Исследовательская работа по школьному краеведению в номинации "Земляки"на тему : "Любовь, победившая войну"
творческая работа учащихся по краеведению (8 класс)

Бохан Ольга Сергеевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Роговская основная общеобразовательная школа

с. Рогов Злынковского района Брянской области

 

 

 

 

Областной  конкурс исследовательских работ учащихся  по школьному краеведению

 

 

Номинация

   «Земляки»

 

 

Тема работы:

«Любовь, победившая войну»

 

 

Подготовил:

Дытченков Павел Александрович

учащийся 8 класса МБОУ Роговской ООШ

 09.09.2005 года рождения

  243 613 Брянская обл., Злынковский район, с. Рогов, ул. Школьная дом 2

  243 613 Брянская обл., Злынковский район, с. Рогов, ул. Ленина  дом 49

  Контактный телефон: 89003560394

 

Руководитель:

Бохан Ольга Сергеевна

Учитель истории и обществознания МБОУ Роговской ООШ

243 613 Брянская обл., Злынковский район, с. Рогов, ул. Школьная дом 2

Контактный телефон: 89529637568

E-mail: osboxangmail2015l@yndex.ru

 

 

 

 

с. Рогов -2020

 

Содержание.

 

I.Введение. ………………………………………………………………….2-3

   II. Основная часть.

Глава 1. «Никто не забыт, ничто не забыто». 4

Глава 2. Война в жизни Д. И. Фетисова. 5-9

Глава 3. Мирная жизнь. 10

III. Заключение. 11-12

Список литературы. 13

  Приложения……………………………………………………………………14-15

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Роговская основная общеобразовательная школа

с. Рогов Злынковского района Брянской области

Областной  конкурс исследовательских работ учащихся  по школьному краеведению

Номинация

   «Земляки»

Тема работы:

«Любовь, победившая войну»

Подготовил:

Дытченков Павел Александрович

учащийся 8 класса МБОУ Роговской ООШ

 09.09.2005 года рождения

  243 613 Брянская обл., Злынковский район, с. Рогов, ул. Школьная дом 2

  243 613 Брянская обл., Злынковский район, с. Рогов, ул. Ленина  дом 49

  Контактный телефон: 89003560394

Руководитель:

Бохан Ольга Сергеевна

Учитель истории и обществознания МБОУ Роговской ООШ

243 613 Брянская обл., Злынковский район, с. Рогов, ул. Школьная дом 2

Контактный телефон: 89529637568

E-mail: osboxangmail2015l@yndex.ru

с. Рогов -2020


Содержание.

I.

Введение. ………………………………………………………………….2-3

   II. Основная часть.

Глава 1. «Никто не забыт, ничто не забыто».        4

Глава 2. Война в жизни Д. И. Фетисова.        5-9

Глава 3. Мирная жизнь        10

III. Заключение.        11-12

Список литературы.        13

  Приложения……………………………………………………………………14-15

1

I.Введение

        9 мая 2020 года -75-я годовщина Великой Победы!  В нашей стране немало сделано для увековечивания подвига героев минувшей войны. «Никто не забыт, ничто не забыто»- слова глубокого смысла, обращенные не только в прошлое, но и в будущее.

        С каждым годом становится все меньше живых свидетелей кровавых событий Великой Отечественной войны. Мы, современные дети, не можем до конца представить, что пережил наш народ в те тяжелые годы. Подчас искажаются факты событий давно минувших лет. Но мы не вправе забывать об этом и должны научиться быть патриотами своей Родины всеми имеющимися у нас для этого средствами.

        В нашей школе не забывают ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла. У нас работает краеведческий музей, где усилиями учащихся и педагогов собран материал об участниках войны, живших и живущих в селе  Рогов.  Мы должны понимать, что с приходом каждого нового поколения, возникает риск разрыва духовного  единства и преемственности с теми, кто жил раньше. С «уходом» ветеранов-участников войны исчезают и воспоминания, дающие нам возможность лучше понять ту войну. Очень важно сохранить память о каждом ветеране. Поэтому, я считаю, что данная проблема является на сегодняшний день весьма актуальной.

Цель работы:         

изучение боевого пути и жизни, ветерана Великой Отечественной войны Роговской средней школы,  Фетисова Дмитрия Исаевича.

