Обзор читательских дневников учащихся 5 класса
материал по литературе (5 класс) по теме

Загуменова Эльвира Михайловна

Опыт работы с читательскими дневниками учащихся, который пригодился и классному руководителю, и администрации, и родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обзор читательских дневников учащихся

 

             

                      Читательский дневник для учителя – это особая форма контроля за тем, читает ли ученик, чем увлечен ребенок в своей внешкольной жизни, это и материал для уроков внеклассного чтения, это и особый срез достигнутого образовательного, культурного, нравственного уровня учащегося. Для ученика – это своеобразный дневник откровений, в который записываются мысли по поводу прочитанного: что тронуло и запомнилось в произведении, чему можно поучиться у героев, а что, возможно, и не понравилось.

                      У каждого из учеников в классе заведен такой дневник. Диапазон прочитанных книг очень широк: от русских народных сказок до познавательных рассказов о странах мира и рыцарях. В них поднимаются различные проблемы, и в первую очередь нравственные, «определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил»*.

                     Обратимся именно к теме нравственности как наиболее важной, имеющей воспитательное воздействие. Предлагаем краткий обзор нескольких читательских дневников по данному вопросу.

Бушмакина Екатерина

Катя читает много, жадно, с удовольствием. В этом учебном году успела познакомиться с рассказами В.Ю.Драгунского, М.М.Зощенко, А.Курляндского и А.Хайта, Ю.Сотника, В.Голявкина, с повестями: «Озма из страны Оз» Л.Ф.Блум, «Версия –bat6 клад» П.Северцева, и другими произведениями. Из большого списка прочитанного можно выделить рассказ М.М.Зощенко «Не надо врать». В своем отзыве ученица делает вывод: «Как бы ни было трудно в сложившихся обстоятельствах, всегда нужно оставаться честным перед собой, окружающими и уметь отвечать за свои поступки».

________________________________________________________________________

* Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ под ред. Чл.-корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой. – 20-е изд., стереотип. М.: Рус.яз., 1989, с.339

                     

Максютина Эльвира

Эту девочку можно выделить, как читающую самые большие по объему произведения. Она редко выбирает рассказы, чаще это повести и романы. Не каждый может похвастаться таким багажом прочитанных книг:

- А.А.Лиханов «Мой генерал»

-Л.И.Кузьмин «Ёлинские петухи»

-А.П.Гайдар «Дальние страны»

-А.Алексин «Узнаете? Алик Деткин!»

-К.Булычев «Заграничная принцесса»

-Т.Крюкова «Ловушка для героя»

Эльвира очень эмоционально пишет о героях, с которыми путешествовала, совершала подвиги, училась хорошему, доброму, главному  и событиях, не оставляющих равнодушными читателей: «Очень увлекательная книга!». По-взрослому заманивает в книгу недетской недосказанностью: «И вот однажды!..»

Усманова Нинэль

Нинэль - единственная из класса, у которой есть среди прочитанного поэтический сборник «Лучшие стихи для детей». Это, своего рода, показатель высокого культурного развития ребенка. «Стихи – это «мгновенные фотографии времени», то есть емки и оперативны, … их надо не просто читать, еще и «разгадывать»… Над некоторым стихом-миниатюрой иной раз размышляешь как над романом», - говорит известный учитель-словесник Е.Н.Ильин.* Девочка познакомилась с  повестями Ричи Достян, в которых поднимаются вопросы дружбы, взаимопонимания взрослого человека и ребёнка, здорового человека и инвалида, ребёнка, имеющего семью, и сироты.

Сидоров Роман

Вот кто по-настоящему увлечен познавательной литературой! Он прочел рассказы Д.О.Хвостова и В.И. Малова о разных странах, морях и океанах, о бесстрашных рыцарях и их доспехах.

Мещанинова Кира

У Киры в дневнике много записей о  произведениях зарубежных авторов: Марка Твена, В.Ронышена, Р.Киплинга. Хочется особо отметить: сказку философского содержания И.Ивановой «Разум и счастье», над содержанием которой еще нужно подумать, и  известную во всем мире роман-сказку  Ю.Олеша «Три толстяка», которая стала художественным фильмом, балетом, мультфильмом, но при этом не потеряла читательского интереса. Более того, какой бы яркой ни была экранизация, книга всегда богаче и к ней в любое время можно и хочется вернуться.

