8 класс по учебнику Коровиной В. Я. "Покорение Сибири Ермаком". Предание
презентация к уроку по литературе (8 класс) по теме

Глазина Елена Александровна

Урок изучения предания сопровождается презентацией с картиной и эскизами В. Сурикова "Покорение Сибири Ермаком", что даёт представление учащимся о Ермаке и исторической эпохи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пушкин. «Капитанская дочка». Материал к 1-му уроку.

І. Эпоха, которая нашла отражение в произведении. 28 июня 1762 г. в Петербурге произошёл дворцовый переворот. На престол была возведена жена Петра ІІІ, Слайд 3 царя слабого, вздорного, неумного. Император был низложен, заточён в Ропшинский дворец (Ропша – пригород Петербурга) и там убит. Слайд 4-5

     Слайд 6 Екатерина, в противоположность своему мужу, была хитра, дипломатична, властолюбива. Она хотела слыть монархиней гуманной и просвещённой, покровительницей наук и искусства, умела обвораживать нужных ей людей. Пушкин говорил об этом так: «Её великолепие ослепляло, приветливость привлекала, щедроты привязывали». Но на протяжении своего царствования  «просвещённая» императрица глушила свободное слово, бросала в тюрьмы людей, распространявших просвещение. Слайд 7

     Екатерина, получившая русский престол благодаря дворянам, служившим в гвардии, рассыпала им милости. Она раздаривала дворцы и земли с сотнями крепостных крестьян, делала ценнейшие подарки своим любимцам, фаворитам, награждала их орденами. Фавориты становились могущественными вельможами, от них зависели судьбы людей.

     Но не все дворяне были сторонниками возведения на российский престол Екатерины. Среди несогласных с её воцарением был старый фельдмаршал Миних. С его именем мы встретимся на страницах повести Пушкина. Вокруг Миниха группировались дворяне – сторонники Петра ІІІ, многие из них были скрытыми врагами екатерининских фаворитов.

     Двор императрицы отличался Слайд 7 -8 невиданной роскошью, дворцы и парки в Петербурге и вокруг столицы, в Петергофе, Царском Селе, в Ораниенбауме потрясали великолепием. Вельможи подражали своей повелительнице. Их усадьбы отличались роскошью, изяществом архитектуры, великолепием убранства. Слайд 9

     Но за эими усадьбами простирались огромные пространства, где убого и сиротливо чернели деревнию Положение крепостных крестьян в царствование Екатерины Второй было ужасным.

     Во 2-й половине ΧVІІІ века были увеличены барщина и денежный оброк. Рабочий день на барщине в летнее время крепостного крестьянина продолжался 14-16 часов. Земельные наделы были ничтожны. Крестьяне нищенствовали. Помещики имели право продавать крестьян, как скот, как вещи. Газеты пестрели объявлениями о продаже крепостных. Императрица дала огромные права помещикам. В первые же годы своего царствования она издала указы, предоставившие крепостникам право самолично, без суда, ссылать провинившихся крестьян на каторгу и лишавшие последних права подавать жалобы. В дворянских усадьбах царил произвол и беззаконие.

     Бесправие, нищета толкали крестьян на открытые выступления против помещиков. Иногда крестьянские бунты принимали широкий размах: горели усадьбы, вооставшие избивали и убивали помещиков, но эти стихийные вспышки жестоко подавлялись. Частые бунты происходили и на уральских заводах; волновались калмыки, башкиры, киргизы.

     В такой обстановке, после смерти Петра ІІІ, внезапной и таинственной для народа, разнеслись слухи, что император жив, что вместо него убит кто-то другой, а царь спасён верными людьми и скрывается до поры до времени, но он откроется народу и пойдёт отнимать свой законный престол, сгонит с трона незаконную царицу, отмстит помещикам, даст права на землю и землю крестьянам. Вера в доброго и справедливого царя была сильна в народе с давних пор, так же, как ненависть к помещикам.

