Рабочая программа по литературному краеведению 5 класс
рабочая программа по краеведению (5 класс)

Климова Марина Степановна

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа села Жёлтый Яр»

Рабочая программа

учебного предмета «Литературное краеведение»

для 5 класса основного общего образования

на 2022-2023 учебный год

Составитель: Климова М.С.,

учитель русского языка и литературы

с. Жёлтый Яр, 2022 г.

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы литературы ЕАО в 5 классе. Ориентирована на преподавание по учебнику «Хрестоматия по дальневосточной литературе». 5 класс. Хабаровск. Издательский дом «Приамурские  ведомости» 2011 г.

Рабочая программа разработана в соответствии с

- Федеральным законом от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- приказом Минобрнауки России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- Федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2022- 2023 учебном году

- приказом МКОУ «ООШ с. Желтый Яр» «Об утверждении учебного плана на 2022 -2023 учебный год от _______2022 № ___

В рабочей программе  учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

 

Учебный план школы на 2022 -2023учебный год отводит в год - 34 часа для изучения учебного предмета «Литературное краеведение» в 5 классе. Программа рассчитана на 1 час  в неделю.  

  •                                              СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

п/п

Наименование раздела

Количество часов по программе

Промежуточная форма контроля

1

Введение

Писатели о роли книги, дальневосточной литературы  в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературного краеведения  и работа с ним.

2

Письменный ответ на вопрос.

2

Фольклор Дальнего Востока

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

10

 

 

Анализ сказки.

3

Человек и природа.  Дальневосточные писатели и поэты   о Родине, родной природе.

Конкретные пейзажные зарисовки - обобщенный образ России.

10

 

Анализ стихотворений.

Выразительное чтение, чтение наизусть.

 

4

Человек история. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

8

Сочинение.

Сообщение.

Реферат.

5

В мире традиций и праздников. Знакомство с традициями и праздниками дальневосточников, еврейского народа.

4

 

Творческая работа.

Защита проектов.

 

                    Итого

34

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» В 5 КЛАССЕ

Личностные результаты  должны отражать:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,  малой Родине, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов  Дальнего Востока; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов Дальнего Востока,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературного краеведения  в 5 классе:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

Виды деятельности: текстовосприятие,  исследование, творчество.

Предметные результаты по литературному краеведению выражаются в следующем:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений дальневосточного фольклора, еврейской  и дальневосточной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их  современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно — нравственным ценностям дальневосточной  литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям  дальневосточной литературы, их оценке;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств  в создании художественных образов литературных произведений.

 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС ЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ  5 КЛАССА

Учащиеся должны знать:

• авторов и содержание изученных произведений;

• основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления);  литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь:

  • воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
  • отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
  • видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
  • выявлять основную нравственную проблематику произведения;
  • определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
  • прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
  • воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
  • различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка,  , рассказ)
  • пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
  • ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
  • выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка,   рассказ);
  • подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый. Выборочный и подробный пересказы; словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
  • аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
  • написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
  • сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки;
  • создавать сочинения-миниатюры по картине.
  •                                                              Нормы  оценки знаний умений  и навыков  учащихся  5 класса по литературному краеведению
  • Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
  • Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4, в 10 классе — 4—5, в 11 классе — 5—7.
  • Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-ом и 10 дней в 9-11- ых  классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В 5-9-ых  классах  первая оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.
  • Оценка устных ответов
  • При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными   критериями   в   пределах   программы   данного   класса:
  • 1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
  • 2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
  • 3.Понимание роли художественных средств  в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
  • 4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
  • 5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.
  • 6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
  • В соответствии с этим:
  • Отметкой «5» оценивается ответ,  обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов,  свободное владение монологической литературной речью.
  • Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.
  • Однако допускается одна-две неточности в ответе.
  • Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств  в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст  произведения для подтверждения своих выводов.
  • Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
  • Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств  в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
  • Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.
  • Оценка сочинений
  • В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
  • правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев,  исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
  • точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
  • Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
  • Отметка «5» ставится за сочинение:
  • глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
  • стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
  • написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
  • Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
  • Отметка «4» ставится за сочинение:
  • достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
  • логичное и последовательное изложение содержания;
  • написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
  • Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
  • Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
  • в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
  • материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
  • обнаруживается владение основами письменной речи;
  • в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
  • Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
  • не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
  • характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
  • Отметка «1» ставится за сочинение:
  • совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста  произведения  и  неумении  излагать свои  мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».
  • Оценка тестовых работ.
  • При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
  • «5» - 90 – 100 %;
  • «4» - 78 – 89 %;
  • «3» - 60 – 77 %;
  • «2»- менее  59%. 

