Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках литературы в 5 классе
статья по литературе (5 класс) на тему

Мишурина Наталья Николаевна

Формирование личностных УУД на уроках литературы в 5 классе при изучении рассказа В.П.Астафьева "Васюткино озеро".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов к деятельности учителя стали предъявляться новые требования. Одним из таких требований является реализация универсальных учебных действий в процессе обучения, поэтому тема «Формирование личностных УУД на уроках  литературы» очень актуальна, так как личностные  действия  формируются  на  уроках  через  прослеживание  «судьбы  героя»,  на  основе  сравнения  себя  с  героями  литературных  произведений,  знакомство  с  героическим  прошлым  России  с  подвигами  и  достижениями  ее  граждан и т.д. Литература  является подходящей  дисциплиной  для  формирования  личностных  действий обучающихся,  поскольку  к  ключевым  направлениям  учебного  предмета  «Литература»  относится: 

1)  формирование  навыков  правильного,  выразительного  и  сознательного  чтения,  чтение  вслух  и  про  себя  (что  позволит  развить  коммуникативно-речевые  умения); 

2) приобщение  к  чтению  художественной  литературы,  ее  нравственно-духовным  и  эстетическим  ценностям  (так  у  суворовцев будет  формироваться  нравственно-эстетическое  отношение  к  людям  и  окружающему  миру);

3) формирование  у  читателя  интереса  к  книге,  к  истории  ее  создания  (способствует  расширению  кругозора  юных  читателей,  проявлять  познавательные  интересы  в  выборе  произведения).

Итак, объектом изучения является процесс обучения, предметом - формирование личностных УУД на уроках  литературы, целью – рассмотретьть методы и приемы обучения, направленные на формирование личностных УУД. Задачи: рассмотреть процесс формирования личностных УУД на уроках литературы при изучении рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

  1. УУД.

Под универсальными учебными действиями понимают умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта

Выделяют следующие виды универсальных учебных действий:

  1. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся  и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
  2. Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.
  3. Познавательные универсальные  действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
  4. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Безусловно, что на уроке в равной мере должны быть реализованы все четыре вида действий. Каждый школьный предмет обладает своей уникальной спецификой. Соответственно, формирование универсальных учебных действий должно реализовываться в соответствии с этими особенностями.

2. Особенности литературы как школьного предмета, возрастные особенности учащихся, специфика личностных универсальных учебных действий. 

1.Особенности учащихся современной средней школы

Особенности современных школьников изучались многими исследователями (Бунеев Р.Н., 2002, Илюшин Л.С., 2006, Торшилова Е.М., 2001, Степанов П.В., 2006, Ефремов К., 2007, Собкин В.С., 2006 и др.). Изложим кратко основные идеи, значимые для моего исследования.

Важным качеством современных детей стоит назвать более сильное ощущение своего «Я» в мире. Следствием этого является более свободное и независимое поведение, чем у детей в прошедшие годы. Соответственно, происходит отделение ребёнка от коллектива, от семьи, подчас рушатся моральные нормы  устои.

В эпоху Интернета у школьников возникает «клиповое мышление», требующее динамичной и дозированной подачи материала в форме гипертекста. При клиповом мышлении окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. В связи с этим, учащиеся с трудом могут разобраться в теме и основной идее текста, воспринимают художественное произведение поверхностно, не видят подтекста и глубинного смысла.

В целом современный школьник – деятельный участник социокультурного образовательного пространства современной школы, активность которого обусловлена состоянием успешности в той или иной сфере деятельности.

2.Общая характеристика литературы как школьного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие личности в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

  1.  Личностные универсальные учебные действия в системе школьного образования

Личностные  УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях . Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

  • действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о  том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
  • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

4. Способы формирования личностных УУД

Личностные  универсальные учебные действия  отражают систему ценностных ориентаций  школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира .

К личностным УУД  относятся:

  • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
  • желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся;
  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • осваивать новые виды деятельности;
  • участвовать в творческом, созидательном процессе;
  • осознание себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
  • осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
  • стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Для формирования личностных универсальных учебных действий используются  следующие виды заданий :

  • участие в проектах;
  • творческие задания;
  • зрительное, моторное, вербальное восприятие ;
  • мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
  • самооценка события, происшествия;
  • дневники достижений.

