Дополнительная образовательная программа «Моя малая Родина»
рабочая программа по музыке по теме

Михель Юлия Витальевна

программа дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon доп образование66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                              Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                                      средняя общеобразовательная школа № 72

                                 с углубленным изучением отдельных предметов

  Рассмотрено на методсовете                                                           Утверждаю

  Протокол № ______                                                                        «__»____2013г.

  От «__»_____2013г.                                                                        директор школы

                                                                                                          Колесниченко И.Д.

                                                                                                         __________________

Дополнительная образовательная программа

«Моя малая Родина»

Срок реализации – 1 год

Автор программы: Михель Ю.В.,

Учитель музыки

Красноярск 2013

Пояснительная записка

             Изучение края - важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения. Прошлое нашей Родины состоит из прошлого ее малых городов и сел. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для  формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.  Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному  краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции. Актуальность программы заключается в том,  что она позволяет больше узнать, правильно понять исторические, этнические особенности  малой Родины; содействует сохранению того, что веками создавалось  народом, проживающим на этой территории. Учащиеся включаются в процесс исследовательской и творческой деятельности.

             Фольклор как художественная форма отражения нравственно-эстетических идеалов народа активно использовался и используется в народной педагогике. Народные песни, сказки, игры, пословицы составляют питательную почву для нравственно-эстетического развития детей. Закладывая в школе знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры. Чем культурнее человек, тем осознаннее он относится к историческим памятникам.

Главное место в фольклоре, безусловно, принадлежит песне. Ведь именно в народной песне отражена жизнь человека, стремление к добру, к счастью. С помощью песенного фольклора можно и нужно приобщать учеников к истории и культуре своего народа и края, стимулировать рост духовности, развивать философские взгляды на жизнь.

В соответствии с этим целью программы является формирование учащегося, способного к полноценному  восприятию музыкальных фольклорных произведений в контексте духовной культуры человечества, к самостоятельному общению с народным искусством.

Задачи  программы определены её целью и связаны как с познавательно-исполнительской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией фольклора:

  • формирование представлений о фольклоре как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
  • осмысление музыкального фольклора как особой формы освоения культурной традиции;
  • формирование основных эстетических и теоретико-музыкальных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки фольклорных произведений;
  • формирование системы музыкально-фольклорных понятий, составляющих этико-эстетический компонент народного искусства;
  • формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого отношения к общечеловеческим ценностям.

           Средством достижения цели и задач фольклорно-музыкального образования  является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления школьников, поэтому в программе отводится особое место теории музыкального фольклора.

        Базовые теоретико-музыкально-фольклорные понятия одновременно являются структурообразующими принципами программы.

Система теоретико-фольклорного понятий -  неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культуры школьника. Это не значит, что фольклорное произведение  лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главным условием отбора репертуарных произведений является их эстетическая ценность и личностно-значимый потенциал.

        Детский фольклор для школьника - основа предлагаемого репертуара, так как он наиболее близок и понятен детям. Жанры детского фольклора равно как полезны, так и доступны. Вместе с тем  всякое фольклорное произведение имеет двойную ориентацию на исполнителя и на культурную традицию. Поэтому выведение базовых теоретико-музыкально-фольклорных понятий в качестве структурных кажется не только возможным, но и обязательным: именно они обеспечивают музыкально-фольклорное образование.

        Основные виды творческо-педагогической деятельности и формы фольклорных уроков определяются тремя составляющими:

  • спецификой фольклорного материала и метода фольклорных творчеств;
  • педагогическими (образовательными) задачами предмета, состоящего из усвоения сообщаемых учителем знаний, разучивания и исполнение песен, слушание музыки;
  • возрастными психофизиологическими особенностями учащихся.

      Для большей наглядности уроков используются такие формы передачи знаний и овладения практическими навыками, как посещение концертов, целенаправленное прослушивание народной музыки и песен, организация встреч с исполнителями народных песен.

       Настоящая программа отличается от аналогичных по профилю тем, что музыкально-фольклорные знания и умения систематизируют теорию и практику с учетом основ современной дидактики и возрастной психологии детей, включают  национально-региональный компонент и направлены на решение задач общеобразовательной школы в условиях модернизации системы образования.  Новизна программы состоит в том, что она позволяет охватить русский фольклор как целостное явление через изучение народных песен.

       Программа  рассчитана  на 1 год  обучения в начальных классах  общеобразовательной школы. Общее количество часов –34 часа. Режим занятий – 1 час в неделю.

 

  Содержание  программы

1. ВВЕДЕНИ

  1. Малая Родина.

Теория: Знакомство  с  предметом, обзор народных обычаев и традиций края.

  1. Мир фольклора – мир народной мудрости.  

Теория; особенности  народного  пения; простейшие исполнительские навыки.

Практика. Развитие певческих навыков: упражнения на дыхание, звукообразование,  ритм, пение в унисон по методике Е. Назаровой.

  1. Музыкальный фольклор народов Севера.

Теория: обычаи и традиции малых народов.

Практика. Развитие певческих навыков: упражнения на дыхание.

2.  Потешный фольклор как часть детского фольклора.

