Развитие речи "Перелетные и зимующие птицы"
план-конспект урока по литературе на тему

Ильина Роза Васильевна

 

 На уроке учащиеся знакомятся с перелетными и зимующими птицами на основе рассматривания картинок, чтения стихов, считалок, разыгривания сценок, играют в различные игры, выполняют задания с целью развития речи. На уроке учащиеся знакомятся с перелетными и зимующими птицами на основе рассматривания картинок, чтения стихов, считалок, разыгривания сценок, играют в различные игры, выполняют задания с целью развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_4_klass.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Перелётные  и зимующие птицы

Цели: Учить дифференцировать представителей различных групп птиц; закрепить обобщающие понятия «перелётные» - «зимующие»; уточнить знания учащихся о многообразии птиц и их значении для природы; корректировать внимание, память, логическое мышление, речь на основе чтения стихов, считалок, сценок; воспитывать любовь к природе, доброе, заботливое отношение к птицам.

Оборудование: картины с изображением птиц, реквизиты, кормушка, скворечник, простые карандаши.

Ход урока

1. Организация урока

         Вот опять звенит звонок,

        Начинается урок.

        На уроках не хихикай,

        Стул туда – сюда не двигай,

        Педагога уважай

        И соседу не мешай.

2. Рапорт дежурного

Меня дежурить выбрали,

Дежурю не в первый раз.

Бумажки подбираю я,

Проветриваю класс,

Я доску нашу вытру,

Достану новый мел,

За тишиной слежу я –

Шуметь никто не смел.

Я целый день работаю,

Устану под конец.

Сказала Роза  Васильевна:

«Ну что за молодец!»

Снится ночью червяку

Чудо – юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела!

А кого червяк боится?

Угадали? Это …(птица).

-Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о птицах: перелётных и зимующих.  Необычно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.

6. Повторение пройденного

- Ребята, давайте мы с вами вспомним: чем покрыто тело птицы?

- Как передвигаются птицы?

- Где живут птицы?

- Какую пользу приносят птицы?

7.  Игра «Поломанные слова»

ЗАДАНИЕ: нам надо узнать названия птиц . А это мы можем сделать после того, как исправим «поломанные» слова.

ВАСО, РОСОКА, ЦАСИНИ, ТЕЛДЯ, ГИРЬСНЕ, НАРОВО

Это какие птицы? (Зимующие)

ЗАДАНИЕ: Догадайся, названия каких птиц зашифрованы? Соедини начало и конец названия.

СОЛО

ЖАВО

СКВО

ЛАС

ЖУ

ЦАП

РЕЦ

РАВЛЬ

ВЕЙ

ЛЯ

РОНОК

ТОЧКА

Это какие птицы? (Перелётные)

- Когда улетают перелётные птицы?

8. Игра “Зимующие и перелётные птицы”

Описание игры: Ведущий каждому ребёнку даёт название птицы: кому перелётной, кому зимующий. Например: цапля, снегирь, кукушка, ворона, ласточка, дятел, журавль, соловей, сова, попугай, клёст , воробей.

По команде ведущего зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих .

- Хоть зимой и холодно, но наши птицы радуются каждому солнечному деньку и с удовольствием поют песни. Давайте и мы устроим Птичий концерт.

9. Игра “Птичий концерт” (На внимание)

Каждому ряду   даётся название птицы, затем сказать, как они поют:

Синицы – тинь – тинь

Ворона – кар – кар

Снегирь – дю – дю – дю

Клёст – цок – цок – цок  

Ребята исполняют песню на мотив “ В траве сидел кузнечик”. Каждая птица по строчке.

- Славный у нас получился концерт.

- Ребята, скажите, пожалуйста, в какое время года улетают птицы в теплые края?

10. Печальный день. Г.Ладонщиков

Листья клёнов пожелтели,

Огороды опустели,

В балках лужи разлились,

Птицы в стаи собрались.

Говорит скворец соседу:

- Улетаем в эту среду.

Далеко на юг летим,

Замерзать тут не хотим.

Ты, воробышек, зимой

Береги скворечник мой.

- Что же, скворушка, лети,

Осторожен будь в пути.

От друзей не отставай,

Край родной не забывай!

Буду рад, коль снова летом

Будешь ты моим соседом.

11. Приглашение. Г.Ладонщиков

Грач на берёзовой ветке

Признался синичке-соседке:

-Ты славная птичка-синичка.

Мне жалко тебя покидать,

Но время уже улетать.

Тут холодно будет зимой.