                                                                           

                                                                  Тематическое планирование

Наименование раздела

Количество часов по программе

 Деятельность учащегося на уроке

Деятельность учителя на уроке с учетом программы воспитания

ЦОР

1.Введение

Писатели о роли книги, дальневосточной литературы  в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературного краеведения  и работа с ним.

2

Чтение вводной статьи учебника; пересказ научного текста статьи учебника, ответы на вопросы; составление плана статьи учебника.

Привлечение внимания к обсуждаемой на уроке информации,

активизации их познавательной деятельности;

организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.  Беседа о книге и бережном отношении к ней.

https://educont.ru/

2.Фольклор Дальнего Востока

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

10

Чтение статьи учебника;

- ответы на вопросы репродуктивного характера; создание собственного высказывания с использованием поговорки или пословицы, наблюдение над поэтикой малых жанров. Создание считалок, небылиц, загадок; анализ текстов всех жанров  фольклора.

 Конкурс «Пословицы и поговорки», сочинение частушки и ее исполнение.

Инсценировка сказки.

Презентация просмотр и обсуждение.

https://skazki.rustih.ru/vneklassnoe- chtenie-5-klass/

3.Человек и природа.  Дальневосточные писатели и поэты   о Родине, родной природе.

Конкретные пейзажные зарисовки - обобщенный образ России.

10

Пересказ, беседа  по содержанию, составление плана рассказа, словесное рисование, умение находить пейзажные зарисовки и определять их роль в рассказе.

Конкурс рисунков

«Моя малая Родина»,  Поэтическая минутка

 «Мое любимое стихотворение»

https://educont.ru/

4.Человек история. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

8

   Чтение и полноценное восприятие художественного текста; выразительное чтение, устное словесное рисование

Инсценировка

 «Дети о война», конкурс стихотворений о ВО войне.

https://educont.ru/

5.В мире традиций и праздников. Знакомство с традициями и праздниками дальневосточников, еврейского народа.

4

Знакомство с  историей традиций и праздников дальневосточников,   понимание их роли, умение  давать  собственную оценку

Ролевая игра «Празднуем Хануку»,  экскурсия в еврейскую общину «Фрейд»

Презентация, просмотр и обсуждение.

                    Итого

34

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Дата прове-дения

Тип урока

Форма

контроля

Характеристика основных деятельности

учащихся

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

план

факт

предметные

УУД

личностные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ВВЕДЕНИЕ – 2 ч.

1-2

Введение. Роль книги в жизни человека.

Урок «открытия» нового знания.

Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы.

Чтение вводной статьи учебника; пересказ научного текста статьи учебника, ответы на вопросы; составление плана статьи учебника.

Знать, что такое художественная и   литература родного края, структурные элементы учебной книги; понимать значение книги, ее роль в жизни человека и общества, особенности литературного краеведения как учебного предмета и вида искусства, значение предисловия, послесловия, оглавления, сносок;

 уметь находить в учебнике-хрестоматии необходимый для занятия материал, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, составлять его план.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)

необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО -  10 ч.

3-4

Фольклор Дальнего Востока.. Малые жанры фольклора. Пословицы, поговорки, загадки, считалки. Мудрость пословиц и поговорок.

Урок общемето-дической направлен-ности.

 Стартовая проверочная работа, ответы на вопросы.

Чтение статьи учебника;

- ответы на вопросы репродуктивного характера; создание собственного высказывания с использованием поговорки или пословицы, наблюдение над поэтикой малых жанров. Создание считалок, небылиц, загадок; анализ текстов всех жанров  фольклора.

Знать малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки; понимать язык произведений УНТ (сжатость и мудрость народной речи), многозначность смысла пословиц и поговорок, объяснять смысл прямой и аллегорический; понимать, как собирают фольклор, почему он не исчез с появлением письменной литературы; уметь отгадывать загадки, давать определение малым жанрам, отличать друг от друга малые жанры фольклора, различать пословицы и поговорки.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетам конкретных учебно-познавательных задач.

Испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

5-6

 Сказы, сказки, легенды.

Нравственные идеалы дальневосточного фольклора.

Урок общемето-дической направлен-ности.

Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы.

Чтение и составление плана статьи учебника; ответы на вопросы, сказывание любимых сказок, работа с кратким словарем литературоведческих терминов; сопоставление текстов с иллюстрациями

 Знать жанровые особенности, виды сказок; традиционных персонажей волшебных сказок, присказки  -небылицы, характерные для сказок обороты речи (постоянные эпитеты, сказочные зачины и концовки); понимать особенности народных сказок, особенности сказывания сказок, в чем заключается мастерство сказителей; знать известных русских исполнителей УНТ, собирателей сказок; уметь определять характерные для сказок обороты речи в самостоятельно прочитанных сказках, использовать при сказывании сказок, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике

Регулятивные: выполняет учебные действия в громко речевой и умственной формах, использует речь для регуляции своих действий.

