Роль научного общества старшеклассников "Кастальский ключ" в работе профильной школы
статья по литературе (11 класс) по теме

Кузнецова Маргарита Сергеевна
Профильнаое образование на старшей ступени обучения предполагает сочетание урочной и внеурочной деятельности, важное место в которой занимает деятельность научного общества.  Представленный материал знакомит с технологией организации  и функционирования  научного  общества старшеклассников "Кастальский ключ" классов социально гуманитарного профиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья.doc67.5 КБ
Microsoft Office document icon polozhenie_o_nauchnom_obshchestve.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль научного общества учащихся в работе с одарёнными детьми в условиях профильного образования».

Кузнецова Маргарита Сергеевна, учитель русского языка и литературы МОУ лицей г.о. Железнодорожный.

Важное место в системе работы с одарёнными детьми, в выстраивании индивидуальных образовательных траекторий в условиях профильного образования  занимает научное общество школьников (в дальнейшем НОШ), которое, на мой взгляд, является  важной составной частью обучения и воспитания лицеистов.  Деятельность НОШ позволяет выявить одарённых детей, обеспечить реализацию их творческих возможностей, в том числе и в научно- исследовательской деятельности.

Основа работы НОШ – Положение о его деятельности.

 Научное общество школьников (НОШ)  является добровольным общественным объединением учащихся II  и  III ступеней обучения, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в разных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления к интеллектуальной инициативе, самостоятельности, к интеллектуальному подходу к собственной деятельности под руководством  педагогов школы и специалистов высших учебных заведений.

  В своей деятельности научное общество руководствуется  законом Российской Федерации «Об образовании», законодательными актами о средней школе, распорядительными и нормативными документами Министерства  образования РФ, уставом  лицея, приказами директора, решениями Методического Совета  лицея и  положением о деятельности НОШ.

 Научное  общество имеет своё название, эмблему, девиз.

  Цели НОШ – способствовать процессу социализации личности на основе развития интересов учащихся, формировать  систему научных взглядов, воспитание активной жизненной позиции, содействие эффективной профориентации, формирование творческой личности, обладающей навыками самостоятельной научно – исследовательской работы.

Задачи НОШ:

  1. раннее выявление интересов  и склонностей учащихся к научно- исследовательской и опытно – экспериментальной деятельности в конкретной области науки, искусства, техники, производства;
  2. создание в школе  условий для вовлечения учащихся в коллективную и индивидуальную  опытно- экспериментальную, научно- исследовательскую, творческую деятельность под руководством педагогов школы и специалистов высших учебных заведений;
  3.  пропаганда  достижений науки, техники, литературы, искусства в коллективе учащихся школы;
  4.  профессиональная ориентация учащихся.

Работа НОШ осуществляется в нескольких направлениях:

-индивидуальная работа (подготовка исследовательских работ учащимися, выполнение проектов и т.д.);

- групповая работа (подготовка групповых проектов и работа, организация тематических и других мероприятий);

- массовая работа (организация и проведение массовых мероприятий).

 В НОШ организуются и действуют два отделения: физико- математическое и гуманитарное.

Более подробно я остановлюсь на деятельности гуманитарного отделения.

Его название-  «Кастальский ключ»: по названию мифологического источника вдохновения, бившего на горе Парнас  в Древней Греции. В деятельности гуманитарного отделения НОШ принимают ученики социально- гуманитарных профильных классов(10-11), а также учащиеся предпрофильного  социально- гуманитарного(9) класса  исключительно на добровольной основе.