Давай-ка синичка с тобой

Отправимся вместе на юг.

Поверь мне, что я тебе друг.

- На юг я совсем не хочу! –

Синичка сказала грачу. –

В дружбу я верю, и всё же

Не полечу никуда.

Нам Петя зимой поможет

Перенести холода.

Он и заботлив и весел.

Я верю, что снова зимой

Для нас он кормушку повесит

Под ёлкой или под сосной.

12. Новая столовая. З.Александрова

Все. Мы кормушку смастерили,

       Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь – сосед

Будет вам зимой  обед.

- В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

- А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

- Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

- А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

- В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

- А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

- В воскресенье, в воскресенье

Прилетел к нам гость весенний –

Путешественник – скворец…

Все: Вот и песенке конец!

- Для зимующих птиц страшнее не холод, а (все: голод). Ребята, будем помнить, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Например, из 10 синиц выживает до весны только 1. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам. Поэтому  мы с вами что должны делать? Молодцы!

   13.  Покормите птиц зимой. А.Яшин

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайкой на крыльцо.

Не богаты их корма!

Горсть зерна нужна.

Горсть зерна –

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать!

Улететь могли,

А остались зимовать

За одно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну.

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

14. Кроссворд

 - А сейчас нам надо решить кроссворд. В кроссворде спрятаны названия птиц. Если вы правильно впишете их в клеточки, то узнаете имя девочки, которая кормит этих птиц.

д

я

Т

е

л

   

с

о

в

А

в

о

р

о

Н

а

ц

а

п

л

Я

15. Птичьи считалки

- Ребята, когда вы играете, чтобы выбрать ведущего, что вы делаете? (Используем считалки). Правильно, давайте мы с вами вспомним несколько считалок.

а)  Голубь, гусь и галка…

Вот и вся считалка.

б)  Дятел, дятел –

Мой приятель, -

Дуб долбит как долотом.

Помоги мне,

 Дядя дятел,

Для скворцов

Построить дом!

в )Среди белых голубей

Где-то скачет воробей.

Воробушек - пташка,

Серая рубашка,

Откликайся, не робей…

Вылетай-ка, воробей.

16. Игра «Прилетели птицы»

- Я сейчас буду  называть птиц, но если вдруг ошибусь, вы скажите, какая тут ошибка.

- Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи…

Что неправильно?

Мухи! Да!

- Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны!..

- Прилетели птицы:

Голуби, куницы!

- Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, стрижи,

Комары, кукушки…

- Прилетели птицы:

Аисты, кукушки,

Лебеди и утки –

Так спасибо шутке!

17. Физкультминутка

1. Совушка – сова, большая голова

На суку сидит, головой вертит.

Крыльями – хлоп-хлоп,

Ножками – топ-топ.

2. Гуси серые летели,

На лужайке тихо сели.

Походили, поклевали,

Потом быстро побежали. 

- Прошла суровая зима. Птицы возвращаются  в родные края.

18. Стихотворение

Подуют весенние ветры,

В оврагах ручьи зажурчат,

Пернатые милые гости

В родные края прилетят.

- О чём поют воробышки

В последний день зимы?

- Мы выжили, мы дожили,

Мы живы, живы мы.

19. Сценка «Птичья полянка»

Этот случай был в апреле,

С юга птицы прилетели.

Тает снег, а воробья

Выгоняют из жилья.

- Убирайся вон, задира, -

Просвистел ему скворец.

- Ни за что, моя квартира,

Я не временный жилец!

Я тут вьюги и морозы

Терпеливо перенёс.

А сейчас под этой кровлей

Для семьи гнездо готовлю

И не тронусь, хоть убей! –

Прочирикал воробей.

- Не упрямься! Мне в наследство

Этот дом достался с детства.

Вылетай.

Мой клюв остёр.

А не то…

Но тут во двор

Со скворечней Миша вышел,

Быстро с нею влез на крышу,

Тут же крепко привязал

И приветливо сказал:

- Я, друзья, сердечно рад,

Охраняйте вместе сад.

Только Миша слез долой,

Воробейка удалой

В новый дом переселился

И с соседом помирился.

20. Сценка «Скворец». Г.Ходырев.

 – Птицы, как и люди, тоже заботятся о своих детях.

Скворец – заботливый отец.

Но чем унять скворчат?

Лишь выйдет из дому скворец,

Опять они кричат:

- Хочу букашку!

- Червячка!

- Давай комарика!

- Жучка!

- А мне бы до обеда

Хотя бы короеда!

