Исследовательская работа "О чём рассказала гимнастёрка"
творческая работа учащихся

Шестопалова Нина Петровна

Исследовательская работа в номинации "История одного экспоната". В работе рассказано о гимнастёрке участника военного парада Победы на Красной площади в 1945 году.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областная  акция «Музей и дети»

Исследовательская работа

 

НОМИНАЦИЯ

«История в одном экспонате»

Автор:

Потапов Иван Романович,

учащийся 6 класса

МКОУ Смаглеевской СОШ

Кантемировского района

Воронежской области.

Руководитель:

Шестопалова Нина Петровна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ Смаглеевской СОШ

Смаглеевка-2019

Гимнастёрка защитного цвета...

Столько вместе с солдатом прошла!

Повидала и горя и света...

И реликвией стала она.

                 Маргарита Минкевич

 Я много раз бывал в нашем школьном музее. Подолгу задерживался у экспозиции, посвящённой Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. . Особенно у стеллажа с военными реликвиями (а там есть на что посмотреть): настоящие штыки от ружья, осколки мин, гильзы от снарядов и пули разных форм и размеров, солдатские котелки, солдатские каски и прочее.  На других стеллажах лежат бумажные экспонаты:  орденские книжки, солдатские письма, исследовательские работы с биографиями и воспоминаниями ветеранов войны. Над стеллажами висит стенд «Бессмертный полк» с фотографиями наших земляков – участников  Великой Отечественной войны.

Об одном из ветеранов я уже не раз слышал. В нашей школе ежегодно проводится шашечный турнир памяти Новохатского П.Т., участника Великой Отечественной войны, бывшего учителя черчения и рисования нашей школы. Когда наш класс впервые принял участие в турнире, нас повели в школьный музей и рассказали о человеке, в честь которого проводится турнир.  

Новохатский Пётр Тихонович родился 14 апреля 1923г. в с. Смаглеевка  в многодетной крестьянской семье. В 1937 г. окончив Смаглеевскую семилетнюю школу, уезжает в г. Донской Тульской области,  где  работает  на шахте и одновременно заочно учится во ВДНТ им. Крупской. В 1938 г. вступает в тульский аэроклуб, совершает учебные полёты, прыжки с парашютом. По окончании  курса обучения получает удостоверение пилота 1 класса.

 С декабря 1940   по  май 1942 г.г.- курсант Таганрогской военно - авиационной школы.  Получив травму, с которой нельзя было продолжать летать, Пётр Тихонович переводится в артиллерийское училище  г.Томска.

Выписки из Красноармейской книжки  Новохатского П.Т.:

25.12.1940 г. – г.Таганрог, Военно-авиационная школа, курсант.

05.05.1942 г. – г.Томск, Артиллерийское училище, курсант.

01.11.1942 г. – 35 западный артиллерийский полк. Сержант, командир орудия.

01.12.1942 г.  -1214 артиллерийский полк, 12 артдивизия, старший сержант, командир орудия.

05.12.1943 г. –810 отделение разведки, начальник разведывательной акустической базы, старший сержант.

Старший сержант Пётр Новохатский участвовал в боевых сражениях  на Брянском и Белорусском фронтах. Освобождал  Воронежский край, города  Курск, Орёл, Минск, Варшаву, Берлин, форсировал Дон, Днепр, Вислу, Одер. Отличился  в боях на Курской дуге, за  форсирование  реки Буг награждён орденом. Фронтовая газета «Патриот Родины» № 126 под фотоснимком Петра  Тихоновича Новохатского напечатала: «От Сталинграда до Берлина – такой боевой путь  прошёл воин». Пётр Тихонович прошёл всю войну и расписался на стене Рейхстага. Имеет  награды: орден Красной Звезды, 2 ордена Отечественной войны  II степени, медаль «За Победу над Германией», медаль «За Отвагу», «За освобождение  Варшавы», «За взятие Берлина», юбилейные медали 20,30,40,50 лет Победы, медаль «50 лет Вооружённых сил СССР». Кроме орденов и медалей у Петра Тихоновича много грамот и благодарностей.