     На далёких берегах реки Яик (Урал), в бескрайних оренбургских степях, среди казачества, на уральских заводах появилась легенда о том, что царь жив и и идёт спасать народ. В 1773 г. там появился человек, который назвал себя Петром ІІІ. Он был смел и дерзок. Умел повелевать, умел зажигать сердца. Обладал военным талантом. Его воззвания, написанные на понятном народу языке, вселяли надежду на освобождение от помещичьего гнёта. Этого человека звали Е. Иванович Пугачёв. За ним пошёл народ. Восстание охватило огромную территорию. Стр. 91 (учебник).

     «История Пугачёва» - учебник, стр. 96 – 97.

Пушкин едет туда  в 1833 г. 60 лет назад там бушевало восстание.  С 17 августа по конец ноября – длительное путешествие.. Поездка дала много интересного:

  • В казани, Оренбурге, Уральске
  • Записал беседы со старниками, немногими оставшимися в живых очевидцами восстания
  • А также с теми, кто слышал о Пугачёве рассказы «старшего поколения» «Грех сказать, говорила мне 80-летняя казачка, на него мы не жалуемся, он нам зла не сделал» , - записывает Пушкин.

ІІ. «История Пугачёва». Важные стороны исследования Пушкина:

1) Ист. анализ восстания как народного, в основе которого лежали непримиримые противоречия между угнетённым народом и господствующим классом.

2) Высокая оценка энергии, таланта, неутомимости руководителей восстания во главе с Емельяном Пугачёвым. Критика бездарности, вялости, нерешительности действий правительственного лагеря. Жалкое оснащение крепостей.

3) Жестокость и беспощадность классовой войны.

4) Неудовлетворённость Пушкина официальными документами о восстании, отрицательные характеристики Пугачёва как «прирождённого злодея и кровопийцы»; живой интерес к другим источникам – свидетельствам  людей из народа, воспоминаниям старожилов, слышавших рассказы о Пугачёве; поездка на места восстания.

    Итак, у Пушкина рождается замысел создания подлинно реалистического образа, который рождается в борьбе с реалистической точкой зрения на вождя восстания, под воздействия народного отношения к нему.

Пётр Андреевич Гринёв

  • От чьего имени ведётся рассказ? (Гринёва. Написал воспоминания в старости, спустя много лет после описанных событий, это записки, которые «дожили до внуков» - стр. 208 чтение по учебнику. Значение подписи «Издатель» Форма повествования – записки и Пушкин отводит себе лишь место издателя, словно бы поручая повествование о событиях рассказчику Петру Андреевичу Гринёву
  • «…приискав к каждой главе приличный эпиграф…» - В эпиграфах, стало быть, открыто выразились мысли самого писателя.
  • Дворянская усадьба ярко выраженным, сложившимся веками, крепостническим укладом, который запечатлён в гл. 1.
  • Отберём отдельные штрихи. Пушкин, как всегда, немногословен.:
  • Дом наполнен слугами. Это прежде всего дядька, Савельич, бывший ранее стремянным, неизменно сопутствующий особе маленького Гринёва (значит, и охота была у отца Петруши, недаром барич рано научился  у дядьки «распознавать свойства борзого кобеля»)
  • Есть и непременный гувернёр-француз, бывший у себя на родине парикмахером, презираемое существо в доме Гринёвых (как он похож на облагодетельствованного Дубровским гувернёра, который ехал к богатому Троекурову «за хорошее жалование» и который во Франции готовился не в учителя, а в кондитеры!)
  • Застойную тишину патриархальной усадьбы мы чувствуем в сценке традиционной варки самой барыней варенья в гостиной.
  • Тут и барин, сидящий у окна и читающий всё одну и ту же книгу. Какую? 1-2 стр.
  • Это крутого нрава помещик, чьё расположение духа сказывается на всех домашних. Он жесток по отношению  крепостным, даже к верному Савельичу, для которого нет иного обращения, кроме как «старый пёс» (вспоминаем письмо барина к Савельичу).
  • Уловили иронич. тон, который использует Гринёв, рассказывая о дом. образовании?
  • «Под его (Савельича) надзором на 12-м году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля»;
  • «Батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла… Но как вино подавалось у нас за обедом, по рбмочке, причём учителя обыкновенно и обносили, то мой Бопре лчень скоро привык к русской настойке и даже стал предпочитать её винам своего отечества, как не в прмер более полезную для желудка»
  • Во время урока «Бопре спал… стр.101»
  • Откуда эта ирония? Пушкин выдерживает стиль рассказчика, человека пожилого, умудрённого опытом, словно пересматривающего всю свою жизнь, правдивого, отнюдь не желающего приукрасить себя
  • Гринёв не скрывает, что он, как многие другие дворянские сынки, не получил настоящего образования, кругозор его был убог, с. 101 – в самом низу.
  • Но в момент духовного формирования человек испытывает многочисленные влияния, подчас незаметные для него самого. Чьё же влияние особенно сильно оказалось на формировании нравственного облика Петра Гринёва? Несомненно, влияние отца.
  • Какие у нас данные предполагать, что так думает и автор повести – Пушкин? Припомним семейную сцену, когда было решено отправить Петрушу на военную службу. Читаем: стр.102 – 103.
  • Как вспоминает о своем отце Гринёв, когда перед его мысленным взором встают картины ранней юности? (Черты, достойные уважения в отце Петруши.

