В. Маяковский "Хорошее отношение к лошадям"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Степанова Анастасия Владимировна

Конспект урока с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vladimir_mayakovskiy.pptx971.39 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_literatury.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Владимир Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир в стихотворении

Слайд 2

Владимир Владимирович Маяковский (1893 – 1930)

Слайд 3

Проблемный вопрос: Какие ДВА ВЗГЛЯДА НА МИР представлены автором в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям»?

Слайд 5

«Ветром опита, льдом обута, улица скользила».

Слайд 6

Москва. Улица Кузнецкий Мост

Слайд 7

«Подошел и вижу глаза лошадиные…»

Слайд 8

«Пришла веселая, стала в стойло… И всё ей казалось – она жеребенок, и стоило жить, и работать стоило».

Слайд 9

Какие ДВА ВЗГЛЯДА НА МИР представлены автором в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям»?

Слайд 11

«Плюс – минус – интересно» ПЛЮС (запиши всё, что понравилось на уроке, вызвало положительные эмоции) МИНУС (запиши всё, что не понравилось на уроке, вызвало неприязнь, показалось скучным) ИНТЕРЕСНО (запиши интересные факты, которые узнал(а) на уроке, что ещё хотелось бы узнать по данной теме, вопросы к учителю)

Слайд 12

Спасибо за отличную работу!



Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы

по теме:

«В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир в стихотворении».

Учитель: Степанова Анастасия Владимировна, МКОУСОШ №38 г. Тулы

Класс: 7

Цели:

а) дидактическая: познакомить школьников с особенностями творчества В.Маяковского, помочь ученикам понять идею стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»; продолжить обучать анализу лирического произведения, совершенствовать навыки выразительного чтения.

б) развивающая: развивать внимание, устную речь, воображение;

в) воспитывающая: воспитывать неравнодушное отношение к живым существам, гуманизм и человеколюбие.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Методы и приемы: беседа, комментированное чтение, выразительное чтение, комментарии учителя, элементы анализа текста.

Оборудование: презентация Power Point; экран, проектор, компьютер, колонки; кроссворд по биографии В. Маяковского, таблица «Плюс – минус – интересно»; текст стихотворения «Хорошее отношение к лошадям».

Ход урока

Слайд 1.

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя.

Сегодня мы с вами впервые будем обращаться к творчеству В.Маяковского, в частности к его стихотворению «Хорошее отношение к лошадям». Личность этого автора, как и его произведения, вызывает много споров. Одни восхищаются творчеством поэта, другие не понимают и не принимают его. В любом случае Маяковский – один из самых ярких людей 20 века.

Мне бы хотелось начать разговор о поэте с одного из самых знаменитых его стихотворений «Послушайте!»

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки
                                           жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит -
чтоб обязательно была звезда! -
клянется -
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
"Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!"
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

Не каждый человек может так написать о звездах, правда?.

- Если Маяковский написал так, как это его характеризует?

- Каким предстаёт перед нами лирический  герой стихотворения?

- К кому он обращается? Слышат ли его? (Если он так настойчиво и надрывно требует, чтобы его послушали, значит, толпа не хочет слышать. Лирический герой отличается от всех.)

  1. Жизнь и творчество В. Маяковского. Знакомство с биографией поэта.

Это только некоторые штрихи к портрету Маяковского. Чтобы правильно понять его произведения, услышать автора, нужно знать о нем немножечко больше.

Слайд 2.

Дома вы прочитали статью в учебнике о В. Маяковском. Я предлагаю вам разгадать совсем не большой кроссворд, посвященный биографии поэта:

1 Г: Как называлось грузинское село, в котором родился поэт? (Багдады)

2 В: Кем Владимир Маяковский мечтал стать в детстве? (художником)

3 В: Место, где Маяковский начал писать стихи. (тюрьма)

1 В: Друг Владимира Маяковского, художник и поэт, который помогает ему войти в мир литературы. (Бурлюк)

4 Г: Что создавал Маяковский, когда работал в окнах РОСТА? (плакаты)

5 В: Какой новый вид записи стихотворных строк изобрел Маяковский? (лесенка)

Некоторые ответы учеников можно прокомментировать.

Маяковский родился в 1893 г. в Грузии. Детство на фоне природы Кавказа было счастливым для будущего поэта.

В 1908 г. умирает отец Маяковского. Семья перебирается в Москву, где Маяковский мог бы учиться на художника. Это была его мечта. Два года учебы в Строгановском училище прерываются арестами из-за подпольной работы.

За участие в подготовке побега политзаключенных Маяковский попадает в тюрьму, где проводит почти год. Там он начинает писать стихи.

Маяковский стремился к новым течениям и в живописи, и в поэзии. Новая жизнь – это новое искусство, устремленное в будущее. Отсюда и название направления в искусстве – футуризм (от лат. futurum – будущее).

Октябрьскую революцию Маяковский встретил восторженно. Работал в «Окнах РОСТА» - Российском Объединенном Советском Телеграфном Агентстве. Это было учреждение, в котором в образной форме, с помощью стихов и карикатур, людям рассказывалось о наиболее важных политических событиях. Стихи и карикатуры Маяковского пользовались особой популярностью. Эти рисунки вывешивались прямо на витрины этого агентства.

