Технолоническая карта внеурочного занятия
план-конспект урока по краеведению (6 класс)

Титова Любовь Андреевна

Тема "Быт и обычаи жителей Орловщины"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx29.98 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  внеурочного занятия

по курсу «Духовное наследие Орловского края»

Тема: «Быт и обычаи жителей Орловщины».

Тип  занятия: комбинированный

Цели: 

- сформировать  общие представления о быте и обычаях вятичей;

-  продолжить развитие у обучающихся различных УУД в соответствии с запланированными предметными, метапредметными, личностными результатами.

В результате занятия обучающиеся смогут:

Предметные результаты: объяснять значение основных понятий темы;  рассказать о быте и обычаях вятичей.

Метапредметные результаты: продолжат формирование умений работы с дополнительными источниками информации и составления сообщения по заданной теме.

Личностные результаты: иметь познавательный интерес к изучению родного  края. 

Словарь: Родина,  быт, селища, язычество. 

Ресурсы  занятия:

  • Компьютер, мультимедийный проектор;
  • Рабочие листы с заданиями для групп;
  • «Черные ящики» с предметами (лапти, рубаха, кокошник).

Формы организации деятельности: групповая, работа в парах, фронтальная. Обучающиеся делятся на 3 группы по 5 человек. 

п/п

Этапы занятия

Содержание этапа (деятельность учителя)

Деятельность обучающихся

Вспомогатель-ный мате-риал

1.

Организационный момент (1 мин)

Здравствуете ребята, проверьте все ли у вас лежит на парте, приготовьтесь, а теперь закройте глаза, подумайте о чем-нибудь хорошем, откройте глаза и улыбнитесь, пусть эта улыбка будет вас сопровождать весь урок.

2.

Мотивация (3-4 мин) 

Наш сегодняшний урок  мы начнем со следующих строк:

Русь могучая и бескрайняя,

Люди были тогда всесильными,

В избах деревянных жили,

Занимались искусством  знатным.

Сами ткали, хлеба растили,

Хоть и в лаптях ходили.

- Итак, ребята как вы считаете, о чем мы будем говорить на уроке? Какова  цель урока? (о повседневной жизни, как жили наши предки, о быте, обычаях).

- А что такое быт? (повседневная жизнь)

Тема нашего занятия: «Быт и обычаи жителей Орловщины».

Обучающиеся отвечают на вопросы,  и формулируют цель и тему урока

Слайд №1

Слайд №2

3.

4.

Целепологание и планирование

(1 мин)

«Открытие»  нового знания (изучение новой темы)

(18 мин)

Занятия вятичей

Жилище

Одежда

Семья вятичей

Религия

Обычаи

- Что входит в понятие повседневная жизнь?

План:

  1. Занятия вятичей.
  2. Жилище.
  3. Одежда.
  4. Семья вятичей.
  5. Религия.
  6. Обычаи.

История Орловского края берет свое начало с 8 века, когда по берегам  реки Оки расселилось одно из племён восточных славян – вятичи. Сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлое, в те времена, когда наши предки только, только начали осваивать родной край, и повернем стрелки часов назад и окажемся в 8 веке.

Нестор летописец  сообщает, что было два брата у «ляхов» - Радим и Вятко. Радим обосновался на Соже, и от него пошли радимичи. Вятко со своим родом продвинулся восточнее – к Оке. От него получили свое название вятичи.

С какими занятиями  вятичей  связаны эти загадки: 

1. Меня бьют, колотят, режут,

А я всё терплю – людям добром плачу. (Хлеб, земледелие) 

2. Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко, скотоводство) 

3. Хоть они и жалят больно, их работой мы довольны. (Пчёлы, бортничество).

4. Строят домики на речке звери, а не человечки.

Вот так звери! Нор не роют, но зато плотины строят,

Все они одеты в шубы, инструмент не пилы – зубы. (Бобр, охота).

5. Он дыряв со всех сторон, даже если новый он.

Ловят рыбу им в реке, и в пруду и в озере. (Нерест. Рыболовство) 

6.  Занятие вятичей, которое позволяли,   есть из посуды, и стрелять железной стрелой (Гончарное дело)

Теперь мы перенесемся в жилище вятичей. Основной тип поселения вятичей — селища. Лишь в случае военной опасности население укрывалось в городищах. Жилища представляли собой прямоугольные землянки, обложенные изнутри деревом, над которыми возвышались деревянные срубы с двускатной крышей. Размеры небольшие  —  4x4  м. 

А сейчас мы с вами узнаем, что в черных ящиках. Ваша задача прочитать отрывок  из летописи, рассказывающий об одном элементе одежды вятичей. И догадаться, что спрятано в них.  

1 ящик – Нижняя обувь, распространенная на Руси в старину, сплетенная из древесного лыка, бересты или пеньки (Лапти).

2 ящик –  Древнейшая, самая любимая и распространенная нательная одежда вятичей. Её название происходит от корня «руб» - кусок, отрез, обрывок ткани (Рубаха).

3 ящик –  Старинный русский головной убор в виде гребня вокруг головы, символ русского традиционного костюма  (Кокошник).