Как было уже сказано выше, одно из направлений деятельности - организация индивидуальной работы с учащимися, например,подготовка к школьному, муниципальному, областному этапам Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе, участие в конкурсах творческих работ различного уровня: школьного, муниципального, регионального, федерального.  Традиционно  члены НОШ «Кастальский ключ» - победители и призёры школьных и муниципальных конкурсов сочинений к Празднику труда в Московской области «Моя будущая профессия»: 2009 – призёр  среди учащихся 9-х классов; 2010 г.- 1 победитель и 1 призёр среди учащихся 9 и 10 классов (муниципальный уровень). 2010 г. – муниципальный этап конкурса сочинений «Никто не забыт - ничто не забыто» (победитель среди учащихся 9-х классов),2010-2011 учебный год – победитель школьного, муниципального и  областного этапов конференции «Гагарин в судьбе страны, в судьбе моей» (номинация эссе), «Учителями славится Россия» - 1 победитель и 4 призёра  на муниципальном уровне. 2010 год - участники Всероссийского Интернет- проекта(Ярославль) «Учитель нашей новой школы» (2 ученика). В 2011 году две мои ученицы стали победителями школьного и муниципального этапов международной олимпиады «Россия-Беларусь: духовная общность» и участниками заочного этапа на региональном уровне. Ученица Крылова Елена в 9 классе приняла участие в творческом конкурсе газеты  «Вечерняя Москва» «Певучая строка»,была опубликована на страницах еженедельника.  К настоящему времени  эта талантливая девушка  разместила в Интернете  поэтический сборник «В поисках души». Редакцией  журнала «Смена» Лене предложено подготовить подборку её стихов для публикации. В дальнейших планах Елены поступление в Литературный институт имени М.Горького.

В НОШ важное место занимает научно- исследовательская, исследовательская и проектная деятельность. Подготовленные работы мы используем в урочной и внеурочной деятельности, а также представляем в различных конкурсах и соревнованиях. Так, с 2008 года и по настоящее время  мои ученики  участвуют во Всероссийском фестивале  исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» (издательский дом «Первое сентября»).  С 2008 г. и по настоящее время представлены 16 работ в номинациях «Лингвистика», «Литературоведение», «Литературное творчество» и даже в разделе «Экономика и социология», выполненные   учащимися индивидуально и группами. Всего  участвовали 23 человека. Назову некоторые темы работ: «Латынь из моды вышла ныне?», «Традиционное письмо,sms- сообщение, электронное письмо», «Восприятие, истолкование, оценка стихотворения В.В.Маяковского «Послушайте», "Ундина". Повесть о любви. О вечной, виноватой, подлинной любви и верности», сборник рассказов «Хроники» и другие. Работы размещены на сайте http:// www.1september.ru\ portfolio, учащиеся награждены дипломами.

В год Великой Победы  члены НОШ подготовили групповой проект «Строки, опалённые войной» (поэтическая исповедь поколения огненных лет»), который размещён на сайте  «Великая Победа» (http://pobeda.mosreg.ru). Он также был представлен на общешкольной конференции и ветеранам Великой Отечественной войны, а также стал призёром муниципальной конференции проектов «Потенциал-2011».

Интересными направлениями работы являются занятия и заседания  НОШ, которые проводятся с учётом и урочной деятельности, и по предложениям учащихся (проводится анкетирование и рефлексия, во время которых ребята предлагают темы и вопросы для занятий). Так, 01.12.2011 г. прошло очень интересное занятие для учащихся 11 социально- гуманитарного класса на тему: «За страницами учебника литературы. Скрещение судеб: Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Лариса Рейснер». Его цели: 1. расширение сведений о литературе и культуре Серебряного века русской поэзии  через исследовательскую, проектную, творческую деятельность учащихся и учителя, представление   материалов  учебно- исследовательской деятельности, подготовленных во время летней профильной практики, работа с проектами «Лариса Рейснер.Жизнь и судьба», «Анализ стихотворения Николая Гумилёва «Люцифер», творческий театрализованный проект «Красно- белый роман» (по страницам одноимённой книги Адели Ивановой); 2. совершенствование навыков анализа лирического стихотворения,  проектной и научно- исследовательской деятельности; 3. воспитание любви и интереса к отечественной культуре и истории. Занятие  было открытым: на нём присутствовали педагоги школы и города. Приведу некоторые отзывы учеников и взрослых:«Определённо понравилось. Очень душевная атмосфера занятия, одноклассники в роли великих людей Серебряного века… захватывает!» (Соловьёва Надежда, 11 класс); «Очень полезное и нужное занятие. Я получила истинное удовольствие от прочитанных стихов и подготовленных проектов. Ребята, вы  просто молодцы!..» (Кириленко Лариса Леонидовна, учитель литературы).

