ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
рабочая программа по краеведению (5 класс)

Направленность: ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ

Уровень: БАЗОВЫЙ

Возраст обучающихся: 5 класс

Срок реализации: 1 год

Представлено обоснование выбора программы, цели, задачи, содержание и тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_rp_22.docx41.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1 г. Михайловска»

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

МАОУ СШ №1 г. Михайловска

(Протокол от 31.08.2022г №1)

УТВЕРЖДЕНО:

Директор  МАОУ СШ №1

г. Михайловска

__________ С.В. Щипанов

от 01.09.2022г. № 54-од.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

(сетевое взаимодействие)

Направленность: ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ

Уровень: БАЗОВЫЙ

Возраст обучающихся: 5 класс

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Матвеева М.П.

г. Михайловск

2022 год


Пояснительная записка

Статус рабочей программы

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказом Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта основного общего образования», зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 года, регистрационный № 19644;
  • Приказом Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Постановлением  Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

Обоснование выбора программы

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.

Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.

Краеведение – важное педагогическое средство, которое способствует обогащению детей знаниями о родном крае, воспитанию нравственных качеств. Чувство любви к Родине выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и начинается с чувства любви и сыновнего почтения к «малой родине», к дому, где он родился и рос, к родному краю.

Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли, изучение настоящего родного края – одно из самых действенных средств воспитания хозяина, человека, труженика, прикипевшего к нему всем сердцем и душой.

Общая характеристика учебного предмета

Воспитательный компонент ФГОС ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма. Для успешности общекультурного, личностного и познавательного, нравственного, патриотического, духовного развития личности, формируется мир чувств, эмоций, воображения, мировосприятие ребёнка. Важно, чтобы каждый ребёнок испытывал чувство ответственности за место, где он родился и живёт, за каждый уголок своей малой родины и Отечества. На современном этапе в России значительно активизировались ментальные процессы. Объектом пристального внимания, изучения и исследования являются уникальность, своеобразие, самобытность каждого региона.

Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской администрации и, конечно, это люди - гордость и слава родного села.

Изучение родного края необходимо, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»

Описание ценностных ориентиров

Курс «Моя малая Родина» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирование у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение. Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям народа, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности. Исторические, географические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Свердловской области, прежде всего, через уважение к народам, культуре, которые сформировались на его территории.

Цели и задачи курса внеурочной деятельности

Целью курса является формирование целостного представления о родном городе и районе, содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.

Основные задачи курса:

  • формирование у обучающихся, адекватной современному уровню знаний, картины мира;
  • восприятие истории края как части истории России;
  • формирование у школьников основной школы когнитивных, гражданских и интеллектуальных компетенций;
  • способствовать формированию чувства гордости и уважения к истории и современности родного края;
  • направленность на решение задач социальной адаптации.

Программа курса «Моя малая Родина» рассчитана на детей 10-12 лет. Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но, не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать. Поэтому занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ, оценка.

Данная программа может быть использована для обучения детей с ОВЗ. Эта категория детей нуждается в активной адаптации в современном мире. Прививая интерес к изучению родного края, мы тем самым помогаем детям осознавать сопричастность к тому месту, где они живут, испытывать чувство гордости за труд и подвиги предшествующих поколений, уважать традиции, бережно относиться к природе и культуре родного края. При работе с детьми с ОВЗ применяется дифференцированный подход к обучению, больше времени отводится на повторение пройденного материала. В работе с этими категориями детей используются методы: наглядные, вербальные и смешанные, а также щадящий режим занятий, который предусматривает дополнительные физкультурные паузы, чаепития, игры, зрительная гимнастика в связи с быстрой утомляемостью детей данных групп.

В учебном плане образовательной организации на этапе основного общего образования  из часов внеурочной деятельности выделено в 5 классе на изучение курса «Моя малая Родина» 68 часов, из расчета 2 часа в неделю.

Для представления результатов достижений используются  такие формы, как выставка достижений обучающихся, самооценка, оценка проекта, педагогический мониторинг, практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюдения и др.

