Сборник дидактических материалов по истории Курского края для обучающихся 7-8 классов
учебно-методический материал по краеведению (7 класс)

Горохова Нина Владимировна

Сборник Дидактических материалов к курсу истории Курского края призван разнообразить работу учителя  на уроках краеведения, сделать домашнее задание обучающихся 7-8 классов интереснее. Сборник представляет собой задания различной сложности (работа с текстом, вопросы, тесты),  материалы для дополнительного прочтения, выполнения реферативной работы.  Данный сборник поможет  обучающимся запомнить главные  моменты истории Курского края, осознать их сложность и неоднозначность.

Сборник дидактических материалов по истории Курского края можно использовать педагогам, преподающим уроки истории Курского края в 7-8 классах, учителям для проведения внеклассных мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorohova_n.v._sbornik_metodicheskih_rekomendatsiy.docx46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение   «Средняя общеобразовательная школа №5имени Героя Советского Союза летчика-космонавта И.П. Волка» города Курска

Сборник дидактических материалов

по истории Курского края

для обучающихся 7-8 классов

Автор: учитель истории и обществознания, истории Курского края

Горохова Нина Владимировна

Курск-2023

Содержание

Предисловие

1.Хрестоматийно-литературные задания

2. Тесты и задания для проверки знаний обучающихся

3. Материалы для докладов

4. Темы для сообщений

Список литературы

3

4

7

11

14

15

Предисловие

Сборник Дидактических материалов к курсу истории Курского края призван разнообразить работу учителя  на уроках краеведения, сделать домашнее задание обучающихся 7-8 классов интереснее. Сборник представляет собой задания различной сложности (работа с текстом, вопросы, тесты),  материалы для дополнительного прочтения, выполнения реферативной работы.  Данный сборник поможет  обучающимся запомнить главные  моменты истории Курского края, осознать их сложность и неоднозначность.

Сборник дидактических материалов по истории Курского края можно использовать педагогам, преподающим уроки истории Курского края в 7-8 классах, учителям для проведения внеклассных мероприятий.

1.Хрестоматийно-литературные задания

Пояснительные материалы с заданием «учимся анализировать исторический факт, явление, процесс».

1.Задание по теме «Курский край  в Смутное время»

Цель: расширить знания обучающихся об осаде города Курска в 1612 г.

Прочитайте текст. Выясните, как  куряне защищали свой город от врага.

«Неприятельские войска, выступив из Путивля, двинулись на Рыльск, Орёл и Курск. Появление врагов оказалось для жителей уезда полной неожиданностью. Большинство из них не успело запереться в стенах крепости. К стенам Курска польские войска подступило под вечер в среду, когда в церквях шла вечерняя служба. Враги сразу же ринулись на штурм, подступив к стенам Курска с двух сторон...Гарнизон не имел достаточно сил, чтобы обеспечить оборону по всему периметру укреплений большого острога. Поэтому воевода принял решение отвести своих людей в пределы старой крепости - "малого острога". Враг, ворвавшись в пылающий город, быстро смел немногочисленные заслоны его защитников и затем устроил настоящую резню.  После этого осажденным предложили сдаться, но предложение это они отвергли. Тогда в ночь с пятницы на субботу была предпринята попытка штурма. На этот раз удар был нанесен по Пятницким воротам. Их осажденные предусмотрительно засыпали наполовину землей. Сохраняя по приказу воеводы тишину и полное молчание, они ожидали неприятеля. Когда штурмующие приблизились с тараном, их встретил мощный залп. Понеся тяжелые потери, поляки отступили, затем начали регулярный обстрел крепости из орудий.

Ожидая нового приступа и видя невозможность защитить полностью все укрепления, воевода Татищев приказал сжечь участок между Куровой и Меловой башнями. Осаждающие, видя огонь, ошибочно решили, будто жители зажгли крепость и под прикрытием огня и дыма спасаются бегством. Тотчас город был окружен конными и пешими воинами. Однако, убедившись в своей ошибке, противник переменил свои планы и решил воспользоваться пожаром и возможным замешательством защитников крепости, чтобы попытаться внезапным ударом овладеть ею. Однако и этот приступ был успешно отражен - защитники Курска укрылись за древним земляным валом, который находился внутри крепости.

