Методическая разработка итогового урока по теме "Поэзия Серебряного века", литература 11 кл.
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Соколова Вера Прокофьевна

Данная методическая разработка содержит презентацию, план-конспект урока и аудиозаписи песен Вертинского и "Песни Сольвейг" из оперы Э. Грига " Пер Гюнт".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_plan.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «СУДЕБ СКРЕЩЕНЬЕ»

(Урок-литературное кафе по поэзии Серебряного века)

ЦЕЛЬ: показать необыкновенную проникновенность судеб, поэтических творений;показать, как личные взаимоотношения становятся вдохновением, рождают незабываемые поэтические строки, которые стали неотъемлемой частью русской души;  продолжить формирование поэтической культуры старшеклассников.

ОФОРМЛЕНИЕ: горящая свеча- символ жертвенного горения человеческой души,компьтерные видеослайды, аудиозапись, выставка книг,симвовы поэтических кафе»Летучая мышь» и «Домино».

ХОД УРОКА

Звучит мелодия «Песня Сольвейг» Э. Грига - музыкальный символ всех уроков по поэзии Серебряного века.

УЧИТЕЛЬ: Сегодня у нас не совсем обычный урок: сегодня мы попытаемся побывать в кругу родственных поэтических душ, родственных мыслей и переживаний. В кругу поэтов, который от обычного круга, несущего защищенность и покой, всегда трагически распахнут в мир, разорван этим миром. Поэтому символом сегодняшнего урока будет     свеча-символ жертвенного горения души, символ земного пути: умереть, чтобы жить в душе, душах.

В те времена поэты собирались либо в литературных салонах, либо литературных кафе. «Летучая мышь» - одно из таких мест. Давайте мысленно перенесемся в ту атмосферу. Полумрак… Голубоватые облачка дыма…Дребезжащие звуки пианино… Извивающиеся фигуры, страстно танцующие модное танго под завораживающий голос Александра Вертинского. ( Звучит танго «Магнолия». в исполнении А. Вертинского).

                                           СМЕЮ ЛИ Я ТАК ВАС НАЗВАТЬ? ВЕДЬ ВЫ- ВОПЛОЩЕН-

                                           ПОЭЗИЯ, ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ, ЧТО УЖЕ САМО ИМЯ ВАШЕ-

                                           СТИХОТВОРЕНИЕ.

                                                                       М.Цветаева.

УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ: Создать слова из имен и фамилий поэтов: Марина Цветаева, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Борис Пастернак. ( Например: цвет, Ева, сила, т. д.)

1.чтец:  Ты солнце мне в выси затмишь

             Все звезды в твоей горсти!

            Ах, если бы – двери настежь-

           Как ветер к тебе войти!

               И затрепетать, и вспыхнуть,

              И круто потупить взгляд,

             И, всхлипывая, затихнуть,

           Как в детстве, когда простят.

                                                           (М.Цветаева - А.Ахматовой)

 2. чтец: То были годы ее первых стихов и необыкновенных, и неожиданно шумных триумфов. Прошло два - три года, и в ее глазах, и осанке, и в ее обращении с людьми наметилась одна главная черта ее личности: величавость. Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно величавость: «царственная», монументально важная поступь, нерушимое чувство уважения к себе, к своей высокой писательской миссии.

                                                            ( К.Чуковский. Воспоминания.)

3. чтец:        «Красота страшна»- Вам скажут,-

                      Вы накинете лениво

                      Шаль испанскую на плечи,

                      Красный розан в волосах.

          «Красота проста» - Вам скажут,-

          Пестрой шалью неумело

          Вы укроете ребенка,

          Красный розан на полу.

                   Но рассеянно внимая

                   Всем словам, кругом звучащим,

                  Вы задумаетесь грустно

                 И твердите про себя:

             «Не страшна и не проста я

               Я не так страшна, чтоб просто

               Убивать; не так проста я,

               Чтоб не знать, как жизнь страшна…»

                                                     ( А.Блок – А.Ахматовой )

4. чтец: « Творчество Блока воспринимаю, как высоту поднебесную. Ни о какой сопричастности к этой высоте и помыслить не смею - только коленопреклоняюсь.» М. Цветаева.

5. чтец:       Ты проходишь на запад солнца,

                    Ты увидишь вечерний свет.

                    Ты проходишь на запад солнца,

                    И метель заметает след.

       Мимо окон моих- бесстрашный-

       Ты пройдешь в снеговой тиши,

       Боже праведник прекрасный!

      Свете тихий моей души!

                    Я на душу твою – не зарюсь!

                    Нерушима твоя стезя.

                    В руку, бедную от лобзаний,

                    Не вобью своего гвоздя.

