Формирование универсальных учебных действий на уроке литературы в 5 классе с использованием УМК Г.С.Меркина.
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Тест по рассказу А. Платонова «Никита»

Урок литературы в 5 классе с использованием УМК  Г.С.Меркина.

Тема: А.П. Платонов: детство, начало литературной деятельности. Рассказ «Никита».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_5_kl.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование  универсальных  учебных действий на уроке литературы в 5 классе с использованием УМК  Г.С.Меркина.

                             

 

г. Новошахтинск

2012г.

Урок литературы в 5 классе с использованием УМК  Г.С.Меркина.

Тема: А.П. Платонов: детство, начало литературной деятельности. Рассказ «Никита».

Предкоммуникативный этап урока.

Цели: 

1) Обучающие:

а) познакомить с личностью А.П. Платонова и творчеством писателя

б) продолжить работу над литературными понятиями

2) Развивающие:

а) развитие компетенций учащихся, связанных с образным мышлением

б) развитие навыков комментированного чтения

3) Воспитывающие:

а) воспитывать доброту и любовь к ближнему.

Задачи: 1) Развивать познавательный интерес к творчеству писателя

               2) Освоить понятие заглавный герой

               3) Научить кратко излагать свои мысли в устной форме.

Тип  урока: изучение нового материала.

Методы: репродуктивный

                 эврестический

Приемы: повторение вопросов теории литературы, слово учителя, комментирование текста, постановка вопросов и ответы на них, толкование слов.

Формы обучения: общеклассная

                                 Групповая

Оборудование урока: портрет А.П. Платонова, издания  сказок писателя, рассказов для детей, презентация.

План урока: 1) Слово о А. Платонове (сообщение учащегося) – 5 мин.

                        2) Чтение учителем текста рассказа -15 мин.

                        3) Подробный разбор прочитанного учителем текста. Ответы на вопросы. Обучение комментированию эпизода – 20 мин.

                        4) Итоговая беседа. Тест – 5мин.

Ход урока.

  1. Рассказ о А. Платонове.

Сообщение учащихся  по вступительной статье учебника с.66-69 и дополнительному материалу, предложенному учителем.

Слово учителя о сказках А. Платонова (познавательные УУД).

А какие сказки вы знаете? Читали произведения А. Платонова ?

( «Две крошки», «Финист – Ясный Сокол», «Волшебное кольцо», литературное переложение башкирских народных сказок).

Помимо сказок А. Платонов писал еще и рассказы.

  1. Выразительное чтение рассказа учителем

Подробный разбор прочитанного учителем текста.

 После чтения обязательно расспросим детей о том впечатлении, которое произвел на них рассказ.

Коммуникативный этап урока.  

Вопросы для вступительной беседы к рассказу:
      — Какие чувства у вас вызвал рассказ?
      — Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве? Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе?
(регулятивные УУД – саморегуляция)
1.Почему рассказ называется «Никита»? Кто является главным героем рассказа? ( Рассказ назван по имени главного героя).

Герой, чьим именем названо произведение, называется заглавным героем (записывают определение в тетрадь).

2.О каком времени говорится в рассказе?  (Военное время, окончание ВОВ.)

3.Каким был Никита, когда отец ушел на войну?  ( «Грудничком еще был»)

4.А теперь ему сколько лет?  ( «Пять лет от роду»)

5.Значение каких слов в тексте вам было непонятно?

( горница, сени, плетень, трудодень, век вековать).  (Приложение 1)

Обсуждение значения этих слов  ( после обсуждения на экране появляются слова с правильным лексическим значением).

      Поможем детям выделить три основные части рассказа:
      1. Мама уходит на работу. (От начала до слов: «...и его облако закроет».)
      2. Никита «живет» один. (От слов: «Оставшись один...» — до слов: «...и мать Никиты давно ушла с поля ко двору».)
      3. Возвращение отца. (От слов: «Дома Никита увидел мать» — до конца рассказа.)

Вопросы для работы по частям текста:

  1. Почему Никита оставался один?
  2. Чему научила мальчика мама?
  3. Почему мальчик пошел во двор?
  4. Как мальчик воспринимал старую бочку?
  5. Почему он представлял себе существо, живущее в бочке, злым?
  6. Как вспоминал Никита о дедушке?
  7. Почему его напугал колодец?
  8. Что еще придумал Никита, общаясь с внешним миром?
  9. Как фантазия мальчика представила ему баню и чужого петуха?
  10. Почему все силы вокруг него представлялись Никите враждебными?
  11. Почему Никита решил идти к маме?
  12. Какие слова произнес отец при встрече с сыном?
  13. Почему, по мнению Никиты, замолчали все злые голоса?
  14. Как изменилось отношение Никиты к миру?

15.Понял ли отец фантазии мальчика?