Потерпев неудачу, осаждающие блокировали город, лишив горожан доступа к воде. Только обильные снегопады помогали осаждённым бороться с жаждой. Однако воды все равно не хватало. К тому же стал иссякать запас пороха. Осада продолжалась уже третью неделю, и куряне изнемогали от выпавших им лишений.

Противник опять стал опять штурмовать крепость. Несколько раз пытался враг захватить Курск, но ему это не удалось. Обнадеженные неприятели повторили штурм, но и он закончился безрезультатно, хотя город был на грани падения. Однако город сдан не был, а вот осаждающим после более чем месячной осады все же пришлось бесславно отступить от стен ветхой, но столь неприступной крепости. Курск остался прочным оплотом России на её южных рубежах.

Согласно обету, данному курянами во время осады, в городе была выстроена церковь, положившая начало Знаменскому мужскому монастырю. В челобитной к Михаилу Федоровичу жители города писали, что "в прошлом году, как приходили под Курск литовские люди и острог большой взяли, а они собрався в малом острожке от литовских людей отсиделись и обещали они в Курску, в малом острожку возле города, на конец торгу против городового моста, что поставлена была часовня... воздвигнуть церковь Пречистые Богородицы Курские". Современный Знаменский собор, украшающий центр города, служит, таким образом, напоминанием о далёких и славных событиях Смутного времени на курской земле. (Еженедельник «Курск» 15.02.2006. Автор Александр  Зорин)

Вопросы:

1. От кого защищали крепость?

2. Как защищали Курскую крепость наши предки?

3. Как жители проявили любовь к Курску?

4.  Почему куряне в таких тяжелых условиях не сдали крепость?

5.Можно ли курян назвать патриотами страны?

 2.Задание по теме « Культура г.Курска в XIX в.»

Цель: узнать, как выглядел центр города в конце  XIX в.

Прочитайте текст. Как изменился центр г.Курска за последние сто лет?

 Свидетель той поры (1885 г.) писал : «Желая отдохнуть в зелени, вы входите в большой городской сквер на Красной площади, обходите его и, пройдя мимо большой статуи Славы с находящимися при ней статуями Пушкина и Крылова, подходите к увеселительному красивому зданию, выстроенному в сквере. Перед зданием этим стоит фонтан с бассейном, устроенным среди сквера».

К южной стороне городского сада примыкает сквер, состоящий из двух широких дорожек. Продолжением этого сквера служит бульвар, идущий до дома духовной консистории. Вода из водопроводного фонтана распределялась по целой сети ручейков, орошавших корни деревьев. Лучшим украшением этого бульвара служил памятник Ипполиту Богдановичу, русскому писателю, похороненному в Курске.(Степанов В.Б. Улицы старинного Курска. Путеводитель по истории улиц Курска.)

Вопросы:

1.Как выглядела Красная площадь г.Курска в конце XIX в.?

2.Каким знаменитым людям были установлены статуи и памятники в сквере?

3. Какие здания находились рядом с площадью?

4.Как автор относится к городу, в котором проживал?

3. Задание по теме « Развитие театра и кинематографа в г.Курске.»

Цель: проследить историю развития кинотеатра в г.Курске.

Прочитайте текст.

История кинематографа берет свое начало с конца XIX века. Первый киносеанс в Курске состоялся в здании городского театра 14 мая 1897 году. В начале XX века в городе большое внимание стали привлекать электротеатры «Иллюзион», «Мираж», «Мир»,  биоскоп «БИО». Вскоре «Иллюзион» превратился в биоскоп «Чары», а во время Первой мировой войны он просто назывался театр «Чары». Куряне старались в культурной сфере не отставать от столичных городов. Кинематограф  привлек местных предпринимателей с коммерческой стороны.  Произошел большой отток посетителей из драматического театра и из любительских театров именно в новые типы электротеатров.

В 1908 году был открыт синематограф, сад «Ливадия». Новый общественный сад располагался в центре города – в районе современных зданий «МЭБИК», «Кондитерская фабрика». Сад включал в себя цветущие деревья,  цветники и беседки, летний театр, музыкальную эстраду.  В саду «Ливадия» выступали не только курские любительские театральные движения, но и  многие знаменитые артисты Российской империи. После Первой Мировой войны общественный сад перешел в частные руки, были расширены посадочные места для публики.

