Методическая разработка: Совместная образовательная деятельность музыкального руководителя с воспитанниками подготовительной к школе группы. «Путешествие по Самарскому краю»
методическая разработка по краеведению

лапина светлана павловна

Данная методическая разработка раскрывает тему формирования у дошкольников нравственных ценностей: воспитание патриотических чувств,признание совершенства и самобытности каждого народа проживающих в Самарской губернии.

Ребята узнают о традициях, обрядах, о национальных праздниках через игры, песни. Находят общее  в быту и неповторимый колорит  элементов одежды каждого народа. А итогом путешествия является то , что не смотря на различия все народы живут вместе. дружно, уважают каждую культуру, берегут традиции. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspek_nod_puteshestvie_po_samarskomu_krayu.docx32.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение

 «Центр развития ребёнка- детский сад № 50» городского округа Самара

Россия, 443020, Самарская обл., г. Самара, ул. Ленинская 82,

тел.: 332-38-32; факс: 333-71-36; e-mail: mdoy50.89@mail.ru

Методическая разработка:

Совместная образовательная деятельность музыкального руководителя  с воспитанниками подготовительной к школе группы.

«Путешествие по Самарскому краю»

Самара 2019

Цель: формирование у дошкольников нравственных ценностей в процессе ознакомления с традиционными праздниками народов Самарской губернии

Задачи:

-расширить у ребят  представления о многонациональности  Самарской губернии и  признание совершенства и самобытности  каждого народа;

-совершенствовать коммуникативные связи воспитанников для познавательного общения в ходе активной  беседы со сверстниками и взрослыми, игровой  деятельности по ознакомлению с традициями проведения праздников; сравнивать  элементы  национальных костюмов, усваивать правила  в проведении традиционных игр народов Самарской губернии;

-воспитывать патриотические чувства, совершенствовать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности, уважение к традициям и обычаям.

Предварительная работа:

беседа с детьми по теме, слушание фольклорной музыки народов Самарской губернии, чтение  сказок, знакомство  с народными  играми , малыми формами фольклора(пословицами и поговорками),знакомство с традиционным костюмом  народов Самарской губернии, организация познавательного досуга с демонстрацией презентации: "Самарский край люблю тебя"

Дидактический материал:

Проектор и  музыкальный центр

Карта Самарской области

Куклы в национальных костюмах.

Элементы национальных костюмов

Аудиозаписи фольклорной музыки

Названия  посёлков, по которым путешествуем

Картинки по теме, предметы национального праздника

Методы и приемы

Практические: 

работа с картой Самарской области, слушание музыки, подвижные народные игры, разучивание танцевальных элементов татарского и мордовского танцев, исполнение танцевальной композиции «Мы вместе».

Наглядные: 

демонстрация изображений костюмов народов, населяющих Самарскую губернию; рассматривание картинок по теме.

Словесные: 

беседа, чтение стихотворения, дидактическая  игра, ответы на вопросы; рассуждения и смысловые выводы.

Интернет ресурс:

https://womanadvice.ru/russkie-narodnye-golovnye-ubory

file:///C:/Users/%D0%BF%D0%BA/Desktop/igra-tajny-narodnogo-kostyuma.htm

https://www.samddn.ru/meropriyatiya/?ELEMENT_ID=28052&sphrase_id=http://fb.ru/article/278146/narodyi-samarskoy-oblasti-nazvaniya-traditsii-kostyumyi

http://futureruss.ru/worldculture/ethnic-groups/tradicionnye-vesennie-prazdniki-narodov-samarskoj-oblasti.html

Ход образовательной деятельности:

Сюрпризный момент:

Сундук с картой Самарской губернии в малом формате.

Педагог:

Как сделать, чтобы карта оказалась вдруг большой?

Дети: Сказать волшебные слова и т.д.

Педагог: Я с вами согласна.

Ребёнок берёт волшебную палочку и произносит слова вместе с ребятами:

Волшебство сейчас начнётся, стоит палочкой взмахнуть

Детям ярко улыбнётся, позовёт в далёкий путь.

Волшебное превращение.

Ребята рассматривают  на мольберте карту Самарской губернии в увеличенном масштабе.

Беседа педагога с детьми о многонациональности Самарской губернии. Предложить совершить путешествие по Самарскому краю, познакомиться и больше узнать о своих соседях, о том, что им дорого, что необычного в быту, как живут и проводят праздники.

Ведь в праздники люди открывают свои сердца  и проявляют гостеприимство, надевают лучшие украшения и наряды, угощают самыми вкусными традиционными блюдами.

Вы хотите всё  это узнать?

Ответы детей.

 Педагог:

Тогда вперёд! А поможет нам в путешествии конечно же...

Дети: Песенка!

Педагог вместе с детьми напевает песню, дети двигаются "змейкой", с увеличением темпа.

Путешествовать мы любим

Все преграды обойдём

В гости к жителям самарским

Непременно попадём!