________________________________________________________________________

* Иванихин В.В. Почему у Ильина Читают все?: Кн. Для учителя. – М: Просвещение, 1990, с.8

Шавалеева Иляна

Трогательно и осторожно, словно, боясь обидеть кого-то из героев, размышляет над прочитанным в своем дневнике Иляна: «я почувствовала жалость», «поучительна концовка рассказа», «повлияли на судьбу Рыжика», «Алеша волнуется, нервничает». Среди произведений хочется выделить повесть А.Свирского «Рыжик», рассказы  В.Голявкина «Совесть» и Н.Носова «Огурцы». Все они четко указывают юному читателю на едва уловимую грань между плохим и хорошим, учат думать, жить по совести.

Дьяконов Иван

Ваню привлекают произведения, повествующие о жизни, повадках и приключениях наших четвероногих друзей, а также о сосуществовании  и взаимоотношениях животных и человека. Чтение такого рода художественной литературы формирует такие качества личности как доброта, отзывчивость, чуткость. Ученик познакомился с рассказами замечательных писателей ХХ века: К.Паустовского, А.Куприна,  Л.Андреева, И.Бунина.

Павлова Алина

Народные сказки и рассказы о школьной жизни особенно интересны для Алины. Она прочла большое количество русских, нанайских, татарских, удмуртских, марийских, башкирских и  абхазских сказок. В статье  «Мир сказок и былин» Д.С.Лихачев  пишет: «Разумеется, впечатление  сказочного чуда не есть единственная причина того или иного благородного дела, но можно не сомневаться в том, что в числе многих причин могут быть и впечатления, вынесенные из знакомства со сказками…»*

Произведения о сверстниках особенно близки и понятны любому школьнику. В них дети ищут ответы на вопросы, которые волнуют, алгоритмы по поведению в сложной жизненной ситуации, наконец, самих себя.  

Мезенцева Анастасия

Как будущей художнице Насте необходимы специальные знания, поэтому в списке прочитанного научные и исследовательские статьи:

- В.В.Стасов «Избранные статьи о русской живописи»,

- А.Варшавский «Судьбы шедевров»,

- Е.Каменева «Твоя палитра».

Двоеглазов Дмитрий

Для романтиков и любителей приключений написаны произведения А.Грина, В.Крапивина, В.Гусева, которые приглянулись ученику.

 

______________________________________________________________________________________________________

* Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести/ Авторы вступит. статей, сост. и коммент. В.П. Аникин, Д.С.Лихачев и Т.Н.Михельсон; Переизд. – М.: Дет.лит., 1989. -  с.14

Ильин Константин

В ногу со временем шагает Костя: он уже познакомился с книгой Дж.К.Ролинг «Гарри Поттер и Кубок огня». Сказка, которая свела весь мир с ума! Читая её, понимаешь: волшебство – не только магия. Это еще и любящее сердце, верное в дружбе и бесстрашное в беде.

Головенкина Анна

Среди произведений, записанных в читательском дневнике девочки, можно выделить фантастическую повесть К. Булычева «Путешествие Алисы». По словам Ани, повесть начинается со сборов в экспедицию группы учёных, вместе с ними едет Алиса. С этого момента и начинаются необыкновенные приключения, о которых увлекательно рассказывает автор.

Козьмодемьянов Денис

За первое полугодие учебного года познакомился с разными произведениями:  веселыми и поучительными рассказами И.Пивоваровой, В.Голявкина  и В.Драгунского,  народными и авторскими сказками.

Шувалова Ольга

Оля находит для чтения серьёзные произведения:

- Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

- И.Бунин «Танька»

- А.Толстой «Русский характер»

- рассказы К.Паустовского

Подобная литература, несомненно, оставит положительный след в душе каждого читателя, заставит возвратиться к ней в трудную минуту,  и она обязательно поможет.

           Подводя итог обзору читательских дневников, следует отметить ряд положительных моментов:

  1. широта читательских интересов учащихся;

     2)  прочтение произведений не только современных писателей, но и признанных мастеров литературы (Л.Н.Толстого, А.К.Толстого, И.Бунина, К.Паустовского, А.Куприна,  Л.Андреева и других);

3)  обращение учеников к нравственным проблемам в произведениях;

  1.  чтение произведения «по цепочке», т.е. рекомендация прочитанной книги, что, в свою очередь, укрепляет дружеские связи между учащимися и способствует сплочению коллектива.

                   2007-2008 учебный год

                   5 «б» класс

Учитель литературы: Загуменова Э.М.

                   Классный руководитель: Кашина Н.К.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

 

                                         

      Книга по-настоящему интересна, когда в ней вдруг обнаруживаешь самого себя и отклик на то, что подспудно или въяве тревожит, мучает.