В общественных садах Курска проходили чемпионаты борьбы профессионалов: в 1907 году в Купеческом саду; в 1910- 1911 гг.  в саду «Ливадия»; в 1922 году в бывшем Пушкинском саду.  

В 1927 году в  здании городского театра откроется кинотеатр, так как драматический театр переведут в здание «Дом Ильича». Показу фильма предшествовала реклама «Приехал! И даст только три представления знаменитый и единственный в мире аппарат движущейся живой во весь рост фотографии. Везде громадный успех».

Вопросы:

1. Что внедрили куряне для разнообразия культурной жизни?

2.Когда прошел первый киносеанс в г.Курске?

3.Какой новый вид театров зародился?

4..Какие электротеатры были в городе?

5..Что собой представлял сад «Ливадия»

6. Какие сады были открыты для курян?

7.Когда открылся первый кинотеатр в г.Курске?

2.Тесты и задания для проверки знаний учащихся

А) Тест для обучающихся 7 класса

Тема « История Курского края с древнейших времен до XVI вв»

Вариант 1

Выбери один ответ

1.Древние люди на территории Курского края появились:

А)около 2 млн. лет назад

Б) около 100 тыс. лет назад

В) около 45 тыс. лет назад

Г) около 1,5 млн. лет назад

2.Какой древний город Курского края был разрушен половцами в 1185г.?

А) Курск   Б) Рыльск       В) Белгород      Г) Римов

3. Кто командовал курскими войсками в битве на реке Калке?

А) князь Игорь   Б) князь Олег        В) князь Всеволод        Г) князь Мстислав

4. Когда Курский край вошел в состав Литвы?

А) в 1355г.     Б) в 1507 г.     В)  в 1508 г.     Г) в 1185г.

5. В каком городе родился Феодосий Печерский?

А) в Курске         Б) в Рыльске       В) в Васильеве      Г) в Новгороде

6. Рыльск как  город существует с

А) I тыс. до н.э.     Б) VIII в.   В) XI в.        Г) X в.

7. Какое историческое название древнего города Курской губернии упоминается в четверостишье Евгения Маслова:

Но ты не сгинул, град Олегов

И потому тобой горжусь,

Что ты от вражеских набегов

Хранил в веках святую Русь.

8. Как называют жителей города Рыльска?

9. Как историки устанавливают возраст города?

10. Почему Курск в XIII в. утратил военное значение?

Вариант 2

Выбери один ответ

1.В каком походе против половцев участвовали курские дружины?

А) поход князя Игоря Святославича 1185 г.

Б) поход Всеволода Святославича 1138 г.

В) поход Святослава Олеговича 1183 г.

2. Год первого письменного упоминания о г. Курске?

А) 1185г.       Б) 1032г.    В) 1257г.    Г)  1355г.

3. В каком году в Курском княжестве было создано баскачество?

А) 1257г.    Б) 1263 г.       В) 1274 г.

4. В каком году Курский край вошел в состав Русского государства?

А) 1507 г.    Б) 1508 г.    В) 1510 г.

5. В 1267-1274гг. в  Курском княжестве баскаком был жестокий

А) Ногай        Б) Ахмат          В) Батый

6. Город Курск был основан как крепость

А) Московского княжества

Б) Курского княжества

В) Киевского княжества

7. Какие три села основал Мазепа в Курском крае?

8.Кто из приближенных Петра Великого получил земли на территории Курского края?

9. В каком источнике  впервые упоминается город Курск?

10. Вспомните Курск в XVI веке. Вставьте пропущенные слова

На территории современной Красной площади и части Первомайского парка располагался __________________. После строительства _________________ возникли слободы:________________________________________, где жили служилые люди- __________________________________________________

Б) Повторительно-обобщающие вопросы для учеников 7 класса по теме « Культура Курского края»

Вариант 1

  1. Что такое абрис?
  2. Что такое детинец?
  3. Назови башни, которые защищали г. Курск в начале XVIII в.
  4. На чем был изображен Абрис Курска? ( и указать размер)
  5. К какому году относится «План губернского города Курска».
  6. Как изменился Курск после утверждения императрицей нового плана?
  7. Город, в котором родился Г.И.Шелехов?
  8. Сословие, к которому принадлежал  Шелехов.
  9. Название монастыря, у которого похоронен  Г.И.Шелехов.
  10. Какие цели преследовал Шелехов, отправившись в дальнее путешествие?
  11. Остров, на котором экспедиция Шелехова провела зиму, перед тем, как претерпела большой шторм в море?
  12. Годы жизни М.С. Щепкина.
  13. Место рождения М.С. Щепкина.
  14. Какому графу принадлежал актер?