В нашем школьном музее хранятся наградные материалы Петра Тихоновича, картины, написанные им, и его гимнастёрка. Впервые увидев эту гимнастёрку, я подумал: «Может быть, эта гимнастёрка  побывала на войне? Может быть, она опалена огнём сражений? Может быть, она пропитана солдатским потом? Но, нет…

Табличка на этом музейном экспонате гласит: «Солдатская гимнастёрка образца 1943 г. Подарена музею ветераном Великой Отечественной  войны Новохатским П.Т. В этой гимнастёрке Пётр Тихонович принимал участие в параде Победы в 1945 г. в Москве».   Когда я прочитал эту надпись, я испытал что-то вроде разочарования: ничем особым не примечательная гимнастёрка стала музейным экспонатом?  

А совсем недавно  в одной из телевизионных передач я услышал, что  парад 1945 года- парад в ознаменование победы СССР над фашистской Германией в Великой Отечественной войне - называют священным, легендарным. Я вспомнил гимнастёрку из школьного музея и подумал: «Получается, эта гимнастёрка не простая солдатская рубашка, а свидетель  исторического события для нашей страны!».  В связи с этим, у меня возникло множество вопросов: почему этот парад назван легендарным, кто имел право принимать в нём участие, как  наш земляк попал на этот парад и многие другие. Разберёмся во всём по порядку.

         Решение о проведении парада победителей было принято Иосифом Сталиным вскоре после Дня Победы. 24 мая 1945 года ему были доложены предложения Генерального штаба по проведению Парада Победы. Их он принял, но не согласился со сроками проведения. Генштаб отводил на подготовку парада два месяца, Сталин приказал провести парад через месяц.

22 июня 1945 года в центральных советских газетах был опубликован приказ Верховного главнокомандующего Иосифа Сталина № 370: "В ознаменование Победы над Германией в Великой Отечественной войне назначаю 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади парад войск действующей армии, Военно-Морского Флота и Московского гарнизона — Парад Победы".

В конце мая — начале июня в Москве проходила усиленная подготовка к параду. Для участия в торжестве были сформированы и подготовлены сводные полки от каждого действовавшего в конце войны фронта, которые должны были возглавляться командующими фронтами. На параде участниками были представлены все фронты и флоты, участники должны быть награждены орденами и медалями. То есть в параде принимали участие, реальные отобранные фронтовики.

Вот о чём  гласит директива Генштаба  от 24 мая 1945 г.:

  1. Для участия в параде в городе Москве в честь победы над Германией

выделить от фронта сводный полк

  1. Сводный полк сформировать по следующему расчету: пять батальонов

двухротного состава по 100 человек в каждой роте (десять отделений по 10 человек). Всего в сводном полку 1059 человек и 10 человек запасных.

  1. В сводном полку иметь шесть рот пехоты, одну роту артиллеристов, одну роту танкистов, одну роту летчиков и одну роту сводную (кавалеристы, саперы, связисты).
    4. Роты укомплектовать так, чтобы командирами отделений были средние офицеры, а в каждом отделении — рядовые и сержанты.
  1. Личный состав для участия в параде отобрать из числа бойцов и офицеров,  наиболее отличившихся в боях и имеющих боевые ордена.

      Вот и ответ на  один из моих вопросов: как Пётр Тихонович попал на легендарный парад. Действительно, именно таким храбрым, отважным и мужественным солдатам  и была предоставлена честь участвовать в таком параде. У Петра Тихоновича много наград. Но среди них есть особенные.

1943 г. Медаль «За отвагу».  

В наградном листе запись №  44841809:  «В ночь с 11 на 12 июня 1943 года сержант Новохатский  находясь на огневой позиции  с кочующим орудием в д. Верхняя Гнилуша (Воронежская область), проявил мужество и отвагу, рискуя жизнью, под огнём противника на руках вытащил орудие и машины, тем самым сохранил орудие и машины  от обстрела артиллерией противника».

О боях на родной земле рассказывал и сам Пётр Тихонович: «Тяжёлым было освобождение нашей Воронежской земли от врага: фашисты оказывали отчаянное сопротивление... Например, в бою за станцию Касторное из каждого орудия приходилось выпускать по врагу 200-250 снарядов...Стволы орудия накалялись добела... Зачастую пушки, которые  весили 1127   килограммов, приходилось тащить на себе. Но нам, молодым, всё  было нипочём...»»

1944 г. Орден Красной Звезды

Вот что мы читаем в архивных документах о данном награждении:

«Дата подвига: 14.07.1944-15.07.1944,  18.07.1944  № записи: 32755031.

