"Эта вечная ,добрая музыка, от которой так хочется жить"
статья по литературе (11 класс) по теме

Кузнецова Маргарита Сергеевна
Это моя статья, опубликованная в журнале "Литература в школе", о рассказе молодого автора  Глеба Мехеда "Скрипач". Текст рассказа тоже прилагаю. С удовольствием выступала с этим материалом перед коллегами в городе, также несколько раз проводила уроки литературы и занятия научного общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья о рассказе Скрипач.doc56.5 КБ
Microsoft Office document icon tekst_s_77.doc32.5 КБ
Microsoft Office document icon tekst_s_78.doc30 КБ
Microsoft Office document icon tekst_s76.doc29.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Кузнецова Маргарита Сергеевна,  победитель   конкурса лучших учителей Российской Федерации национального проекта «Образование»2006 года, лауреат именной  премии Губернатора Московской области для лучших учителей Московской области в 2006 году, преподаватель МОУ общеобразовательный лицей, город Железнодорожный Московской области.

Только для журнала «Литература в школе».

 «Эта вечная, добрая музыка, от которой так хочется жить».

(  Рассказ Глеба Мехеда «Скрипач», XI класс).

        Среди    писателей XXI века  немало имён, чьё творчество достойно внимания, но неизвестно широкому кругу читателей.    Вот  одно  из них - Глеб Мехед, автор    рассказа «Скрипач»,  опубликованного в сборнике под символическим названием «Молодая проза России» в 2006 году в одиннадцатом номере  журнала «Роман- газета».  

Это  произведение  я  предложила   обсудить  в XI  классе на уроке    заключительной обзорной темы «Литература на современном этапе». Рассказ «Скрипач», небольшой, всего три страницы, был  заранее размножен и  дан ученикам  домой для чтения.

Урок начался  с обращения к читателям: «Итак, знакомьтесь, Глеб Николаевич Мехед - молодой писатель, наш современник.   Родился 4 мая 1989 года в городе Москве. С 1997 года живёт в подмосковном  городе Пушкино. В 2005 году окончил английскую спецшколу. Готовится к поступлению на философский факультет  Государственного университета гуманитарных наук РАН. Дважды лауреат Фестиваля детского и юношеского творчества «Подсолнушки», проводимого Московской городской и Московской областной организацией писателей России.  Этот  фестиваль – часть программы «Новые имена Подмосковья». Прозаические произведения Глеба Мехеда (рассказ и повесть) опубликованы в 2004 году  в альманахе «Литературное Пушкино» и в литературно-художественном журнале для детей и юношества от 6 до 18 лет «Подсолнушек». Остросюжетная историческая повесть   начинающего  автора «Пути Господни», рассказывающая  «о семи днях  из жизни  идальго дона Мигеля и его коня», была  удостоена   поощрительного диплома   Всероссийской литературной премии  «Эврика»   в 2006 году  и   в том же году увидела свет в издательстве «Рейтар».  Испанскому крестоносцу, главному герою произведения,   не удаётся обрести покой в родном замке - война буквально идёт за ним по пятам, убивая всех, кого он по- настоящему любил. Книга с поразительной достоверностью раскрывает исторические реалии и нравственный поиск рыцаря  XII века.

 Вы прочитали рассказ этого автора «Скрипач». Вас не удивил мой выбор?»

               - Нет,- говорят ученики,- так как Глеб Мехед написал  грустную и  одновременно светлую  историю о  серых буднях нашей современной действительности, о музыке, о старости и о юности, о смерти и о бесконечности бытия, о красоте, которая ускользает, о добре и зле, об одиночестве, о счастье, которое у каждого свое.

Откроем экспозицию  рассказа и перечитаем её: « Вечер   Восьмого марта. Погода совсем не праздничная – падает мелкий снег. … В местном  Доме культуры… закончился концерт»1.

-Почему так безрадостно описание  светлого весеннего праздника?