Современному  учителю необходимо применять и вариативно использовать разнообразные технологии обучения для построения процесса обучения школьников таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать у ребенка совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

5. Технология проблемного диалога

Технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения.

На уроках литературы возможен широкий спектр проблемных ситуаций. Наиболее продуктивными являются проблемные ситуации со столкновением мнений учащихся. При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:

  1. умственных способностей учащихся (возникающие затруднения   заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);
  2. самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);
  3. креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).

Таким образом, проблемное обучение вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности; способствует развитию познавательной активности;  обеспечивает более прочное усвоение знаний;  делает учебную деятельность учащихся более привлекательной. Реализуя данную технологию, учитель работает над развитием не только личностных, но и коммуникативных универсальных учебных действий.

6.Технология продуктивного чтения

Формирование правильного типа читательской деятельности представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного

индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения).  Выделяем этапы работы с текстом на уроках:

  • до начала чтения
  • в процессе чтения
  • после чтения (где вступает в права проблемно-диалогическая технология)

1 этап. На основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети высказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий.

2 этап. Самостоятельное чтение  про себя. Дети проверяют свои предположения. Затем чтение вслух, по абзацам, с комментариями. По ходу чтения  задаем вопросы на понимание текста, ответы на которые дети  находят в тексте,  и также по ходу чтения проходит  словарная работа (т.е. медленное движение за автором по строчкам, диалог с автором).

Появляющиеся вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.

3 этап. После чтения   ставим проблемный вопрос к тексту в целом. Дети отвечают на вопрос, происходит беседа, помогающая понять авторский замысел, «спрятанный между строк», рассказ о писателе, о его личности.

Далее работа усложняется и углубляется. Выделяются средства выразительности: образные выражения, олицетворения, метафоры, эпитеты и сравнения. Также рассматривается стиль языка, особенность письма,  приемы, формы, жанры произведений.

Эта технология хороша тем, что развивает сразу несколько универсальных учебных действий. На первом этапе происходит целеполагание, ребята пытаются самостоятельно определить тему ещё неизвестного текста, думают, как подойти к его анализу, прогнозируют дальнейшее развитие событий.

На втором этапе ученики сначала пропускают текст через себя, то есть развивают личностные универсальные учебные действия. А затем переходят к диалогу, отвечая на вопросы, обсуждая прочитанное. Таким образом, развивают коммуникативные способности.

Третий этап впитывает в себя все четыре разновидности универсальных ученых действий: дети беседуют по тексту (коммуникативные), оценивают текст с точки зрения нравственных и этических норм (личностные), формулируют и анализируют проблему (познавательные), ищут «ключик» к анализу текста, выстраивают последовательность анализа (регулятивные).

Технология формирования типа правильной читательской деятельности учит детей осмысленному чтению литературного произведения, развивает технику чтения и речь школьников, помогает привить ребёнку любовь к слову, языку, и самое главное, к чтению. Также воспитывает умение учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, что способствует индивидуальному прогрессу в основных сферах личностного развития, формирует регулятивные универсальные учебные действия.

7.Технология оценивания учебных успехов

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности  учеников за счёт изменения традиционной системы  оценивания и также тесно связана с регулятивными универсальными учебными действиями. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация  на успех.  Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.

Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к  личностному развитию ученика.

  Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.

Для формирования личностных универсальных учебных действий необходимо использовать различные технологии в комплексе. И сами личностные универсальные учебные действия должны развиваться в комплексе с другими учебными действиями такими, как коммуникативные, регулятивные и познавательные.

8. Становление личности учащегося на уроке литературы (на примере рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)

Перед современной школой стоит ответственная задача – формирование духовно развитой личности, способной легко адаптироваться к изменяющемуся социокультурному пространству.

