выступление на Всероссийской ассоциации гимназий
методическая разработка по литературе по теме

Кологрив Елена Владимировна

В данном выступлении обобщен опыт работы по технологии критического мышления. Рада, если кого-нибудь это заинтересует. Готова помочь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon PRIMENENIE_TEHNOLOGII_KRITIChESKOGO_MYShLENIYa.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

В основе современного образования лежит активность и учителя, и что не менее важно,  ученика. Этой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, и подчиняются  основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, ученику урок и в радость, и приносит пользу. И может быть, на таком уроке, как говорит Цицерон, «зажгутся глаза слушающего и глаза говорящего».

В основе инновационного обучения лежат несколько технологий. Я представлю технологию критического мышления.  

Уроки русского языка и литературы представляют огромные  возможности для  использования технологии критического мышления.

Во-первых, сама технология нацелена на развитие чтения и письма.

Во-вторых, на уроках мы работаем с текстами, и технология критического мышления предлагает оригинальные приемы и методы работы с текстами, позволяющие развивать мыслительные операции.

В-третьих, тексты классической литературы заставляют думать, спорить, высказывать свою точку зрения.

В-четвертых, главная цель  любого урока – воспитание личности, умеющей думать, анализировать прочитанное, самостоятельно анализировать факты, имеющей свой взгляд на мир.

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех стадий урока, - это «ВЫЗОВ», «ОСМЫСЛЕНИЕ», «РЕФЛЕКСИЯ». Каждый этап имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов.

Первая стадия – вызов – обязательна на каждом уроке. Эта стадия позволяет

- актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по теме;

- вызвать интерес к изучаемой теме, мотивировать его к учебной деятельности;

- сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

- побудить ученика к активной работе на уроке.

На стадии ВЫЗОВА учитель создает проблемную ситуацию,  вызывая у своих учащихся воспоминания о данной теме, обращаясь к их собственному опыту.

Эта стадия состоит из 2-х элементов:  мозгового штурма и создания кластера.

Мозговой штурм (атака) -  своеобразная умственная разминка, совместный поиск группового решения.

Кластер – графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями.

На  стадии вызова удобно применить прием «мозговая атака»: отвечая на вопрос: Что вы знаете по теме урока? Этот прием хорошо использовать на уроках русского языка. Например, в 5классе при углублении знаний учащихся по знакомому материалу: что вы знаете об имени существительном (прилагательном….) из начальной школы?

На уроке русского языка в 9 классе «Подготовка к лингвистическому сочинению «Роль вводных слов в русском языке» , проведенном в прошлом учебном году в рамках работы районного ресурсного центра, стадия вызова проводилась по-другому. После вводного слова учителя ребятам были предложены темы сочинений, выбранные из сборников ГИА: зачем нужны вводные слова? Что я знаю о вводных словах? Почему надо изучать вводные слова? Помогают ли вводные слова понять характер литературного героя? Какова грань между В.С. и словами-паразитами? Учащимся надо было выбрать  интересующую их  проблему и прокомментировать выбор, используя В.С.  

Затем можно использовать прием «мозговой штурм»: что я знаю о вводных словах?

Урок «Представление поэта. Н.Рубцов», проведенный в 7 классе для слушателей АППО, начался по-другому. Я показала ученикам портреты поэта, не  называя его. И попросила ответить на вопросы: что вы можете сказать, глядя на портреты, о личности этого человека? Можно ли по ним сказать, что это поэт?  Если да, то какие стихи он пишет?

На уроке литературы в 8 классе «Вещь и человек в повести Н.В. Гоголя «Шинель» на стадии вызова я использовала прием «двойной дневник». Я попросила ребят заполнить таблицу, что положительного и что отрицательного принесла шинель герою. Получилось так.

                           +

                      -

Стал ближе к обществу

Забросил работу

Стал заметнее (о нем заговорили)

Стал делать ошибки

Стал увереннее

Испытал потрясение от встречи со Значительным лицом

умер

На стадии вызова можно применить  кластер.