-Наверное, потому, что  жизнь монотонна, будни и праздники стали похожи друг на друга,  люди  разучились радоваться.

-Как     повествователь это подчёркнул ?

-  Он  нагнетает мрачные детали: здание Дома культуры обветшало, так как построено в сороковые годы прошлого века; народ толкался у выхода; женщины  роняли гвоздики в слякоть  мостовой, топча их равнодушно ботинками. Видимо, праздничный концерт – дежурное  культурное мероприятие.

-Есть ли светлые краски в экспозиции?

-  Есть, это описание «худенькой маленькой дамочки», которая «гордо вышагивала по улице, бережно прижимая к груди сломанный пополам и смятый в давке цветок». И растению передалась доброта женщины: «Мелкие лепестки … льнули к серому пальто».И еще: «… небольшие круглые глаза женщины почти счастливо блестели под толстыми стеклами громоздких очков…».

-Для чего  в экспозиции использован прием контраста?

- Автор отметил, что  в жизни всегда рядом  радость и безразличие.

 -Итак,  экспозиция  подготовила читателей к встрече с  главным героем- скрипачом  Игнатием Семеновичем Музовым, чья музыка  сделала эту женщину счастливой в  промозглый весенний  день.

 - Перечитайте   описание главного героя, дайте к нему свои комментарии.

-  Музов - это «высокий  человек в длинном черном пальто и черной широкополой шляпе», «скрипач, преподаватель местного музучилища».Тяжелая жизнь наложила отпечаток на внешний облик главного героя: «Ему  было всего сорок пять лет, но из-за длинных, зачесанных назад седых волос и желтовато- болезненного цвета кожи он выглядел гораздо старше». Тонкое лицо и правильные черты лица когда-то привлекали к себе внимание, но безжалостное время уничтожило красоту, взгляд потускнел, стал усталым.  У него звучная фамилия, которая хорошо бы смотрелась на концертной афише, но он не слишком успешен    и в жизни, и в профессии.  Игнатий Семёнович Музов  жил по инерции, «привыкший к общему безразличию».  Денег не хватало, поэтому 8 Марта он, «известный и уважаемый в районе музыкант», выступал на концерте за «значительную сумму», триста рублей, по звонку директора ДК и играл «весёленькое и праздничное», а по выходным   подрабатывал сторожем на автостоянке.

   - Почему запомнился этот  неудачливый скрипач?

-Он пытался скрыться от прозы жизни в мире музыки, которая «безраздельно владела его душой». Его лучшим другом была верная скрипка. В мучительные для него минуты он доставал ее из футляра и переносился   «в далекий от хаоса жизни, затерянный в вечности мир Музыки, где обитали чудесные и светлые образы. В том мире отдыхал  от трудов Бог.  Игнатий Семенович твердо верил в это».

Итак, перед нами человек,  существовавший в реальном и выдуманном мирах. Это  помогало ему выживать, сохранять индивидуальность, но  двоемирие  разъединяло  скрипача  с людьми, делало  одиноким и несчастным,  потому что его Музыка никому не  была нужна. Он пытался   стать выше житейской прозы:  его не волновали ни жидкие аплодисменты, ни мизерная сумма за сорок минут игры, ни горькая обида на судьбу.  И все-таки Игнатий Семенович  мучительно страдал. Почему?

- Им овладевало «странное чувство невыполненного предназначения».  Перед Игнатием Семеновичем, как в калейдоскопе, пронеслись лица людей, добрых и злых, умных и глупых, мертвых и живых, лицо любимой женщины.

