Роль музейной экспозиции в сохранении культурно-исторического наследия татарского народа
статья по краеведению на тему

Из опыта создания школьной экспозиции, посвященной  татарскому просветителю Х.Фаизханову. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_muzey_hasanova.docx43.52 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на республиканском семинаре учителей истории, июнь, 2017

Роль музейной экспозиции в сохранении

культурно-исторического наследия татарского народа

Л.Р. Хасанова

Учитель татарского языка и литературы

МБОУ   «Гимназия № 125» г. Казани.

Добрый день, уважаемые коллеги. Мы с вами находимся в кабинете татарского языка и литературы, в котором располагается музейная экспозиция, посвященная просветительскому движению, а также культурно-историческому прошлому татарского народа, которая носит имя Хусаина Фаизханова. Сегодня мы хотим Вас ознакомить с данным проектом,  его историей, этапами создания, формами работы. Затем вы сможете ознакомиться с экспонатами данной экспозиции. Данный проект - это совместный результат преподавателей нашей гимназии и родительской общественности.  Министерство образования организует ежегодный республиканский грант для общественных организаций, направленный на сохранение и развитие языков и народов, проживающих на территории Татарстана. И по инициативе нашего руководителя, была предложена идея о создании музея, который был бы посвящен татарскому просветительству. Инициатива была поддержана родительским благотворительным фондом, был написан проект. В результате, в этом году, мы стали победителями данного гранта, что позволило нам закупить необходимое оборудование и создать музейную экспозицию .

Проект актуален, так как в современном мире, в  процессе глобализации, стираются различия между  нациями, а уникальные культурные традиции все больше заменяются унифицированной  массовой культурой, особенно важным является воспитание гражданина, способного не только к активной жизнедеятельности в поликультурной среде, но и обладающего чувством понимания и уважения собственной национальной культурой, осознающего себя представителем своего народа, носителем языка, хранителем и продолжателем  его традиций.

На уроках и во внеурочной деятельности в условиях гимназии расширяются и углубляются знания и представления детей о разных национальных культурах. Одним из достижений является то, что этнокультурный компонент присутствует при изучении всех предметов, К тому же стоит отметить, что в условиях города, многие учащиеся осваивает свой родной татарский язык не в семье, а именно в условиях школы.

А ведь мы прекрасно понимаем, что родной язык  является главным звеном в национальной самоидентификации. И именно поэтому большая роль в  воспитании и обучении таких учащихся, создании среды для изучения родного языка, привитии этнокультурных ценностей татарского народа отводится школе и преподавателям татарского языка и литературы.

Наиболее эффективным компонентом  приобщения детей к родной этнокультуре  ̶  это изучение языка и литературы. Язык есть не только средство общения и выражения мысли, но и аккумуляция ценностей культуры.  В языке отражается опыт народа, его история, материальная и духовная культура.

Уроки татарской литературы  ̶  это не только  история литературы. На этих уроках вводятся  материалы  и по истории  родного края, по татарской народной и профессиональной музыке, художественному творчеству, изучаются видные деятели и великие личности, оставившие след в разных областях науки, культуры и искусства.

Работа над созднием музея состояла из нескольких этапов:

  • формирование общей концепции и задач
  • комплектование фонда, поисково-собирательная  работа.
  • создание экспозиций на основании собранного музейного фонда.
  • разработка программы воспитательно-образовательной деятельности.
  • подготовка актива музея для разработки экскурсионных маршрутов