- Прямолинеен, даже суров,

- презирает карьеристов,

- строгое отношение к военной службе.

- Именно из его уст мы слышим пословицу: «Береги платье снову, а честь смолоду», главную часть которой как бы подхватывает Пушкин и выносит в эпиграф ко всей повести. Значит эта мысль, высказанная старым Гринёвым, дорога Пушкину и важна для понимания всей повести. Для молодого Гринёва эта пословица стала отцовским заветом и он выполнил этот завет.

  •  Обращаемся к эпиграфу 1 главы (стр. 99 – Княжнин) Этот пушкинский эпиграф перекликается со словами Андрея Петровича Гринёва: «Записан!...103 стр…» Слова «пускай его потужит» сжато передают мысль старшего Гринёва о неизбежных тяготах, опасностях службы в армии и о воинском долге, содержит главную мысль этой главы.
  • «Да кто его отец»?
  • Уже знаем: помещик, крепостник, человек с тяжёлым, крутым характером
  • Андрей Петрович служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором[1]. Это многое объясняет в судьбе отца Гринёва. Граф Миних был известен как противник воцарения Екатерины ІІ. Андрей Петрович был в числе сторонников Миниха и, несомненно, вынужден был выйти в отставку в небольшом чине. Разъяснение этого сделает понятной многозначащую деталь – чтение Гринёвым «Придворного календаря», в котором сообщается о чинах и награждениях. Среди людей, обласканных царицей, было много дворян, начинавших службу с Андреем Петровичем. «Волнение желчи», овладевшее им при чтении «Придворного календаря», говорит о неприятии старым Гринёвым людей, награждённых Екатериной ІІ .
  • Пушкин в повести упомянул о некоторых предках Гринёва: «Стр.202 Не казнь страшна…» (гл. 14, взволнованно говорит Андрей Петрович в тягчайшую для него минуту (когда получает сообщение о том, что его сын предан суду за сношения с Пугачёвым).

 Слайд 19 Это традиционный завет семьи, который он, как знамя, передаёт своему сыну. В повести дан только один разговор отца с сыном, но как он многозначителен! Пётр Андреевич 16 лет прожил с отцом, и влияние на него отца, его принципов несомненно. В этом мы убедимся далее

  • Д. з. 1 глава: Почему своё поведение Гринёв называет в 1-й день самостоятельной жизни поведением мальчишки, вырвавшегося на волю? Каким тоном говорит рассказчик о своём пведении?
  • Как сказалось крепостническое воспитание молодого Гринёва на его обращении с Савельичем?
  • Какое впечатление на вас производит Савельич?
  • Что привлекает вас в характере Гринёва, когда вы читаете эпизод в симбирском трактире?


[1] Премьер-майор, штаб-офицерский чин в русской армии, введённый Петром I в 1711. П.-м. являлся первым заместителем командира полка. Чин П.-м. упразднён в 1797.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А. С. Пушкин Историк и создатель «Капитанской дочки»

Слайд 2

Эпоха, которая нашла отражение в произведении.