-Он почувствовал, что пришел его срок подводить итоги жизни. Словно неведомый ему контролер высадил всех пассажиров поезда, в котором ехал Музов, а сам поезд направил к конечной остановке. Как у Екклесиаста: «Время рождаться, и  время умирать». «Время разбрасывать камни, и время собирать камни». И оказалось, что жизнь прожита зря: нет ни любимой женщины, ни близких людей, предали друзья. Впереди одинокая старость. «Не умерла и не предала его только Музыка. Да, она не оставляет его на пороге старости». Именно звуки прекрасной музыки вернули главного героя к действительности. Они наполнили радостью душу, заставили сердце биться сильнее. Человек расправил плечи и пошел вперед.

-   Принял ли мир  нового Музова?

-Нет, и Глеб  Мехед с помощью красок и звуков это рисует:   «… тяжелое пепельное небо низко нависало над головой»,  «серый и угрюмый город жил своей жизнью». Вор-карманник ловко вытащил   гонорар за концерт, расстроенного  Игнатия Семеновича чуть не сбила  машина, «рявкнувшая грубым и резким гудком», на который уличная собака отозвалась  пронзительным тявканьем,  прохожий – громкой руганью, автобус – недовольным фырканьем, милицейская сирена - гнусавым визгом, а электричка - испуганным гудком.

- Зачем так подробно дан звуковой ряд музыки города, в котором не живёт, а существует главный герой рассказа?

-Он  вылился в душе Игнатия Семеновича в удивительную мелодию, которую  скрипач захотел подарить слепым и глухим людям. Музыка превратилась в живое существо, которое, словно призрак, следовало за музыкантом и «умоляло пожалеть этих слабых, увязших в болоте  жизни людей».И  сразу   изменилась тональность рассказа: от минора, безысходности - к мажору, свету, так как Музов почувствовал себя избранником судьбы, спасителем мира и людей.  

 Прочитаем описание  его игры  в уличном переходе, когда, уступив просьбам Музыки, он встал у стены, достал скрипку и заиграл: «Тотчас Она нежно обвила его руками и осыпала благодарными поцелуями. Затем легко вспорхнула и  полетела по темному переходу, касаясь людских сердец. Словно дарящий тепло и луч солнца заглянул в переход. Люди обступили старого музыканта и, замерев, слушали, слушали, слушали…».  Почему?

-  Музыка преобразила мир, так как  Игнатий Семенович в этот миг своей жизни был особенно счастлив, уводя за собой   своих слушателей  от тупых и обыденных забот в царство света и красоты.  Мелодия скрипки шептала о любви, о свободе, «омывала души людей и воскрешала в них надежду». Люди пошли вслед за музыкой: торговцы бросили прилавки, дряхлая старушка заплакала,  крикливый младенец в коляске замолчал, девочка с голубым бантом восторженно смотрела на скрипку.

- «Красота спасла мир»?

-Нет, музыка смолкла, слушатели разошлись, и музыкант снова остался один. Правда, футляр его скрипки был полон денег. Душевный порыв Музова оказался никому не нужным.

- Как поступил с деньгами Игнатий Семенович?

-Он отдал их мальчику с флейтой, который тоже играл в этом переходе. Скрипач  подарил миру Музыку – самый лучший и светлый дар своей души, который, по его мнению, не имел материального исчисления.

-Как вы поняли слова Игнатия Семеновича, обращенные к мальчику: «Не бросишь? Не предашь?»

- Это  завещание старого музыканта молодому:  «Не отрекайся от музыки ради сиюминутной выгоды! Не предавай  искусство!»

-Услышал ли Музова флейтист?

- Мальчик ответил: «Не брошу».  Он продолжил играть на ступеньках перехода.

-А Музов  умер, улыбаясь и прижимая к себе футляр со скрипкой, слыша волшебные звуки музыки. Почему?

- Выбрав путь избранника Бога, спасителя мира и человечества,  исполнив свое предназначение,  Игнатий Семёнович   уже не смог оставаться на грешной земле: он заплатил жизнью за минуты гармонии, потому что за все надо платить. Помните, как у Максима Горького в пьесе «На дне»: «Человек свободен…  он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум…».

-Как воспринял мир уход скрипача?