В боях с немецкими захватчиками старший сержант Новохатский П.Т. проявил мужество и отвагу.  В районе г.Ковель  в ночь с 14 на 15 июля 1944 г. Новохатский со своим отделением, пробираясь ползком и перебежками  под сильным миномётным обстрелом, установил звукоприборы и вёл непрерывное наблюдение, обеспечив засечку 6 стреляющих батарей противника, которые были впоследствии уничтожены. 18 июля 1944 года в районе м.Мацею в бою, под сильным обстрелом, будучи дважды засыпан землёй и получив лёгкую контузию Новохатский П.Т. прикрывал своим телом звукоприборы, вёл непрерывное наблюдение за артиллерией противника, засёк 8 батарей, которые были впоследствии уничтожены.»

1945 г. Орден Отечественной войны II степени.

          Из архивных документов о  награждении: «Дата подвига: 16.04.1945 19.04.1945,22.04.1945  № записи: 25658592

 Старший сержант Новохатский- участник боёв на Курской дуге, на Днепре, при освобождении городов Мозырь, Калинковичи, по расширению плацдармов на реках Висла и Одер. В боях западнее г. Лебус 16-19 апреля 1945 г. ст.сержант Новохатский вместе со своим отделением, находясь в боевых порядках пехоты под обстрелом артиллерии противника обеспечил засечку 9 артбатарей противника, которые  были подавлены  огнём артиллерии 41 артбригады 69 армии.  22 апреля 1945 года на боевом рубеже западнее г. Леббин  ст. сержант Новохатский вместе со своим отделением обеспечил засечку 6 артбатарей противника, которые  были подавлены  огнём артиллерии 41 артбригады 69 армии».

Я думаю, что именно эти награды сыграли главную роль в том, что Новохатский П.Т.  стал одним из участников  знаменитого парада Победы.

Участникам парада надлежало прибыть в Москву уже 10 июня, чтобы подготовиться к такому грандиозному мероприятию. Всего в параде участвовали 24 маршала, 249 генералов, 2536 офицеров, 31 116 рядовых, сержантов. К параду подготовили сотни единиц боевой техники. Тренировки проходили на Центральном аэродроме имени М.В. Фрунзе. Солдаты и офицеры ежедневно тренировались по 6-7 часов. И всё это ради трех с половиной минут безукоризненного марша по Красной площади.

Из Берлина решено было привезти Красное знамя, водружённое над рейхстагом. Построение парада определили в порядке общей линии действующих фронтов — справа налево. Для каждого сводного полка специально определили военные марши, которые были ими особенно любимы.

Предпоследняя репетиция Парада Победы состоялась на Центральном аэродроме, а генеральная — на Красной площади.

Во время организации парада пришлось в весьма сжатые сроки решить ряд проблем. Так, если слушатели военных академий, курсанты военных училищ столицы и солдаты Московского гарнизона имели парадное обмундирование, то тысячам фронтовиков его необходимо было сшить. Эту задачу решили швейные фабрики Москвы и Подмосковья. В десятых числах июня весь состав участников парада был одет в новую парадную форму. Форма была пошита каждому по индивидуальным меркам, было пошито более 250 парадных генеральских форм нового образца, а всего на фабриках, в мастерских и ателье столицы, за три недели было произведено более 10 тысяч комплектов различного обмундирования для участников парада.

Вернёмся к нашей гимнастёрке. В табличке к ней меня заинтересовали слова «Гимнастёрка образца 1943 год…». Значит,  в истории русской армии существовало несколько образцов гимнастёрки? Я решил разобраться и в этом вопросе и обратился к истории. Оказалось, гимнастерка в виде повседневной военной формы существовала в российской армии на протяжении ста лет! Когда же в конце 1960-х годов было принято решение заменить гимнастерку на более современные образцы формы, то пришлось издавать специальное распоряжение, запрещающее ее ношение.

В 1862 году военный министр Российской империи Дмитрий Милютин подписал распоряжение о введении для личного состава специальной белой рубахи для занятий гимнастикой и полевыми работами. Крой этой удлиненной рубашки из плотной ткани был заимствован у распространенной среди крестьян и рабочих каждодневной одежды.