Слайд 3

Петр ІІІ - царь слабый, вздорный, неумный. Император был низложен 28 июня 1762 г

Слайд 4

Ропша – пригород Петербурга заточён в Ропшинский дворец и там умер (или убит)

Слайд 5

Шляпа императора Петра III

Слайд 6

На престол была возведена жена Петра ІІІ Екатерина ІІ «Её великолепие ослепляло, приветливость привлекала, щедроты привязывали». А. С. Пушкин

Слайд 7

Екатерина Вторая

Слайд 8

Екатерининский дворец .

Слайд 9

Екатерининский дворец в Царском Селе

Слайд 10

Кривякино. Усад ьба Лажечникова .

Слайд 11

Гробницы Петра III и Екатерины II в Петропавловском соборе

Слайд 12

Портрет Христофора-Бургардта фон Миниха . Он был среди несогласных с её воцарением. С его именем мы встретимся на страницах повести Пушкина. Вокруг Миниха группировались дворяне – сторонники Петра ІІІ, многие из них были скрытыми врагами екатерининских фаворитов.

Слайд 13

Емельян Пугачёв

Слайд 15

Слайд 16

« История Пугачёва» « Грех сказать, говорила мне 80-летняя казачка, на него мы не жалуемся, он нам зла не сделал » , - записывает Пушкин.

Слайд 18

Прощальные слова «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся… береги платье снову, а честь смолоду …»

Слайд 19

Домашнее задание 1 глава : Почему своё поведение Гринёв называет в 1-й день самостоятельной жизни поведением мальчишки, вырвавшегося на волю? Каким тоном говорит рассказчик о своём пведении? Как сказалось крепостническое воспитание молодого Гринёва на его обращении с Савельичем? Какое впечатление на вас производит Савельич? Что привлекает вас в характере Гринёва, когда вы читаете эпизод в симбирском трактире?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Повесть о Шемякином суде» Χ V ІІ век

Слайд 2

С. 29 «Повесть о Шемякином суде» (статья) Как вы понимаете, что такое демократическая л –ра? Кто был героем демократической л – ры?

Слайд 3

Дмитрий Шемяка Сын князя Юрия Дмитриевича и княжны Смоленской Анастасии Юрьевны, внук Дмитрия Донского. Князь Галицкий в 1433-1450. Князь Углицкий в 1441- 1448, великий князь Московский в 1446-7.

Слайд 4

План повести 1-я часть: 1. Два брата: богатый и бедный 2. Лошадь без хвоста 3. Сорвался с полатей 4. Предать себя смерти

Слайд 5

2-я часть: 5. Шемяка судья 6. Камень, завернутый в платок 7. Бедный хвалил Бога

Слайд 6

Бедняк показывает неправедному судье Шемяке завернутый в платок камень, который судья принимает за посул — мешок с деньгами за что и приговаривает богатому брату о тдать лошадь бедняку , пока у нее не отрастет новый хвост, попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не “добудет ребенка”, а сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу .

Слайд 7

Гравюра на меди, первая половина XVIII в. Из иллюстрации к сказке «Шемякин суд», первая половина XVIII в.). Из собрания Ровинского. « Взыди ты на мост , — говорит истцу Шемяка, — а убивы отца твоего станеть под мостом, и ты с мосту вержися сам на него , такожде убий его, яко же он отца твоего». Не удивительно, что истцы предпочли откупиться: они платят бедняку за то, чтобы он не заставил их исполнить решений судьи.

Слайд 8

Как вы считаете, брат бедняк позитивный или негативный образ? (ДА, позитивный . НЕТ, негативный) 2. Как вы считаете, брат бедняк позитивный или негативный образ? (ДА, позитивный .' НЕТ, негативный) записать в таблицу обосновать свою позицию по спорному вопросу при помощи ключевых слов. В результате могла бы появиться подобная таблица: Да (за) Нет (против) 1. Предприимчивость 2. Активность 3. Напор 4. Смекалка 1. Навязчивость 2. Лживость 3. Трусость 4. Нахальство 5. Наглость

Слайд 9

Жанровые особенности «Шемякина суда» Сатирическая повесть Напоминает бытовую сказку Найдите черты притчи А что напоминают иллюстрации на стр. 33?