Задачи:

1. изучить литературу о Великой Отечественной войне;

2.взять интервью у жителей села и учителя немецкого языка Мельниковой Надежды Дмитриевны; собрать материал о земляке-ветеране;

2

  1. на основе анализа воспоминаний  дочери ветерана Мельниковой Н. Д. и автобиографических очерков  о войне составить военный путь, пройденный нашим земляком – ветераном;
  2. сделать выводы по проделанной работе.

Фактографические источники: рассказ о Фетисове Д. И. его дочери Мельниковой Н. Д., материалы опроса жителей села о ветеране, публикации районной газеты «Знамя», материалы школьного краеведческого музея.

Методы исследования:

  1. Анализ имеющихся источников по данной теме; систематизация полученных результатов.
  2. Обобщение результатов исследования.

3

II. Основная часть.

Глава 1. «Никто не забыт, ничто не забыто».        

        На центральной улице нашего села, в тени деревьев, стоит Комплексный мемориал «Память», установленный в честь воинов,   погибших в Великой Отечественной войне. Он напоминает нам о войне, ветеранам и труженикам  тыла  о гибели – близких товарищей, о слезах, пролитых матерями и женами, о Великой Победе. Ежегодно 9 Мая и 26 сентября  памятник как бы оживает: к его подножию возлагают венки, цветы.  Каждый год учащиеся и учителя нашей школы  бывают на митингах, посвященных Дню Победы, Дню Освобождения города Злынка и Злынковского района от немецко-фашистских захватчиков.  На уроках истории, мы изучаем историю нашей Родины. В том числе темы связанные с Великой Отечественной войной. Этого не достаточно. Хотелось  бы больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы мы почти ничего не знаем. Этим было продиктовано моё желание узнать от живых свидетелей того времени о жизни народа в годы Великой Отечественной войны, познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключается практическое значение моей работы.                                                                                   

 Мои земляки героически сражались с фашизмом, защищая детей, жен, матерей. В своей исследовательской работе я бы хотела  рассказать об одном из них - ветеране  Фетисове Дмитрии Исаевиче.

 Лучший памятник героям – землякам и всем погибшим в той войне - ПАМЯТЬ. Сохранение её для потомков.

4

                                

Глава 2. Война в жизни Д. И. Фетисова.

    Фетисов Дмитрий Исаевич родился в городе Россошь Воронежской области. В 1941 году окончил 9 классов, вместе с товарищами добровольцем ушёл на войну. Дмитрий Исаевич участвовал в Сталинградской битве и был награжден медалью «За оборону Сталинграда». Дошёл  до Берлина в звании старшего сержанта. Служил в Эстонии в городе Тарту. Демобилизовался в декабре 1948 года.

 Страшную весть о начале войны Дмитрий Исаевич Фетисов, услышал дома, а проживал он тогда на улице Мира, в городе Россошь Воронежской области. А, вообще это был веселый, компанейский, общительный паренек по имени Митя, гонял по крышам голубей, любил волейбол, прекрасно рисовал. Из всех школьных предметов ему лучше всего давался немецкий язык. Накануне войны он заканчивал школу. И не знал он и не подозревал, какую военную судьбу приготовила ему война, как изменится его жизнь. Желание воевать и защищать родину, родную улицу с таким светлым и счастливым названием - улица Мира, родной город, родных и близких людей от врага, возникло само собой, и сомнений не было. Мать уговаривала, плакала, мол, мал ты еще, молод. Ему пришлось пойти на хитрость, приписав себе один год, чтобы стать старше и солиднее. В военкомате долго разбираться не стали - дали добро.

 Фронт холод, голод, взрывы, дым, гарь с непроходимой горечью во рту. Боль, ранения, кровь потери однополчан, черный кровавый снег, подводы с полевой кухней… Все смешалось, все слилось и сопровождало пехотинцев до самого конца войны все долгие пять лет.

    Надежда Дмитриевна Мельникова  рассказывала, что  отец если что и рассказывал о войне, то нехотя. Не любил вспоминать, потому что было тяжело вспоминать - болело сердце.

5

Только повторял вновь и вновь: «Не дай, Бог, вам дети мои, увидеть этот ад, это пекло, испытать на себе все тяготы, лишения и муки».