В конце 1860-х годов во время среднеазиатских походов русской армии гимнастическую рубаху многие воинские части из-за жаркого климата стали использовать как единственную каждодневную форму. Военное министерство пошло навстречу войскам, задействованным в Средней Азии, и официально разрешила в апреле 1869 года использовать белую гимнастическую рубашку как элемент летней походной формы. Единственным значимым нововведением для новой формы стали погоны. Так в русской армии появилась гимнастерка, как сокращенно прозвали солдаты гимнастическую рубаху.

Однако гимнастерка в качестве основной формы одежды распространилась далеко не сразу. Во времена Александра III был введен так называемый русский стиль в армии, а в качестве каждодневной одежды «народный мундир», напоминающий распространенную у русских крестьян шерстяную куртку. Но в летнее время во многих частях продолжали носить гимнастерку, которая в этот период выполняла функции нательной рубахи. Начальство предпочитало смотреть на эти нарушения сквозь пальцы. Но только в конце XIX века белая гимнастерка окончательно утверждается как ежедневная летняя форма русской армии, в которую массово переодевались 1 мая каждого года.

          После Русско-японской войны 1904—1905 годов гимнастерка постепенно начинает окончательно закрепляться как основная верхняя одежда русской армии, в том числе и для офицерского состава. Но теперь она выпускается в защитных серо-зеленых цветах.

Крой гимнастерки и материал для нее претерпевают некоторые перемены после завершения Гражданской войны в 1920 году, но эта форма одежды продолжает оставаться основной и в РККА. В частности на гимнастерки нашивались полоски сукна различных цветов в соответствии с родами войск. В 1935 году появляется гимнастерка, в которой Красная армия встретит начало Великой Отечественной войны.

Последняя значимая «реформа гимнастерки» произошла в начале 1943 года. Крой рубахи изменили для ношения погонов. Воротники гимнастерок всех образцов взамен отложных — стоячие, мягкие, застегивающиеся сквозными петлями спереди на две форменные пуговицы малого размера. На плечи пристегиваются погоны установленного образца. Нарукавные знаки у гимнастерок отменяются.

В этом виде гимнастерка оставалась основным видом обмундирования вплоть до июля 1969 года, когда была введена новая форма. И именно в таких гимнастёрках  прошли солдаты-победители по Красной площади 24 июня 1945 года.

К сожалению, не сохранилось воспоминаний самого Петра Тихоновича о параде Победы. Я нашёл воспоминания других очевидцев знаменитого парада.

Парад начался ровно в 10 часов. С боем кремлевских курантов  маршал Жуков на белом коне выехал на Красную площадь. В 10 часов 5 минут начался объезд войск. Великий маршал поочередно здоровался с воинами сводных полков и поздравлял участников Парада с победой над Германией. Войска отвечали могучим «Ура!» Объехав полки, Георгий Константинович поднялся на трибуну. Маршал поздравил советский народ и его доблестные вооруженные силы с победой. Затем прозвучал гимн СССР в исполнении 1400 военных музыкантов, громом прокатились 50 залпов артиллерийского салюта, и над площадью разнеслось троекратное русское «Ура!»
        Торжественный марш воинов-победителей открыл командующий парадом Маршал Советского Союза Рокоссовский. За ним следовала группа юных барабанщиков, воспитанников 2-й Московской военно-музыкальной школы. За ними шли сводные полки фронтов в том порядке, в каком они были расположены во время Великой Отечественной войны, с севера на юг:  Карельский,  Ленинградский, 1-й Прибалтийский, 3-й Белорусский, 2-й Белорусский, 1-й Белорусский, 1-й Украинский, 4-й Украинский, 2-й Украинский, 3-й Украинский. Замыкал торжественное шествие сводный полк Военно-морского флота. 
Движение войск сопровождал огромный оркестр численностью 1400 человек. Каждый сводный полк проходит под свой боевой марш почти без пауз.

Затем оркестр смолк, и в тишине забили 80 барабанов. Появилась группа солдат, которые несли 200 опущенных знамён и штандартов разгромленных немецких войск. Они бросили знамена на деревянные помосты у Мавзолея. Трибуны взорвались аплодисментами. Символы гитлеровской Германии были повержены. Это был настоящий триумф народа-победителя, выстоявшего в самой страшной войне в истории человечества.

