Урок истории и культуры народов Марий Эл "Урок-проект "Славные люди родного края"
план-конспект урока по краеведению (5 класс)

Конспект урока истории и культуры народов Марий Эл (5 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-proekt_slavnye_lyudi_rodnogo_kraya.doc903 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: История и культура народов Марий Эл

Класс: 5

Тема: Славные люди родного края.

Тип урока: урок-проект (работа в группах).

Цель урока:  изучение истории родного края, систематизирование знаний учащихся о людях, прославивших Параньгинский район

Задачи урока:

Образовательные: формировать у учащихся знания о выдающихся людях родного края

Развивающие: развивать познавательный интерес, умение анализировать, делать вывод

Воспитательные: воспитывать уважение к культурному наследию своей малой родины, к людям.

Формирование УУД:

Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для  всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.

Регулятивные: планирование своих действий, умение действовать по алгоритму.

Познавательные: умение работать с информацией.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение участвовать в диалоге при  обсуждении прочитанного, умение слушать собеседника и оценивать его высказывание.

Эпиграф урока.

Нет великих и малых дел, если человек всем сердцем стремится к великому и справедливому, ибо в этом случае все дела имеют великие вес и последствия».

Константин Георгиевич Паустовский.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

1. Приветствие.

2. Психологический настрой учащихся.

- Мне хотелось, чтобы нам сопутствовали на уроке

Улыбка, Сотрудничество, Понимание, Единодушие, Хорошее настроение.

- Одним словом успех!

II. Повторение домашнего задания.

Ученики задают друг другу вопросы.

1. Что такое религия?

2. Назовите мировые религии.

3. Назовите священные деревья марийцев.

4. Главный бог у марийцев - …,   у  православных - …,  у мусульман - …

5. Моления совершают марийцы-язычники - …, православные - …, мусульмане - …

6. Священная книга православных - …, мусульман - …

7. Нравственные ценности религий.

III.  Постановка учебной задачи

- Как понимаете слово отечество? Подберите синонимы.

(Отчизна, страна предков, Родина, родная сторона).

Посмотрите на эпиграф урока, на картины.  О чем мы будем говорить?

- Какая будет цель урока?

IV. Основная часть.

  1. Славные  люди Параньгинского района.  (Презентация).

Славные люди родного края – это ученые, композиторы, художники,  педагоги, строители, хлеборобы, врачи, военные, архитекторы, предприниматели, артисты, прославившие край своим трудом, умом,  старанием,  служением Родине.

В нашем районе татары, русские и мари живут одной большой дружной семьей, уважая обычаи и традиции друг друга. Каждый год после весенних полевых работ у нас в районе проводят Сабантуй и Пеледыш пайрем.

На нашей Параньгинской земле живет трудолюбивый народ.

Герои Советского Союза:

  • Гайсин Ахмед-Саффа. Младший лейтенант.  Родился   в деревне Портчара Параньгинского района.  
  • Хасанов Хаким Хусаинович. Старший сержант. Родился в селе    Параньга.  Командир пулеметного расчета старший сержант Хасанов   показал себя смелым и мужественным воином.

Герой Социалистического Труда.

  • Елена Еремеевна Кочергина. Первая женщина Герой Социалистического Труда.    Она родилась 3 февраля 1928 г. в деревне Олоры в крестьянской семье. Льнотеребильщица.

Заслуженная артистка.

  • Галина Николаевна Иванова-Ямаева. Родилась 6 декабря 1942 г. в д. Иштыра (Штрамарий) Параньгинского района.  

2. Практическая работа в группах. Выполнение проектных заданий.

Сегодня на уроке я предлагаю вам, используя уже собранные материалы, разработать эскизы страниц о знаменитых людях Параньгинского района.

1 группа – Герой Советского Союза.

Гайсин Ахмед-Саффа

                                                          Герой Советского Союза. Младший лейтенант.  Родился                            

                                                         в деревне Портчара Параньгинского района.  Татарин.

                                                        В 1938 году А. Гайсин был призван на действительную              

                                                        военную службу в Красную Армию.

                                                        На фронте вскоре становится хорошим офицером.    

  Командирские способности А. Гайсина особенно проявились при форсировании р. Днепр. Его взвод стремительно преодолел серьезнейшую водную преграду и первым ворвался в траншеи противника. Выбыл из строя командир роты. Младший лейтенант Гайсин взял командование на себя. В жестоких боях на небольшом плацдарме его рота отбила 13 яростных контратак противника и удержала рубеж. Лично Гайсин уничтожил свыше 20 солдат и офицеров врага.

 Затем, расширяя плацдарм на правом берегу Днепра, рота Гайсина действовала впереди по овладению четырьмя населенными пунктами и несколькими важными высотами.

    Младший лейтенант А. Гайсин героически погиб в бою 27 ноября 1943 года.
    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года А. Гайсину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза
.

2 группа – Герой Советского Союза.

Хасанов Хаким Хусаинович

                                                     Герой Советского Союза. Старший сержант. Родился в селе      

                                                     Параньга. Татарин.   

                                                     Хаким работал бригадиром линейных рабочих на станции

                                                    Йошкар-Ола. В ноябре 1937 года призван в Красную    

                                                    Армию. На фронте — с августа 1942 года.
                                                   Командир пулеметного расчета старший сержант Хасанов  

  показал себя смелым и мужественным воином.
    В бою за с. Нехаевка Конотопского района Сумской области 10 сентября 1943 года старший сержант Хасанов, тяжело раненный не покинул поля боя. Он продолжал разить врага из своего пулемета. Только когда не осталось патронов, враги смогли взять его в плен. По показаниям граждан с. Нехаевка палачи сначала привели его в чувство, затем добивались от него военной тайны. Мужественный и непокоренный, он бросил им в лицо: «Коммунисты Родину не продают! Наши скоро придут и отомстят за меня!» Не добившись ни слова, фашистские изверги перетащили Хасанова в сад, еще долго пытали, а затем отрубили голову.
    X. X. Хасанову 7 октября 1943 года посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

  Одна из улиц г. Йошкар-Олы названа его именем.

