Урок литературы в 6 классе по рассказу Г. Тарасовой "Игого"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

 

Цели и задачи:познакомиться с биографией амурской писательницы Галины Тарасовой, повторить правила поведения на перемене, выяснить, что значит быть  воспитанным человеком и что надо делать, чтобы не попасть в ситуацию, которая произошла с героем рассказа « Игого».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lanina_l.n.-scenariy.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

                Урок- диалог   по рассказу Галины Тарасовой «Игого»      

                                                            в 6 классе

Цели и задачи: познакомиться с биографией амурской писательницы Галины Тарасовой, повторить правила поведения на перемене, выяснить, что значит быть  воспитанным человеком и что надо делать, чтобы не попасть в ситуацию, которая произошла с героем рассказа « Игого».

Ход урока:

1.Учитель читает стихотворение.

        Все мы любим перемену.

        Лезет 5А на стену.

        Очень дружно 5Б весь стоит на голове.

        Ну, а 5Д и В восседают на трубе.

        Мокрые волосы, встрепанный вид,

        Капелька пота по шее бежит.

        Может быть, Рома, и Митя, и Лена

        Всю перемену ныряли в бассейне?

        Или на них на несчастных пахали?

        Или их в пасть крокодилам пихали?

        Нет! В перемену они отдыхали!

Я не случайно начала урок с этого шуточного стихотворения. Именно о школьной перемене пойдет речь сегодня на уроке, о том, что совсем не шуточные истории иногда случаются на перемене. Поговорим о таком понятии, как воспитанность. Постараемся выяснить, что приводит к таким ситуациям, которая произошла с героем рассказа амурской писательницы Галины Тарасовой «Игого».  А в конце урока попробуем составить свои правила поведения на перемене. Итак, я приглашаю вас на урок-диалог по рассказу Галины Тарасовой «Игого». Ребята, а что такое диалог?

( На экране появляется тема урока и портрет Г. Тарасовой).

2. Читали ли вы раньше произведения Г. Тарасовой? Знаете ли что-нибудь о писательнице? Хотели бы узнать? На партах у вас лежат карточки с биографическим материалом четырех цветов, на каждой парте своя. Быстро ознакомьтесь с их содержанием.

Что из прочитанного особенно вас заинтересовало и вы хотели бы рассказать
одноклассникам?  ( Ребята отвечают ).

        ( На экране появляется краткая биографическая справка)

Если обобщить все, вами сказанное, то получится то, что вы видите на экране. Вот такая яркая, удивительная амурская писательница Г. Тарасова.

3.Ну, а теперь давайте обратимся непосредственно к ее рассказу.

- Понравился ли вам рассказ?

- Где и когда произошел случай, описанный в рассказе? (в школе, на перемене ).

- Предлагаю прослушать запись.

- Что это? (перемена).

- Как вы думаете, в какой школе могли сделать эту запись?

- Могло ли в нашей школе произойти событие, описанное в рассказе «Игого»?

- Давайте поиграем в игру. Какие ассоциации возникают  у вас со словом «перемена»? Сидящие на 1 ряду подумайте и скажите, что вы слышите при слове «перемена». На 2 ряду - что вы видите при слове «перемена». На 3 ряду – что вы чувствуете при слове «перемена».

Мы можем только догадываться о том, что слышал, видел шестиклассник Игорь Голубев, но вот какие чувства его переполняли в  тексте на это указывается прямо. Найдите и зачитайте. ( Чувства полноты ощущения жизни ).

- Почему именно так ощущал себя Игорь Голубев?

- К категории каких мальчишек он относился?

- Какой говорящей деталью высвечивается весь образ героя? ( Носился молодым жеребцом и ржал по-жеребячьи ).

- Какое говорящее прозвище у Игоря Голубева?

- Как оно характеризует героя? Дайте ему характеристику.

        ( На экране появляется характеристика героя ).

- Как вели себя на перемене учащиеся младших классов? Зачитайте.

- Как названы они в рассказе? ( Мелюзга ).

- Может ли их поведение служить примером для других?

- А отличники? Что скажете о них?

Итак, в школе были ученики и с примерным поведением  и нарушители дисциплины, главным из которых был Игорь Голубев, ученик 6 класса.

4. Давайте на некоторое время оставим Игоря Голубева и поговорим  о пожилой учительнице.

- Какую деталь, характеризующую внешность пожилой учительницы, автор выделяет? ( сдобный, мягкий живот ).

- Почему в произведении несколько раз упомянута эта деталь? (Именно в него ударился головой герой ).

- Какая ситуация произошла на перемене? Об этом нам расскажет Ира Комарова.

- Как повела себя после случившегося пожилая учительница? ( Написала объяснительную для директора, несколько раз по телефону справлялась в приемном покое больницы о состоянии Голубева ).

- Были ли предупреждены родители героя о его поведении? Как отреагировал его отец?

- Давайте посмотрим и послушаем примерный диалог, который мог бы состояться между завучем школы  и отцом Игоря. Подчеркиваю - примерный, так как диалога в рассказе нет вообще, и ребята его придумали сами.

( Инсценировка ).

- Изменилось ли поведение Игоря после разговора завуча с его отцом?

- А как повел себя отец Игоря после случившегося? ( Пошел к учительнице домой ).

- И что? Зачитайте.

- Понял ли он, что не учительница виновата, а его сын?

- Ну, а что Игорь? Он вернулся после лечения из больницы. И что? Изменилось ли его поведение? ( Ровно три дня он ходил по школе неторопливо и важно. На четвертый день стал снова носиться по школе с лошадиным победным ржанием. Только по лестницам Игого вышагивал осторожной походкой индейца, ступающего так, чтобы не треснул под ногой тонкий сухой прутик…)

- А как вы ведете себя на перемене? Не нарушаете ли дисциплину?

- С ребятами из нашего класса могла произойти подобная история?

- Что значит быть воспитанным человеком?

        ( Быть вежливым, культурно себя вести в общественных местах, не обижать младших, не грубить старшим, не использовать нецензурные слова и т. д. )

- Вам заранее было дано творческое задание – составить памятку «Правила поведения на перемене». Посмотрим, что у вас получилось. Сначала назовите, что нельзя делать на перемене.  ( Появляется на экране ).  А что допускается на перемене? ( Появляется на экране ).

Учитель: Мне хочется надеяться, что наш сегодняшний разговор не пройдет даром. Думаю, вы задумаетесь о своем поведении и будете стремиться, чтобы вас называли воспитанными людьми.

5. Рефлексия.

        У вас на партах лежат карточки с вопросами. Ответьте на них.

6. Учитель: Галина Тарасова очень рада, что вы обратились к ее рассказу, и дарит вам свои пожелания: «Абсолютно в каждом человеке заложен какой-то талант. Надо его вовремя разбудить. Успехов вам, люди!»

( Слова появляются на экране )

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва

Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...

Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".

Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....

Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"

Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....

Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...

Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)

Урок литература 6 класс по рассказу  А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...

Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"

Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам  еще не под силу понять...