Голодали почти всегда.  Не доедали, да и еды, было не досыта и сытной она не была. Не досыпали. Спать приходилось и в окопах и в лесу, прислонившись к березке, и на холодном снегу. Палили костры, а после, на теплом пепелище укладывали еловые ветки. Они согревались и уже на эти, пока еще теплые, ветки прямо на землю укладывались солдаты. Стремились, быстрее заснуть, прижимаясь друг другу. Спали все в покат. Шли в бой и сражались бок о бок : белорусы, украинцы сплошной шеренгой. Делились последней корочкой хлеба, дробили кусочек сахара на мелкие крупинки, чтобы досталось каждому. На войне все были равны. Однажды, лютой зимой ноги так замерзли, что портянки примерзли к ногам, а согреваться времени не было. Команда «К бою!», поднимала и вела вперед. «За Родину!», «За победу!» в едином порыве сливались голоса солдат. Сталинградская битва. Кромешный ад.

Посмотрев фильм «Сталинград» задумываешься, что пришлось вынести и пережить в этом страшном сражении и диву даешься, как можно было уцелеть, выжить и выйти живым из этого пекла. От взрывов и залпов орудий казалась, что земля, политая кровью и потом, уходит из под ног.

Ранение в голову…Госпиталь…«Счастливчик! пуля не задела глаз», - скажет ему потом врач на обходе. Положенный, желанный отпуск! Домой! На 3 дня! На улицу Мира. Только бы обнять маму, увидеть родных, близких. Хотя поезд медленно и мелодично укачивал, спать совсем не хотелось. Открыл глаза, огляделся и поймал на себе тяжелый, чёрный взгляд старой цыганки. Седая, в черном цветастом платке, она неотрывно смотрела на симпатичного молодого солдата. Он отвел глаза и сделал вид, что дремлет. «Давай погадаю, солдат!», - вдруг громко сказала она. Он молчал, думал…. «Эй, чернявый, слышь, судьбу расскажу! Что есть, что будет, все скажу!»

6

 Страшно было гадать солдату: шла война, смерть вокруг. Одна за другой летели к матерям похоронки. А вдруг что- то страшное нагадает ему эта гадалка? Как потом жить? И откуда взялась она на его голову в эти радостные минуты, когда он всем сердцем и душой почти уже был в родительском доме, о котором так долго мечтал. «А давай! Была не была, гадай! - говорит цыганке. - Какие мои годы!» Она взяла руку солдата в свою, сверкнула своими черными  очами, как будто, в душу заглянула глубоко-глубоко и молвила: «Не бойся войны , солдат! Не кланяйся никакой пуле. Счастливый ты. Живой и невредимый, вернешься с войны. Любовь свою встретишь на далекой чужбине, судьбу свою обретешь там. Народите пятерых детей. Проживешь жизнь счастливо и красиво. А умрешь ты, солдат в 63 года…!» Сердце зашлось от радости. В висках стучало как молотком от счастья: «Жив, любовь, судьба дети, целых пятеро… Боже ты мой! Счастье -то, какое!» До конца еще не осознавая и не понимая всех слов этих, сжал он в объятиях эту милую уже цыганку, на радостях, расцеловал. Открыл свою солдатскую котомку и отдал все за слова ее добрые: и тушенку и кусочки сахара и шаль, что с такой теплотой и любовью вез маме своей на подарок.

  Дом родной. Встреча теплая. Слезы радости. 3 дня пролетели как одно счастливое мгновение, сменившись на грустные минуты прощания. И опять фронт и опять война. И бои. И отступления. И плен, и потери, и смерть вокруг.       Смерть видел воочию. Она кралась рядышком, бок о бок и вырывала из рядов, не разбираясь молодых, красивых, сильных и часто не целованных парней, совсем еще мальчишек. Горькая горечь потерь. Как можно с этим мириться, если видишь, как на твоих глазах взрывались на минах твои товарищи, как давило немецким танком тех, с кем еще утром делили табачок, ели с одного котелка (свой был пробит в бою) мечтали, строили планы, лежа в холодных промерзлых окопах. Но в боях и на привалах, и днем, и ночью грели, радовали душу слова: «Живой и здоровый  вернешься с войны».

7

Смело шел в бой рядовой Фетисов, бил и громил врага, не щадя сил своих. А сердце то и дело забьется порой часто- часто в предчувствии: « Где же ты любовь моя? В каком городе, а может быть, в селе каком ждет меня судьба моя?»