Планируемые результаты освоения программы курса «Моя малая Родина»

Личностные

  • осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России);
  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
  • испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну;
  • осознавать себя гражданином России;
  • объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
  • искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
  • уважать иное мнение.

Метапредметные

Регулятивные:

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • применять способы решения проблем творческого и поискового характера;
  • уметь понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Познавательные:

  • использовать различные способы поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • владеть навыками смыслового чтения научных текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
  • выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
  • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
  • выстраивать логическую цепь рассуждений;
  • представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

Коммуникативные:

  • организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
  • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
  • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Подведение итогов по результатам освоения материала программы курса может быть проведено в форме коллективного обсуждения во время конференций, круглых столов, дискуссий. Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на занятиях необходимо создать «атмосферу» свободного обмена мнениями и активной дискуссии.

При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников.

Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий:

  • беседы;
  • интеллектуальные игры;
  • библиотечные уроки;
  • дискуссии;
  • творческие работы;
  • исследования;
  • экскурсии;
  • путешествия;
  • викторины;
  • встречи с интересными людьми;
  • конкурсы;
  • праздники;
  • выставки.

Содержание программы курса «Моя малая Родина»

5класс

Тема 1: История Свердловской области

Наш край родной. Месторасположение на карте. Географическое расположение Уральских гор, Свердловской области, Нижнесергинского района и города Михайловска. История становления Свердловской области. Екатеринбург – столица Урала Символика: флаг, герб Свердловской области. Архитектурные памятники Екатеринбурга. Достопримечательности области. Музеи города Екатеринбурга и Свердловской области.

Творческие работы  - конкурс  рисунков «Моя малая Родина». Оформление выставки.

Тема 2: Миллион лет до нашей эры

Археологические памятники окрестностей Михайловска. Пещера «Стоянка древнего человека». Экскурсия в музей: знакомство с экспонатами музея: зубом доисторического животного, костями и зубами мамонта и другими экспонатами того времени.

Тема 3: Моя малая Родина. 

Наш город. Историческое прошлое города. Традиции родного города.  Памятные места моего города. Мой любимый уголок города. «Михайловский вальс» о красоте родных мест. Заводы и фабрики города: история их развития. Михайловский пруд и реки, его образующие. Горы окрестностей Михайловска. По улицам родного города. Животный и растительный мир. Изображение в творчестве поэтов и писателей природы родного края. Известные люди родного края. Практические работы: творческие работы - конкурс рисунков, фотографий, посвящённых родному краю. Оформление выставки. Творческие работы - чтение и заучивание стихов поэтов родного края. Экскурсия – Достопримечательности родного города. Экскурсия в музей. Игры «В гостях у Лесовушки». Исследовательская работа - «Улица, на которой я живу».

Тема 4: Маленькие чудеса большой природы. Природный парк «Оленьи ручьи»

История создания. Известные достопримечательности парка: пещера «Дружба», «Карстовый мост», скала «Лягушка», скульптура «Ангел» и другие. Растения и животный мир парка.

Тема 5: Народная культура

Жители родного края. Особенности труда людей родного края, профессии.  Их характерные особенности быта. «Секреты русской избы». Культура и здравоохранение в XIX – начало XX вв. Народное образование. Старинные учебники, условия обучения, учителя того времени.

Тема 6: Я и моя семья

Моя семья. Мои родители.  Мои бабушка и дедушка. Корни своей фамилии. Родословная моей семьи. Памятные вещи семей. Старые фотографии, письма, документы- свидетели истории семей. Практические работы: творческие работы - конкурс  рисунков «Моя семья». Оформление выставки. Выполнение проекта -  «Родословная моей семьи».

Тема 7: Михайловские старинные обычаи и обряды

Посиделки.

Русские народные игры.

Праздник русского самовара.

Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Количество часов

1

История Свердловской области

11

2

Миллион лет до нашей эры»

2

3

Моя малая Родина. 

26

4

Маленькие чудеса большой природы. Природный парк «Оленьи ручьи»

4

5

Народная культура

11

6

Я и моя семья

8

7

Михайловские старинные обычаи и обряды

6

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Дата

Примечание

История Свердловской области

1-2

Наш край родной. Месторасположение на карте. Географическое расположение Уральских гор, Свердловской области, Нижнесергинского района и города Михайловска.