Познавательные: умеет осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели.

Коммуникативные: строит монологические высказывания, овладевает умениями диалогической речи.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Испытывает желание усваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

7-9.

Еврейские сказки. Исторические сюжеты еврейских сказок. «Кувшин Соломона», «Два лавочника», «Яков и рыбак», «Три лепешки».

Урок общемето-дической направлен-ности.

Коллективная работа с литературовед-ческим портфолио, проектирование способов выполнения домашнего задания.

.

 Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

10.

Литературные еврейские сказки.

И.Кипнис «Мышки», М.Мойхер- Сфорим «Золотое кольцо»

Урок «открытия» нового знания.

Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы.

Чтение сказки; выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы; устное словесное рисование; сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки.

Знать, к какому виду сказок относится сказка «Золотое кольцо» понимать: общее движение сюжета, идею сказки и характеры ее героев; что такое художественный пересказ, находить отличия в вариантах сказки; уметь определять особенности фольклорной волшебной сказки, истолковывать смысл «необычайных ситуаций», читать волшебную сказку, пересказывать ее, сохраняя напевность сказки, сопоставлять иллюстрации художников с текстом сказки

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Испытывает желание усваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

11-12

    Д.Нагишкин. «Храбрый Азмун». Реальное и фантастическое начало сказки. Характеристика героев сказки. Художественные средства в сказке.

Урок общемето-дической направлен-ности.

Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы.

Выразительное чтение, выборочный   пересказ,   умение давать характеристику герою сказки.

Знать героев сказки; уметь формулировать мораль сказки, находить отраженные в ней народные идеалы, развивать воображение, мотивировать ответ.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

 

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА  -10 ч.

13

А.Л.Вальдю

А.Вальдю-тонкий знаток и певец природы, автор охотничьих сказок

 

Урок «открытия» нового знания.

  Работа в парах сильный-слабый,

ответы на вопросы.

  Пересказ рассказа , сообщение учащихся о писателе, беседа, чтение статьи учебника

Понимать тайны произведения авторскую  мудрость, переданную в рассказе, как

 совокупность художественных приемов и изобразительно-выразительных средств помогают раскрыть и воплотить замысел произведения; характеры героев; иметь представление о системе образов произведения  и приемах ее создания; уметь составлять рассказ о  герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим).

Регулятивные: формирует ситуацию рефлексии и самодиагностики.

Познавательные: умеет строить сообщение исследовательского характера в устной форме.

Коммуникативные: умеет проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач.

Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, доброжелательного отношения к природе и животным

14.

 В.П.Сысоев-автор  книг «Удивительные звери», «Золотая Ригма». Мастерство писателя-пейзажиста.

  Урок «открытия» нового знания

   Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы.

Пересказ. Чтение. Ответить на вопросы.

    Знать особенности сюжета произведения; уметь видеть нравственное превосходство главного героя; составлять план; устно описывать иллюстрацию; осмысливать содержаниепрочитанного ; развивать навыки художественного пересказа.

Регулятивные: умеет планировать алгоритм ответа.

Познавательные: самостоятельно делает выводы, перерабатывает информацию.

Коммуникативные: умеет формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.

Формирование ценностного отношения к происходящим событиям.

15

Пейзаж. Роль пейзажа в литературном произведении. Животные как герои  литературного произведения.

  Урок общемето-дической направлен-ности.

 Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы.

Пересказ, беседа  по содержанию, составление плана рассказа, словесное рисование, умение находить пейзажные зарисовки и определять их роль в рассказе.

  Знать сведения о писателе, историю создания рассказа,  уметь определять роль пейзажа в произведении.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

16.

В.К.Арсеньев. Человек и природа, их неразрывная связь в произведениях писателя. «Пчелы и муравьи», «Лесной лакомка».

  Урок «открытия» нового знания.

Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы.

Пересказ, беседа  по содержанию, составление плана рассказа, словесное рисование.

Знать особенности сюжета рассказа; уметь видеть нравственное превосходство главного героя; составлять план; устно описывать иллюстрацию; осмысливать содержание рассказа; развивать навыки художественного пересказа.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

17.

 Лирика.

П.С.Комаров-певец Дальнего Востока.»Таежные гравюры», «Старые сказки». Картины родной природы.

Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы.