  Село Рогов, затерянное в суровых Брянских лесах. Боев за село не было, поэтому солдат распределили на постой. Тихий вечер опускался на село. К однополчанам закурить шел Дмитрий по улице Новой, как вдруг услышал грозное «Hаnde hoch!» (Руки вверх). Медленно, не хотя, поднимая руки, он подумал: «Немцев ведь нет в этом селе?». Резко обернулся, готовый, ко всему и увидел, девчонку с лукавой улыбкой на лице, двумя косичками и деревянным автоматом в руках. Оба заулыбались одновременно. Так и взяла «в плен» юного красавца молоденькая Фрося с улицы Новой (на которой, к кстати, они вместе потом и прожили всю свою жизнь). Всего несколько встреч хватило, чтобы оставил он свое сердце здесь навсегда. Как почтовые голуби летели в далекое незнакомое село любовные треугольники из фронта: «Фросечка, милая моя, любимая, такая далекая и такая близкая! Люблю, люблю тебя! Громлю фашистов, а сам мечтаю обнять тебя и никогда не разлучаться с тобой. Жду нашей встречи. Жди и ты меня. Очень жди.  Одержим победу и я вернусь к тебе, моя милая и заживем мы с тобой счастливо и красиво!» И сам бережно хранил на груди маленькие заветные ответные весточки из Рогова, в которых ему обещали ждать и любить. Ждала своего любимого и любила маленькая и худенькая Фрося, и училась в педагогическом училище в городе Злынка. Все готов был выдержать солдат ради любви этой светлой, чистой и такой долгожданной.

   Шел в бой, падал, поднимался и опять шел. Все ближе и ближе к победе. Взятие Берлина… Долгожданная победа!  Сотни тысяч победных залпов. Всеобщая радость и ликование. «Фетисов» - такую надпись оставил он на Рейхстаге.  Он дошел! Дошел до своей, до нашей Победы!

8

Он дошел до своей любви! Он выжил! Выжил ради любви, любви, победившей войну! Он победил. Победил вместе со всеми, пропахав по-пластунски пол Европы. И он для своих пятерых детей - герой! Герой для его внуков и правнуков, которые очень гордятся своим дедом (два из которых названы в его честь), герой для своих односельчан. Еще 2 долгих года после окончания войны служил Дмитрий Исаевич в армии в г.Тарту.

9

Глава 3. Мирная жизнь

  Дмитрий  Исаевич вернулся не на улицу Мира своего родного города, а на улицу Новую в село Рогов. В цветущем мае Дмитрий и Фрося сыграли свадьбу. Началась долгожданная мирная жизнь. Отец закончил Московский пединститут. Проработал 42 года учителем немецкого языка, а  жена его, Ефросинья Даниловна 45 лет учителем начальных классов в Роговской средней школе. Построили большой дом, посадили огромный сад. Вырастили, подняли на ноги, воспитали и дали образование четырем дочерям и сыну. Счастливую и красивую жизнь прожили в любви и согласии Дмитрий Исаевич и Ефросинья Даниловна. Сбылись все слова черноглазой цыганки - вот и не верь гаданиям. Дмитрий Исаевич  очень хорошо рисовал. Он обладал высоким чувством тонкого вкуса и постоянно учил этому своих детей и учеников. С особым интересом занимался резьбой по дереву.  Надежда Дмитриевна Мельникова- младшая дочь  Дмитрия Исаевича. Она рассказала, что он заразил  её «вирусом» любви к детям, к школе, к немецкому языку. Вот уже 36 лет она  работает в нашей школе и учит  детей этому прекрасному языку Гете и Шиллера.

Умер  Дмитрий Исаевич в 63 года. Многим его ученикам довелось жить и работать в Германии и те знания, которые он им дал очень пригодились в их жизни. С бесконечной благодарностью и особой теплотой, вспоминают они Дмитрия Исаевича, и по сей день. Очень важно, чтобы младшее поколение знало о людях старшего поколения, которые перенесли испытания войны. Эти люди для нас станут примером в жизни.

