Презентация "Краеведение, как региональный компонент в географическом образовании"
методическая разработка по краеведению

Курчаткина Марина Васильевна

Презентация содержит материал, который поможет коллегам интереснее и качественнее преподавать краеведение в школе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Краеведение, как региональный компонент в географическом образовании Выполнила Учитель географии высшей квалификационной категории Курчаткина Марина Васильевна

Слайд 2

Введение Содержание образования определяется целями, в постановке которых участвуют государство общество, школа, семья, ученики. Их интересы отражены в таких нормативных документах, как «Обязательный минимум содержания основного общего образования по географии» и базисном учебном плане, включающем три компонента: федеральный, региональный и школьный . Выделенный региональный компонент обеспечивает защиту и развитие системой образования национальных культур, культурных региональных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Школьный компонент позволяет учесть возможности конкретного образовательного учреждения, интересы ученика и способствует его развитию, что обеспечивает вариативность учебно-воспитательного процесса.

Слайд 3

Сущность регионального компонента заключается в раскрытии особенностей природы, населения, хозяйства, социальной сферы с учётом специфики региона, в котором находиться школа в ходе учебно-воспитательного процесса. Региональный компонент не будет полным, если не использовать и не привлекать в комплексе сведения из других областей знаний: истории, литературы, музыки, этнографии. С особенностями государственного устройства России связаны понятия «региональный компонент» и «региональный компонент образования».

Слайд 4

Региональный компонент, привлекая сведения из разнообразных областей знаний, способствует более полному понятию многих явлений и процессов на конкретной территории; формирует систему знаний о родном крае .

Слайд 5

Какие существуют подходы к изучению своего региона? В практике современной школы имеются 2 подхода к изучению своего региона. 1 подход заключается в распределении и локализации региональных знаний, проблем в отдельных темах учебных предметов. 2 подход предполагает создание единого учебного курса. В 6 и 9 кл . реализуется единый учебный курс, позволяющий изучить все особенности своего региона в едином комплексном блоке.

Слайд 6

Важнейшие личностные результаты обучения географии своего региона осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты, гражданин РФ, житель региона) представление о своем крае как субъекте Российской Федерации, его месте и роли в жизни страны, осознание единства географического пространства края как единой среды обитания всех населяющих ее народов . осознание значимости и общности всех проблем края, эмоционально-ценностное отношение к природным богатствам края, их сохранению и рациональному природопользованию, патриотизм, любовь к своей « малой родине» уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни народов своего региона, толерантность.

Слайд 7

Из опыта работы преподавания краеведения В программе по географии, предлагаемой под новый стандарт, обращается внимание на то, что в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации 1 час в неделю учебного предмета «География» в VI классе перенесен в региональный (национально-региональный) компонент. Этот час используется для проведения практических работ по темам начального курса географии (VI класс) с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности. Данная рекомендация раскрывается содержанием программы «Краеведение с основами экологии» для 6-х классов общеобразовательной школы . Изучение данного курса в школе позволяет не только систематизировать знания, полученные учащимися при изучении природоведения, ботаники, географии, но и сформировать представление учащихся о целостности и особенностях природы, особенностях жизни и хозяйственной деятельности людей.

Слайд 8

Краеведение на уроках географии в 9 классе В курсе экономической географии России краеведческий принцип находит очень широкое применение, так как учащиеся обладают уже значительными знаниями по физической географии края. Но его осуществление целесообразнее проводить, связывая вопросы программы с местным материалом при изучении отраслевого обзора РФ и своего экономического района. Большая часть краеведческой работы в этом курсе проводится по изучению местного производства. Изучение местного промышленного производства дает наглядный материал для раскрытия таких понятий, как производительность труда, специализация и кооперирование предприятия, технологический процесс, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, а по сельскому хозяйству — земельный фонд, сельскохозяйственные угодья, структура сельского хозяйства. Особенно важно знакомство с местными предприятиями для понимания значения использования в производстве местных природных ресурсов, внутрирайонных производственных связей и роли местных предприятий в межрайонном территориальном разделении труда. Правильное представление о производственных связях промышленных предприятий формируется на примере предприятий своего района.

Слайд 9

Краеведение на уроках географии в 6, 7, 10 классах. Особый интерес у учащихся вызывает работа с топонимическим материалом. Учащиеся проявляют желание узнать легенды и исторические факты, объясняющее происхождение того или иного географического названия. Особое место среди географических названий занимают названия внутригородских объектов – улиц, площадей, переулков, бульваров. Именно эта категория названий особо уязвима, т.к. уходят без возврата старые названия, а ведь они могли бы о многом рассказать. Учащиеся одного из 6-х классов изучали происхождения древних названий улиц (например – Соляная, Провиантская, Бабушкин взвоз, Ильинская и тд .), учащиеся другого 6-го класса изучали названия современные, связанные с ВОВ (например – Панфилова, Чемодурова , Расковой и тд .) Итогом их работы был не только рассказ об улицах, но и фотоматериалы и видеоматериалы.