И ещё одно новое, но перспективное направление деятельности НОШ- профильная практика старшеклассников.

В соответствии с «Положением о летней профильной практике учащихся МОУ лицей», в порядке эксперимента, в июне 2011 года был организован летний профильный лагерь «Интеллектуал» для учащихся 10-3 (социально- гуманитарного) класса.

Цель лагеря - повышение интеллектуального уровня учащихся  через систему развивающих занятий по русскому языку, литературе, истории, иностранному языку, уроки в музеях и на выставках, через занятия в малых группах.

Задачи:

-апробация внеурочных форм работы:  профильная практика,  профильный лагерь старшеклассников;

-развитие интереса  учащихся к познавательной деятельности через  систему  аудиторных и внеаудиторных занятий, музейную педагогику, дифференциацию, вовлечение в творческую, исследовательскую, проектную  деятельность;

-продолжение работы научного общества старшеклассников социально- гуманитарного учебного профиля «Кастальский ключ»;

-   диагностика развития личности учащихся и ученического коллектива    через сотрудничество со  школьным психологом:  изучение психологической ситуации  в классе, определение  перспективы дальнейшего развития, методов взаимодействия с различными группами учащихся и отдельными учениками.

Как  функционировал лагерь?

Работа  его фактически началась 28 мая 2011 года:10-3 класс  вместе с учителями Кузнецовой М.С. и Левашовой Н.Ф., а также с активом родителей совершил учебно- познавательную экскурсию в музей- заповедник А.А.Блока, в село Шахматово Солнечногорского района Московской области.  Участники поездки провели поэтическую прогулку по дому и усадьбе поэта, побывали на великолепном Сиреневом фестивале. Экскурсия в Шахматово- часть просветительской программы учителя литературы Кузнецовой М.С. «Литературной тропой- к постижению классики».

Затем  деятельность лагеря продолжалась  на базе лицея.

 Ребята   прослушали лекции «Россия в мире», «Как работать с документами», «Нобелевские лауреаты», «Как работать над учебным проектом?» (Диченко Л.В.,учитель истории), « Страницы русского искусства XX века»: виртуальная экскурсия по залам Третьяковской галереи»(Кузнецова М.С.,учитель литературы), участвовали в работе дискуссионного клуба «Читаем Оскара Уайльда», «Над страницами русской литературы последних десятилетий»( избранные страницы произведений Виктории Токаревой, Людмилы Улицкой, Сергея Довлатова, Евгения  Гришковца) (Кузнецова М.С.,учитель литературы),психологических тренингов (Зиновьева И.И.,школьный психолог), решали  задачи по математике разного уровня сложности (Левашова Н.Ф.,учитель математики), углубляли свои знания по английскому языку (Салынская Т.В., Макеева Н.А.,учителя английского языка).

 Время занятий  с 9.00 до 13.00,  пять дней в неделю.

Как  функционировал лагерь?

Работа  его фактически началась 28 мая 2011 года:10-3 класс  вместе с учителями Кузнецовой М.С. и Левашовой Н.Ф., а также с активом родителей совершил учебно- познавательную экскурсию в музей- заповедник А.А.Блока, в село Шахматово Солнечногорского района Московской области.  Участники поездки провели поэтическую прогулку по дому и усадьбе поэта, побывали на великолепном Сиреневом фестивале. Экскурсия в Шахматово- часть просветительской программы учителя литературы Кузнецовой М.С. «Литературной тропой- к постижению классики».

Затем  деятельность лагеря продолжалась  на базе лицея.

 Ребята   прослушали лекции «Россия в мире», «Как работать с документами», «Нобелевские лауреаты», «Как работать над учебным проектом?» (Диченко Л.В.,учитель истории), « Страницы русского искусства XX века»: виртуальная экскурсия по залам Третьяковской галереи»(Кузнецова М.С.,учитель литературы), участвовали в работе дискуссионного клуба «Читаем Оскара Уайльда», «Над страницами русской литературы последних десятилетий»( избранные страницы произведений Виктории Токаревой, Людмилы Улицкой, Сергея Довлатова, Евгения  Гришковца) (Кузнецова М.С.,учитель литературы),психологических тренингов (Зиновьева И.И.,школьный психолог), решали  задачи по математике разного уровня сложности (Левашова Н.Ф.,учитель математики), углубляли свои знания по английскому языку (Салынская Т.В., Макеева Н.А.,учителя английского языка).