Скворец – заботливый отец,

И всё, что есть в меню

Из рощи в дом несёт скворец

И кормит ребятню. 

- Молодцы, ребята, спасибо за стихи.

21. Птичьи приметы

- Человек с давних пор пытался предусмотреть погоду. В этом хорошими советчиками были природные явления, поведение животных и птиц, которые  предвещали состояние погоды, как на ближайшие дни, так и на будущность.

1. Дед сказал мне про грачей:

- Ты запомни их прилёт.

Знай, от солнечных лучей

Через месяц снег сойдёт.

2. Ну, а в первой луже

Норовит грач искупаться –

Миновали злые стужи,

До зимы не возвратятся.

3. Если чибис прокричал –

Тук на речку – на причал.

Пусть спешит честной народ

Посмотреть на ледоход.

4. Кукушки, знать давно бы нужно,

Перед теплом кукуют дружно.

22. Разговор о птицах

- Скажите, как мы должны относится к птичьим гнездам?

Как-то Петя Борю встретил

Стал хвалиться Боря Пете:

- Ух, я знаю много гнёзд!

Знаю, где щегол, где дрозд!

Знаю, где живут сычи!..

- Если знаешь, помолчи!

Не болтай! –

Заметил Петя. –

Будь полезен им хоть этим!

Помните крепко, ребята:

Гнёзда нельзя разорять.

Птиц нельзя стрелять из рогаток!

Верным друзьям помогать!

Все:

Не стреляй воробьёв,

Не стреляй голубей,

Не стреляй просто так

Из рогатки своей!

Эй, малыш, не стреляй

И не хвастай другим,

Как без промаха бьёшь

По мишеням живым.

Не стреляй!

23. Закрепление пройденного

- Молодцы, ребята. Назовите птиц, которые встречаются в наших краях.

- Какие птицы улетают в теплые края? Почему они улетают? Каким одним словом можно назвать этих птиц?

- Какие птицы остаются зимовать? Каким одним словом можно назвать этих птиц?

24. Песенка про воробья

1. Мне не нужно ни игрушек,

Ни цветных карандашей,

Потому что у кормушки

Поселился воробей.

Чтобы слушался получше

Этот хитрый озорник,

Я решил на всякий случай

Птичий выучить язык.

        Чирик – чик – чик – 2 раза

        Всем нужны друзья.

Чирик – чик – чик – 2 раза

        Даже воробьям.

2. Интересная работа –

Дрессировка воробья.

Сколько вкусных бутербродов

Искрошил в кормушку я.

Но зато в народе нашем

Удивляется народ.

Воробей в присядку пляшет,

Бьет в ладоши и поет.

        Припев.

3. Я кормлю его обедом

По утрам и вечерам.

Расчирикал он об этом

Всем соседям воробьям.

Я им крошки дам послаще

И недели не пройдет

Все увидят настоящий

Воробьиный хоровод.

25. Подведение итогов, выставление оценок

Перемена, перемена:

Можно прыгать и скакать.

Но нельзя и забывать,

Что, когда звенит звонок,

Он зовёт всех на урок.

Нам опаздывать нельзя.

Побыстрее в класс, друзья.

        

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей с ОНР на тему « Зимующие птицы»

Конспект данного занятия разработан для старшей группы логопедического сопровождения  детей с ОНР....

Зимующие птицы. Конспект урока развития речи

урок  развития устной речи на тему: " Зимующие птицы"...

Конспект занятия по развитию речи ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе для родителей. Цель- формирование лексико-грамматических средств языка; расширение кругозора детей....

Конспект урока развития речи "в 1 классе для детей со сложной структурой дефекта "Зимующие птицы"

Конспект урока развития речи "в 1 классе для детей со сложной структурой дефекта "Зимующие птицы"...

Разработки для организованной образовательной деятельности по логоритмике. Лексическая тема недели "Зима (характерные признаки зимы)", "Зимующие птицы" (февраль)

В данных разработках  представлены разнообразные игры и упражнения, позволяющие не только развивать общую и мелкую моторику,  двигательную  координацию, стимулировать двигательную актив...

Акция "Покормите птиц зимой" , Проект " Поведение зимующих птиц на кормушке".

МКОУ «Дарьинская основная общеобразовательная школа»Суджанского района, Курской области  Проект    «Поведение зимующих птиц нашего края на кормушках»  Проект ра...

Конспект занятия по познавательному развитию " Перелётные и зимующие птицы"

Познакомить детей с перелетными и зимующими птицами, объяснить, почему этих птиц называют перелетными...