Наш музей носит имя Хусаина Фаизханова  Он являлся поистине уникальным человеком для своей эпохи. Получив традиционное религиозное образование, он сумел не только вписаться в культурную модель российского общества, но при этом сохранить верность ценностям своего народа, поставив полученные знания на служение ему. Хусаин Фаизханов получил прекрасное образование, блестяще владел несколькими восточными языками, был учеником Ш. Марджани, преподавал востоковедение, арабский, турецкий и татарские языки в Санкт-Петербургском университете в 60-е гг. XIX века, так как именно туда переехал восточный факультет из Казани.  Он был очень многогранной личностью. Его деятельность охватывала и языкознание, и историю, и сферу образования. Он был автором монографий по татарской грамматике, собрал много материалов по Булгароской и крымской эпитафии - надгробных камнях, изучил историю Касимовского ханства. Он всерьез размышлял о европеизации обучения в татарских школах. Более того, им была написана (также неопубликованная) работа под названием «Ислах ал-мадарис» ( «Школьная реформа»), в которой он рассуждал о создании в Казани медресе с обучением на русском языке географии, европейским языкам, медицине, естествознанию и на тюркском языке — мусульманской юриспруденции и арабской филологии. 
Зная об этом проекте, вышедшем из-под пера Фаизханова, можно утверждать, что он стал одним из зачинателей идей новотатарского просвещения ( «новометодных мектебе»).  К сожалению, многие его идеи остались в рукописях. И тем не менее он внес значительный вклад в татарское просвещение. Конечно, в истории татарского народа было много известных просветителей. Курсави, Марджани, К. Насыйри,  Р. Фахрутдинов, братья Максуди. Есть музеи памяти Ш.Марджани, К насыйри. Р фахретдинова. Мы же в свою очередь отдаем дань памяти Х. Фаизханову.
После создания концепции, мы потихоньку начали сбор материала. Музейная деятельность объединила не только учащихся и преподавателей, но и  родителей, и местную общественность. Через ребят, родителей, бабушек и дедушек, родственников, началась кропотливая работа по сбору материала.  

Через некоторое время стали появляться первые находки, первые экспонаты, за это огромная благодарность преподавателям татарского языка и литературы.

Почти в каждой семье, а особенно в деревнях есть вещи, которые бережно хранят, так как они служат памятью поколений, напоминают о каком либо важном событии. и через какое-то время приобретают значение памятников истории, становятся объектом наследия.

В фонде нашего музея в течение небольшого времени собрались экспонаты, относящиеся от конца 19 века до середины 20 века. Примерно до 40-х годов. Все , что касается более раннего времени, найти достаточно сложно, и это требует длительного времени и кропотливой работы. Каждый экспонат, мы фиксировали: источник, место нахождения, примерное время создания, историческую ценность.

Фонд нашего музея состоит из нескольких  частей: основного фонда и фонда научно-вспомогательных материалов. 
Основной фонд  - это  собрание музейных предметов, письменных источников, имеющих музейную ценность.  Сюда входят предметы старины, старопечатные книги, периодические издания,  образцы  искусства и ремесел.
К
научно-вспомогательному фонду относятся те музейные предметы, которые помогают изучению, экспонированию предметных памятников.  Научно-вспомогательный фонд представляет сложное сочетание различных материалов, которые не имеют статуса музейного предмета, то есть не являются подлинными памятниками истории и культуры: фотографии, тесты, дополнительные источники, не являющиеся музейной ценностью, но помогающий раскрыть тематику экспозиций.  

 Следующий этап  - это создание экспозиций - один из основных, главных признаков любого музея. Каждая экспозиция неповторима, ибо она включает часто единственные в своём роде документы и предметы, у нас они тоже есть.
Экспозиция школьного музея - результат творческой работы учащихся и педагогов.  Она является базой для дальнейшей учебно-познавательной деятельности учащихся, для включения школьников в общественную работу. 
Основная ячейка  экспозиции -  экспонат  - предмет, выставленный для обозрения. 
Наши  экспозиции объединены  по тематическому признаку.

Как известно, на долгие годы, центрами образования и просвещения татар - были татарские деревни. именно там разрешалось строить мечети, а при них мектебы и медресе. И многие деятели татарского народа выходцы из деревень. Поэтому первая часть нашей экспозии, она носит пока информационный характер, посвящена деревенской жизни, устройству дома.  

Бердәм өйдә бәрәкәт бар, бердәмсез өйдә һәлакәт бар. (В дружном доме много изобилия, а в недружном одни бедствия).

Жизнь в деревне связана с трудом, ремеслами, сельским хозяйством. А любой труд заканчивается праздником.  У татар много календарных праздников, а также праздников, связанных с окончанием или началом сельскохозяйственных работ.  А также много обрядов, связанных с бытовой жизнью. Второй стенд называется - Хезмәте каты - җимеше татлы (Труд  тяжел, да плоды его сладки .)