 Время занятий  с 9.00 до 13.00,  пять дней в неделю.

Итогом работы в лагере стало выполнение  проектных работ по литературе. По истории России - участие в конкурсе «Я помню, я горжусь», по праву – в конкурсе «Права человека глазами ребёнка».

Проектные, творческие, исследовательские работы, начатые учащимися  в рамках летнего профильного лагеря, будут продолжены в течение следующего учебного года. Они будут  использованы на  уроках литературы, истории, обществознания, права, МХК, на занятиях научного общества, в  конкурсах  различного уровня.

Итоги работы летнего профильного лагеря были подведены на круглом столе учителей и учащихся.  В ходе его работы  ученики 10-3 класса получили сертификаты участников. Также  детьми была проведена письменная рефлексия деятельности.

 В  своих отзывах  все  школьники  позитивно оценили  новую форму работы.

 Вот несколько фрагментов. «Лагерь действительно очень понравился. Мы узнали много нового, будет, что рассказать друзьям. Я очень рада, что учителя предоставили нам такую познавательную программу. Мне понравилось абсолютно всё…». (Богданчик Алеся)

«Это … нужное нововведение…». (Мызина Валентина)

«Мне … понравилась работа лагеря «Интеллектуал». Во- первых, потому, что … мы получили массу новых впечатлений и знаний. Особенно запомнилась поездка в Шахматово, имение А.Блока. Мне было интересно окунуться в атмосферу жизни и творчества поэта. … Я согласна со словами Александра Блока, что Шахматово- это рай на земле.

… Во- вторых, на занятиях, которые  проходили в лицее, я с большим интересом слушала учителей. … эти занятия проходили в свободной и увлекательной форме. На английском языке, в малой группе, я постигала тонкости перевода. … Также очень понравились уроки литературы: нестандартный взгляд на русских и зарубежных писателей. …

Итог: мы повысили уровень знаний, стали более дружным коллективом…». (Ледекер Алина)

«Я считаю, что профильный лагерь должен существовать, так как он позволяет расширить рамки школьной программы, стимулирует к исследовательской деятельности». (Волкова Анастасия)

«Считаю, что в такой лагерь надо привлекать учащихся, начиная с 8 класса: будущий профиль учёбы будет лучше осознан и правильно выбран…». (Малкова Полина)

Ученики высоко оценили уровень занятий по истории, праву, обществознанию: по мнению Леухина Андрея, «глубоко и полно были рассмотрены вопросы жизни современной России». Очень положительно отозвались о занятиях по математике: «с увлечением решали задачи разного уровня сложности и готовились к ЕГЭ и олимпиадам» (Дороньева Рита, Николаев Андрей).

 Позитивно оценены психологические тренинги: «Мы стали ближе друг другу…» (Иноземцева Ангелина), «Мы по- новому увидели себя и своих одноклассников» (Долгопятов Дима).

Какие пожелания высказали ученики?

Во- первых, продолжить работу лагеря в следующем году («Желаю процветать этой замечательной идее…» - Малкова Полина);  во- вторых,  дифференцировать систему школьных занятий («Кому- то нужна история, а кому- то- математика..»- Николаева Ольга); в- третьих,  больше проводить экскурсий, поездок в театр; в- четвёртых,  организовать уроки на свежем воздухе, встречи с интересными людьми.

Лагерь «Интеллектуал» вызвал позитивную оценку и у учителей: и у тех, кто в нём непосредственно работал,  и у тех, кто наблюдал за его деятельностью со стороны. А также информация о лагере, помещённая на сайте лицея, вызвала положительные отклики.

В своём докладе я коснулась лишь некоторых направлений деятельности научного общества «Кастальский ключ», но его роль очень важна в работе с детьми в условиях профильного обучения.



Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор МОУ

 общеобразовательный лицей

____________________ И.Л.Нестерович

«____»__________ 2011 г.