В ряду учебных дисциплин по значимости воспитательной роли литература занимает приоритетное место. Нравственные, бытийные, социальные проблемы, затрагивающиеся в ней, предполагают более глубокое и личное восприятие её учеником. Литература способна отображать всю многогранность жизни человека и общества. И в этом плане ведущая роль принадлежит прозе. Именно проза раскрывает, с одной стороны, все глубины и все многообразие человеческой психологии, а с другой — все богатство и сложность связей человека с миром, с обществом, с историей. Такой богатейший нравственный потенциал содержит в себе проза В.П.Астафьева. Знакомство с его личностью и творчеством может способствовать формированию духовных качеств школьников, их общекультурного уровня.

Цель исследования – формирование духовных качеств учащихся 5 классов (на примере рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»). Расширение литературного образования, углубление читательской культуры учеников, развитие их творческих способностей и эстетического вкуса, укрепление гражданских и нравственных позиций, определяются как важнейшие проблемы школьного урока литературы.

Урок литературы в пятом классе – это начало изучения нового предмета, еще один шаг в приобщении ученика к искусству. Раздумье над художественным произведением помогает самопознанию, самоусовершенствованию, саморегуляции внутренних установок личности. Цель литературного образования – становление духовного мира человека, изучение литературы как искусства слова, что предполагает систематическое чтение художественных произведений.

Основная тема многих рассказов Астафьева – тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает человека старше, меняет его. Случай, описанный в рассказе, как раз из таких.

Герой детства В.П.Астафьева по возрасту близок подросткам. Его психологическая яркость, живой образ, естественность поступков не оставляет в стороне юного читателя. Нравственные ценности не вуалируются в произведении сюжета, а рождаются из понимания причин и значимости поступков героя, как в глазах его самого, так и других окружающих его людей. Подросток, сопереживая герою, погружаясь в его мир, глубоко симпатизируя ему, невольно учится различать доброе и злое в своих поступках и в поступках людей.

Васютку спасла природная память, смекалка, находчивость, знание леса, примет, приобретённые навыки и умения разжечь костёр даже в дождь, приготовить дичь, не расходовать зря патроны. А главное – желание выжить во что бы то ни стало. «Тайга хлипких не любит» – эти слова отца и деда вспомнились мальчику в самую страшную минуту, когда он был в отчаянии, они придали ему сил. Мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. Он предусмотрительно вешал мешок с остатками еды на сук, не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу, не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться. Васютка выбрал правильное направление на север, догадался, что озеро проточное, раз в нём водится речная рыба, что речка от озера обязательно выведет к Енисею. Васютка не растерялся в тайге, сумел сохранить выдержку, смог по незначительным приметам сориентироваться на местности, благодаря чему и выжил. Поэтому воспитательная цель – помочь учащимся задуматься, как выйти из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью, воспитывать твёрдость духа, бережное отношение к природе.

Раскрывая основные вопросы методики анализа повести и рассказа, мы пришли к выводу, что, работая с эпическим произведением, нужно не забывать о главной задаче – задаче формирования у учащихся потребности прочесть произведение, понять его основные проблемы, историческое и общечеловеческое значение. Только при этом условии литература может воздействовать на читателя, воспитывая и формируя «человека в человеке». Поэтому рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро» является благодатным материалом, который становится основой урока-раздумья, позволяющего задуматься, обсудить, попытаться объяснить сложные вопросы жизни человека в семье, в обществе, вопросы экологии, охраны природы, сохранения здоровья. Эти вопросы тесно переплетаются с вопросами морали и нравственности человека, следовательно, имеют огромное воспитывающее значение, развивают глобальное мышление учащихся.

- Личностные УУД: формирование волевых качеств личностипознавательного интереса, способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; формирование мировоззрения, развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных ценностей и нравственного поведения.

9. Методы и приемы работы.

1. Мотивация.

Ряд вопросов, вызывающих у ребят интерес к рассказу:

- Кто из вас был в лесу?

- С кем вы ходили в лес?

- Заблудиться влесу – это страшно или нет?

- Что надо делать, если ты заблудился?

2. Продуктивное чтение.

1. Частично-поисковый; проблемный. Работа с текстом.

1.Постановка вопросов. Диалоги. Работа с текстом. Вопросы для углубленного «погружения» в текст.