Отправляемся в гости к семье вятичей. Работа с документом «Положение женщины в семье» (приложение 1)

А сейчас вам предстоит собрать исторический пазл,  и познакомиться с религией вятичей  (слайд 11)

1 группа – Перун (бог грома и молнии); Макошь (богиня плодородия);

2 группа – Ярило (бог солнца); Сварог (бог кузнечного дела);

3 группа – Стрибог (бог ветра); Лада (богиня красоты и любви).  

 – Какая же религия была у вятичей? (язычество – вера во множество богов).

Перенесемся в атмосферу праздника, обычай и традиций.

Сообщение  ученика «Военные обычаи».

Танец «Ай, хоровод».

Участвуют в планировании деятельности на уроке

Ученики  отгадывают загадки и  называют занятия вятичей.

Работают в группах, решают  познавательные задачи с целью догадаться, что спрятано в черном ящике.

Обучающиеся работают с документом в парах

Выполняют задания в группах, презентуют свои ответы другим группам, выслушивают ответы других групп.  

Краткий рассказ обучающегося о военных обычаях.

Просмотр

фрагмента танца.

Слайд № 3

Слайд № 4

Слайд

№ 5-7

Слайд № 8

Слайд № 9

Слайд № 10

Слайд № 11

Слайд № 12

5.

Включение нового знания в систему знаний (закрепление)  (1-2  мин)

А теперь мы с вами  в группах составим синквейн.

1 группа – со словом вятичи.

2 группа -  со словом быт.

3 группа – со словом обычаи. 

Выполняют задания в группах, презентуют свои ответы другим группам.

6.

Рефлексия

(1-2  мин) 

На этом наше путешествие подошло к концу.

С древнейших времен домовой считался хранителем домашнего очага. Мы завершаем наше занятие «Настроением домовёнка». Улыбающийся – было интересно и полезно.  Грустный – было скучно и непонятно.  

Сегодня на уроке:

  • я узнал…
  • я научился…
  • было интересно…
  • больше всего мне понравилось

Фиксируют настроение

Слайд № 13-14

Приложение № 1

Рабочий лист № 1. Положение женщины в семье.

Задание по тексту: на основании текста охарактеризуйте положение женщины в семье, используя новые понятия. 

Г.М. Пясецкий «Забытая история Орла»

       «И браки бывают у них», говорит о вятичах летописец, «а сходятся между селами на игрища и плясания…, и тут умыкают себе жен, с какою кто совещался прежде». Таким образом, положение девушки у вятичей было довольно свободное: ей дозволялось принимать участие в общественных гуляниях и религиозных празднествах, она могла кружиться в хороводах, петь и танцевать в сообществе молодых людей обоего пола и, наконец, решать семейный свой жребий, то есть выбирать себе жениха по сердцу… Жених, по  общему обычаю славян, тогда мог считать такое законным и безобидным для рода невесты, когда представит за нее вено, т.е. откупит её…

       Но этим, можно сказать, и оканчивалось завидное положение вятичанки. Далее, в новом ее положении, как жены, ожидал  ее тяжелый деспотизм мужа и грубое обращение к ней свекра. Муж мог еще отправиться на игрищаи на плясания и здесь умыкнуть себе другую и третью жену, потому что у вятичей было в обычае многоженство: «имели по две и по три жены», говорит летописец; а жена при всех угнетениях, обидах и женской ревности, не могла покинуть мужа, потому что за нее заплачены деньги, она его раба, и роду ее нет до неё дела».  

Новые слова по тексту:  

  • умыкание невесты - обряд похищения, выбирания невесты; с ее согласия мужчина  уводил ее в свой дом.
  • вено – выкуп невесты, плата деньгами или имуществом, которую жених вносил родителям невесты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеурочного занятия по географии в 5 классе по теме "Глобус и карта"(моделирование) ФГОС

Образовательные: ·         Сформировать знания о глобусе как модели Земли.·         Расширить представления детей о глоб...

Технологическая карта внеурочного занятия по музыке для 1 класса "Инструментальное музицирование"

Технологическая карта внеурочного занятия по теме "Инструментальное музицирование для 1 класса...

Технологическая карта внеурочного занятия. Начальная школа

Технологическая карта - новый вид методической продукции...

Технологическая карта внеурочного занятия «Творческая палитра. Аппликация в технике «Квиллинг».

Цель деятельности педагога:  Познакомить с новым видом ДПТ и новым приемом работы с бумагой (скручивание), учить выполнять собственную творческую работу в технике квиллинг, развивать мелкую...

Технологическая карта внеурочного занятия в 3 классе Тема Там, где ступала нога человека. (ФГОС)

внеурочное занятие разработано по программе Самковой "Моя первая экология" для учащихся 3 класса. Время занятия- 45 мин.1.     Обучающая (когнитивная) цель: Организовать деят...

Технологическая карта внеурочного занятия "История вооруженных сил России", 7 класс.

Комбинированный урок  изучения нового материала по внеурочной деятельности....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ/ЗАНЯТИЯ КРУЖКА "Мир театра"

Название объединения: театральные ступеньки.Направленность внеурочной деятельности: общекультурная.Класс/ возраст: 3 класс, 8-9 лет.Тема: «Волшебный мир театра»Планируемые результаты:знани...