- Йөз надан бер галимнең  тырнагына тормас. (100 глупцов не стоят ногтя одного ученого). Это стенд посвящен татарским ученым.

- Безнең халкыбызның киләчәге һәм ныклыгы гыйлемгә нигезләнгән.  (Х.Фаизханов) - Будущее  нашего народа связано со знаниями и образованием. Этот раздел посвящен татарскому просвещению. Все книги,  представленные здесь, изданы в конце 19 - начале 20 века. в 2 типографиях: Казанская типография и типография братьев Каримовых. Это литература отчасти богословского содержания, но также есть учебная литература для младших школьников - татар теле и уку китабы. Они написаны арабской графикой, так как   до 1928 года - в основе татарской письменности была арабский алфавит - иске имла. В этом же разделе, для нас очень дороги  документы из личного архива ученого Ахметхади Максуди: отрезная азбука - Первый учитель, визитная карта, экземпляр газеты “Йолдыз”, и его черновой труд, посвященный восточной философии.

А дальше идет выставка, посвященная декоративному искусству, предметам из обихода  жизни татар. Среди них можно увидеть и элементы татарского костюма, бытовые предметы: утюг, ткацкий челнок,  чугунок. Особый интерес представляют ювелирные украшения из серебра, коралловые и янтарные бусы. И, конечно же, нельзя представить татарский дом без вышивки - традиционного вида татарского народного творчества.  Она отличается большим разнообразием приемов, мотивов и цветовых сочетаний. Наиболее популярной у татар, как и у других тюркских народов, была вышивка в технике «тамбур» (әлмә, уреп чигү) , которая выполнялось крючком. С середины 1870-х гг., особенно в среде городских татар, получила распространение европейская тамбурная машинка, что способствовало массовому изготовлению вышивок на заказ и на продажу. Наряду с ручной тамбурной вышивкой, но гораздо реже, использовался гладевый шов – нагыш (в региональных вариантах – йомшак чигү, шома чигү). 
Со второй половины XVIII в. широкое распространение получила золотошвейная гладь (укалап чигү). В конце XIX в. получила распространение вышивка, выполненная петельным или «ковровым» швом – купертеп чигү, әльмәкләп чигү. Этот шов, как и гладевый, часто застилал поверхность контурного узора. Тесно связана с вышивкой техника «ушковой» аппликации – тырнак алмалаү. В ней орнамент создавался из мелких кусочков шелка треугольной формы, сшиваемых в крупные рельефные цветочные узоры, которые дополнялись цветным бисером и мелким жемчугом. Эта техника является уникальной, не встречающейся в искусстве других народов. Вышивали мастерицы на самодельных и покупных тканях (ситце, сатине, шелке, бархате и вельвете, иногда – на парче), а также на коже тонкой выделки. Популярными были голубой, синий, фисташковый, зеленый, золотисто-желтый, фиолетовый, малиновый, красный и белый цвета. Вышивали обычно по контуру предварительно нанесенного на ткань рисунка, а опытные мастерицы – «на глаз». Основой их работ были старинные образцы, которые вышивальщицы изменяли по своему усмотрению, дополняли своими узорами, предлагали новые цветовые решения. 
Вышитые изделия играли большую роль в оформлении интерьера татарского дома. Яркие многоцветные полотенца, развешиваемые на стенах, вышитые покрывала и скатерти, футляры для книг, настенные панно с кораническими надписями создавали особую эмоциональную атмосферу. Вышитые золотом и шелковыми нитями знаменитые «казанские полотенца» пыли непременным атрибутом свадебного обряда. Полотенца дарили по случаю рождения ребенка, их передавали по наследству из поколения в поколение. 
Вышивкой украшали концы бытовых полотенец – сөлге, подзоры покрывал, занавеси – чаршау, занавеси-подзоры – кашага, түрләмә, скатерти – ашъяулык, наволочки, покрывала для посуды – япма, сумки для приданого – бирнә букчасы, панно из тканей с изречениями из Корана – ляухә, покрывала на книги, нагрудники – күкрәкчә, фартуки, оборки женских платьев, свадебные онучи; головные уборы – калфак, тюбетейки, такыя, платки; тканевую и кожаную обувь; сумочки для хранения амулетов и молитвенных оберегов – янчык и др. 
Для вышивки характерен растительный орнамент в ленточной, букетной и сетчатой композициях, в розеточных и шахматных построениях с цветочными мотивами, традиционно изображались тюлъпаны, колокольчики, незабудки, маки, гвоздики, васильки, цветы шиповника, ромашки, астры, хризантемы, георгины, пионы, розы, «турецкие» огурцы и гранаты. В орнамент также включались стилизованные изображения птиц, мотыльков, бабочек, пчел, петухов, голубей, а также характерные элементы булгарской и золотоордынской вышивки – трилистники, пальметты, вариации тюльпана и лотоса, цветов с сердцеобразными лепестками, многолепестковые розетки, вьюнки, интегральные спирали, «древо жизни» и др. Мотивы стилизованных парных птиц и рыб, двуглавых коней го всадниками, часто встречающиеся в узорах свадебных полотенец, восходят к дуалистическим воззрениям предков татар. Вышивки отличались богатством цветового решения: в одном изделии мастерицы могли сочетать до 10-12 оттенков.