2.Ситуация актуализации и осмысления приобретённого читательского опыта, обобщение на уровне личностных впечатлений.

Примерные вопросы:

- Как событие, произошедшее с мальчиком однажды в тайге, повлияло на его характер. А как вы понимаете, что такое характер?

-Скажите, ребята, а кто же это такой Васютка, и что мы о нем знаем?

- Вспомним, почему же Васютка оказался в тайге? Зачем он отправился в лес?

- Давайте вспомним, как сначала ведет себя наш герой в лесу? Какой перед нами предстает тайга?

- Кого же встретил мальчик в тайге? Что он увидел?

- Расскажите о встрече мальчика и глухаря, зачитайте.

- Почему этому эпизоду мы уделяем особое внимание?

- Что же случилось дальше?

- Давайте зачитаем отрывок, какой же перед нами предстает тайга сейчас?

- Какие чувства испытывает Васютка ?

- Найдите тот момент, когда Васютка понимает окончательно, что заблудился (эпизод с мухой)

- Как ведет себя Васютка, когда понял, что заблудился?

- Как вы думаете, страшно ли было Васютке этой ночью?

- Какие же трудности и испытания пришлось преодолевать мальчику на своём пути?

- Как решил мальчик действовать дальше после первой ночи в лесу?

- В чем мальчик увидел спасение? Как это его характеризует?

- Скажите, ребята, как вы думаете, повлияли ли эти испытания, события на Васютку?

- А теперь, обобщая все сказанное, поработаем в группах.

3.  Групповая исследовательская работа по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро».  Работа с текстом.

Работа с текстом групповая и индивидуальная. Демонстрируют умение осмысленного прочтения текста.  Высказывают свое мнение, дополняют ответы: называют страницу текста и зачитывают фразу, словосочетание, комментируют прочитанное. Высказывают групповое мнение, комментируя его. Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности. Оформляют письменное монологическое высказывание, комментируют самооценку.

Примерные вопросы:

- Что помогло Васютке выжить в тайге? (таежные законы, которым учил его дед, отец, охотники, мать; традиции семьи)

- Какие качества характера проявил Васютка, чтобы выжить? Подтверди свое мнение примерами из текста.

-  Какой жизненный опыт приобрел Васютка?

- Представь себя в такой ситуации, как Васютка. Как бы ты повел себя на  его месте ?

 - Найди слова, в которых выражена главная мысль рассказа. Что значит «быть мужественным человеком?

4. Оценивание выступлений групп. Самооценка.

Наблюдают, анализируют и осмысливают полученные результаты по изучению темы соотносят цели и полученный результат, проговария и фиксируя свои достижения, обнаруживают незнание, находят причины затруднения.

5. Напишите сочинение-рассуждение

- Какие качества помогли Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой?

-Чему научил меня рассказ в.Астафьева «Васюткино озеро»?

10. Приложение. (фрагменты текста, необходимые для осмысления)

- Васютка - главный персонаж, 13-тилетний мальчик,сын Григория Афанасьевича Шадрина- бригадира рыбаков.

- Васютка снабжал орехами рыбаков. Все ближние кедры он обколотил. С каждым днем приходилось забираться все дальше вглубь леса. Эта работа ему была не в тягость. Мальчишке нравилось бродить. Ходит себе по лесу один, напевает, иногда из ружья пальнет.

" Вдруг впереди Васютки что-то сильно захлопало. Он вздрогнул от неожиданности и тут же увидел поднимающуюся с земли черную большую птицу..."

-После встречи с глухарем Васютка и заблудился. Он ранил птицу , и когда птица уходила от него небольшими перелетами, он погнался за нею.

- Васютка радовался добыче, гладил ее перышки, счастливый шел по лесу, и вдруг спохватился: где же затеси?

- "Он посмотрел кругом, деревья ничем не отличались от тех, на которых были сделаны зарубки. Лес стоял неподвижно, тихий в своей унылой задумчивости, редкий, полуголый, сплошь хвойный. Кое-где виднелись хилые березки. Да. Лес такой же. И все же от него веяло чем то чужим" с.150

- Сердце сжалось; тук -тук -тук -билось сердце; страх начал давить еще сильнее

- "Напряженный до предела слух уловил странный звук. Слышалось жужжание. Вот оно замерло, через секунду снова донеслось. Васютка нагнулся и увидел у своих ног истлевшую тушку птицы. Паук растянул паутинку, в нее попалась крупная муха и бьется ,бьется, жужжит. Что -то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи. И тут его будто стукнуло, да он заблудился!"