Вариант 2

  1. Год составление Абриса г. Курска?
  2. Автор Абриса г. Курска.
  3. Назови строения.  находившиеся на территории г. Курска в конце XVII- начале XVIII в.
  4. Кто решил изменить облик Курска в конце XVIII века?
  5. Назови курских землемеров, участвующих в разработке нового плана Курска.
  6. Назови острова, которые были открытые  экспедициями  Г.И. Шелехова.
  7. Чем был награжден Г.И. Шелехов.
  8. Г.И. Шелехов справедливо был назван «российский ….»?
  9. Как увековечена память о Г.И. Шелехове?
  10. Фамилия купца, которому служил Г.И. Шелехов в Иркутске.
  11. Сколько было в Курской губернии крепостных театров в начале века?
  12. В каких пьесах играл Щепкин?
  13. Как увековечена память о М.С. Щепкине?
  14. Какой князь обратился к Щепкину  с просьбой помочь в подборке актеров для Тифлисского театра и приехать на гастроли в Тифлис?

В) Задания для проверки знаний обучающихся 8 класса

Тема «Курская область в годы Великой Отечественной войны»

  1. Какой гвардейский стрелковый полк прибыл на защиту г. Курска в октябре 1941 г.? Кто командовал им? Где располагался штаб командира полка?
  2. Как куряне подготовились к обороне города?
  3.  Когда фашисты захватили г. Курска?  
  4. Кто командовал Воронежским фронтом?
  5.    Когда был освобожден город Курск от фашистских захватчиков?
  6. Запишите дату  Курская битва?
  7. Запишите дату   Прохоровского сражения.
  8. Как называлась наступательная операция по освобождению Орла?
  9. Какие фронты принимали участие в Курской битве?
  10. Когда был произведен первый в Великой Отечественной войне салют и в честь чего?
  11. Когда Курская область была полностью освобождена от фашистских захватчиков?
  12.  Сколько курян удостоены звания Героя Советского Союза?   Какой подвиг совершила Катя Зеленко?
  13. Какой подвиг совершил А.М.Ломакин?
  14. Кто из летчиков-курян удостоен звания Героя Советского Союза дважды?

3.Материалы для докладов

Тема «Вклад курян в  развитие культуры»

Материал №1 «И.А. Купчинский – писатель-самоучка»

Иван Александрович Купчинский является писателем-самоучкой. Родился писатель в городе Курске. Служил приказчиком, работал кондуктором на железной дороге. Так как в Курске развивалась театральная культура, то и  Иван Купчинский  приобщился к этому искусству. Иван Александрович стал драматургом. Писатель пытался облачить самолюбие, жадность курского купечества. Такие произведения вошли в сборник « Театр А.И. Купчинского». В 1879 г. писатель познакомился с Александром Николаевичем Островским, русским драматургом.

Иван Купчинский стал известен в Москве. На сцене Малого театра весной  1898 года была показана комедия «И в руках было, да сплыло». Но недолго смогла быть эта комедия в репертуаре. Ее зритель не поддержал. Драму Купчинского «Лжедмитрий сват» длительное время рассматривал театральный комитет. В итоге постановка спектакля так и не состоялась.

Иван Александрович написал книгу очерков «Курск и куряне. Из истории о Курске». Книга вышла в печать в 1906 году.

Материал № 2 «К.А. Трутовский – художник»

Трутовский Константин Александрович родился в 1826 г. в г. Курске и большую часть жизни провел в Курской губернии и Малороссии. Интерес к живописи  передался от отца, который был любителем искусства. Картины Константина Александровича посвящены курскому и украинскому быту, преданиям, красочным и народным обрядам. Несколько лет К. А. Трутовский  работал в одном из курских земств. Это позволило накопить обширный материал для творчества. Жизнь местных крестьян отображена в картине «Хоровод в курской губернии». За это полотно художник получил звание академика. Много труда вложил в книжную иллюстрацию. Им выполнены рисунки к сочинениям А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, к басням И. А. Крылова. Значительную часть своих картин посвятил Украине. Этим художник способствовал сближению и взаимному обогащению культур двух братских народов.