-Равнодушно:  серый город жил своей жизнью, люди даже не заметили смерти  Музова.

-  Герой  погибает, но   почему   оптимистичен финал?

-Музыка не умерла, она звучит, так как  юный  флейтист продолжает играть, не дав мелодии Музова оборваться. Жизнь не остановилась.

- Рассказу предпослан эпиграф из стихотворения А.Блока: «…А я все тот же, гость усталый/ Земли чужой,/ Бреду, как путник запоздалый  /  За красотой». Объясните  его.

- Человек всегда стремится к прекрасному, какой бы тяжелой ни была его жизнь. Главное, не потерять свое лицо. Нужно попытаться изменить мир, в котором ты живешь, сделать людей  счастливыми, хоть на миг. Ради этого стоит жить,  стоит отдать свой дар, даже пожертвовать собой,  как отдал горящее сердце людям  горьковский Данко.

- Согласны ли вы   с  утверждением   вступительной статьи  журнала «Роман- газета» к сборнику «Молодая проза России», что жанр  произведения Глеба Мехеда «Скрипач» -  «новелла – притча»?  Верно ли, что в оглавлении   сборника он обозначен как «рассказ»?

 Ученики разделяют    данные суждения.   Во  - первых,   термин «новелла» нередко употребляется как синоним к русскому термину «рассказ».  Во-вторых,  автор вступления прав, обозначив жанр «Скрипача» как  новеллу. Она  предполагает свои специфические особенности:  писатель  рисует   противоречивые сочетания  картин  прозаического, обыденного и острую  ситуацию, которая взрывает изнутри привычное, упорядоченное течение жизни; сюжет тяготеет к необычности, резко нарушает размеренное течение будней.  В-третьих,  это и притча, так как  в ней  в иносказательном виде выражены морально- философские размышления автора о нравственных ценностях в жизни человека. Глеб Мехед исключительно заостряет главную мысль о том, что каждый человек должен оставить прекрасный след на земле. Здесь нет развернутой системы образов, динамики событий:  писатель не изображает события, а просто сообщает о них. Итак, произведение очень необычно по жанру.

 Также оригинальна   композиция «Скрипача». Новелла построена по принципу параболы: повествование удаляется от серых буден городской жизни в прекрасный мир музыки, затем, двигаясь по кривой, снова возвращает нас к реальности, рассказывая, как музыка преобразила мир и людей.

В  чём же значение рассказа «Скрипач»? Глеб Мехед продолжает традиции религиозно-нравственной литературы и новейшей европейской словесности, заставляет читателей задуматься о вечных ценностях бытия. Музыка в рассказе - символ прекрасного начала, к которому должен стремиться каждый человек.

 Не случайно поэт Владимир Соколов написал: «Спасибо, музыка, за то,/Что ты единственное чудо,/Что ты душа, а не причуда…».  А поэт Леонид Дербенев назвал музыку «доброй и вечной», «от которой так хочется жить».

В  качестве домашнего задания   предлагаю   создать свой рассказ- притчу на тему: «Спасибо, музыка…».

Примечание.

  1. Текст  произведения цитируется по  указанному выше изданию, с.76-78.



Предварительный просмотр:

Молодая проза России

 77


 


 

 воспоминания о далеком детстве, когда будущее каза лось таким легким и прекрасным. Сердце скрипача больно сжалось...

Под наплывом чувств Игнатий Семенович сел на за плеванную и мокрую лавочку у аллейки. Он вдруг вспомнил чьи-то улыбки, чьи-то слезы... Длинная вере ница лиц — людей добрых и злых, умных и глупых, уже умерших и еще живых — пронеслась у него перед глаза ми. С каждым было связано воспоминание. Одни люди были когда-то дорога Игнатию Семеновичу, другие нет. Но кому был дорог он сам? Многих из них уже не было в живых. Словно какой-то неумолимый контролер вы саживал их из поезда, в котором продолжал ехать Игна тий Семенович. Поезд быстро приближался к конечной остановке, и Игнатий Семенович с горечью осознавал, что остался он в этом поезде совершенно один...