- "Ладно ,не робей. Найдем избушку. Надо идти в одну сторону. Шагом арш. Эть, два!"

Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!” – вспомнились ему слова отца и дедушки. Он стал припоминать всё, чему его учили, что он знал из рассказав рыбаков и охотников:

- перво -наперво развести огонь;

- собрать сухие ветки и мох, искрошить - сучки;

-надо было запастись на ночь дровами;

- ему захотелось плакать, но он переборол себя - стал готовить еду;

- поужинав, убрал все в мешок и повесил на ветку, чтобы мыши не достали.

- готовил место для ночлега.

- Да, ему было страшно. Ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха, свойственно всем и детям, и взрослым. Его надо стараться перебороть. Найти какой-то выход. Васютка не отчаивался.

- Мальчик бросился бежать, спотыкался и падал , заскочил в бурелом, пробираться через сухие колючие ветви.

- Ночью “почувствовал, что кто-то к нему крадется… - корень - выворотень”

- Холодно, зябко ночью

- От орехов болел уже язык

- Донимали комары во вторую ночь у озера

- Полез на дерево, искал лиственный лес, который обычно тянется по берегам реки, хотел выйти в тундру , главное- выбраться из лес. Увидел траву, а она растет вблизи водоемов. Значит рядом болото! Болота бывают чаще всего у берегов озер Несколько прыжков через чащу, крапиву, кусты- и он у озера.

- В озере много белой рыбы. Значит она проточная. Сообразительный

- Да, повлияли. Васютка понял, что нужно слушать старших, быть внимательнее, ответственнее, он и сам стал взрослее и старше, пройдя эти жизненные трудности в тайге.

- наблюдательность -умение ориентироваться. - смелость

- Уметь находить выход в самой трудной ситуации, надеяться на лучшее, не опускать руки

- Автор показал одновременно суровость, строгую красоту и щедрость тайги. Необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил свой край сам автор.

11.Вывод.

 Работа на текстом рассказа В.П.Астафьева дает возможность формивать личностные учебные действия, в результате чего обучающиеся должны научиться иметь мотивацию к учебной деятельности,  устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентиры, самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность, ориентироваться в системе моральных качеств и ценностей, анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности.

12. Список использованных источников и литературы:

  1. Федеральный  государственный  стандарт:  Личностные  универсальные  учебные  действия.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://standart.edu.ru/

     2. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий.» М., Просвещение, 2010.

      3. Корнилова И.Н. Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро» // Уроки литературы. Приложение к журналу «Литература в школе». – 2009. - № 6, с .9

  4. Лапшина О.А. Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро» // Литература в школе. – 2005. - № 4, с .35

В данной главе будут рассмотрены упражнения на формирование личностных УУД на уроках  литературы.

         Примером могут служить следующие задания: «Найди слова, в которых выражена главная мысль рассказа. Что значит «быть человеком»?;

 

 



Предварительный просмотр:

Введение

С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов к деятельности учителя стали предъявляться новые требования. Одним из таких требований является реализация универсальных учебных действий в процессе обучения, поэтому тема «Формирование личностных УУД на уроках  литературы» очень актуальна, так как личностные  действия  формируются  на  уроках  через  прослеживание  «судьбы  героя»,  на  основе  сравнения  себя  с  героями  литературных  произведений,  знакомство  с  героическим  прошлым  России  с  подвигами  и  достижениями  ее  граждан и т.д. Литература  является подходящей  дисциплиной  для  формирования  личностных  действий обучающихся,  поскольку  к  ключевым  направлениям  учебного  предмета  «Литература»  относится: 

1)  формирование  навыков  правильного,  выразительного  и  сознательного  чтения,  чтение  вслух  и  про  себя  (что  позволит  развить  коммуникативно-речевые  умения); 

2) приобщение  к  чтению  художественной  литературы,  ее  нравственно-духовным  и  эстетическим  ценностям  (так  у  суворовцев будет  формироваться  нравственно-эстетическое  отношение  к  людям  и  окружающему  миру);

3) формирование  у  читателя  интереса  к  книге,  к  истории  ее  создания  (способствует  расширению  кругозора  юных  читателей,  проявлять  познавательные  интересы  в  выборе  произведения).