Слайд 10

Краеведение на уроках географии в 6, 7, 10 классах. В курсе седьмого класса «Географии материков и океанов» у учащихся расширяется кругозор знаний изучения Земли по карте. Появляется возможность сравнивать географические объекты и субъекты мира с географическим положением своего города. Краеведческая направленность прослеживается при изучении многих тем.

Слайд 11

В курсе экономической и социальной географии мира (10 класс) нет выделенных тем краеведческой направленности, но при изучении тем населения, хозяйства мира и регионов необходимо вести сравнительную линию с нашей страной, находить общие и отличающиеся особенности и черты по разным вопросам экономического развития. Глобальные проблемы человечества можно начинать рассматривать с проблем своего края: экологической, сырьевой , демографической .

Слайд 12

Внеурочная деятельность по изучению регионального компонента Ежегодно школьники принимают участие в конкурсах: Всероссийский детский экологический форум «Зелёная планета», в номинации: «Зелёная планета глазами детей», «Эко- объектив»; «Земля – наш общий Дом»; Региональный этап Международного конкурса детского рисунка «Жизнь в глобализованном мире»; Всероссийская благотворительная и конкурсная программа « Наполни сердце добротой».

Слайд 13

Большие возможности эффективной организации изучения краеведения представляет проектная деятельность. Она вызывает большой интерес у учащихся. Важно, что разработка проектов является важнейшим средством развития личности, формирует их мировоззрение. Проекты: Никто не забыт Известные земляки Традиции народов нашего края Моя малая Родина Например, в проекте «Моя малая Родина» учащиеся готовили материал о населенных пунктах Саратовской области, где они родились и возможно жили какое-то время или о природных объектах расположенных поблизости. Интересен проект – акция «Никто не забыт». Проект приурочен к празднованию75 летию Дня Победы. Учащиеся лицея не только работали с архивными материалами, беседовали с родственниками, они еще сотрудничали с работниками музея СЭПО и привлекали к работе ветеранов и участников войны.

Слайд 14

Наш лицей тесно сотрудничает с работниками краеведческого музея, музея им. Чернышевского и библиотеки № 10. Учащиеся лицея стараются посетить новые выставки в помещении музеев, а так же приглашаем работников музеев к нам на лекции (традиционно в дни «Недели географии»)

Слайд 15

Заключение Цель краеведческого образования: формирование у учащихся системного представления о территории проживания как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте Российской Федерации и мирового географического пространства, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления, а также развитие представлений о регионе как сложном, динамически развивающемся географическом пространстве

Слайд 16

Литература 1. О.А. Бахчиева Диссертация на соискание степени кандидата педагогических наук «Разработка содержания и структуры комплексного регионального курса географии (на примере « Москвоведения »), 2000 год. 2.Материалы научно-практических конференций в г. Владимире: Географическое краеведение: тезисы межвузовской научно-практической конференции, 1999 г. Географическое краеведение: Материалы 3 Всерос . научно-практической конференции, 2001 г. Географическое краеведение: Материалы 4 Всерос . научно-практической конференции, 2002 г. 3.Методика преподавания региональной географии в школе: Учебное пособие для учителей географии и студентов географ. спец. Высш . Пед . Учеб. Заведений /М.А. Никонова, О.А. Бахчиева , И.В. Душина и др.; Под ред. М.А. Никоновой. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель », 2003. – 188 (4) с. – (Высшая школа). 4.Сафифулин А. З. Географическое краеведение в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. – М., Просвещение,1979. 5. https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2015/04/10/regionalnyy-komponent 6. https://kopilkaurokov.ru/geografiya/prochee/rieghional-nyi-komponient-v-shkol-nom-kursie-ghieoghrafii 7. https://infourok.ru/ispolzovanie-regionalnogo-komponenta-v-obuchenii-geografii-463412.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект регионального компонента, включаемого в содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Данный проект был представлен на республиканском семинаре «Проектирование предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении  с учетом федеральных государственных требований к ус...

Воспитание любви к своей малой Родине через введение регионального компонента в программу дополнительного образования детей.

Россия – родина для многих. Каждый регион, область имеют свои особенности, традиции, обычаи. Приобщить детей к культуре родного края, воспитывать любовь к своей малой Родине необходимо с детства, в эт...

Национально-региональный и этнокультурный компоненты в содержании образования

Этнокультурный компонент обеспечивает включение личности в диалог с полиэтническим окружением, позволяет выявить в народных культурах не только национально особенное и уникальное, но и общее, универса...

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ОБЩЕГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

В статье авторы делятся собственным опытом реализации регионального компонента общего географического образования...

Региональный компонент школьного географического образования

В статье рассматриваются  вопросы: 1.Актуальность регионального компонента в обучении географии....

Православный компонент школьного географического образования

Цели географического образования согласно требованиям ФГОС и цели Православного стандарта во многом идентичны, так как придают особое значение духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации...

Доклад « Формирование ценностных ориентаций у школьников при изучении регионального компонента географического образования»

При изучении регионального компонента географического образования  учитель  должен опираться на принципиально новые позиции в преподавании предмета географии, как по содержанию материала, та...