 

Чтение статьи о поэте, чтение  и осмысливание стихотворений; ответы на вопросы; выразительное чтение, словесное рисование.

Понимать жанровые особенности лирики, развивать навыки выразительного чтения лирического произведения.

Регулятивные: умеет оценивать и формулировать то, что уже освоено.

Познавательные: умеет выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: умеет моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Формирование навыков исследования поэтического   текста, умение находить  выразительные средства, самостоятельный выбор произведений о природе  для выразительного чтения.

18.

     Шолом-Алейхем. Бережное отношение к природе в рассказе «Рябчик».

Урок «открытия» нового знания.

  Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы.

 Чтение рассказа  и его  полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с ранее прочитанными произведениями..

  Знать сведения о жизни писателя, события, о которых рассказывается в рассказе; понимать, какие черты характера прославляет автор; уметь находить средства выразительности речи.  

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Воспитывает доброжелательное отношение к «братьям нашим меньшим».

19.

Красота дальневосточной природы в лирике дальневосточных поэтов. Зима. Весна. Осень.Лето.

Урок общеметоди-ческой направлен-ности.

Самостоятель-ная работа с литературовед-ческим портфолио, работа в парах по алгоритму выполнения задачи.

Составление цитатного плана; сопоставление текста с репродукцией картин о природе  

Знать основные сведения из биографии поэтов; уметь выразительно читать стихи, анализировать.

Регулятивные: формирует ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности.

Познавательные: умеет проводить исследование  прочитанного текста.

Коммуникативные: умеет обосновывать и высказывать собственное мнение.

Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны, формирование навыков анализа текста.

20.

В.Н.Морозов. Ключ «Березовый», «Ручей», «Знаю я лесные тропки».Н.В.Капусто «Вот опять передо мною луговая сторона». Чтение и анализ стихотворений.

Урок  общеметоди-ческой направлен-ности.

Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы.

Чтение статьи в учебнике, чтение стихотворения и полноценное его восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, работа с ассоциациями

Знать биографические сведения о поэте, содержание его стихотворения; уметь определять, какие художественные приемы использует автор для описания природы, анализировать лирическое произведение, выразительно читать, передавать при помощи интонации впечатления от быстро меняющихся картин и состояний природы; понимать авторское отношение к природе.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Проявляет желание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

 

21.

   Хаим Бейдер. «Первый глоток». Чтение и анализ стихотворения.

Урок «открытия» нового знания.

Самостоятель-ная работа с литературовед-ческим портфолио, работа в парах по алгоритму выполнения задачи.

Составление цитатного плана; сопоставление текста с репродукцией картин о природе.

Создание собственной зарисовки.  

Знать основные сведения из биографии поэтов; уметь выразительно читать стихи, анализировать.

Регулятивные: формирует ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности.

Познавательные: умеет проводить исследование  прочитанного текста.

Коммуникативные: умеет обосновывать и высказывать собственное мнение.

Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны, формирование навыков анализа текста.

22.

 Молодые поэты. Марина Соловянчик «После холода –весна», Аня Синякова «Апрельский снегопад». Чтение и анализ стихотворений.

Урок  общеметоди-ческой направлен-ности.

Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы.

Чтение статьи в учебнике, чтение стихотворений  и полноценное их  восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, работа с ассоциациями.

Знать биографические сведения о поэте, содержание его стихотворения; уметь определять, какие художественные приемы использует автор для описания природы, анализировать лирическое произведение, выразительно читать, передавать при помощи интонации впечатления от быстро меняющихся картин и состояний природы; понимать авторское отношение к природе.

Регулятивные: применяет метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: умеет узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умение работать по алгоритму).

Коммуникативные: формирует навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия.

Формирование мотивации к самосовершенствова-нию. Самостоятельный поиск стихотворений  дальневосточных поэтов о природе и их выразительное чтение.

     ЧЕЛОВЕК  И ИСТОРИЯ- 8 ч

 

23-24 .

 Великие события и их отражение в литературных произведениях.

Волочаевская сопка-музей под небом и память человечества.

  Урок «открытия» нового знания

Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы.

   Чтение и полноценное восприятие художественного текста; выразительное чтение, устное словесное рисование

 Знать  необходимые сведения о событиях .  связанных с историей

Волочаевского сражения;

понимать авторское отношение к происходящим событиям, давать  собственную оценку происходящим событиям.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

25-26.

   Великая  Отечественная война в произведениях дальневосточных поэтов.

  Урок «открытия» нового знания

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурирова-нию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений.

   Знать поэтическую летопись Великой Отечественной войны, факты из биографии поэтов военных лет, жанровые особенности стихотворения; уметь переживать события, рассказанные в стихотворении, усваивать его интонацию и ритм

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 г.