Материал № 3 «П.Н. Грузинский – курских художник»

Грузинский Петр Николаевич родился в Курске в 1837 г. Выходец из небогатых помещиков. С детских лет у Петра проявилось влечение к живописи. В 1851 г. поступил в Академию художеств. В 1860 г. ему была присуждена медаль за программу «Цыганский табор». За картину «Последний штурм Гуниба» Петра Николаевича наградили Большой золотой медалью. Путешествовал по германии, Италии, Франции, где писал картины с бытовыми сценами, за что ему было сделано замечание комиссией Академии. Петру Грузинскому было поручено писать батальные сцены, но в свободное время художник продолжал работать на тему народного быта.  Картина «Оставление горцами аула» экспонировалась на Всемирной выставке в Вене. Лучшие труды П.Н. Грузинского связаны с военно-исторической тематикой. Батальные картины сдержаны. Это своего рода драмы, варианты темы тяжких дорог войны. Грузинский является художником- реалистом, вносившем в батальную живопись черты простоты и жизненной правды.

Материал № 4 «Е.М Чепцов – талантливый художник»

Чепцов Ефим Михайлович родился 28 декабря (10 января) 1874г. в селе Медвенке Курской губернии. Талант изобразительного искусства у Ефима Михайловича передался от отца, который работал маляром и иконописцем. Семья Чепцовых талантливого Ефима отправила  учиться в иконописную школу при Киево-Печерского лавре. В 1885 году Ефим Чепцов уехал в Петербург, где стал строить карьеру художника. Он учился в студии М.К. Тенишевой.  В 1903 г. принимает участие в росписи храма во Флоренции. В 1905-1911 гг. учился в петербургской Академии художеств. За картину «У доктора», написанную в 1911 г. Ефим Михайлович получил звание художника и разрешение на заграничную командировку. За холст «Капри» был премирован Академией вторичной поездкой в Италию, а также в Голландию и Бельгию. После возвращения в Россию в 1914 году жил в Петербурге, но на лето переезжал на родину в Медвенку, где делал многочисленные натурные этюды и зарисовки. После революции Чепцов жил в Медвенке и вернулся в Петроград в 1922 году. В родном селе Ефим Михайлович узнал, что произошла Октябрьская революция. Годы Гражданской войны Чепцов провел  с. Медвенке. Художник наблюдал за сельской действительностью, принимал участие в культурно-просветительской работе своего села. По его инициативе был создан любительский театральный коллектив. Огромное количество картин посвящено именно радости сельской жизни, жизни интеллигенции в селе.  Они привлекли широкое общественное внимание живым интересом их автора к новым социальным и культурным явлениям деревенской жизни, точностью бытовых деталей, правдивым изображением облика и глубоким раскрытием характеров новых людей молодого советского общества.

Материал № 5 «К.Н. Истомин – художник»

Истомин Константин Николаевич родился 7 января 1887 года в Г. Курске. Его отец был офицером армейской пехоты. Учился в гимназии родного города. С 1901 г. семья Константина начинает переезжать из города в город: Владивосток, Харьков и др. Константин Николаевич получил среднее образование,  закончил художественную студию. В 1905 г. принимал участие в революционных событиях, за что был арестован и отправлен в тюрьму. В 1906 г. Истомин К.Н. уезжает в Германию. Целью покидания страны было намерение целиком отдаться искусству. Художника привлекали новые достижения изобразительного искусства, которые можно было совместить с художественными событиями. В 1909 г. Константин Николаевич возвращается в Россию. Поступил на искусствоведческое отделение университета в Москве. В годы Первой мировой войны был командиром артиллерийской батареи. В первые годы советской жизни художник занимался оформлением агитпоездов, первых советских праздников. Им была создана графическая серия «Красная Армия в Донбассе», которую подготовил к десятилетию Великой Октябрьской революции. Истомин Константин Николаевич организовал художественный рабочий факультет, где стал преподавать. Художник проявил себя не только как живописец, но и как иллюстратор. Он выполнял эскизы декораций и костюмов для театральных постановок. Большой вклад Истомин К.Н. внес в теоретические работы и учебные программы по искусству.  