Положение о научном обществе школьников

муниципального образовательного учреждения

общеобразовательный лицей

г.о. Железнодорожный Московской области.

I.  Общие положения.

1.1. Научное общество школьников (НОШ)  является добровольным общественным объединением учащихся II  и  III ступеней обучения, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в разных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления к интеллектуальной инициативе, самостоятельности, к интеллектуальному подходу к собственной деятельности под руководством  педагогов школы и специалистов высших учебных заведений.

 1.2. В своей деятельности научное общество руководствуется  законом Российской Федерации «Об образовании», законодательными актами о средней школе, распорядительными и нормативными документами Министерства  образования РФ, уставом  лицея, приказами директора, решениями Методического Совета  лицея и настоящим положением.

1.3. Научное  общество имеет своё название, эмблему, девиз.

II. Цели и задачи   НОШ.

2.1.  Цели НОШ – способствовать процессу социализации личности на основе развития интересов учащихся, формировать  систему научных взглядов, воспитание активной жизненной позиции, содействие эффективной профориентации, формирование творческой личности, обладающей навыками самостоятельной научно – исследовательской работы.

2.2. Задачи НОШ:

  1.  раннее выявление интересов  и склонностей учащихся к научно- исследовательской и опытно – экспериментальной деятельности в конкретной области науки, искусства, техники, производства;
  2. создание в школе  условий для вовлечения учащихся в коллективную и индивидуальную  опытно- экспериментальную, научно- исследовательскую, творческую деятельность под руководством педагогов школы и специалистов высших учебных заведений;
  3.  пропаганда  достижений науки, техники, литературы, искусства в коллективе учащихся школы;
  4.  профессиональная ориентация учащихся.

III. Основные направления и формы работы НОШ.

 3.1. Работа НОШ осуществляется в нескольких направлениях:

-индивидуальная работа (подготовка исследовательских работ учащимися, выполнение проектов и т.д.);

- групповая работа (подготовка групповых проектов и работа, организация тематических и других мероприятий);

- массовая работа (организация и проведение массовых мероприятий).

3.2. В НОШ организуются и действуют два отделения: естественно -  научное и гуманитарное.

3.3.  Естественно - научное отделение имеет  следующие секции: математическую, физическую, информатики и ИКТ, химическую, биологическую, экологическую.

3.4. Гуманитарное отделение имеет следующие секции: филологическую, историческую, лингвистическую, искусствоведческую.

3.5. Руководителями секций являются  научные консультанты (педагоги школы  и специалисты  высших учебных заведений).

3.6. Возможные  формы работы НОШ:

- создание банка данных о творческих способностях учащихся, их одарённости на основе психолого – педагогического тестирования, индивидуальных собеседований и непосредственной практической деятельности учащихся,

- разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых учащихся,

- создание системы взаимодействия со школами всех типов, внешкольными, научно – исследовательскими и культурно – просветительными учреждениями, вузами;

- осуществление информационно – методической и издательской деятельности, направленной на всестороннее развитие творчества учащихся,

- выполнение учащимися научно-исследовательских, поисковых и изобретательских работ;

-кружки, факультативы, спецкурсы для различных групп учащихся;

- лектории по темам проектов, по отдельным вопросам науки, техники, производства, искусства;

-организация научно- практических конференций, олимпиад, турниров, дискуссий, экспедиции, недель и декад;

- организация выставок, экскурсий и других массовых мероприятий;

- выступление с лекциями, докладами, сообщениями, творческими отчётами;

- летний лагерь НОШ.

Возможны и другие направления работы, не противоречащие данному Положению, нормативно- правовой документации школы и законодательству РФ.

Все направления и формы работы закрепляются в Плане работы НОШ на учебный год.

IV.   Структура  и организация работы.

4.1. Основными структурными подразделениями НОШ являются секции. В них под руководством учителей – предметников, преподавателей  высших учебных заведений   производится индивидуальная (коллективная) научно – исследовательская работа членов НОШ.

4.2. Один раз в  четверть руководители секций проводят секционные заседания, на которых обсуждаются промежуточные результаты работы учащихся.

4.3. Консультации с вузовскими преподавателями  проводятся  по мере необходимости.