Но вдруг снова возникли чудесные звуки, какой-то мотив, потекла мелодия, все громче и громче... Не умерла и не предала его только Музыка. Да, она не ос тавляет его на пороге одиночества. Высохли высту пившие на глазах слезы, успокоилась душа, утихла боль в сердце, и Игнатий Семенович, кряхтя, поднял ся и снова пошел по тропинке, но уже не уныло пону рив голову, а смело глядя в лица прохожих.

Скрипач миновал пустой в этот час рынок и неук люже зашагал по тротуару, держа путь к подземному переходу на другую сторону (город разделялся на две части железной дорогой, словно рекой, а подземный переход был чем-то вроде моста, соединяющего эти части). Серый и угрюмый город жил своей жизнью...

К Игнатию Семеновичу внезапно вернулись давно покинувшие его былые мечты. Теперь они, седые, как и сам их обладатель, кружились в нестройном танце перед его глазами, путая мысли. Скрипач поднял голо ву — тяжелое пепельное небо низко нависало над гот родом. Падали бездушно-холодные снежинки. Тоска...

Игнатий Семенович пересекал площадь, когда на него налетел какой-то хмурый парень в кожанке и сбил с ног.

— Простите, — буркнул он, помогая Игнатию Се меновичу подняться на ноги. — Живы?

- Все нормально, не стоит беспокойства. Но в следующий раз будьте осторожнее, молодой чело век, — ответил Игнатий Семенович, отряхивая паль то. Когда он поднял глаза, парня уже и след простыл. Хмыкнув, Игнатий Семенович продолжил свой путь. Перейдя площадь, он машинально сунул левую руку в карман и обнаружил, что денег, полученных им за концерт, там нет... Игнатий Семенович остановился посреди тротуара. Дрожащей рукой он обшарил кар маны. Угрюмый тип, сбивший его с ног, оказался лов ким карманником.

Переходя дорогу, расстроенный постигшей его не удачей, Игнатий Семенович замешкался, и одна из машин взорвала ровный городской шум грубым и рез ким гудком. Гудок заставил скрипача отогнать мрач ные мысли и прислушаться к отдельным звукам, доле тавшим до него. Тявкнула собака, что-то сказал один

 из прохожих, кто-то громко выругался, недовольно фыркнул автобус, гнусаво взвизгнула милицейская си рена, испуганно прогудела электричка — всё это вдруг слилось в душе Игнатия Семеновича в одну мелодию. Мелодия эта стала нарастать, нарастать... и вот уже льется складная, настоящая Музыка!

Музыка летит за ним, вьется вокруг него, кидает ся к прохожим. Но они глухи, ее слышит только Игна тий Семенович. И она просит его: «Спаси этих слепых и глухих людей! Сохрани их слабые и тусклые души, наполни их теплом!»

Игнатий Семенович шел по переходу. Воняло мо чой и дешевым пивом. У стен примостились торговцы копеечными кошельками, сумками, носками, майка ми, трусами, шоколадками. Между пестрыми прилав ками жались к скользким и сырым стенам бродячие собаки и нищие. А Музыка словно призрак летала во круг Игнатия Семеновича, нашептывала чистые, про зрачные звуки и все умоляла его пожалеть этих сла бых, увязших в болоте жизни людей...

Игнатий Семенович приостановился, кусая гу бы, — он не мог больше терпеть и, уступив просьбам Музыки, встал возле стены, достал из футляра скрипку. Тотчас Она нежно обвила его руками и осыпала благо дарными поцелуями. Затем легко вспорхнула и полете ла по темному переходу, касаясь людских сердец.

Словно дарящий тепло и свет луч солнца заглянул в переход...