Дети останавливаются около стола (где представлена  мордовская народность: название населённого пункта ШЕНТАЛА ("Шёнталь"-"прекрасная долина"), элементы национального   костюма -женского головного  убора ,кукла в мордовском костюме,  подсвечник со свечами)

Педагог:

Первая остановка и мы в посёлке Шентала, в гостях у мордовского народа.

И нас встречает девочка-кукла в национальном костюме.

Рассматривают детали костюма

Кто поможет найти посёлок  на карте?

Дети по желанию показывают место расположения ( при затруднении показывает педагог)

 

Да, совершенно верно мы с вами на севере нашей области и жители этого посёлка не забывают традиций старинных праздников . И с  одним  я вас сегодня познакомлю. А называется он Роштовань - кудо – рождественские посиделки. Самый главный и  почитаемый зимний праздник мордовского народа. В этот праздник ходили в гости, гадали, пели колядки в  которых просили о благополучии, здоровье,  счастье. Главное действующее лицо - Роштовань баба- посмеивалась над молодежью, приносила с собой игры.

К этому дню строился или снимался специальный дом (рождественский), где устраивали игры, пляски, занимались рукоделием, гадали на богатый урожай, на отменное хорошее здоровье, на крепкую и дружную семью. Давайте тоже повеселимся и устроим рождественский хоровод. Девчонки  и ребята разбирайте наряды!

Девочки в венках, а мальчики, подвязанные поясками, ведут хоровод с педагогом.

Звучит мордовская народная мелодия.

Педагог благодарит участников рождественских посиделок.

Настало время попрощаться с  местными мордовскими жителями  и отправляться дальше в путешествие.

Дети исполняют дорожную песенку:

Путешествовать мы любим

Все преграды обойдём

В гости к жителям самарским

Непременно попадём!

Ребята подходят к столу ,где представлена татарская народность(вывеска Похвистнево, кукла в национальном костюме)

Следующая остановка село Алькино Похвистневского района. А здесь нас встречает  весёлый татарский народ.

Давайте на карте найдём  районный центр Похвистнево.

Дети показывают место расположения на карте (при затруднении показывает педагог)

Дети:

Чем же знаменито это село?

Педагог:

А тем, что оно с богатой историей ему более 400 лет, первоначально именовалось Али - Аул по личному мусульманскому имени, а потом было переименовано в Алькино. После долгой  и холодной зимы наступает...

Дети: Весна и пробуждается  природа.

И люди тоже радуются первым весенним лучам. И свою радость, показывают на праздниках?

Педагог:

Верно, а может, вы  знаете какие праздники татарского народа?

Ответы детей:

Педагог:

Жители этого села проводят весенний традиционный праздник Сабантуй. В былые времена землю вспахивали весной, вспашка была самая тяжелая и трудоёмкая часть весенне-полевой компании ...

Показывает иллюстрацию" Крестьяне в поле", дети рассматривают.

 Педагог:

И поэтому все посевные работы у татар назывались сабан. Поскольку слово сабан на татарском языке означает – плуг, а слово туй – праздник, то получается какое выражение.....

Дети: Праздник плуга.

Педагог:

Верно, а кто нибудь из вас присутствовал на празднике Сабантуй?

Ответы детей:

Педагог:

День праздника назначают уважаемые аксакалы (глава рода, старейшина, почтенный пожилой мужчина). К Сабантую трудолюбивые хозяйки готовят  традиционные угощения (показ иллюстраций), заботливые и внимательные участники соревнований готовят лошадей к скачкам, а дети готовят свои лучшие наряды (показ иллюстраций).

Праздник Сабантуй является любимым среди татар, как, впрочем, и среди представителей других национальностей, участвующих в этом торжестве.

   А мы с вами сейчас тоже создадим праздничное настроение, окажемся, будто на празднике  и разучим те движения, которые используются в традиционных танцах.

Дети совместно с педагогом осваивают элементы татарского танца.

Звучит татарская народная мелодия.

Завершился весёлый праздник, который как называется?

Дети: Сабантуй! Праздник плуга.

Педагог:

Нам пора продолжить своё путешествие по Самарскому краю.

А отправляемся мы на север нашей губернии в село Кошки. Кто нибудь слышал такое название?

Ответы детей:

Педагог:

Давайте посмотрим на карту .

На карте дети совместно с педагогом   находят пункт с. Кошки.

Педагог:

Да не близко, предлагаю зарядиться энергией

Физминутка: (выполняют движения по тексту)

Мы туристы , мы в пути

Веселей шагайте ноги,

Легче - выдох,

Глубже - вдох

Путь не близок, путь - далёк

Впереди течёт ручей:

Перепрыгнем поскорей.

И присядем, отдохнём.

А затем вперёд пойдём

Подходят к столу, где представлена чувашская народность (кукла в национальном костюме , герб и  название села КОШКИ, и др.)

Педагог: Встречают нас местные жители села  Кошки - чуваши.

Дети совместно с педагогом рассматривают элементы чувашского костюма.

Дети:

А почему такое смешное название села?

Педагог:

Чувашский народ были первыми, кто здесь поселился. Название села происходит от чувашского  слова «кош», что означает «юрта, стоянка». Село располагается на возвышенности, слово «кошка» употребляется для обозначения лысого холма. Тем не менее, на гербе Кошкинского района изображена кошка.