27

«Книга памяти»

Истрия народа в годы Великой Отечественной войны.

  Урок  общеметоди-ческой направлен-ности.

Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурирова-нию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Выразительное чтение и частичный анализ произведений.

   Знать  летопись Великой Отечественной войны, факты из биографии писателей военных лет, жанровые особенности произведений о войне; уметь переживать события, рассказанные в произведении. Уметь находить средства выразительности речи.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

28-30.

 Н.Сулима «Золотая  звезда», М.Колерман, А.Паташова «Парад победы был потом», И Бронфман «От взрыва бомб и разорения», Е.Семенов «Дети оккупации», «Время года такое, война».

Урок «открытия» нового знания.

Проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.

    Чтение  рассказов   их  восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; выразительное чтение.

  Знать  летопись Великой Отечественной войны, факты из биографии писателей военных лет, жанровые особенности произведений о войне; уметь переживать события, рассказанные в произведении. Уметь находить средства выразительности речи, давать оценку происходящему.

  Регулятивные: выполняет учебные действия, умеет планировать алгоритм ответа, корректировать ответ.

Познавательные: овладевает навыком смыслового чтения, формирует навыки выразительного чтения, развивает навыки анализа художественного текста, выдвигает гипотезы при работе с текстом и обосновывает их.

Коммуникативные: формирует навыки комментированного чтения, умеет строить монологическое высказывание , формулирует свою точку зрения и позицию.

Овладевает техникой художественного пересказа.  Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 г.

В мире традиций и праздников – 5 ч

31-35

 В мире традиций и праздников. История еврейских праздников, их значение.

  Урок «открытия» нового знания, общеметоди-ческой направленно-сти.

Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение учителя, дневники достижений, ответы на вопросы,  коллективное проектирование

Знать историю традиций и праздников дальневосточников,   понимать их роль, давать собственную оценку

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, интернет- ресурсах

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

  Формирование познавательного интереса к традициям и праздникам своих земляков,  

формирование уважения к культурному наследию своей малой  Родины.


                                                   

                               Темы проектных работ

1.Наш край в устном народном творчестве.

2. Связь местного фольклора с традициями УНТ России.

3.Тема Великой Отечественной войны в стихотворениях   поэтов Дальнего Востока.

4. Моя малая Родина.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературному краеведению :

Для учащихся: 

  1.  Хрестоматия по дальневосточной литературе. 5 класс.Хабаровск.  Издательский дом «Приамурские ведомости»
  2. Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б.Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995.

Для учителя:

  1.  Хрестоматия по дальневосточной литературе. 5 класс.Хабаровск.  Издательский дом «Приамурские ведомости»
  2. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. — М.: Дрофа, 2007.
  3. Журналы « Биробиджан.Литературный альманах»  Хабаровск. Издательский дом «Дальний Восток»

           Электронные пособия:

  • Хрестоматия  по литературному краеведению для школьников 5-х классов на CD – ROM.;
  • Подари мне встречи миг. Музыкальное приложение  на CD – ROM.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА КАБИНЕТА

  1. Компьютер;
  2. Проектор;
  3. Демонстрационный стенд;
  4. Комплекты видеофильмов, аудиокассет;  портреты великих писателей, композиторов, художников, исторических лиц;

программные иллюстрации.

  1. Программное обеспечение:
  • операционная система Windows 98/Me (2000/XP);
  • текстовый редактор MS Word


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)

Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...

Рабочая программа по литературному краеведению (10 класс)

Оренбургская область располагает уникальными литературными, лингвистическими, историческими, географическими источниками, способствующими развитию языковой личности, нравственной и интеллектуальной ку...

Рабочая программа по литературному краеведению для восьмого класса

Рабочая программа включает все предметные темы, предусмотренные государственным стандартом (Региональный компонент государственного стандарта общего образова...

Рабочая программа по литературному краеведению в 9 классе

Программа курса «Литературное краеведение» включает  в себя материал, не содержащийся  в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми ф...

рабочая программа по литературному краеведению 6 класс

Рабочая программа по литературному краеведению составлена в соответствии с законом «Об образовании», на основе сборника программно — методических материалов по краеведению. Разработана учителе...

Рабочая программа по литературному краеведению в 7 классе (по учебнику Л. Пальман)

Программа включает в себя изучение материала по литературному краеведению по учебнику Л. Пальман "Слово о родной земле" (Пенза, 2008 год)...

Рабочая программа по литературному краеведению 6 класс

Рабочая программа по литературному краеведению включает планирование работы по краеведению в 6 классе (по учебнику Л. Пальман "Слово о родной земле"...