2.1. Потешки.

 Теория.   Потешки как  один  из  видов  народного  творчества, их  назначения.

       Практика.  Разучивание  слов,  работа  над  выразительным  исполнением.

2.2 Народные музыкальные инструменты, их звучание.

Теория. музыкальные инструменты народов Красноярского края.

2.3.Прибаутки.

 Теория.  Прибаутки как  жанр  фольклора,  их  место  в  жизни  детей.

      Практика.  Разучивание  слов и мелодий  прибауток.

2.4. Загадки.

 Теория.  Загадка как  вид  фольклора,  ее  назначение   и  место   в  жизни  детей; загадки ненецкого фольклора.

       Практика. Разучивание  загадок,  изготовление  книжек – малышек  с           загадками; проведение  конкурса  на  самую  интересную музыкальную загадку; сочинение  загадок.

2.5. Небылицы.

Теория.  Небылицы как  вид  творчества, их  назначение;  особенности  данного  вида  творчества.

      Практика.  Разучивание песен- небылиц и их обыгрывание.

2.6. Дразнилки.

Теория. Дразнилки  как  вид  творчества,  их  место  в  жизни  детей.  

     Практика. Разучивание  дразнилок,  обыгрывание,  работа  над   выразительным  исполнением;  сочинение  дразнилок.

2.7.  Скороговорки.

Теория. Скороговорки как  вид  народного  творчества.

Практика. Разучивание музыкальных  скороговорок.

2.8.  Считалки.

Теория.  Считалка как  вид  народного  творчества, их  назначение.

     Практика.  Разучивание музыкальных  считалок, умение применять их  на  практике.

2.9.  Молчанки.

Теория.  Молчанки как  вид  народного  творчества;  игры - уговоры, где  проигрывает  тот, кто не обладает  достаточной  выдержкой.  

Практика. Разучивание музыкальных  молчанок.

2.10.  Игры.

Теория. Виды  игр,  воплощение  художественного  образа  в  драматическом  действии;  обрядовые  игры, соответствие  игр  календарному  годовому кругу; музыкальные  припевы,  их особенности; игры  ненецкого  народа  и  их  особенности.

    Практика.  Разучивание  русских игр;  работа  над  выразительным исполнением.

2.11.  Поговорки.

Теория.  Поговорки, как  вид  народного  творчества, их  использование  в  жизни.  

     Практика.  Разучивание слов  и  мелодий;  работа  над  выразительным  исполнением.

3.  Творческая мастерская «Делу – время, потехе – час».

Практика.  Викторина; кроссворд; игра «Угадай  народную  мелодию».

Творческие задания:

1)   Импровизация мелодий и ритмов.

2)   Импровизация попевок и песен  на фольклорные тексты.

Тематический план

№ темы

Название  темы

Теория

Практика

Количество часов

1

Малая Родина

1

2

 «Мир фольклора –мир народной мудрости».

1

1

3

Музыкальный Фольклор Народов Севера

1

1

4

Потешки.

1

2

5

Народные музыкальные инструменты, их звучание.

1

1

6

Прибаутки.

1

2

7

Загадки.

1

2

8

Небылицы.

1

2

9

Частушки.

1

2

10

Скороговорки.

1

1

11

Считалки.

1

1

12

Молчанки.

1

1

13

Игры.

1

1

14

Поговорки.

1

1

12

Итоговое занятие – посиделки. «Делу – время, потехе – час».

1

1

Итого:    34 часа                                                    

15

19

К концу  первого  года обучения дети должны:

Знать: о фольклоре как  источнике народной мудрости; жанры потешного фольклора; жанры ненецкого фольклора: загадки, игры, поговорки. Понятия – интонация, а капелла, ансамбль, аккомпанемент.

Уметь: произносить звук «Я» без напряжения, протяжно, на опертом дыхании с живой речевой интонацией; выполнять упражнения по методике Е. Назаровой; самостоятельно воспроизводить осваиваемый фольклорный материал; выразительно петь простейшие песенки, потешки, скороговорки, небылицы, считалки.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «ПО МАЛОЙ РОДИНЕ МОЕЙ» НОМИНАЦИЯ. ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ.

                             Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содей...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Моя малая Родина»

Дополнительная общеобразовательная программа «Моя малая Родина» туристско-краеведческой направленности. Программа направлена на  воспитание у школьников патриотизма, изучение истории, традиций, к...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности объединения «Родословие» «Ты: твой род и твоя семья» возраст обучающихся 10 -12 лет, подпрограмма «История малой Родины в лицах» возраст 13 -14лет

Дополнительная образовательная программа   «Ты: твой род и твоя семья», включающая  подпрограмму «История малой Родины в лицах»,   разработана  на основе и в соответствии...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

Направленность: ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯУровень: БАЗОВЫЙВозраст обучающихся: 5 классСрок реализации: 1 годПредставлено обоснование выбора программы, цели, задачи, содержание и тематическое планирование....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Моя малая Родина»

Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота своей Родины и родного края и своего региона с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельно...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Моя малая Родина»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Моя малая Родина» имеет туристско-краеведческую направленность. Актуальность программы определяется необходимостью воспит...