Народное искусство складывалось веками, усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. Создавая новое произведение, настоящий мастер не только опирался на опыт прошлых поколений, но и старался найти свое оригинальное решение. Каждое изделие хранит тепло рук народного мастера.

Надо сказать, что сейчас очень модно носить одежду в национальном стиле. Существуют мастера, которые изготавливают современную одежду, дополненную украшениями, орнаментом в национальном стиле. Модой пользуются и украшения. Можно обратить внимание, что некоторые молодые юноши и девушки носят калфаки и тюбетейки в повседневной жизни. Это очень красиво. Возможно организовать  мастер-классы, где  учащиеся могут сами попробовать создать какое-либо изделие.

Необходимой частью подготовки экспозиций и выставок школьных музеев является подбор и составление текстов. Существенные черты музейного предмета могут остаться незамеченными, непонятыми рядовым посетителем. Сколько бы посетитель ни рассматривал выставленный предмет, он не может обнаружить так называемую скрытую информацию, которая лежит за пределами зрительного восприятия и извлекается лишь в результате всестороннего изучения предмета. С этой целью в экспозицию включаются письменные тексты разного характера и назначения, а иногда и комментарии. Правильное использование текстов обогащает содержание. Тексты в экспозиции представляют собой целостную и систематически организованную совокупность заголовков к разделам и темам, аннотаций, указателей. Не будучи экспонатами, они являются вспомогательным элементом экспозиции, выступают в служебной функции и занимают подчиненное положение по отношению к музейному предмету. Однако роль их при этом остается чрезвычайно существенной.

Главное отличие образовательно-воспитательной эффекта в деятельности школьного музея от музея государственного заключается в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель. Участвуя в поисково-собирательной работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей. Феномен школьного музея состоит том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности.

Музейные экспозиции стали учебно-материальной базой в преподавании уроков, элективных курсов, проведении внеклассных мероприятий. Были разработаны экскурсионные маршруты.   Во время проведения внеклассного  мероприятия для коллег из Якутии,  обнаружилось очень много общих черт  и элементов  в одежде, украшениях, традициях и языке татарского и якутского народов.  Для учащихся стало открытием, что якутский язык относится к тюркской группе языков. Мероприятие превратилось в круглый стол, где гимназисты с интересом задавали вопросы, делились информацией, стремились узнать много нового.  Таким образом, музейная работа позволяет не только возродить забытые традиции, но и дает возможность искать и находить общие и специфические элементы в разных этнических  культурах, а это приводит к сближению и взаимопониманию  народов.

  Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Учащиеся учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.

Экскурсия.