Люди обступили Игнатия Семеновича и, замерев, слушали, слушали, слушали... А мелодия лилась и ли лась, согревая холодные души и размягчая окаменев шие сердца. Бесцветные, безучастные лица загора лись улыбками.

Никто из прохожих не оставался равнодушным. Скоро весь переход был заполнен людьми. Электрич ки и маршрутки уходили пустыми, люди позабыли о своих делах и слушали...

Никогда в жизни Игнатий Семенович не был так счастлив. Внутри него сами собой рождались новые звуки. Музыка вытекала звенящим ручьем из какого-то сокровенного родника в глубине его души, напол няя сердца слушателей и уводя их от обыденных, ту пых забот. Простая, но яркая, как молния, и ясная, как слеза, мелодия, в которой слышалась какая-то первобытная, природная сила, то шепча о любви, то крича о свободе, то плача о погибших, то смеясь над человеком, то жалея его, омывала души людей и вос крешала в них надежду.

Торговцы, побросав свои прилавки, сбежались по слушать. Дряхлая старушка тихо плакала в сторонке, чему-то улыбаясь беззубым ртом; малыш, громко кричавший в коляске, перестал шуметь и вслушивал ся в незнакомые, но прекрасные звуки; пьяный убор щик стоял, опершись на метлу и с блаженством при крыв отекшие веки; девочка лет десяти, с огромным школьным ранцем на хрупкой спинке, смотрела на скрипку, приоткрыв рот и теребя ручками большой синий бант, завязанный на толстой косе.



Предварительный просмотр:

78

 

 77/2006

 

Смычок легко коснулся струн — длинный, глубо кий звук слетел с них и унесся в неведомую, зачаро ванную даль. В переходе воцарилась тишина.

С минуту люди стояли не шелохнувшись, ожидая возвращения улетевшей мечты. Но вскоре толпа зако лыхалась и стала быстро таять. Только возле липкой стены в темном переходе одиноко стоял скрипач, опу стив руки, в которых держал скрипку и смычок. Во время игры шляпа упала с его головы, седые длинные волосы растрепались.

Игнатий Семенович зажмурился, качнул головой, провел рукой по волосам — очнулся. Растерянно огля делся по сторонам: никого, ничего, только темный пе реход и суетливая бесцветная толпа. Затуманенный взгляд его упал на раскрытый футляр, доверху напол ненный измятыми десятирублевками. Скрипач взял одну бумажку, повертел в руках, горько усмехнулся, покачал головой.

Вдруг он заметил стоявшего напротив него худень кого мальчика, одетого в мышиного цвета пальтишко, слишком легкое для такой погоды. В руках мальчик держал флейту. Потрепанная спортивная сумка стояла у его ног, а в ней валялась порванная десятка и не сколько монет. Рядом с сумкой сидела старая плеши вая дворняга и, моргая подслеповатыми глазами, пре данно глядела на юного музыканта.

Мальчик с нескрываемым любопытством смотрел на Игнатия Семеновича.

Скрипач вздохнул, поднял футляр и, подойдя к мальчику, вытряхнул деньги в его спортивную сумку. Мальчик испуганно посмотрел на деньги, затем пере вел удивленный взгляд на скрипача.

  1. Мне некуда скрипку положить, — улыбнулся
    Игнатий Семенович и, пристально глядя в глаза маль
    чику, спросил, кивнув на флейту: — Не бросишь? Не
    предашь?
  2. Не брошу, — тихо сказал мальчик и посмотрел
    на флейту.

- Не бросай, пожалуйста... — пробормотал скри пач, дрожащими руками бережно, точно ребенка, кладя в футляр скрипку.

 Затем Игнатий Семенович надел шляпу и зашагал по переходу. Сердце снова кололо и жгло, но он не об ращал внимания на боль.