       И по имени не окликну,

       И руками не потянусь.

       Восковому святому лику

       Только издали поклонюсь.

                       И под медленным снегом стоя,

                       Опущусь на колени в снег-

       Там, где поступью величавой

       Ты прошел в гробовой тиши,

       Свете тихий, святые славы,

     Вседержитель моей души.

                              ( М.Цветаева – А.Блоку)

6. чтец:      Имя твое – птица в руке,

                  Имя твое – льдинка на языке.

                 Одно-единственное движенье губ.

                 Имя твое – пять букв.

                 Мячик, пойманный на лету,

                 Серебряный бубенец во рту

        Камень, кинутый в тихий пуд,

       Всхлипнет так, как тебя зовут.

       В легком щелканье конных копыт

       Громкое имя твое гремит.

       И назовет его нам в висок

       Звонко щелкающий курок.

                Имя твое – ах, нельзя! –

                Имя твое – поцелуй в глаза,

                В нежную стужу холодных век.

                Имя твое – поцелуй в снег.

                Ключевой, ледяной глоток.

                С именем твоим – сон глубок.

                 ( М.Цветаева – А.Блоку)

УЧИТЕЛЬ:  В триединство цветаевской любви входили Ахматова, Блок, и Мандельштам. Именно Мандельштам стал после приезда в Петербург первым цветаевским увлечением, пленив ее высокой степенью словесного совершенства. «Если существует Бог поэзии,- писала Марина,- то Мандельштам – его гонец.» В своей влюбленности М.Цветаева пишет стихи, которые читаются как пылкие, нежные признания в любви и перекликаются друг с

другом вопреки всем верстам годов и разлук.

7.чтец:          Никто ничего не отнял-

                      Мне сладостно, что мы врозь!

                      Целую вас через сотни

                      Разъединяющих верст.

    Я знаю: наш дар - неравен

    Мой голос впервые – тих.

    Что Вам, молодой Державин,

    Мой невоспитанный стих!

                      На страшный полет крещу Вас:

                    -Лети, молодой орел!

                     Ты солнце стерпел, не щурясь,-

                     Юный ли взгляд мой тяжел?

    Нежней и бесповоротней

    Никто не глядел Вам вслед…

    Целую Вас – через сотни

    Разъединяющих лет.

                ( М.Цветаева – О.Мандельштаму)

8 чтец:  Целую локоть загорелый

             И лба кусочек восковой,

            Я знаю: он остался белый

            Под смуглой прядью золотой.

Целую кисть, где от браслета

Еще белеет полоса.        

Тавриды пламенное лето

Творит такие чудеса.

            Как скоро ты смуглянкой стала

           И к Спасу бедному пришла!

           Не отрываясь целовала,

           А гордою в Москве была.

           Нам остается только имя:

           Чудесный звук на долгий срок.

          Прими ладонями моими

         Пересыпаемый песок.

                        ( О.Мандельштам – М. Цветаевой)

 Звучит песня на стихи М.Цветаевой « Мне нравится, что Вы больны не мной»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка итогового урока по проекту"По зелёной тропе -в глубины истории" в 8 классе

Данный урок является итоговым уроком проекта "По зелёной тропе - в глубины истории"  в 8 классе. Целью данного урока является показать результаты работы учащихся над поректом - это экскурсии -пре...

методическая разработка итогового урока истории по теме СССР в 1953-1964 гг.

Содержит задания типа ЕГЭ для самостоятельной работы...

Методическая разработка итогового урока по творчеству Ф. И. Тютчева.

Творческий смотр знаний предполагает выявление общего и индивидуального уровня знаний учащихся жизни и творчества Ф.И. Тютчева . На предшествующих уроках рассматривался круг тем его...

Методическая разработка итогового урока по истории в 11 классе

Повторение, обобщение, систематизация и закрепление знаний, полученных при изучении тем «Советский Союз  первые послевоенные десятилетия 1945-1964» как средство подготовки к ЕГЭ...

Методическая разработка итогового урока обществознания в 10 классе. Тема урока: «Парламентаризм в России. Роль политических партий в формировании демократической системы власти».

Развитие способности понимать общественную обусловленность данного политического периода, критически анализировать полученную политико-социальную информацию, определять собственную позицию и соотносит...

Методическая разработка итогового урок литературы в 5 классе по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

Заключительный урок по рассказу И.С.Тургенева "Муму" представляет собой урок-исследование. Целью его является выявление главной мысли произведения - о протесте против угнетения человека человеком....

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.Образ Петербурга в поэзии Серебряного века

закрепить основные знания, умения, навыки анализа художественного  произведения, совершить заочную экскурсию по Петербургу, показать учащимся своеобразие изображения  этого города Блоком, Ах...