  1. Обучение комментированному чтению

Для этого сложного вида работы возьмем эпизод встречи с отцом (с.75)

  1. Выразительное чтение эпизода.
  2. Выделение идейных центров эпизода:

- Мать и старый солдат

- Никита на руках отца

- Разговор Никиты с отцом

 - Никита и внешний мир

                3. Комментирование идейных центров

- Как мать отнеслась к возвращению мужа? О чем это говорит? (Ученики скажут, что она плакала, не отводила глаз, значит ей было тяжело, она любила его и ждала возвращения).

- Что почувствовал Никита на руках отца? ( Запах, идущий от отца, умиротворил Никиту, успокоил, что говорит о глубокой внутренней связи отца и сына).

- Какой вопрос задал Никита и почему? (Мальчик привык быть один, ему трудно было поверить в свое счастье).

- Какую фразу в ответе отца и почему  выделил Никита? (Он выделил фразу: «Теперь уж век буду с тобой вековать…». Теперь он поверил, что отец больше не уйдет).

- Какую роль играет эта сцена в рассказе? (Возвращение отца совершенно изменило жизнь Никиты: мир перестал казаться враждебным, мальчик обрел покой. Сцена рассказывает о роли мужского начала в жизни ребенка, об изменении мировоззрения мальчика: от созерцательности к активному действию).

- Как вы понимаете концовку рассказа?

 (ответ на вопрос  учебника на с.77).




Посткоммуникативный этап урока

  1. Итоговая беседа.

Сегодня мы подробно познакомились с рассказом А. Платонова «Никита». Давайте посмотрим, все ли у нас получилось (беседа, обсуждение целей, задач).

Предлагается тест (Приложение 2) по знанию содержания рассказа (выполнение учащимися заданий теста)

Взаимопроверка выполненных тестов.

Домашнее задание (дифференцированное):

  1. Для всего класса: 

нарисовать рисунок - иллюстрацию понравившегося эпизода и уметь объяснить устно или письменно свой выбор.

  1. Индивидуальное задание:

привести примеры фантастики в фольклорных, мифологических произведениях и  произведениях писателей.

Приложение 1


Из толкового словаря С.И. Ожегова

Горница – чистая половина крестьянской избы

Сени – в деревенских избах и в старину в городских домах: помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Плетень – изгородь из сплетенных прутьев и ветвей.

 Трудодень – единица учета труда колхозников.

Век вековать – (устар.) проводить всю жизнь.



Приложение 2

Тест по рассказу А. Платонова «Никита»

Вариант №1.

А1. По мнению Никиты в колодце жил:

           а) черт

           б) домовой

            в) кикимора

            г) великан

В1. Что хотел узнать Никита, оставшись один дома?

____________________________________________________________

В2. Где теперь жил дедушка по мнению Никиты?

____________________________________________________________

Тест по рассказу А. Платонова «Никита»

Вариант №2.

А1. Сколько лет было Никите?

         а) 3

         б) 5

         в) 6

         г) 4

В1. Кем стала бабушка?

____________________________________________________________

        В2. Что сказал Никита всем, кто жил во дворе, когда наутро, после возвращения отца, он вышел во двор?      



Ответы

Вариант №1.

А1. г) великан

В1. – то, чего он не знал

В2. - на солнце

Вариант №2.

А1. б) 5

В1. – банькой

В2. – к нам отец пришел. Он век будет с нами вековать.

Литература: 

  1. Меркин Г.С. Литература 5. –М.: Русское слово, 2006г.
  2. Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. Программа 5-11 класс;
  3. Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Планирование и материалы к учебнику 5 класса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы средствами проектно-исследовательской деятельности

В работе представлен опый работы по данной проблеме, показаны формы, мотивирующие детей на изучение литературы....

Развитие универсальных учебных действий на уроках литературы

На примере работы с рассказом В.П.Астафьева "Васюткино озеро" показан процесс формирования УУД....

Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы на ступени основного общего образования

Данный материал представлен в виде доклада с презентацией, который знакомит педагогов с основными приемами работы на уроке, способствующими формированию УУД у школьников....

Стратегии смыслового чтения и формирование универсальных учебных действий на уроках литературы в 5 классе

Введение ФГОС ООО является фактором реализации нового подхода к современной школе.  Задачей каждого учителя сегодня является обучение детей грамотному смысловому чтению на всех предме...

Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках литературы в 5 классе

Формирование личностных УУД на уроках литературы в 5 классе при изучении рассказа В.П.Астафьева "Васюткино озеро"....

Статья "Современные педагогические технологии, способствующие формированию универсальных учебных действий на уроках литературы"

  Современная школа значительно изменилась за последние десятилетия. Сегодня особенно  важно сформировать у обучающихся универсальные способы действий, которые помогут им развиваться ...