Музыки больше не было. Опять — холодный пере ход. Опять — бездумные лица. Опять — одиночество. Скрипач дошел до лестницы, ведущей наверх, вдруг пошатнулся и поднял глаза к небу. Оттуда, из беско нечной серебряной глубины, кружась и танцуя, взма хивая ледяными крылышками, медленно падали крупные белые снежинки... Скрипач улыбнулся. Чув ство невыполненного предназначения больше не му чило его. Ощущая тепло, медленно разливающееся по телу, он сел на краешек ступеньки у самой стены, об хватил покрепче футляр со скрипкой и...

Люди торопливым шагом проходили мимо остываю щего тела, не замечая его. Какая-то потная баба, тащив шая за собой на колесиках большую сумку, споткнулась об него и чуть не упала. «Ну, чего расселся! — заворчала она сердито. — Тьфу! Ишь, пьяный! Что за страна такая! Нажрутся и сидять на лестнице, человекам мешають». Еще что-то бубня себе под нос, она стащила свою сумку по ступенькам и исчезла в шуршащей толпе.

Восьмое марта. Погода — отвратительная. По тро туарам, по площади и по черным веткам деревьев се рыми комками раскидан снег. На покосившемся стол бе сидит одинокая ворона и, поблескивая глазами, из редка рвет пустоту хриплым и безответным «Кхар-р-р!..».

Наступает русская весна — горькая и беспробуд ная, точно печальный сон...

Улицы совершенно пусты, город как будто вымер. Окна серых «хрущеб» тускнеют в сумраке тяжелого мартовского вечера. Где-то раздаются пьяные крики.

На. ступеньке перехода сидит человек в черном пальто и черной шляпе, обнимая футляр со скрипкой. Рядом стоит мальчик и тихо, почти неслышно играет на флейте; возле него жалобно подвывает старая двор няга. Сидящий человек, кажется, внимательно слу шает, и кроткая улыбка стынет на его губах...

Май 2005 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Игорь Малышев. Подменыши. Повесть        1

Ксения Духова. Все старушки думают об этом. Рассказы        26

Валерий Осинский. Ужиный угол. Повесть        47

Елизавета Трусевич. Перекати-поле. Рассказ        68

Глеб Мехед. Скрипач. Рассказ        76

 



Предварительный просмотр:

76

 Л/2006

Глеб Мехед

Скрипач

Памяти Ирины Геннадьевны Щербины

Вечер  Восьмого марта. Погода совсем не празднич ная — падает мелкий липкий снег. Он ложится неров ным слоем на подмерзший ледком и грязный асфальт небольшого подмосковного города.

В местном Доме культуры, построенном еше в со роковые годы прошлого века, — некогда довольно красивом, а ныне обветшалом здании с псевдоко ринфскими колоннами, — только что окончился кон церт, посвященный Международному женскому дню. Облезлые металлические створки дверей были рас пахнуты настежь — в проеме, над которым тускло зе ленеет табличка «Вход», толчется народ.

Несколько женщин мелькали пятнышками розова тых гвоздичек на шляпках в серо-буром людском по токе. Большинство же остальных «дам» безжалостно бросали цветки на землю, где обутые в грязные ботин ки ноги равнодушно втирали их в слякоть мостовой.

Одна худенькая, маленькая дамочка гордо выша гивала по улице, бережно прижимая к груди сломан ный пополам и смятый в давке при выходе цветок. Мелкие лепестки недовольно ежились от мартовского холодка и льнули к серому пальто. Но небольшие круглые глаза женщины почти счастливо блестели под толстыми стеклами громоздких очков...

Когда разбитая, заледенелая площадка перед ДК опустела, из маленькой дверки со служебного входа вышел высокий человек в длинном черном пальто и черной широкополой шляпе. Это был скрипач, пре подаватель местного музучилища, а по выходным -сторож на автостоянке, Игнатий Семенович Музов. Ему было всего сорок пять лет, но из-за длинных, за чесанных назад седых волос и желтовато-болезненно го цвета кожи выглядел он гораздо старше. Когда-то тонкие и правильные черты его лица и страстный взгляд синих глаз очень нравились женщинам. Сейчас это лицо, потрепанное суровой жизнью, затянутое морщинками, выглядело еще довольно привлекатель но, но от былой красоты не осталось и следа. Потуск невший взгляд скрипача устало скользнул по запоро шенной улице.