4.4.  Итогом работы членов НОШ является участие (пассивное или активное) в общешкольной научно – практической конференции, которая проводится один раз в год (ориентировочно - в мае).

4.5. Высшим органом НОШ является ежегодное собрание, которое проводится один раз в год (ориентировочно - в сентябре).

е). Общее руководство НОШ осуществляется Советом НОШ, состоящем из  _____ членов.

В состав Совета НОШ входят:

- председатель НОШ, который является председателем Совета и назначается директором  лицея;

-  руководители секциями, которые утверждаются  Методическим  Советом школы

- пять членов Совета, которые выбираются из числа школьников на общем собрании НОШ,

- заседание Совета НОШ проводится один раз  в три месяца.

4.6. Совет  НОШ:

- утверждает план работы НОШ на год;

- заслушивает отчёты секций и председателя НОШ;

- организовывает школьные конференции, конкурсы, выставки, экспедиции;

- оказывает помощь в организации  внеклассных мероприятий по предметам.

4.7. Совет НОШ осуществляет работу в тесном сотрудничестве с ШМО учителей.

4.8. Совет  осуществляет свою деятельность под руководством Методического Совета лицея.

4.9. Контроль за работой НОШ осуществляется  директором лицея и заместителем директора по научно- методической работе.

V. Участники НОШ.

5.1. Членами НОШ являются учащиеся 9-11 классов, изъявивших желание участвовать в работе одной- двух секций общества в соответствии а данным Положением, а также родители, учителя  и другие сотрудники школы.

5.2.  Члены НОШ  имеют право:

- выбора темы работы и режима её выполнения в пределах необходимой целесообразности;

- использования для её выполнения материально- технической и информационно- справочной базы лицея;

- получения методической и организационной помощи от руководителей и научных консультантов;

- свободного использования собственных результатов научно- исследовательской деятельности в соответствии с действующим авторским правом;

- предоставления результатов выполненных работ вместо аналогичных учебных заданий для получения зачёта, годовой, экзаменационной оценки по соответствующему предмету (кроме выпускных классов);

-добровольного выхода из состава НОШ.

          За активную работу в  НОШ  учащиеся награждаются специальными, грамотами, дипломами, призами.

5.3. Обязанности членов НОШ:

- выполнять научные  исследования в соответствии с  утверждёнными  рабочими программами и графиками работ в порядке, установленном научными руководителями;

-соблюдать режим работы школы, её учебных кабинетов;

- обеспечивать полную сохранность и бережное использование при выполнении исследовательских работ оборудования, приборов, инструментов, материальных  ресурсов, справочно – информационных источников и других ценностей;

- соблюдать правила техники безопасности при  выполнении лабораторных и экспериментальных работ, использовании механизмов;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ШКОЛЬНОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО – АКТУАЛЬНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Наиболее оптимальной организационной формой работы с одаренными детьми является школьное научное общество. В деятельность этой организации вовлекаются одарённые дети, т.е. дети с высоко развитыми спос...

Роль научного общества учащихся в развитии интеллектуальных способностей учащихся.

Описывается система работы с одаренными детьми  в НОУ в школе  и свой опыт, как учителя истории, начиная с момента вывления одаренных детей и до достижения ими высоких рзультатов в различных...

Роль научного общества учащихся в формировании интеллектуальных и творческих способностей учащихся

Эта работа обобщает мой опыт по работе с увлекающимися химией школьниками....

Оптимизация образовательного процесса в рамках работы профильной школы.

Статья содержит необходимый материал теоретического плана по работе школы медицинского профиля....

«Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» (на основе изучения опыта работы Быковой М.И., педагога-психолога, руководителя школьного научного общества «Эврика» МБОУ «Прутская СОШ», Павловский район).

В представленной работе «Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» рассматривается педагогический опыт работы Быковой Марии Игнатьевны, педагога – психолога, руководител...

«Опыт организации работы научного общества и проектной деятельности в школе для обучающихся с ОВЗ».

Планируемый в этом учебном году проект «Корригирующая гимнастика по профилактике плоскостопия у детей, с целью улучшения общего физического самочувствия обучающихся и сохранения их здоровья&raqu...