4.Темы для сообщений

  1.  «Летопись воинской славы курян»
  2. «Курск-город воинской славы»
  3.  «Жизнь знаменитых курян»
  4. «Композитор Дегтярев Степан Аникеевич»
  5. «Музыкальная жизнь Г.Свиридова»
  6. «Легенды старого дома»
  7. «Самая красивая улица»
  8. «Изобретения курских изобретателей»
  9. «Курский народный костюм»
  10. «История Курского края в фотографии»
  11. « Песни и пляски Курской области»
  12. «Курский соловей»
  13. «Родословная»
  14. «Жизнь и судьба Надежды Плевицкой»
  15.  «Старые традиции. Кожлянская игрушка»

Список литературы

1.        Бугров. Ю,А. Улицы и лица города Курска / Ю.А. Бугров. – Курск: Издательский дом Славянка, 2018.-384 с.

2.        Бугров, Ю.А. Свет курских рамп. Очерки истории культуры Курского края. Книга первая. – Курск, 1995. – 297 с.

3.        Бытие и культура. История и современность: Пятые Илиадиевские чтения: материалы междунар. науч.-практ. конф. / [редкол.: Когай Е. А. (отв. ред.) и др.]. - Курск : ЮМЭКС, 2004. – 131 с.

4.        Ершова, Э.Б. Художественная культура России на рубеже XIX-XX веков: от реализма к модернизму / Э.Б. Ершова // Приволжский научный вестник. – 2014.- С. 61-67.

5.        Кравченко, А.И. Культурология: учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. – М.: Академический проект, Трикста, 2001- 496 с.

6.        Культура и культурно-историческое наследие / Беспарточный Б. Д. и др.; отв. ред.: З. Д. Ильина. - Курск : изд-во Кур.гос. пед. ун-та, 2002. - 484 с.

7.         Пыжова, О.Н.  Курск дореволюционный. Краеведческие чтения.  Дореволюционный курский кинематограф [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://old-kursk.ru/book/kraeved/kr90-6.html.

8.        Русская литература XIX-XX веков: учебно-методическое пособие для студентов факультета СПО . - Воронеж: Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, 2016. - 116 c. [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/59127.html.

9.        Степанов, В.Б. Улицы старинного Курска. Путеводитель по истории улиц Курска. В 2 частях. / В.Б. Степанов. - Курск: МУ «Издательский центр «ЮМЭКО», 2011. – 113 с.

10        Шехирев, М. Гордость земли Курской: сборник очерков о знаменитых земляках / Сост. М. Шехирев. – Курск,1992. [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2015/05/8963.

11.        Ястребов, А.Е. . Культурный облик губернского провинциального города Центрального Черноземья в конце XIX - начале XX вв. :Орел, Курск, Воронеж [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд.истор. наук (1999) / Алексей Егорович Ястребов – Орел, 1999. - 248 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории Курского края для 8 класса

Тема урока: Курские писатели XX века. Урок предназанчен для использавания на уроках истории и краевединия, на классныхчасах в г.Курске и области....

ОЛИМПИАДА ПО ИСТОРИИ КУРСКОГО КРАЯ ДЛЯ 8-го КЛАССА С ОТВЕТАМИ

ОЛИМПИАДА  ПО  ИСТОРИИ  КУРСКОГО  КРАЯ  ДЛЯ  8-го  КЛАССА  С  ОТВЕТАМИ...

Календарно тематическое планирование по истории Курский край -7 класс

Аннотация к рабочей программе по истории  Курского края -  7 класс Статус документа Рабочая программа по истории Курского края -  7 класс. Составлена на основе  Региональ...

Календарно - тематическое планирование по истории Курского края - 6 класс

Аннотация к рабочей программе по истории  Курского края - 6 класс Статус документа Рабочая программа по истории Курского края -  6 класс. Составлена на основе  Регионального ...

Календарно - тематическое планирование по истории Курского края - 5 класс

Аннотация к рабочей программе по истории  Курского края - 5 класс Статус документа Рабочая программа по истории Курского края -  5 класс. Составлена на основе  Регионального ...

Календарно тематическое планирование по истории Курский край -8 класс

Аннотация к рабочей программе по истории  Курского края - 8 класс Статус документа Рабочая программа по истории Курского края -  8 класс. Составлена на основе  Регионального ...

Презентация по истории Курского края 7 класс "Родной город"

Презентация поможет провести урок-заочную экскурсию по городу Курску, познакомить с его историей....