Конспект урока в 7 классе по теме "Великие кадеты"
методическая разработка по музыке (7 класс) по теме

Новодворская Наталья Васильевна

Данный урок является обобщением опыта учителя по теме: «Формирование духовно – эстетических качеств кадет в условиях урочной и внеурочной деятельности». На современном этапе развития нашего общества особенно актуальна задача формирование духовно – эстетических качеств обучающихся.

Поэтому важнейшая задача эстетического воспитания в школе - развитие в учащихся творческого начала.

К данному уроку кадеты могут свободно рассуждать о музыкальном произведении, выражая своё собственное мнение о ней. Знают основные формы музыки; узнают на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов.

Могут выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов. Размышлять о музыке и анализировать ее, выражая собственную позицию относительно прослушанной музыки.

Но самое главное любят исполнять патриотические и военные песни, Кадеты не комплексуют при исполнении вокальных произведений, даже те, у кого ещё не появилась чистота интонации. Они любят петь, не стесняясь своего, не окрепшего голоса.

Существует  мнение, что во время мутации, юноши должны молчать. Но в кадетской школе кадеты поют в мутационный период, так как я использую методику  Д.Е. Огороднова на уроках музыки. Только методика Д.Е. Огороднова «Комплексное музыкально-певческое воспитание», главной задачей которой является бережное воспитание голоса каждого учащегося, постепенное выявление и обогащения его естественного тембра и на этой основе комплексное развитие всех музыкальных  способностей учащихся, дает возможность заниматься с мальчиками и юношами  в предмутационный и в мутационный период.

В связи с отсутствием певческого материала для кадет, я нашла поэтов и композиторов, которые согласились написать для кадетской школы кадетские марши, кадетские вальсы, песню о маршале Жукове.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7kl_velikie_kadety.doc406.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение кадетская школа

г. Волжский Волгоградской области

 «Великие кадеты»

урок музыки

7 класс

Выполнила:

Новодворская

Наталия Васильевна

Учитель музыки

высшей категории

МБОУ кадетской школы

г.Волжский

2011г.


ТЕХНОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Данный урок является обобщением опыта учителя по теме: «Формирование духовно – эстетических качеств кадет в условиях урочной и внеурочной деятельности». На современном этапе развития нашего общества особенно актуальна задача формирование духовно – эстетических качеств обучающихся.

Поэтому важнейшая задача эстетического воспитания в школе - развитие в учащихся творческого начала.

К данному уроку кадеты могут свободно рассуждать о музыкальном произведении, выражая своё собственное мнение о ней. Знают основные формы музыки; узнают на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов.

Могут выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов. Размышлять о музыке и анализировать ее, выражая собственную позицию относительно прослушанной музыки.

Но самое главное любят исполнять патриотические и военные песни, Кадеты не комплексуют при исполнении вокальных произведений, даже те, у кого ещё не появилась чистота интонации. Они любят петь, не стесняясь своего, не окрепшего голоса.

Существует  мнение, что во время мутации, юноши должны молчать. Но в кадетской школе кадеты поют в мутационный период, так как я использую методику  Д.Е. Огороднова на уроках музыки. Только методика Д.Е. Огороднова «Комплексное музыкально-певческое воспитание», главной задачей которой является бережное воспитание голоса каждого учащегося, постепенное выявление и обогащения его естественного тембра и на этой основе комплексное развитие всех музыкальных  способностей учащихся, дает возможность заниматься с мальчиками и юношами  в предмутационный и в мутационный период.

В связи с отсутствием певческого материала для кадет, я нашла поэтов и композиторов, которые согласились написать для кадетской школы кадетские марши, кадетские вальсы, песню о маршале Жукове.


Содержательно – методическое обеспечение урока.

Направлено на решение проблемы:

 «Кадетский корпус в жизни композиторов Римского – Корсакова, Скрябина».

Проблема урока: чему мы можем научиться у Великих кадет?

Вид урока: расширение знаний о творчестве  композиторов – кадет.

Тип урока: «Урок – презентация».

Проектируемый результат:

1. В совместном проблемном поиске, в проектах обучающихся, происходит расширение знаний о творчестве композиторов – кадет.

2.Определяют жанровые особенности музыкальных произведений.

3.В песенном репертуаре урока продолжение военно – патриотической направленности урока.

Ведущие методы:

1. Метод междисциплинарных связей. (История и музыка).

2. Метод стилевого подхода. (Стиль периода творчества).

3. Метод интонационного постижения музыки через приёмы:

(Сопоставление).

4.Метод стимулирования и мотивации учения:

 (Мозговой штурм, учебная дискуссия).