09.09

3

История становления Свердловской области.

16.09

4-5

Екатеринбург – столица Урала

16.09

23.09

6

Символика: флаг, герб Свердловской области.

23.09

7

Архитектурные памятники Екатеринбурга

30.09

8

Достопримечательности области.

30.09

9-10

Музеи города Екатеринбурга и Свердловской области.

07.10

11

Выполнение творческих работ: конкурс  рисунков «Моя малая Родина».

Оформление выставки.

14.10

Миллион лет до нашей эры

12

Археологические памятники окрестностей Михайловска. Пещера «Стоянка древнего человека».

14.10

13

Экскурсия в музей: знакомство с экспонатами музея: зубом доисторического животного, костями и зубами мамонта и другими экспонатами того времени.

21.10

Моя малая Родина

14-15

Наш город. Историческое прошлое города.

21.10

16

Традиции родного города.

17-18

Памятные места моего города. Мой любимый уголок города.

«Михайловский вальс» о красоте родных мест.

Экскурсия по городу

19-21

Заводы и фабрики города: история их развития.

Экскурсия в музей

22-24

Михайловский пруд и реки, его образующие.

Экскурсия к пруду

25-26

Горы окрестностей Михайловска.

Экскурсия по городу

27-29

По улицам родного города.

Исследовательская работа - «Улица, на которой я живу»

30-33

Животный и растительный мир.

Экскурсия в музей

Игры «В гостях у Лесовушки»

34-36

Изображение в творчестве поэтов и писателей природы родного края.

Творческие работы - конкурс рисунков, фотографий, посвящённых родному краю. Оформление выставки.

37-39

Известные люди родного края.

Творческие работы - чтение и заучивание стихов поэтов родного края.

Маленькие чудеса большой природы. Природный парк «Оленьи ручьи»

40-41

История создания. Известные достопримечательности парка: пещера «Дружба», «Карстовый мост», скала «Лягушка», скульптура «Ангел» и другие.

42-43

Растения и животный мир парка.

Народная культура

44-46

Жители родного края. Особенности труда людей родного края, профессии.

47-48

Их характерные особенности быта. «Секреты русской избы».

Экскурсия в музей

49-51

Культура и здравоохранение в XIX – начало XX вв.

Экскурсия в музей

52-54

Народное образование. Старинные учебники, условия обучения, учителя того времени.

Экскурсия в музей

Я и моя семья

55-57

Моя семья. Мои родители.  Мои бабушка и дедушка. Корни своей фамилии.

Творческие работы - конкурс  рисунков «Моя семья».

Оформление выставки.

58-61

Родословная моей семьи. Выполнение проекта -  «Родословная моей семьи».

62

Памятные вещи семей. Старые фотографии, письма, документы- свидетели истории семей.

Михайловские старинные обычаи и обряды

63

Посиделки.

64-66

Русские народные игры.

Экскурсия в музей

67-68

Праздник русского самовара.

Экскурсия в музей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любви к своей малой Родине через введение регионального компонента в программу дополнительного образования детей.

Россия – родина для многих. Каждый регион, область имеют свои особенности, традиции, обычаи. Приобщить детей к культуре родного края, воспитывать любовь к своей малой Родине необходимо с детства, в эт...

Дополнительная образовательная программа «ПО МАЛОЙ РОДИНЕ МОЕЙ» НОМИНАЦИЯ. ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ.

                             Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содей...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Моя малая Родина»

Дополнительная общеобразовательная программа «Моя малая Родина» туристско-краеведческой направленности. Программа направлена на  воспитание у школьников патриотизма, изучение истории, традиций, к...

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л

Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина»  « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...

Конспект открытого занятия «Звуки и буквы в городе Фонетика» (из учебно-тематического плана 2 года обучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Малая детская академия «Совушка»

Русский язык – великий и могучий, поэтому дети не всегда его осваивают. И здесь стоит вспомнить простое правило: «Учиться нужно весело, чтоб хорошо учиться».  Обучающиеся 2 года...