Наиболее специфичной для музея формой научно - просветительской работы является музейная экскурсия, т. е. коллективный осмотр музея посетителями, объединёнными в экскурсионные группы. Экскурсия - это одна из основных форм работы школьного музея с учащимися. Она должна удовлетворять запросы посетителей различного возрастного и образовательного уровня, по различным мотивам пришедших в музей, имеющих разную степень подготовленности, осматривающих музей организовано, в экскурсионной группе, или индивидуально. Важная роль в этом отношении принадлежит экскурсоводу, который, выступая своеобразным посредником между экспозицией и посетителем, должен строить экскурсию - выбирать экспонаты, применять различные приемы их показа, раскрывать содержание экспозиции с различной степенью детализации и т.д.

Тематика проводимых экскурсий, секций, уроков:

- знакомство с жизнью и бытом татарского народа

- разные мастер-классы по изучению обычаи, традиции и культуры татарского народа

- ознакомление с историей татарского просвещение

- знакомство с творчеством Х.Фаизханова

- татарская школа

-декоративно-прикладное искусство.

Также проводятся  музейные уроки, в основе которых лежит музейный предмет («вещь»), который становится источником информации, ценностной ориентации, эмоционального восприятия.

Интересна для детей ЭКСКУРСИЯ В МУЗЕЙ ОДНОГО ЭКСПОНАТА.

 Начинается изучение любого музейного предмета с атрибуции. Атрибуция (определение) – выявление присущих музейному предмету признаков. Атрибуция также  предполагает выяснение авторской, социальной, этнической и др. принадлежности предмета. В работе помогают монограммы, альбомы, каталоги, справочники. Итак, важнейшее направление исследовательской работы школьного музея это атрибуция музейных предметов». Используя дополнительную литературу, интернет-ресурсы , учащиеся делают сообщения о предметах быта наших предков. Это сообщения об отдельных предметах декоративно-прикладного искусства и бытовой жизни народа.

На базе школьного музея  был проведен нетрадиционный урок с использованием театральной педагогики. Тема урока «Быт и традиции татарской деревни, интерьер татарского дома. Татарская школа».   В ходе урока с использованием данного экспоната разыгрывается сценка из жизни народа. Учащиеся отвечают на вопросы о том, а могли ли такие сцены произойти в реальной жизни, проводят исследования.   

То есть используется метод игры Его возможности далеко не исчерпаны в музейной практике.

Таким образом, основными направлениями деятельности  музейной экспозиции и педагогов

1) Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.

2) Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.

3) Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.

4) Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы наиболее эффективно.

5) Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением различных партнёровДелая выводы, можно сказать, что работа в данном направлении является важнейшим элементом сбережения и развития этнической культуры, освоения учащимися  ценностей своего народа, формирования национального самосознания,  а через него  общероссийской и мировой культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Темы экскурсий-уроков по музейной экспозиции «Русская изба»

Краткие темы экскурсий-уроков в музее "Русская изба"...

Темы экскурсий-уроков по музейной экспозиции музея СЮТур "Русская изба"

Здесь дано карткое пописание тем, проводимых на экскурсиях-уроках в музее СЮТур "Русская изба"...

Роль музейной педагогики в реализации образовательной программы «Искусство и культура моего народа» на уроках изобразительного искусства

Организация художественной деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства. Использование музейной  педагогики, как наиболее эффективной формы ...

Внеклассное занятие по истории для 4-6 классов (на базе школьной музейной экспозиции «Веков связующая нить»).

ВЬЮГИНОВА А.Ю. Внеклассное занятие по историидля 4-6 классов (на базе школьной музейной экспозиции «Веков связующая нить»).Тема занятия-«ПРЕДМЕТЫ МИЛОЙ СТАРИНЫ».Форма проведения занятия - БЕСЕДА...

педагогический проект "Создание музейной экспозиции "Русская изба"

Педагогический проект на 2007-2012 годы на базе школьного музея МОУ Кизильская СОШ №2...

Памятка "Как создать музейную экспозицию"

Памятка предназначена для руководителей школьных музеев, педагогов, работающих на базе школьных музеев. Памятка содержит информацию о поэтапном создании музейной экспозиции.Форма представления памятки...