5.Метод организации и осуществления учебных действий и операций:

(Содержательный анализ музыкальных произведений).

Цель урока:

Доказать, что в кадетских корпусах учились  композиторы, прославившие Россию.

Задачи урока:

1.Воспитание патриотических чувств на примере биографий композиторов – кадет и певческого репертуара урока.

2. Подвигнуть кадет к творческому сотрудничеству в проектной деятельности.

3. Расширить эмоционально – музыкальную культуру кадет.

Формы работы:

-исполнение (распевание, повторение песен).

-просмотр проектов «Великие кадеты».

-слушание (сопоставление и анализ).

Формы контроля: рубежный (выявление результата определённого этапа)

Дидактическое оборудование:

-компьютер, проектор, экран.

-музыкальный центр.

-аудиокассеты, компакт СД, ДВД – диски, с видео и музыкальным материалом.

-баян.

-рабочая доска.

-алгоритм постановки голоса.

-папки обучающихся с текстами песен.


Формы

работы

Задачи

Содержание

Музыкальный материал

Ведущий метод

Результат

1.Восприятие

музыки

1.Воспитание патриотических чувств на примере биографий композиторов – кадет и певческого репертуара урока.

2. Подвигнуть кадет к творческому сотрудничеству в проектной деятельности.

3. Расширить эмоционально – музыкальную культуру кадет.

 Направлено на решение проблемы:

 «Кадетский корпус в жизни композиторов Римского – Корсакова, Скрябина».

1.  «Полёт шмеля» Римский - Корсаков

2. «Концерт для фортепиано с оркестром»

Скрябин

Метод контрастных сопоставлений.

В совместном проблемном поиске, в проектах обучающихся, происходит расширение знаний о творчестве композиторов – кадет.

Формы

работы

Задачи

Содержание

Музыкальный материал

Ведущий метод

Результат

2. Вокально-хоровая работа

Познакомить с авторскими песнями, написанными для кадет.

Исполнение кадетских  песен.

1.Распевки:

2.«Знамя гвардейского полка».

3. «Жуков –это победа»

Ю.С.Фомин

Скорик

4. «Марш кадетов».

Ельчанинов. Скорик

5. «Кадетский вальс»

 Ельчанинов. Скорик

Метод

интонацио-

нного постижения музыки

Определение характера песни, её содержание, исполнение.


Ход урока:

1 этап

Распевка:

1. Освоение ступеней лада первого уровня и ладовокальных жестов.

Работа над певческой установкой в положении «сидя» и «стоя» во всех видах работы.

2. Навыки вокальных движений и организация дыхания через алгоритм.

3.  Освоение ступеней лада первого уровня и ладовокальных жестов.

Тактирование:

2х дольный такт ,1-й и 2-й виды «глубь – мель»,

Такт, сильная и слабая доля. Длительности в такте – две четвертных ноты.

4. Освоение навыков декламации художественных стихов.

Лермонтов «Белеет парус одинокий».

5. Навыки художественного тактирования.

Работа в трехдольном размере. Односложные антонимы в трехдольном размере. Введение 2х сложных антонимов в 1–м и 2-ом видах тактирования и ритмические фигуры – (четыре восьмых, четверть с точкой и восьмая)

6. Алгоритм:

1 е установочное упражнение – работа над выдохом и вдохом через нос

2 е упражнение – работа над стаккато и нон легато, над показом и артикуляцией гласного У и слога Уль на слабой доле.

2 этап

Презентация «Великие кадеты».

Кадеты показывают свои работы в электронном варианте.


Учебно – воспитательная работа в кадетских корпусах

Вышел проект инструкций, касающихся преподавания танцев, пения и музыки в кадетских корпусах.

Впервые внеклассные занятия стали существенной час тью учебно-воспитательной работы после реформ образо вания 1861 г. Теперь же они были приняты как обязатель ная форма учебной работы, входящая в распорядок дня военно-учебных заведений на общегосударственном уров не. Это подчеркивало их важнейшее значение в деле воспи тания будущих офицеров.

Система военного образования в России традиционно строилась как единство воспитания (ему отводилась главен ствующая роль) и образования. Важное значение уделялось эстетическому воспитанию. В решении его задач ведущая роль отводилась художественному воспитанию. Одним из главных инструментов эстетического развития воспитанни ков кадетских корпусов было приобщение к музыке. Воен но-педагогическая мысль искала в этот исторический пери од новые заведений поручило научно-музыкальному отделу вы работать проект инструкции по обучению кадет танцам, пению и музыке.