Итак, объектом изучения является процесс обучения, предметом - формирование личностных УУД на уроках  литературы, целью – рассмотретьть методы и приемы обучения, направленные на формирование личностных УУД. Задачи: рассмотреть процесс формирования личностных УУД на уроках литературы при изучении рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

  1. УУД.

Под универсальными учебными действиями понимают умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта

Выделяют следующие виды универсальных учебных действий:

  1. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся  и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
  2. Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.
  3. Познавательные универсальные  действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
  4. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Безусловно, что на уроке в равной мере должны быть реализованы все четыре вида действий. Каждый школьный предмет обладает своей уникальной спецификой. Соответственно, формирование универсальных учебных действий должно реализовываться в соответствии с этими особенностями.

2. Особенности литературы как школьного предмета, возрастные особенности учащихся, специфика личностных универсальных учебных действий. 

1.Особенности учащихся современной средней школы

Особенности современных школьников изучались многими исследователями (Бунеев Р.Н., 2002, Илюшин Л.С., 2006, Торшилова Е.М., 2001, Степанов П.В., 2006, Ефремов К., 2007, Собкин В.С., 2006 и др.). Изложим кратко основные идеи, значимые для моего исследования.

Важным качеством современных детей стоит назвать более сильное ощущение своего «Я» в мире. Следствием этого является более свободное и независимое поведение, чем у детей в прошедшие годы. Соответственно, происходит отделение ребёнка от коллектива, от семьи, подчас рушатся моральные нормы  устои.

В эпоху Интернета у школьников возникает «клиповое мышление», требующее динамичной и дозированной подачи материала в форме гипертекста. При клиповом мышлении окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. В связи с этим, учащиеся с трудом могут разобраться в теме и основной идее текста, воспринимают художественное произведение поверхностно, не видят подтекста и глубинного смысла.

В целом современный школьник – деятельный участник социокультурного образовательного пространства современной школы, активность которого обусловлена состоянием успешности в той или иной сфере деятельности.

2.Общая характеристика литературы как школьного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие личности в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

  1.  Личностные универсальные учебные действия в системе школьного образования

Личностные  УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях . Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

  • действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о  том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
  • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

4. Способы формирования личностных УУД

Личностные  универсальные учебные действия  отражают систему ценностных ориентаций  школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира .

К личностным УУД  относятся:

  • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
  • желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся;
  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • осваивать новые виды деятельности;
  • участвовать в творческом, созидательном процессе;
  • осознание себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
  • осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
  • стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Для формирования личностных универсальных учебных действий используются  следующие виды заданий :

  • участие в проектах;
  • творческие задания;
  • зрительное, моторное, вербальное восприятие ;
  • мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
  • самооценка события, происшествия;
  • дневники достижений.

Современному  учителю необходимо применять и вариативно использовать разнообразные технологии обучения для построения процесса обучения школьников таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать у ребенка совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

5. Технология проблемного диалога

Технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения.

На уроках литературы возможен широкий спектр проблемных ситуаций. Наиболее продуктивными являются проблемные ситуации со столкновением мнений учащихся. При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:

  1. умственных способностей учащихся (возникающие затруднения   заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);
  2. самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);
  3. креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).

Таким образом, проблемное обучение вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности; способствует развитию познавательной активности;  обеспечивает более прочное усвоение знаний;  делает учебную деятельность учащихся более привлекательной. Реализуя данную технологию, учитель работает над развитием не только личностных, но и коммуникативных универсальных учебных действий.