Е.Н.Ильин



Предварительный просмотр:

ОБЗОР ЧИТАТЕЛЬСКИХ ДНЕВНИКОВ УЧАЩИХСЯ

5 «б» класса (2007-2008 учебный год)

№ п/п

Ф.И. учащегося

Аккуратность (по пятибальной шкале)

Логика изложения (по пятибальной шкале)

Количество записей в дневнике

Объем прочитанного

Количество лирических произведений

Количество произведений зарубежной литературы

Количество произведений русской классической литературы

Количество произведений современной литературы

1

Борисов Стас

3

3

7

Рассказы, сказки

-

2

-

2

2

Бушмакина Екатерина

5

5

38

Рассказы и сказки, 7 повестей

3

4

3 (сказки Пушкина)

22

3

Головенкина Анна

4

4

10

Рассказы, сказки, повесть

4

2

4

3

4

Горбунов Глеб

3

3

22

Сказки, 3 повести

-

2

-

5

5

Двоеглазов Дмитрий

4

4

12

Рассказы, сказки

4

-

6

3

6

Дьяконов Иван

5

5

24

Рассказы, сказки

4

2

8

9

7

Завалина Анна

3

4

8

4 повести, сказки

2

-

2 (сказки Пушкина)

4  

8

Козьмодемьянов Денис

4

3

22

Рассказы, сказки, 2 повести, Библия

4

3

4 (сказки Пушкина)

11

9

Кудрявцева Татьяна

5

5

15

Рассказы, сказки, 8 повестей

3

7

3

2

10

Летникова Ксения

4

4

7

Рассказы и сказки, 2 повести

-

2

-

3

11

Максютина Эльвира

5

5

34

Сказки, рассказы, 2 роман, 18 повестей,

4 (1 из них – сборник стихотворений М.Ю.Лермонтова)

6

5

20

12

Мезенцева Анастасия

5

4

24

Рассказы, сказки, мифы, 4 повести, литература по искусству (4 экз.)

5

3

5 (сказки Пушкина)

5

13

Мещанинова Кира

5

5

30

Сказки, рассказы, повести

3

5

5

9

14

Мингазова Алия

4

4

Рассказы, сказки,

1

3

-

1

15

Павлова Алина

5

5

26

Рассказы, сказки, 3 повести

3

3

3

8

16

Семаков Иван

3

3

4

Сказки, рассказы, 1 повесть

-

-

-

2

17

Тетерев Виктор

4

3

9

Рассказы, сказки, детективы

1

1

2

3

18

Усманова Нинэль

4

5

14

Рассказы, сказки, 7 повестей, энциклопедия

4

3

2

7

19

Филиппов Илья

3

3

11

Рассказы, сказки, стихотворения, энциклопедия

1

4

1

4

20

Шавалеева Иляна

5

5

18

Рассказы, сказки, басни, энциклопедия

5

-

4

11

21

Шувалова Ольга

4

3

19

Сказки, рассказы, 1 повесть

-

-

7

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как вести читательский дневник

Данная статья поможет учащимся понять КАК и ЗАЧЕМ? ведётся читательский дневник....

Мастер - класс "Электронный читательский дневник школьника"

Автор рассматривает  возможность интересной и продуктивной организации процесса приобщения подростков к книге, приучения их еще в школе к систематическому чтению через использование социальных се...

Читательский дневник 5 класс, 8 класс

Примерный образец  заполнения читательского дневника в 5 и 8 классах....

Урок внеклассного чтения "Мой читательский дневник" для учащихся и родителей 5 класса

Тема: «Читательский  дневник  школьника». Тип  урока:  изучение нового материала. Технология: урок – мастерская. Форма деятельности: групповая, фронтальная. Участ...

СПИСОК КНИГ НА ЛЕТО НА 7 КЛАСС Заводим Читательский дневник, чтобы не забыть, что прочитали летом. Что пишем в дневнике (о каждом произведении на новой странице): 1. Автор. Название. Главные герои. 2. Время и место действия. 3. Мои

СПИСОК КНИГ НА ЛЕТО НА 7 КЛАСС Заводим Читательский дневник, чтобы не забыть, что прочитали летом.Что пишем в дневнике (о каждом произведении на новой странице):1....

Как вести читательский дневник? Шпаргалка для учащегося

Как вести читательский дневник? Шпаргалка для учащегося 5-11 классы...

Организация работы с читательским дневником как средство формирования читательской самостоятельности школьников 5-9 классов. Описание практики.

      Читательская самостоятельность – это способность читателя без постороннего вмешательства обращаться к книгам, предварительно определив для себя цель  чтения, и у...