        

                                   

10

Заключение

      Во всех уголках нашей страны война отозвалась эхом горечи. Всюду изыскивались, мобилизовывались средства и ресурсы для оказания помощи фронту. В ходе войны перед тружениками всей страны и также нашей Брянской области, вставали все новые и новые задачи, требовавшие дополнительных усилий и материальных средств: оказание помощи районам, освобожденным от оккупации, забота о семьях фронтовиков, о детях, оставшихся без родителей,  сбор денег и вещей в фонд обороны страны... Жители Брянского края, нашего района и   села внесли свою долю  во вклад Победы. Тогда люди хорошо понимали, что фронту нужны огромные людские и материальные ресурсы. Поэтому каждый стремился работать за двоих, невзирая ни на какие трудности . Я считаю, несмотря на тяжелые условия, в которых жили люди военного поколения: голод, холод, они понимали, что без их помощи страна просто не обойдётся.         

      Без любви к Родине, её прошлому и настоящему, без знания истории своего села, невозможно построить будущего. Это чувство патриотизма закладывается с детства, растет вместе с человеком, а начинается оно с понимания и уважения своих предков. Знать о подвигах, больших и малых, своих дедов и прадедов,  да просто какой трудной была в то время жизнь нам особенно важно.                                                                                                                                                      Данная работа – это дань уважения тем, кто погиб во время войны, кто работал в тылу, не зная сна и покоя, кто верил и ждал, несмотря ни на что.

Значимость подобной работы заключается в том, что все должны знать, что наши деды недаром жили, недаром отдали свои жизни, защищая огромную, как небо свою Родину, я почувствовал благодарность поколению ветеранов, тружеников тыла, которых осталось уже немного, благодарность к тем, кто отстоял родину и свободу в тылу и на фронтах от иноземных захватчиков.

И мне  хочется им сказать: «Спасибо Вам за то, что Вы были, за то, что сумели сделать.

11

Нам есть с кого брать пример в жизни.  Я  постараюсь поступать так, чтобы  не было стыдно смотреть на вас, хотя бы на этих фотографиях. Мы будем достойны  Вас, наши дорогие предки!

12

Список использованной литературы и источников:

1. Академия наук СССР. Институт истории СССР. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. Издательство М., «Наука», 1978.

2. Акаткин В., Таганов Л. Была война. М., «Детская литература», 1984.

3. Алещенко Н.М. Во имя победы. М., «Просвещение», 1985.

4. Воспоминания Мельниковой Надежды Дмитриевны.

5. Материалы школьного краеведческого  музея.

6.Материалы из газеты «Знамя» №6, 2018 г.

13

 На фото : супруги Фетисовы-  Фетисов  Д. И.,  Фетисова Е. Д (фото из семейного архива Мельниковой Н. Д.)

ПРИЛОЖЕНИЯ

На фото :  Фетисов  Дмитрий Исаевич ( второй справа) с дорогими однополчанами. (Фото из семейного архива 1943-1945 гг.)

15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчет об исследовательской работе учащихся по краеведению.

Материал содержит текстовый документ и презентацию об исследовательской работе учащихся по краеведению....

Исследовательская работа по историческому краеведению "Летопись Базарного Карабулака"

Работа содержит материал по краеведению начиная с образования первых поселений 17 века и заканчивая нашим временем. В работе краткий фактический материал по историческому развитию малой Родины-Базарно...

Исследовательская работа по лингвистическому краеведению на французском языке на тему: «История языка – история народа»

исследование особенностей местного говора на примере топонимов и диалектной лексики, встречающихся в речи жителей д.Подгороднее и близлежащих сел.Задачи:Изучить местные топонимические особенност...

Научно-исследовательская работа по литературе. Образ Наполеона в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".

В данной работе представлены  материалы исследования текста романа Л.Н. Толстого "Война и мир". Путем анализа мнений главных героев о Наполеоне, анализа характеристик, которые дает этому историче...

Защита научно-исследовательской работы по литературе. Образ Наполеона в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

Данные материалы составлены для представления научно-исследовательской работы на конференции. Вниманию пользователей сайта представляю презентацию "Развенчанный герой", в которой показана эволюция обр...

Проектно-исследовательская работа учащихся 9 класса: «Все для фронта все для победы» - вклад Нязепетровского района в победу в ВОВ.

Исследовательская работа посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, в ней отслеживается вклад тружеников тыла в победу в ВОВ. Четко поставлены цели и задачи исследования, материал оформл...

Исследовательская работа по литературному краеведению

Исследовательская работа по литературному краеведению...