 В обсуждении этого важного вопроса при нимали участие М. А. Балакирев, директор придворной пев ческой капеллы, профессор пения А. Д. Бутовский, профессор консерватории Н. А. Римский-Корсаков, другие препо даватели придворной певческой капеллы. 27 июля 1890 г. утверждается для временного руководства, впредь до издания инструкции, главным начальником военно-учеб ных заведений генерал-майором В. К. Махотиным Общая программа распределения времени и наставление для веде ния внеклассных занятий в кадетских корпусах. Согласно этой программе занятия были обязательными для кадет в те чение всего периода обучения.

От разрозненных коллективов, которые существовали во многом усилиями педагогов-энтузиастов, сделали пере ход к системе обязательного музыкального образования. В кадетских корпусах оно было, например, рассчитано на все семь лет пребывания в корпусе. Существовала классно-уроч ная система обучения с первого по седьмой класс. Много внимания уделялось спорту (плаванию, фехто ванию, гимнастике, верховой езде и др.). Весь комплекс внеклассных занятий оказывал огромное педагогическое воздействие на формирование личности будущего офице ра, охватывал весь спектр интересов юношества.

По сложившейся традиции кадет обучали пению, как наиболее массовому искусству. Это было необходимо,

во-первых, для развития музыкального слуха, насколько воз можно;

во-вторых, для сообщения первоначальных сведе ний по элементарной теории музыки в таком объеме, что бы на основании этого можно было продолжить обучение наиболее способных;

 в-третьих, для приобщения всех ка дет, обладающих слухом и голосом, к исполнению богослужебных песнопений и молитв, многоголосных пьес как в сопровождении, так и а капелла, а также более сложных пьес светского характера. Для этого кадет первого и вто рого классов обучали основам теории музыки и постанов ке пения по два часа еженедельно, без различия способнос тей. Учреждены были смешанные хоры из кадет с третьего по седьмой класс, где они занимались хоровым пением по одному часу в неделю.

Из наиболее способных составлял ся церковный хор, который обеспечивал церковные празд ники и службы.

При обучении пению особое внимание уделялось разъ яснению музыкального значения разучиваемого произве дения, что являлось немаловажным в деле воспитания и образования учащихся: через пение осуществлялось при общение кадет к основам музыкального искусства, приви вался интерес к музыке, давались первоначальные сведе ния о ней. Подбор репертуара как для церковного, так и для смешанного хора был делом очень существенным, так как благодаря ему поддерживался интерес юношей к пе нию, особенно это касалось репертуара церковного хора.

Церковный хор кроме обычного пения литургии, всенощ ной, молебнов и панихиды, кроме гласовых распевов церков ных песнопений исполнял произведения, содержавшиеся в рекомендованных сборниках. В них были заключены лучшие образцы духовной музыки, принадлежавшие известнейшим композиторам: Бортнянскому, Львову, Ломакину.

Важно отметить, что репертуар пьес для церковного хора, как и для общего корпусного, разрабатывался в спе циальной комиссии Педагогического музея военно-учеб ных заведений.

Рекомендовались к исполнению и другие песни:

Патриотические: «Боже, Царя храни»; «Коль славен»; «Гром победы, раздавайся»; «Многие лета, многие лета».

Исторические: «Было дело под Полтавой»; «Уж столи це возвестили»; «Знают турки нас и шведов»; «Грянул вне запно гром над Москвою».

Военные и маршевые: «Взвейтесь, соколы, орлами»; «Гренадеры молодцы»; «Солдатушки ребятушки»; «За Царя, за Русь святую».

Было рекомендовано к исполнению 56 народных пе сен, в числе которых: «Во поле береза стояла»; «Ах ты, по ле мое»; «В темном лесе»; «Вниз по матушке по Волге».

Предпочтение отдавалось произведениям нравствен ного, патриотического и религиозного содержания, имею щим воспитательное и художественное значение. Пение рассматривалось как отрасль образования.

Обучение музыке (игре на различных инструментах) устанавливалось в кадетских корпусах с той же целью му зыкального развития, что и обучение пению. Особо огова ривалось, что главное — не образование солистов, а приоб щение самых широких групп кадет к музыке.

Таким образом, обучение было добровольно-обязатель ное, сочетавшее личные желания и закрепленное распоряд ком жизни корпуса. Более подготовленные ученики зани мались со слабыми  Существовала определенная преемст венность, которая переходила из поколения в поколение.

Вспомним, что молодой кадет Н. А. Римский-Корсаков имел возмож ность заниматься композицией, обучаясь в Морском кадет ском корпусе у знаменитого пианиста Ф. Канилле. Зани мался композицией также и выпускник кадетского корпуса А. Н. Скрябин, а его брат, капитан второго ранга, командир военного корабля, прекрасно играл на фортепиано, был на стоящим виртуозом. Названные формы музыкального вос питания способствовали организованному и эстетически наполненному проведению досуга воспитанников, были направлены на их гармоническое развитие, поднимали общий культурный уровень будущих офицеров.


