МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДАМ
олимпиадные задания (литература, 5 класс) по теме

Пивненко Татьяна Витальевна

ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ ПОЗВОЛЯЕТ ПОДГОТОВИТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ К РАЙОННЫМ ОЛИМПИАДАМ

Скачать:


Предварительный просмотр:

10 класс

I. Работа с текстом художественного произведения

Проведите лингвистический анализ стихотворения А. Фета «Учись у них – у дуба, у березы».

Учись у них – у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой

Сердце рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

II. История русского языка

1. Одной из древнейших приставок в славянских языках была приставка *ра-.

Проанализируйте значение слов, в которые она входит, и определите первоначальное значение этой приставки.

Русск.: пасека, падчерица; словацк.: pakľuč («отмычка»), pazvuk («призвук»).

2. Подберите синонимы к фразеологическим оборотам:

Втирать очки –

Как вкопанный –

Тянуть канитель –

Седьмая вода на киселе –

3. Докажите, что указанные слова являются близкими «родственниками»:

нож – заноза, завтрак – утро.

 

III. Нормы русского литературного языка

1. Расставьте ударение в словах и словосочетаниях. Укажите равноправные нормативные варианты.

Втридорога, дозвонишься, донельзя, завидно, завсегдатай, закупорить, звонит, избалованный, исчерпать, каталог, квашение, клала, красивее, кремень.

2. Вставьте в слова пропущенные буквы и объясните, какому принципу орфографии подчиняется написание этих слов.

Стип…ндиальный; изморо…ь; изморо…ь; о…дохнуть; на стул…; син… (море), слыш…т; р…зыграть – р …зыгрыш, к…рзина, ст…кан, п…л…садник, к…мп…зиция; ож…г руки – ож…г руку.

3. Русская этикетная система сегодня не установлена: старая система обращений нарушена, а новая не создана. Как вы относитесь к обращению «товарищ» и «господин» («госпожа»)? Создайте лингвистическую миниатюру в свободной форме.

4. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от слов:

Апельсин, баржа, блюдце, ботинок, килограмм, монгол, носок, чулок, партизан, помидор, простыня, просьба, солдат.

IV. Язык художественного произведения

1. « - Я эфтим хочу сказать, милостивый государь, (Павел Петрович, когда сердился, с намерением говорил «эфтим» и «эфто», хотя очень хорошо знал, что подобных слов грамматика не допускает. В этой причуде сказывался остаток преданий Александровского времени. Тогдашние тузы, в редких случаях, когда говорили на родном языке, употребляли одни – эфто, другие – эхто: мы, мол, коренные русаки, и в то же время мы вельможи, которым позволено пренебрегать школьными правилами)…».

 Почему неправильные, с точки зрения русской грамматики слова, воспринимались «тузами» как типично «русские»? Объясните происхождение выделенных в тексте слов. С какой целью Павел Петрович их употребляет?

2. Назовите, как называется такой шуточный языковой приём, где обыгрываются значения слов.

3. Что такое оксюморон? Какое языковое явление лежит в основе этого стилистического приёма? Приведите примеры из художественных текстов.

V. Современный русский язык

1. Чем различаются по своему значению пары слов? Как называются такие слова?

 Доверительный – доверчивы

 Предоставить – представит

 Болотистый – болотный

 2. Мы говорим : «Дом сгорел дотла». Объясните, что такое «тло»?

Подберите и запишите родственные слова .

3. Монолог, монография, монолит, монотонно. Что обозначает каждое из этих слов и что означает общая часть этих слов моно ?

4. Как перечислить дни недели по порядку ( 5 дней ), не называя при этом ни числа, ни дня? Какие наречия могут помочь Вам в этом? Свой ответ аргументируйте.

5. Слово «ярый» первоначально означало «весенний», от данного слова при помощи суффикса -ов-(ой) образовано прилагательное «яровой». Исходя из этого, постарайтесь ответить, что означает «яровая пшеница» и «яровая рожь». Подберите и запишите антонимы к этим словам:

Яровая пшеница -

Яровая рожь –

VI. Творческая работа

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово!

Выскажите свое отношение к этим словам А.А. Ахматовой в форме сочинения-миниатюры в жанре эссе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для подготовки к олимпиаде по русскому языку.

Данный материал предназначен для подготовки к олимпиадам по русскому языку  (9-11 класс)....

Материал для подготовки к олимпиаде

Всероссийская олимпиада  школьников по русскому языку (школьный этап)9 класс,   2014 /2015 учебный годВремя выполнения задания: 3 часа  (180 минут)...

Материал для подготовки к олимпиаде МХК

Данный материал включает  задания и ответы с разбором по олимпиаде МХК для 10 класса....

Материал для подготовки к олимпиаде

Ребята!Сейчас на сайте Freie Universität Berlin проходят открытые лекции, посвященные истории Германии, страноведению, социальным аспектам и т.д.Для всех интересующихся - свободный доступ.Будет полезн...