучение загрязнения почвенного покрова соединениями тяжелых металлов – одна из актуальных экологических задач.Металлы присутствуют в живых организмах в очень малом количестве, но играют весьма ...

Практикум: «Изучение демографической обстановки населённого пункта»

«…Любое органическое существо естественно размножается в столь быстрой прогрессии, что не подвергайся оно истреблению, потомство одной пары очень скоро заполнило бы весь земной шар» (Чарлз Дарвин. «Пр...

Характеристика своего населённого пункта

практическая работа по географии 6 класс...

Краеведческая тропа своего населённого пункта

Краеведческая  тропа станицы Уманской - Ленинградской Краснодарского края   Нет настоящего без прошлого. Память, едва ли не самая большая ценность человечества, благодаря которой ...

контрольная работа Измерение расстояний от нашего населённого пункта п. Чернышевский до морей.

Практическая работа в 6 классе, построенная на краеведческом материале...

Организация школьного экологического мониторинга на примере изучения дендрофлоры населённого пункта

В статье изложена методика организации и проведения школьного экологического мониторинга на примере дендрофлоры парка. Подробно описаны этапы работы, методики исследования, возможные результаты....

Населённые пункты Усть-Вымского района Республики Коми

данный материал можно использовать на классных часах 4-6 классов...