Парад длился 2 часа под сильным дождем. Однако людей это не смутило и праздник не испортило. Играли оркестры, праздник продолжался. Поздно вечером начался праздничный салют. В 23 часа из 100 аэростатов, поднятых зенитчиками, залпами полетели 20 тыс. ракет. Так завершился этот великий день  

          Участники парада первыми в армии были награждены медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», учрежденной 9 мая 1945. Такой медали удостоился и Новохатский Пётр Тихонович. Эта медаль, как и другие награды, украшали гимнастёрку, которая теперь занимает почётное место в нашем школьном музее.

 Вот, о чём поведала мне простая, на первый взгляд, гимнастёрка. Теперь, когда я бываю в школьном музее,  я с уважением смотрю на неё. Трепетно касаясь её, думаю о том, что она была свидетелем великого исторического события, «видела» легендарных маршалов… Пусть она не опалена огнём войны и не пропитана солдатским потом… Она пропитана духом великого патриотизма, который присутствовал в тот легендарный июньский день на Красной площади.      

 Президент Российской Федерации Владимир Путин в своем письменном обращении, адресованном посетителям выставки «Парад Победы 24 июня 1945 года» сказал: «Нам нельзя забывать об этом сильном параде. Историческая память — залог достойного будущего России. Мы должны перенять у героического поколения фронтовиков главное — привычку побеждать. Эта привычка очень нужна в нашей сегодняшней мирной жизни. Она поможет нынешнему поколению выстроить сильную, стабильную и процветающую Россию. Уверен, что дух Великой Победы будет хранить нашу Родину и впредь в новом, XXI веке».

Источники.

  1. Архивы школьного музея.
  2. Печейкин А. В. Из истории военного обмундирования и снаряжения
  3. Приказ Народного комиссара обороны СССР 15 января 1943 года № 25 «О введении новых знаков различия и об изменениях в форме Красной армии»
  4. http://podvignaroda.mil.ru.

                           



Предварительный просмотр:

 ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

 

Новохатский П.Т., ветеран               Снимок Новохатского П.Т.

 Великой Отечественной                          из фронтовой газеты

   Войны 1941-1945 г.г.                                 «Патриот  Родины»


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                  ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Выписка из  приказа о награждении Новохатского П.Т.

орденом   Красной Звезды   

Выписка из  приказа о награждении Новохатского П.Т.

медалью   «За отвагу»  



Предварительный просмотр:

                                  ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.1

Выписка из  приказа о награждении Новохатского П.Т.

орденом        Красной Звезды

                       ПРИЛОЖЕНИЕ № 3


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно - исследовательский урок по рассказу А.П. Гайдара «Дым в лесу»

Данный урок можно использовать как урок внеклассного чтения по литературе 5 класса по программе "Школа -2100"...

Исследовательская работа:"Роль восклицательных предложений в рассказе Р.Киплинга "Рикки-Тикки-Тави"

В рамках ежегодной школьной конференции "Путь в неизведанное" учащимися 5 класса Кица Марией и Якубец Александрой под руководством Фоминой А.Г. была подготовлена лингвистическая исследовательская рабо...

Исследовательская работа "Традиции русской литературы в рассказах В.М.Шукшина"

В данной исследовательской работе рассматривается тема наследия и  развития  традиций русских  классиков   в творчестве  В.М.Шукшина, анализируется своеобразие проблемати...

Проблема педагогической нравственности в рассказе В. Распутина «Уроки французского» (научно-исследовательская методическая работа, в помощь учителю к уроку литературы)

Одной из главных тем в творчестве В Распутина является тема "нравственности человека". Предметом исследования литературы является человек со своими страстями, радостями и горе...

Исследовательская работа по литературе "Любовь, красота, память в рассказах И.А.Бунина"

На  первый  план  у Бунина выходит обращение к вечным темам любви, смерти и природы. Мгновения любви по Бунину  становятся  вершиной  жизни  человека.  ...

"О чем рассказал горох" Формирование экспериментально-исследовательской деятельности у дошкольников младшей группы

Формирование экспериментально-исследовательской деятельности у дошкольников младшей группы...

Научно-исследовательская статья " Психологические рассказы Амира Макоева-мистика или реальность?"

Цель данной исследовательской статьи- провести своеобразную презентацию сборника «Война длиною в жизнь» , начать разговор о талантливых литераторах современной России. Анализируя рассказы ...