Игнатий Семенович, давно привыкший к всеобще му безразличию, уже и сам перестал испытывать к соб ственной персоне какой-либо интерес. О себе он прак-

 ...А я все тот же, гость усталый Земли чужой,

Бреду, как путник запоздалый

За красотой.

А. Блок

тически не заботился, и если внешне все еще продол жал выглядеть довольно импозантно, выходило это как бы само собой, по инерции. Длинное кожаное пальто и черную шляпу он носил лет с двадцати и сейчас не ви дел смысла в том, чтобы одеваться как-то иначе.

В руке Игнатий Семенович держал футляр со скрипкой. Позавчера в пустой и душной квартире Иг натия Семеновича раздался телефонный звонок -директор ДК попросил его, «известного и уважаемого в районе музыканта», сыграть что-нибудь «веселень кое, праздничное» на завтрашнем концерте, пообе щав при этом заплатить «довольно значительную сум му» — триста рублей. Игнатий Семенович согласился.

После разговора им овладело странное чувство -как будто он забыл сделать что-то важное. Игнатий Се менович весь вечер просидел на диване, силясь при помнить то, что он мог не сделать, — не закрыл кабинет в училище, не заплатил за телефон?.. Однако мучитель ное чувство невыполненного долга не отпускало его.

С давних пор Музыка безраздельно владела душой Игнатия Семеновича. Верная скрипка была лучшим другом музыканта. И когда ему приходилось особенно тяжко, он доставал из футляра свою скрипку и пере носился в далекий от хаоса жизни, затерянный в веч ности мир Музыки, где обитали чудесные и светлые образы. В том мире отдыхал от трудов Бог. Игнатий Семенович твердо верил в это.

Увы, иногда даже божественная сила Музыки не могла защитить Игнатия Семеновича от бесцеремон ного и наглого вторжения невеселых воспоминаний или бытовых проблем. И хотя его мало волновали жидкие аплодисменты и длинные зевки зрителей, хотя его ничуть не огорчила мизерная сумма, которую ему заплатили за почти сорок минут Игры, горькая обида на судьбу жгла сердце. Странное чувство невыполнен ного предназначения все больше овладевало Игнатием Семеновичем, все больше тревожило его именно по тому, что казалось выше и важнее всего остального.

Может, это было сожаление о неудавшейся жизни?

Вдруг ярко и отчетливо проступили в памяти Иг натия Семеновича любимые когда-то черты той Единственной и Неповторимой, чей образ он так бе режно хранил на протяжении десятилетий. Всплыли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мир, в котором нам предстоит жить". Урок по рассказу Р.Бредбери. 8 класс

Урок внеклассного чтения по фантастическому рассказу Рэя Бредбери ""Время, вот твой полет". Основные приемы -  прием предположений, «Инсерт», составление кластера...

Школа, в которой учат искусству жить.

Школа, в которой учат искусству жить...

"Мир, в котором я хочу жить!" Круглый стол

Круглый стол для 10-11 классов....

Классный час "Команда, без которой мне не жить"

Презентация к классному часу...

Всероссийский открытый урок "Дом, в котором хочется жить", посвященный архитектуре.

15.02.2018 г. в 10 часов утра по московскому времени для школьников прошёл Всероссийский открытый урок "Дом, в котором хочется жить", посвященный архитектуре и урбанистике. Организатором мер...

: «Выбор, который вы делаете сегодня, определяет жизнь, которой вы будете жить завтра…»Тема нравственного выбора в рассказе Э. Русакова «Часики и эскимо»

Урок с использованием приёма  технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)( чтение с остановками)...