Главной темой творчества Маяковского стала борьба за утверждение нового общества. Но он ясно видел и общественные недостатки. Маяковский был бескомпромиссен, потому и неудобен. Поэт покончил с собой в 1930 г.

Маяковский – одна из оригинальнейших, ярчайших творческих фигур 20 века. Его поэтическая система была новаторской и оказала огромное влияние на всю поэзию 20 века.

  1. Постановка проблемного вопроса.

Дома вы прочитали стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». Это ваше первое восприятие произведения.

- Понравилось ли вам стихотворение? Всё ли было понятно?

Слайд 3.

Тема нашего урока звучит так: «Хорошее отношение…» Два взгляда на мир в стихотворении». Поэтому к  концу урока мы должны будем постараться ответить на вопрос: «Какие два взгляда на мир представлены в стихотворении?»

  1. Анализ стихотворения.

5.1. - Что сразу бросается в глаза в форме произведения?

Короткие строки, «лесенка».

- Для чего Маяковский так оформляет свои стихи?

Такое оформление поэтического текста акцентирует внимание на определенных словах и требует особого внимания при чтении.

  1. Ученик выразительно читает стихотворение.
  2. Словарная работа.

Круп – задняя часть тела лошади.

Зевака – тот, кто зевает, слоняется без дела.

Кузнецкий  - улица Кузнецкий мост, одна из центральных улиц Москвы.

  1. Комментированное чтение, анализ.

Били копыта,
Пели будто:
- Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.-
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.

Слайд  4.

- Как передает поэт стук копыт лошади?

- Есть ли такие слова в русском языке?

- А в этом стихотворении они передают это значение? (В данном стихотворении эти слова имеют звукоподражательную функцию)

- Какие звуки повторяются в этих словах? (г-р-п)

- Какой художественный прием использует Маяковский, изображая улицу? (Метафора)

- Как вы понимаете эти слова?

Слайд 5.

Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
- Лошадь упала!
- Упала лошадь!

Слайд 6.

- Как автор изображает зевак? Чем они занимаются?

- Можно ли понять отношение поэта к зевакам? Какое это отношение? (Это бездельники, они равнодушны к чужой боли, смеются над упавшей лошадью. Автор относится к ним с осуждением)

Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные...

Слайд 7.
Улица опрокинулась,
течет по-своему...


Подошел и вижу -
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти...

И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
"Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте -
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь".

- Кто противопоставлен равнодушной толпе зевак?

- Как вы понимаете слова «улица опрокинулась»? (Улица, отразившаяся в глазах упавшей лошади, кажется перевернутой)

- Через подбор синонимов прокомментируйте смысл эпитета «звериная тоска».

- Как вы думаете, почему именно герой проникся сочувствием к упавшей лошади и подошел к ней? (Плачущая лошадь – двойник автора.)

Может быть,
- старая -
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось -
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.

Слайд 8.

- Как повлияли на настроение лошади слова поэта?

- Только ли о лошади писал в этом стихотворении Маяковский?

(Л. Андреев: «В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».)

- В чем главная мысль стихотворения?

  1. Ответ на проблемный вопрос.

Слайд 9.

- Какие два взгляда на мир представлены в стихотворении Маяковского? (1 вариант: поэт и равнодушная толпа; 2 вариант: мир животных и мир людей).

  1. Вновь звучит стихотворение В. Маяковского в исполнении мастеров слова.

Слайд 10.

  1. Подведение итогов урока.

Слайд 11.

Упражнение «Плюс-минус-интересно»

  1. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.
  2.  Выставление и комментирование отметок, полученных учащимися за работу на уроке. Слайд 12.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 7 классе по теме "Анализ стихотворения В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"

Материал содержит развёрнутый конспект урока по теме "Анализ стихотворения В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"...

урок литературы в 8 классе "Тема милосердия в лирике В.Маяковского (по стихотворению "Хорошее отношение к лошадям"

методическая разработка урока по стихотворению В. Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"...

Анализ стихотворения Владимира Маяковского "Хорошее отношение к лошадям".

В данном материале мы знакомимся с содержанием стихотворения, со звуковой организацией речи, со своеобразием стихотворного ритма, с составными и приблизительными рифмами;показываем бессердечие ме...

"Человек милосердный",мир человеческих чувств и отношений,тема гуманизма в стихотворении В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям".(Межпредметный проект на уроках литературы в 7-ом классе).

К теме общения человека с "братьями нашеми меньшими" обращались многие русские литераторы. На современном этапе нравственное воспитание школьников на примере доброты по отношению к животным играет бол...

Открытый бинарный урок «Тема милосердия в русской и английской поэзии (На примерах стихотворений В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и Р.Бёрнса «Новогодний привет старого фермера его старой лошади»)»

Основной задачей учителя является стимулирование познавательной деятельности учащихся. И в этом очень важная роль нестандартных форм обучения, одной из которых является проведение бинарных уроков....