Слайд 10

Д. з . 1. Какое впечатление произвела на вас повесть? Подготовьте развёрнутый ответ, включив выражение « шемякин суд » как поговорку. 3. Прочитать « Недоросль » .

Слайд 11

Ресурсы http://www.peoples.ru/state/king/russia/dmitriy_shemyaka/shemyaka_7.jpg http://wiki.laser.ru/images/thumb/e/e4/%d0%a8%d0%b5%d0%bc%d1%8f%d0%ba%d0%b8%d0%bd_%d1%81%d1%83%d0%b4.jpg/240px-%d0%a8%d0%b5%d0%bc%d1%8f%d0%ba%d0%b8%d0%bd_%d1%81%d1%83%d0%b4.jpg http://www.rusinst.ru/showpic.asp?t=articles&n=ArticleID&id=4951 http://www.ozon.ru/multimedia/books_covers/1000491396.jpg



Предварительный просмотр:

Т

ема: «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века.

Цели урока: показать идейно-художественное  своеобразие повести как сатирического произведения;

развивать навыки

  • анализа текста,
  • навыки монологической речи,
  • выразительного чтения,
  • описания иллюстраций.

Методические приёмы: беседа по вопросам, комментарии учителя, выразительное чтение по ролям, элементы анализа текста, рассказ по иллюстрациям.

Ход урока

І. Проверка домашнего задания.

1) Чтение нескольких сочинений об А. Невском.

2) Слайд 1-2. Беседа по статье «Повесть о Шемякином суде» (стр. 29 – 30)

  • Как вы понимаете, что такое демократическая л –ра? (создавалась в народ. среде и отражала народные идеалы и представления о власти, суде, Церкви, правде, смысле жизни)
  • Кто был героем демократической л – ры? (простые люди, не совершившие ничего значительного для истории, ничем не прославившиеся. Часто неудачники, бедняки).

ІІ. Рассказ учителя о демократической литературе. Русская л – ра на рубеже ΧVІІ – ΧVІІІ вв. представляла собой очень пёструю картину, характерную для переходного времени. Происходило расслоение л – ры: параллельно с литературой развивалась л – ра  демократическая. С каждым годом расширяясь в объёме и всё больше привлекая к себе общественное внимание. Эта л – ра создавалась  в народной среде и отражала народные идеалы и представления о власти, суде, церкви, правде, смысле жизни. Героями произведений этой литературы были простые люди, так называемый «маленький человек», ничем не знаменитый, часто обездоленный, бедный, бесправный.

     В истории русского лит. языка демократическая л - ра ΧVІІ – ΧVІІІ веков оставила глубокий, неизгладимый смысл. В выработанный предшествующим развитием книжный язык она влила две мощные струи – речь народно-поэтическую и живое разговорное просторечие, что способствовало формированию литературного языка эпохи.

    Слайд 3 Одним из произведений демократической л – ры является «Повесть о Шемякином суде». Имя героя связывалось с именем галицкого князя Дмитрия Шемяки, ослепившего своего брата московского князя Василия ІІ и прослывшего неправедным судьёй. Имя Шемяки стало нарицательным.

П. встречается как в прозаических, так и в стихотворных вариантах. Старший из известных списков прозаического текста относится к концу XVII в. В XVIII в. прозаический текст был переложен неравносложным силлабическим стихом; существуют также переложения произведения тоническим стихом и шестистопным ямбом. Начиная с 1-й пол. XVIII в. появляются лубочные издания (Ровинский Д. Русские народные картинки.— СПб., 1881.— Кн. 1.— С. 189—192), воспроизводящие в сокращенном виде сюжет произведения (переиздавались 5 раз, вплоть до издания с цензурной пометой 1838 г.). На протяжении XVIII—XX вв. появляются многочисленные литературные обработки П.; в 1-й трети XIX в. произведение дважды переводилось на немецкий язык. Название повести — “Шемякин суд” — стало народной поговоркой.