3 группа – Герой Социалистического Труда.

                                                   Елена Еремеевна Кочергина

                                                 Первая женщина Герой Социалистического Труда        

                                                 в МАССР Елена Еремеевна  Кочергина (1928-2002).  

   Она родилась 3 февраля 1928 г. в деревне Олоры в крестьянской семье.   Отец часто рассказывал     дочери о тяжелом труде хлебороба. Елена была единственным и горячо любимым ребенком в семье. Трудовая деятельность Елены Еремеевны  началась в годы войны с тринадцати лет, когда дети наравне со взрослыми работали в колхозе.  Но несмотря на трудности военного времени, девушка заканчивает семилетнюю школу с похвальной грамотой и поступает в педагогическое училище. Из-за болезни матери девушка возвращается в родную деревню.

Правление колхоза направило Елену Еремеевну в 1949 году учиться в Новоторьяльскую школу механизации на курсы механизированной уборки льна. Через год она окончила школу, стала льнотеребильщицей. Вместо 4 га по норме Елена Еремеевна теребила ежедневно по 15-16 га.

В 1954 году на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве Елена Еремеевна Кочергина получила бронзовую медаль, а в 1955 году – серебряную.

В 1959 году Президиум Верховного Совета МАССР присвоил ей звание «Лучший льновод республики».

8 марта 1960 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «За выдающиеся достижения в труде и особо плодотворную общественную деятельность» ей, первой из женщин Марийской АССР, было присвоено звание Героя Социалистического Труда, с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

4 группа –  Заслуженная артистка.

                                                                 Галина Николаевна Иванова-Ямаева

                                                              заслуженная артистка РСФСР (1988),
                                                              заслуженная артистка Марийской АССР (1977),
                                                              лауреат Государственной премии МАССР (1977),
                                                              лауреат премии Марийского комсомола им. Олыка  

                                                               Ипая (1970),
                                                             лауреат театральной премии им. Й.Кырли (1999, 2000)                          

                                                             Почетный гражданин г. Йошкар-Олы (1991).
Родилась 6 декабря 1942 г. в д. Иштыра (Штрамарий)

Параньгинского района  в семье служащих. После окончания Елеевской средней школы поступила на актерское отделение Государственного института театрального искусства им. А.В.Луначарского.  В 1965 г. после окончания учебы поступила в труппу Марийского государственного драматического театра им. М.Шкетана, в котором проработала без малого сорок лет, сыграв более 100 ролей, большинство из которых — главные.

Сыграла во многих пьесах главную роль: Салика в комедии «Салика» Сергея Николаева,  Маюк в пьесе Яндакова «Тулык ава»,  Ануш в пьесе Константина Коршунова «Шарнет, Элиса?»,  роль Матери  Матери и Автора в поэтической драме А.Ивановой «Арале мыйым, волгыдо Юмем!».

На фестивале «Йошкар-Ола театральная» (1995) Г.Иванова-Ямаева стала победительницей в номинации «Лучшая женская роль второго плана», сыграв роль Серапий в водевиле по мотивам произведений С.Чавайна «Окса тул».

В 2001 г. Г.Иванова-Ямаева была награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

С 1993 по 2004 гг. Г.Н.Иванова-Ямаева преподавала специальные дисциплины на театральном отделении Марийского республиканского колледжа культуры и искусств.

 3. Защита проектов.

V. Домашнее задание: Придумать вопросы для рубрики «Проверь себя».

VI. Рефлексия.

 Продолжи хотя бы одно  высказывание:

сегодня я узнал…                                                было интересно…

было трудно…                                                      я выполнял задания…

я научился…                                                          у меня получилось …

Отметьте, пожалуйста на смайликах условным знаком.

                         -Было интересно. Активно работал.

   

                     -Было интересно, но работал не активно.

                         - Было неинтересно.  Был пассивен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок марийского языка и истории культуры народов Марий Эл "Бабушкин сундучок"

Интегрированный урок марийского языка и истории культуры народов Марий Эл "Бабушкин сундучок" был проведен совместно с учителем марийского языка Журавлевой О.Г и учителем географии и ИКН Карауловой Д....

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ МАРИЙ ЭЛ В 5 классе

Курс «История и культура народов Марий Эл» является примерной общеобразовательной программой в общеобразовательном процессе. Он призван обеспечивать региональные особенности содержания образования в о...

Презентация для урока "История и культура родного края" в 7 классе школы 8 вида на тему "Воронеж в годы ВОВ"

Данная презентация предназначена для использования в качестве наглядного материала на уроках истории (изучение истории родного края) в рамках программы 7 класса школы 8 вида (для детей с ОВЗ)...

Методическая разработка урока истории и культуры народов Марий Эл "Марийский края в эпоху камня" (6 класс)

Разработка урока истории и культуры народов Марий Эл с использованием технологии критического мышления...

Духовно-нравственный потенциал уроков « Истории православной культуры земли Смоленской» и « Основ духовно-нравственной культуры народов России» как средство раскрытия способностей школьников

Тема одаренности детей,  их поддержка является в педагогике особенно важной в последнее время. Одаренные дети-это наше будущее, и от них мы ожидаем больших достижений....