РИМСКИЙ-КОРСАКОВ
НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ

(18 III 1844, Тихвин - 21 VI 1908, Любенск под Петербургом, ныне Псковская обл.)

Почти через 10 лет после открытия первой русской консерватории в Петербурге, осенью 1871 г. в ее стенах появился новый профессор по классу композиции и оркестровки. Несмотря на молодость - ему шел двадцать восьмой год - он уже приобрел известность как автор оригинальных сочинений для оркестра: Увертюры на русские темы, Фантазии на темы сербских народных песен, симфонической картины по русской былине "Садко" и сюиты на сюжет восточной сказки "Антар". Кроме этого написано немало романсов и в разгаре находилась работа над исторической оперой "Псковитянка". Никому в голову не могло прийти (и меньше всего директору консерватории, пригласившему Н. Римского-Корсакова), что он стал композитором, почти не имея музыкальной подготовки. Римский-Корсаков родился в семье, далекой от художественных интересов. Родители, по семейной традиции, готовили мальчика к службе на флоте (моряками были дядя и старший брат). Хотя музыкальные способности выявились очень рано, серьезно заниматься в маленьком провинциальном городке было не у кого. Уроки фортепианной игры давала соседка, потом знакомая гувернантка и ученица этой гувернантки. Музыкальные впечатления дополняли народные песни в любительском исполнении матери и дяди и культовое пение в Тихвинском мужском монастыре.

В Петербурге, куда Римский-Корсаков приехал поступать в Морской корпус, он бывает в оперном театре и на концертах, узнает "Ивана Сусанина" и "Руслана и Людмилу" Глинки, симфонии Бетховена. В Петербурге же у него появляется наконец настоящий учитель - отличный пианист и образованный музыкант Ф. Канилле. Он посоветовал одаренному ученику самому сочинять музыку, познакомил его с М. Балакиревым, вокруг которого группировались молодые композиторы - М. Мусоргский, Ц. Кюи, позднее к ним присоединился А. Бородин (балакиревский кружок вошел в историю под названием "Могучая кучка"). Ни один из "кучкистов" не прошел курса специальной музыкальной подготовки. Система, по которой Балакирев готовил их к самостоятельной творческой деятельности, заключалась в следующем: сразу же он предлагал ответственную тему, а дальше под его руководством, в совместных обсуждениях, параллельно с изучением произведений крупнейших композиторов решались все возникавшие в процессе сочинения сложности. Семнадцатилетнему Римскому-Корсакову Балакирев посоветовал начать с симфонии. Между тем молодой композитор, закончивший Морской корпус, должен был отправиться в кругосветное плавание. К музыке и друзьям по искусству он вернулся лишь через 3 года. Гениальная одаренность помогала Римскому-Корсакову быстро овладеть и музыкальной формой, и яркой колоритной оркестровкой, и приемами сочинения, минуя школьные основы. Создавший сложные симфонические партитуры, работающий над оперой, композитор не знал самых азов музыкальной науки и не был знаком с необходимой терминологией. И вдруг предложение преподавать в консерватории!.. "Если б я хоть капельку поучился, если б я хоть на капельку знал более, нем знал в действительности, то для меня было бы ясно, что я не могу и не имею права взяться за предложенное мне дело, что пойти в профессора было бы с моей стороны и глупо, и недобросовестно", - вспоминал Римский-Корсаков. Но не недобросовестность, а высочайшую ответственность проявил он, начав учиться тем самым основам, которые должен был преподавать.