ІІІ. Чтение повести по ролям заранее подготовленными учениками.

ІV. Беседа по вопросам учебника

Дополнительные задания:

  1. План Слайд 4

1-я часть:

1. Два брата: богатый и бедный
2. Лошадь без хвоста
3. Сорвался с полатей
4. Предать себя смерти

В первой части П. рассказывается о том, как главный герой совершает три преступления (отрывает хвост у лошади, принадлежавшей его богатому брату; упав с полатей, зашибает насмерть сына попа; бросившись с моста, убивает старика, которого сын вез в баню). Три этих эпизода можно рассматривать как «простые формы», как незаконченные анекдоты, как завязку. Сами по себе они забавны, но сюжетно не завершены, не «развязаны».

2-я часть: Слайд 5

5. Шемяка судья
6. Камень, завернутый в платок
7. Бедный хвалил Бога

Во второй части описано, как бедняк показывает неправедному судье Шемяке завернутый в платок камень, который судья принимает за посул — мешок с деньгами, за что и приговаривает богатому брату отдать лошадь бедняку, пока у нее не отрастет новый хвост, попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не “добудет ребенка”, а сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу. Истцы предпочитают откупиться, чтобы не исполнять решений судьи. Шемяка же, узнав, что бедняк показывал ему камень, возблагодарил Бога: “яко бы я не по нем судил, а он бы меня ушип”.

Слайд 6 Комизм этих анекдотов усилен тем, что приговоры Шемяки — как бы зеркальное отражение приключений бедняка. Богатому брату судья приказывает ждать, когда у лошади отрастет новый хвост. Попу судья наказывает: «Атдай ему свою жену попадью до тех мест (до тех пор), покамест у пападьи твоей он добудет ребенка тебе. В то время возми у него пападью и с ребенком».

Слайд 7 Сходное по типу решение выносится и по третьему делу. «Взыди ты на мост, — говорит истцу Шемяка, — а убивы отца твоего станеть под мостом, и ты с мосту вержися сам на него, такожде убий его, яко же он отца твоего». Не удивительно, что истцы предпочли откупиться: они платят бедняку за то, чтобы он не заставил их исполнить решений судьи.

Читая повесть, русские люди XVII в., естественно, сравнивали суд Шемяки с реальной судебной практикой своего времени. Такое сравнение усиливало комический эффект произведения. Дело в том, что по «Уложению» (своду законов) 1649 г. возмездие также было зеркальным отражением преступления. За убийство казнили смертью, за поджог сжигали, за чеканку фальшивой монеты заливали горло расплавленным свинцом. Получалось, что суд Шемяки — прямая пародия на древнерусское судопроизводство.

Повесть вводит нас в накаленную обстановку жизни России второй половины XVII в. Она обличала неправедное («по мзде») судопроизводство, но с благодушным юмором рисовала образ самого судьи — Шемяки, решавшего дела в пользу бедняка, а не в пользу богатея и попа.

2.  Слайд 8. Как вы считаете, брат бедняк позитивный или негативный образ? (ДА, позитивный .' НЕТ, негативный) 
   записать в таблицу обосновать свою позицию по спорному вопросу при помощи ключевых слов. В результате могла бы появиться подобная таблица:

Да (за)

Нет (против)

1. Предприимчивость
2. Активность
3. Напор
4. Смекалка

1. Навязчивость
2. Лживость
3. Трусость
4. Нахальство
5. Наглость

  1. Слайд 9 Попробуйте определить жанровые особенности «Шемякина суда»
  • («Ш. суд» определён как сатирическая повесть,
  • но произведение близко к фольклору, напоминает бытовую сказку: герои-простолюдины, хитрость и смекалка главного героя, обернувшие дело в его пользу.
  • «Ш. суд» носит некоторые черты притчи: назидательность, противопоставление бедности и богатства, внешняя неэмоциональность повествования, построение фраз (анафоры), параллелизм эпизодов.
  • Иллюстрированный вариант произведения напоминает комиксы

  1. Работа с иллюстрациями. Задание по группам: пересказать несколько эпизодов, изображённых на иллюстрациях, близко к тексту.
  2. Слайд 10 Д. з. 1. Какое впечатление произвела на вас повесть? Подготовьте развёрнутый ответ, включив выражение «шемякин суд» как поговорку.