Вторая стадия урока по технологии критического мышления – осмысление.     Эта стадия позволяет ученику

- получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с имеющимися знаниями;

- искать   поставленные ранее вопросы.

На этой стадии идет кропотливая работа с текстом. Здесь и работа по составленному кластеру, и выразительное чтение, и элементы инсценировки, и прием «тонкие и толстые вопросы».

«Тонкие» вопросы

«Толстые»  вопросы

Кто...... ?

Что...... ?

Когда.....?

Как звать….?

Было ли…..?

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему вы так думаете…?

В чем различие….?

Предположите, что будет, если…?

Согласны ли вы …?

Верно ли …?

 

На уроках русского языка в любом классе я часто применяю таблицу «ЗХУ»: Знаю – Хочу знать – Узнал.

знаю

Хочу знать

узнал

Что я знаю о теме урока

Ставлю цели

Что я знал, а что узнал

  Это очень удобно при самостоятельной работе с теоретическим материалом учебника.

На уроке по творчеству Н.Рубцова я использовала прием «Дерево предсказаний», где сама тема – это «Ствол дерева прогнозов»,  «веточки» - это аргументы, обоснования,  листочки – это прогноз. После краткой биографии поэта я спросила: как такая биография может повлиять на творчество поэта? Для какого круга пишет поэт? Что это за люди?

«Тихая Родина» - так называется одно из стихотворений поэта. Какой образ Родины может возникнуть для вас в его стихотворении? Чувствовать?

Третья стадия урока – рефлексия.  Здесь основным является

-целостное осмысление, обобщение полученной информации;

-присвоение нового знания;

-формирование у каждого ученика собственного отношения к изучаемому материалу.

На уроке русского языка о вводных словах   учащиеся  применяли полученные знания по теме при написании лингвистического сочинения. Было предложено самостоятельно заполнить таблицу:

Тема лингвистического сочинения (выбранная учащимся)

Вступление

Часто ли мы употребляем вводные слова?

Какие они интересные, эти вводные слова

Тезис

Вводные слова играют огромную роль в речи   человека.

Аргументы

1.Они дают возможность собраться с мыслями,

2.Делают речь логичной, последовательной,

3.Показывают отношение к тому, о чем говорят,

4.Передают источник информации,

5.Выручить человека в трудной ситуации,

6.Передать радость, огорчение

Вывод

Вводные слова помогают точнее разобраться в написанном тексте , прочитать текст с нужной интонацией. Помогают пишущему человеку более точно передать свои мысли и чувства, сделать высказывание более выразительным

Урок, посвященный Н. Рубцову, закончился письменной работой: «Сопоставьте ваше первоначальное представление о поэте Н. Рубцове с тем, каким вы его увидели в конце нашего урока».

Технология критического мышления много дает ученику и учителю.

Что дает технология критического мышления дает ученику:

- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса,  как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Что технология критического мышления дает учителю:

  1.  умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
  2.  возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
  3.  стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;

     -   стать источником ценной профессиональной информации для других    

          учителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к выступлению на всероссийской ассоциации гимназий

Презентация иллюстрирует выступление по теме "Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы)....

презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции "Визуальное расписание-эффективный способ обучения уч - ся с ДЦП с умеренной УО"

Презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции в СПб  "Визуальное расписание-эффективный способ обучения уч - ся с ДЦП с умеренной УО"...

Презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции «Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации»

Презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции «Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации»...

Выступление на ассоциации гимназий России и Ближнего Зарубежья

В это раз я поделилась своим опытом в применении рейтинго-накопительной системы на уроках русского языка. В урок добавлена технология критического мышления....

Выступление: Боркова Е.Б. «Гимназия №5»Тема: "Системно-деятельностный подход в декоративно-прикладном творчестве"

Введение  системы ФГОС в обучающий процесс, позволило по иному взглянуть на возможности организации  позновательной деятельности школьников  на уроках изобразительного искусства с учето...

Всероссийская ассоциация учителей математики

Всероссийская ассоциация учителей математики Мосенкова Л.А....