Эстетические взгляды и мировоззрение Римского-Корсакова сформировались в 1860-е гг. под влиянием "Могучей кучки" и ее идеолога В. Стасова. Тогда же определились национальная основа, демократическая направленность, основные темы и образы его творчества. В следующее десятилетие деятельность Римского- Корсакова многогранна: он преподает в консерватории, занимается совершенствованием собственной композиторской техники (пишет каноны, фуги), занимает должность инспектора духовых оркестров Морского ведомства (1873-84) и дирижирует симфоническими концертами, заменяет на посту директора Бесплатной музыкальной школы Балакирева и готовит к изданию (совместно с Балакиревым и Лядовым) партитуры обеих опер Глинки, записывает и гармонизует народные песни (первый сборник вышел в 1876 г., второй - в 1882). Обращение к русскому музыкальному фольклору, так же как и подробное изучение оперных партитур Глинки в процессе подготовки их к изданию, помогло композитору преодолеть умозрительность некоторых его сочинений, возникшую в результате усиленных занятий техникой композиции. В двух написанных после "Псковитянки" (1872) операх - "Майская ночь" (1879) и "Снегурочка" (1881) - получили воплощение любовь Римского-Корсакова к народным обрядам и народной песне и его пантеистическое мировоззрение. Творчество композитора 80-х гг. в основном представлено симфоническими произведениями: "Сказка" (1880), Симфониетта (1885) и Фортепианный концерт (1883), а также знаменитые "Испанское каприччио" (1887) и "Шехеразада" (1888). В то же время Римский-Корcаков работает в Придворной певческой капелле. Но больше всего времени и сил он отдает работе по подготовке к исполнению и изданию опер своих покойных друзей - "Хованщины" Мусоргского и "Князя Игоря" Бородина. Вероятно, эта напряженная работа над оперными партитурами обусловила то, что собственное творчество Римского-Корсакова развертывается в эти годы в сфере симфонической.

Более 40 лет длился творческий путь композитора. Вступив на него как продолжатель традиций Глинки, он и в XX в. достойно представляет -русское искусство в мировой музыкальной культуре. Творческая и музыкально-общественная деятельность Римского-Корсакова многогранна: композитор и дирижер, автор теоретических трудов и рецензий, редактор сочинений Даргомыжского, Мусоргского и Бородина, он оказал сильнейшее воздействие на развитие русской музыки. За 37 лет педагогической работы в консерватории у него училось более 200 композиторов: А. Глазунов, А. Лядов, А. Аренский, М. Ипполитов-Иванов, И. Стравинский, Н. Черепнин, А. Гречанинов, Н. Мясковский, С. Прокофьев и др.


Скрябин Александр Николаевич

Дата рождения

25 декабря 1871 (6 января 1872)

Место рождения

Москва

Дата смерти

14 (27) апреля 1915

Место смерти

Москва

Страны

Россия

Биография

Скрябин родился в семье дипломата Н. А. Скрябина. Мать композитора Л. П. Скрябина (урожденная Щетинина) была талантливой пианисткой, учившейся у Теодора Лешетицкого. После её ранней смерти Скрябина взяла на воспитание тётка, так как отец не мог уделять сыну достаточно времени. Уже в пять лет Скрябин умел играть на фортепиано, позже проявил интерес к композиции, однако по семейной традиции (род Скрябиных восходил к XIII веку и насчитывал большое количество военных) был отдан в кадетский корпус. Решив посвятить себя музыке, Скрябин начал брать частные уроки у Георгия Конюса, затем также у Николая Зверева (фортепиано) и Сергея Танеева (теория музыки). Окончив корпус, Скрябин поступил в Московскую консерваторию в классы фортепиано Василия Сафонова и композиции Антона Аренского. Занятия с Аренским не принесли результатов, и в 1891 Скрябин был отчислен из класса композиции за неуспеваемость, тем не менее, блестяще окончив курс по фортепиано год спустя с Малой золотой медалью (Сергей Рахманинов, окончивший консерваторию в том же году, получил Большую медаль, так как с отличием прошёл также курс композиции).По окончании консерватории Скрябин хотел связать свою жизнь с карьерой концертирующего пианиста, но в 1894 году переиграл правую руку и в течение некоторого времени не мог выступать. Восстановив работоспособность руки, Скрябин с супругой уехал за границу, где зарабатывал на жизнь, исполняя преимущественно собственные сочинения. Скрябины вернулись в Россию в 1898 году. В сентябре 1898 Скрябин был приглашён на должность профессора Московской консерватории, а в 1901 году начал преподавание в женском Екатерининском институте, однако в 1902 году он оставляет преподавательскую деятельность, так как она сильно отвлекала его от собственного творчества. До 1910 Скрябин вновь больше времени проводит за рубежом (в основном, во Франции), где выступает как пианист и дирижёр. Вернувшись в Москву, музыкант продолжает концертную деятельность, не переставая сочинять. Последние концерты Скрябина состоялись в начале 1915 года. Композитор умер от сепсиса, возникшего в результате карбункула. Похоронен на Новодевичьем кладбище[1].

3 этап .

Исполнение кадетских  песен.

1.«Знамя гвардейского полка».

2. «Жуков –это победа» Ю.С.Фомин. Скорик

3. «Марш кадетов». Ельчанинов. Скорик

4. «Кадетский вальс»  Ельчанинов. Скорик



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку

Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие:     показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...

Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.

Тема:                   ПричастиеТип урока:          Урок о...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"

Конспект урока в 6 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».

Тема  урока:  « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...