Конспект урока «Дерзай отчизну мужеством прославить» в великий день Полтавской битвы.
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Исследуя характеры и поступки исторических лиц (интегрированная форма урока литература+история), вызвать чувство восхищения и гордости подвигами героев, осмыслить прошлое, выявив художественные средства создания образов Петра I и Карла XII.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poltavskaya_bitva.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Дерзай отчизну мужеством прославить» в великий день Полтавской битвы.

Предмет: Литература и история.

Класс: 7 класс.

Цель: Показать раскрытие темы русского героизма в отрывках поэмы «Полтава» и исторических фактах Северной войны.

Задачи:

  1. Раскрыть значение события Полтавской битвы как переломного в Северной войне.
  2. Выяснить причины победы русской армии под Полтавой.
  3. Дать характеристику участникам событий с исторической и литературной точек зрения.
  4. Проанализировать раскрытие образов Петра I и Карла XII на страницах поэмы «Полтава» А.С. Пушкина.
  5. Выявить художественные средства создания данных образов.

Аннотация к уроку:

Исследуя характеры и поступки исторических лиц (интегрированная форма урока литература+история), вызвать чувство восхищения и гордости подвигами героев, осмыслить прошлое, выявив художественные средства создания образов Петра I и Карла XII.

Ход урока:

Эпиграф:

Вырастешь ты и начнешь узнавать о славе героев,

Отцовскую славу познаешь и мужества мощь непоколебимую.

Вергилий

Деловая игра.

Ведущий: Мы проводим необычную встречу студентов филологического факультета и исторического факультета, на которой исторические факты Северной войны встретятся с художественно-изобразительными средствами описания этих событий в поэме А.С. Пушкина «Полтава». За круглым столом работают две группы и 2 эксперта.

Разминка.

Ведущий: Студенты истфака подготовили вопросы для филологов.

На экране выводятся вопросы:

  1. Какой царь прославил Россию на рубеже 17 - 18 вв.?
  2. Определите основную задачу внешней политики России.
  3. Какое государство мешало России в осуществлении данной цели?
  4. Назовите правителя Швеции в это время?
  5. Каким образом Петр I добился выхода к Балтийскому морю?
  6. Назовите главное сухопутное сражение этой войны.
  7. Когда и где происходила эта битва?

Ответы учеников – филологов.

Заключение эксперта. Ответы были достаточно полными Карл XII в 1707 году вторгся в Россию. Петр I принимает план «томления» шведской армии (отступление и уничтожение запасов, подвижные же конные отряды ежедневно нападали на шведские тылы). Историки до сих пор не могут объяснить, почему Карл XII, собираясь идти на Москву, оказался на Украине. Вероятно, он рассчитывал на поддержку украинского казачества, которую обещал гетман Украины Иван Мазепа, вступивший в тайные отношения со Швецией в 1707 году.

Вот они – главные участники событий тех дней, которым дает описание в своей поэме «Полтава» А.С. Пушкин. (Имена и портреты на доске – Петр I, Карл XII, Иван Мазепа.)

Мы акцентируем наше внимание на двух лицах – правителях государств.

Ведущий: Слово филологам.

Филологи: Писатели и историки по-разному рассказывают о людях и событиях. Сегодня мы говорим о поэме «Полтава» А.С.Пушкина в его восприятии Северной войны.

Вопросы:

  1. «Толпой любимцев окруженный/ Выходит Петр…» Каков правитель? Опишите его.
  2. Отметьте противоречия в изображении Петра.
  3. Какое слово создает противоречивое мнение? («Лик его ужасен», «Он прекрасен/ Он весь как божия гроза»). Уважаемые историки попробуйте объяснить противоречие.
  4. Посмотрите репродукцию картины Репина «Петр I», в какой момент изображен правитель? Какими бы словами из произведения вы озаглавили эту картину?
  5. С какими чувствами А.С.Пушкин описывает Петра? Что передает восхищение поэта Петром?
  6. Какие художественные средства автор использует в описании? Примеры.
  7. Какой мотив повторяется три раза?
  8. Каким А.С.Пушкин изображает Карла? Какие эпитеты использует автор?
  9. Почему поэт, показывая слабость Карла, называет его «героем»?

Заключение эксперта. Мы рассмотрели образы Петра I и Карла, увидели авторскую позицию. 27 июня 1709 года произошла Полтавская битва. Перед тем как вести в бой главные силы царь обратился к воина с речью.

Что сказал Петр I защитникам отечества? Ответы филологов и историков.

Обратимся к документу: «и не помышляли бы бытии за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский. А о Петре ведали бы, что ему житие своё недорого, только бы жила Россия и российское благочестие, слава и благосостояние».

Вашему вниманию предлагаю фрагмент кинофильма «Северная война» (5 мин).

Во фрагменте вы услышали художественное чтение отрывка из поэмы «Полтава». Попробуйте и вы прочитать этот отрывок. (Чтение открывка «И грянул бой, Полтавский бой»).

Вывод: Все мы дети одной матери – России, знать и помнить друг друга – наш долг. Пусть нас среди пространств и времен объединяют история и литература.

Рефлексия участников.

Домашнее задание: Отрывок «И грянул бой, Полтавский бой» выучить наизусть. Параграф учебника по истории, тезисный план.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 7 классе по теме "Великие кадеты"

Данный урок является обобщением опыта учителя по теме: «Формирование духовно – эстетических качеств кадет в условиях урочной и внеурочной деятельности». На современном этапе развития нашего общества о...

Метапредметный урок по информационным технологиям, истории, ИЗО «Один день Сталинградской битвы» 8 класс

                   Метапредметный урок по  информационным технологиям, истории, ИЗО...

Бинарный урок в 7 классе (русский язык и литература) "Полтавская битва. Петр I глазами поэта и историков"

Бинарный урок в 7 классе (История и литература) "Полтавская битва. Петр I глазами поэта и историков". Урок строится на историческом материале и тексте поэмы А.С. Пушкина "Полтава"...

Урок памяти и мужества "75 лет Великой Победе!"

Хорошо, что в школах есть музеи.Значит, нить времён не прервалась.Значит, вместе все-таки сумеемС прошлым удержать незримо связь.Ты в музей пришёл не просто гостем,Память сердца здесь ты оживи.Может, ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ДЕРЗАЙТЕ ОТЧИЗНУ МУЖЕСТВОМ ПРОСЛАВИТЬ!» - внеклассное мероприятие, приуроченное к празднованию Дня защитника Отечества

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ДЕРЗАЙТЕ ОТЧИЗНУ МУЖЕСТВОМ ПРОСЛАВИТЬ!» - внеклассное мероприятие, приуроченное к празднованию Дня защитника Отечества...

Урок мужества "Дерзай те Отчизну мужеством прославить!"

Цели:1) познакомить учащихся с героическими и трагическими страницами истории Отечества, связанными с войной в Чеченской Республике;2) формировать такие качества личности, как патриотизм, гр...