Показ картинки, рассматривают герб.

Дети:

А какие праздники местные жители не забывают и отмечают?

Педагог:

Я вам расскажу про  традиционный праздник, который называется  "Чуклеме".

После весенних и летних хлопот в поле, наступает богатая и щедрая на урожай...

Дети: Осень!

Педагог: Верно! А кто соберёт богатый урожай ленивый или трудолюбивый?

Дети:

-Трудолюбивый,

-тот, кто рано встаёт вместе с солнышком;

-тот, кто заботливый;

-внимательный;

-тот, кто придёт на помощь другу;

- кто не забывает про дружбу.

Педагог:

Этот праздник знак благодарения земле за урожай, который она дала, и просьба за будущий урожай, такой же обильный, как и нынешний. Чувашские крестьяне тщательно сортировали и распределяли зерно: самое лучшее – на семена, что похуже – на корм скоту. Зерно везли на мельницу – она, была в чувашском быту своеобразным клубом, средоточием новостей, споров, легенд. Мельница завершала долгий путь хлебного зерна. Оттуда крестьянин возвращался с чувством огромного удовлетворения, преисполненный гордости за итоги прожитого года. Теперь уже можно было радоваться плодам своего труда. Чуваши недаром говорили: «С мельницы и дрянная лошадь возвращается пританцовывая». Как вы понимаете эту пословицу?

Высказывания детей:

Педагог: Верно все рады , что собрали урожай и есть заготовки на зиму. Хозяйки пекли хлеб, варили квас и веселились. Собрав урожай, чуваши издревле вместе, всем миром отмечали окончание осенних полевых работ.

 Дети:

Этот праздник можно назвать Праздник урожая!

Педагог: Верно! Как гласит народная мудрость: "Делу время-

Дети: Потехе час!

Если мы с вами в гостях на чувашском празднике "Чуклеме", значит и играть мы будем в национальную чувашскую игру: " Акула   "

Педагог организовывает игру, объясняет правила, выбирают считалкой ведущего.

Считалка:

В лес красавица лиса

Заманила петуха.

Его хозяин – среди нас.

Он водить начнёт сейчас.

Слова для участников игры:

Рыбки плавают в водице, рыбкам весело играть

Рыбки-рыбки озорницы, нас попробуй ты поймать!

Проводится игра, итог действия.

Педагог с детьми подходят к карте Самарской области:

Наше путешествие подходит к завершению. Я надеюсь, вы не забыли, где мы сегодня были и о чём узнали.

Тогда, вспомним , внимание на экран

Работа с доской

Слайд №1

Узнай  и назови кому принадлежит костюм.

Слайд№2

Назови населённые пункты нашего путешествия.

Слайд№3

Национальные праздники народов Самарской губернии

Слайд№4

Назовите традиционные русские народные праздники.

Педагог поощряет за активность ребят в работе.

Педагог:

И пусть праздники народов Самарской губернии  называются по разному, тесно переплелись и дополнили друг друга своим богатством и разнообразием , главное, что как писал в одном из своих стихотворений татарский поэт Габдулла Тукай:

И разве конец этой дружбе придёт?

 Да, мы родились и растём в вышину,

Нанизаны словно на нитку одну.

Педагог дарит ребятам в группу ниточку разноцветных бус,(олицетворение дружбы народов) в память о сегодняшнем путешествии  по Самарской губернии.

Разнообразие не мешает народам Самарской области жить и работать рядом, любить и растить детей. 

Дети исполняют танцевальную композицию "Мы вместе» (звучит фонограмма).

Прощаются и выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Чувашия – мой край родной»

Цель этого занятия - формирование у детей интереса к получению знаний о Чувашии, знакомство детей с историей чувашского народа, с его прошлым и настоящим, с традициями чувашского народа, активизация и...

"Металлические и деревянные музыкальные инструменты" - конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Музыка» для детей подготовительной к школе группы с применением ИКТ

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы. На занятии дети знакомятся с металлическими и деревянными музыкальными инструментами и учатся на них играть....

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Музыка» с детьми подготовительной к школе группы тема:"Звуки вокруг нас"

Тема: «Звуки вокруг нас».Цель: Развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.Программные задачи:  •  приобщать детей  к музыкальной культуре;  •  ...

Открытый показ образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Путешествие в царство эмоций" (в рамках окружного Фестиваля педагогических идей для работников дошкольного образования в 2018 году)

Развить умения детей чувствовать настроение и эмоции через упражнения для мимики и жестов, восприятие музыки, движения. Формировать артистические способности....

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Есть память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца…»

Продолжать расширять представления детей о Кубанском казачестве. Узнать о далеком прошлом казаков. Расширять представления и знания детей о казаках, как защитниках Родины....

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе с использованием техники «граттаж» Тема: «Путешествие в морские глубины».

В материале представлен конспект ООД в подготовительной группе по нетрадиционной технике в стиле "граттаж". Введен психологический настрой. Использованы загадки, физкультминутка, пальчиковая...