           В некоем месте жили два брата земледельцы, один богат, другой убог. Богатый  много лет ссужал убогого и не мог исполнить скудости его. Пришёл однажды убогий к богатому просить лошади дров привести. Брат же ему не хотел давать ему лошади и сказал ему:                                                                                                                                                     -  Много тебе, брат, ссужал, а наполнить не мог.                                                                                     А когда дал ему лошадь, убогий начал у него хомут просить. И рассердился на него брат, начал поносить его убожество:                                                                                                                 - Даже своего хомута  и того у тебя нет!                                                                                             И не дал ему хомута.                                                                                                                               Пошёл убогий от богатого, взял свои дровни, привязал за хвост лошади, поехал в лес и привёз ко двору своему. Ударил лошадь кнутом, а забыл выставить подворотню. Лошадь  изо всей мочи бросилась чрез подворотню с возом и оторвала у себя хвост.                                    Убогий привёл к брату своему лошадь без хвоста.  Брат, увидев, что лошадь его без хвоста, начал  поносить своего брата убогого за то, что, выпросив лошадь, испортил её, и, не взяв лошади, пошёл бить  на него  челом в город к Шемяке-судье.

                                                                                («Шемякин суд»)

А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1) сказка       2) повесть        3) житие             4) поучение

А2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

  1. открывает повествование
  2. завершает повествование
  3. является кульминацией сюжета
  4. является одним из этапов развития сюжета

 А3. Главной темой данного фрагмента является:

  1. тема долга
  2. тема внутренней свободы человека
  3. тема труда
  4. тема различной жизни двух братьев

А4. Что определяет образ жизни убогого брата?

  1. желание разбогатеть
  2. забота о богатом брате
  3. стремление взять побольше у богатого брата
  4. стремление помогать всем людям

А5. С какой целью автор рассказывает о том, как у убогого брата лошадь лишилась хвоста?

  1. выявляет отсутствие в герое человеческого начала
  2. показывает небрежение к добру брата
  3. характеризует психологическое состояние героя
  4. подчёркивает социальное положение героя

В1. Укажите термин, с помощью которого в литературоведении характеризуются слова, вышедшие из употребления с течением времени («хомут», «поносить», «дровни»).

В2. Назовите средство создания образа героя, строящиеся на описании его внешности (со слов: «Пошёл убогий…»)

В3. Из абзаца, начинающегося со слов: «А когда дал…», выпишите слово, которое характеризует отношение богатого брата к невежеству убогого.

В4. Объясните значение слова чело.

С1. Что означает выражение «шемякин суд»? кто из двух братьев оказался не прав? Почему?

А1. 2

А2. 1

А3. 4

А4. 3

А5. 2

В1. Устаревшее слово

В2. Поступок

В3. Рассердился

В4. лоб


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ф. Абрамов "О чём плачут лошади" Презентация в уроку литературы в 8 классе по учебнику Коровиной В. Я.

Презентация по рассказу Ф. Абрамова "О чём плачут лошади" 8 класс Учебник В. Я. Коровиной. Рисунки сжаты...

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

календарно-тематическое плланирование по литературе для 5 класса по учебнику Коровиной

календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс рассчитано на 3 часа в неделю...

Рабочая программа по литературе для 8 класса к учебнику Коровиной

Настоящая рабочая программа по литературе для VIII класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего...

Рабочая программа по литературе для 7 класса по учебнику Коровиной В.Я.

Данная рабочая программа по литературе для обучающихся 7 класса создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования....

Покорение Сибири Ермаком

Покорение Сибири Ермаком...

Устное народное творчество. Частушки и предания. "О покорении Сибири Ермаком", "О Пугачёве". Предание как исторический жанр народной прозы.

Рабочие материалы в форме презентации, конспект урока  и  карточки для самостоятельной работы  к уроку литературы в 8 классе....