6.Технология продуктивного чтения

Формирование правильного типа читательской деятельности представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного

индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения).  Выделяем этапы работы с текстом на уроках:

  • до начала чтения
  • в процессе чтения
  • после чтения (где вступает в права проблемно-диалогическая технология)

1 этап. На основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети высказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий.

2 этап. Самостоятельное чтение  про себя. Дети проверяют свои предположения. Затем чтение вслух, по абзацам, с комментариями. По ходу чтения  задаем вопросы на понимание текста, ответы на которые дети  находят в тексте,  и также по ходу чтения проходит  словарная работа (т.е. медленное движение за автором по строчкам, диалог с автором).

Появляющиеся вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.

3 этап. После чтения   ставим проблемный вопрос к тексту в целом. Дети отвечают на вопрос, происходит беседа, помогающая понять авторский замысел, «спрятанный между строк», рассказ о писателе, о его личности.

Далее работа усложняется и углубляется. Выделяются средства выразительности: образные выражения, олицетворения, метафоры, эпитеты и сравнения. Также рассматривается стиль языка, особенность письма,  приемы, формы, жанры произведений.

Эта технология хороша тем, что развивает сразу несколько универсальных учебных действий. На первом этапе происходит целеполагание, ребята пытаются самостоятельно определить тему ещё неизвестного текста, думают, как подойти к его анализу, прогнозируют дальнейшее развитие событий.

На втором этапе ученики сначала пропускают текст через себя, то есть развивают личностные универсальные учебные действия. А затем переходят к диалогу, отвечая на вопросы, обсуждая прочитанное. Таким образом, развивают коммуникативные способности.

Третий этап впитывает в себя все четыре разновидности универсальных ученых действий: дети беседуют по тексту (коммуникативные), оценивают текст с точки зрения нравственных и этических норм (личностные), формулируют и анализируют проблему (познавательные), ищут «ключик» к анализу текста, выстраивают последовательность анализа (регулятивные).

Технология формирования типа правильной читательской деятельности учит детей осмысленному чтению литературного произведения, развивает технику чтения и речь школьников, помогает привить ребёнку любовь к слову, языку, и самое главное, к чтению. Также воспитывает умение учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, что способствует индивидуальному прогрессу в основных сферах личностного развития, формирует регулятивные универсальные учебные действия.

7.Технология оценивания учебных успехов

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности  учеников за счёт изменения традиционной системы  оценивания и также тесно связана с регулятивными универсальными учебными действиями. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация  на успех.  Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.

Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к  личностному развитию ученика.

  Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.

Для формирования личностных универсальных учебных действий необходимо использовать различные технологии в комплексе. И сами личностные универсальные учебные действия должны развиваться в комплексе с другими учебными действиями такими, как коммуникативные, регулятивные и познавательные.

8. Становление личности учащегося на уроке литературы (на примере рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)

Перед современной школой стоит ответственная задача – формирование духовно развитой личности, способной легко адаптироваться к изменяющемуся социокультурному пространству.

В ряду учебных дисциплин по значимости воспитательной роли литература занимает приоритетное место. Нравственные, бытийные, социальные проблемы, затрагивающиеся в ней, предполагают более глубокое и личное восприятие её учеником. Литература способна отображать всю многогранность жизни человека и общества. И в этом плане ведущая роль принадлежит прозе. Именно проза раскрывает, с одной стороны, все глубины и все многообразие человеческой психологии, а с другой — все богатство и сложность связей человека с миром, с обществом, с историей. Такой богатейший нравственный потенциал содержит в себе проза В.П.Астафьева. Знакомство с его личностью и творчеством может способствовать формированию духовных качеств школьников, их общекультурного уровня.

Цель исследования – формирование духовных качеств учащихся 5 классов (на примере рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»). Расширение литературного образования, углубление читательской культуры учеников, развитие их творческих способностей и эстетического вкуса, укрепление гражданских и нравственных позиций, определяются как важнейшие проблемы школьного урока литературы.

Урок литературы в пятом классе – это начало изучения нового предмета, еще один шаг в приобщении ученика к искусству. Раздумье над художественным произведением помогает самопознанию, самоусовершенствованию, саморегуляции внутренних установок личности. Цель литературного образования – становление духовного мира человека, изучение литературы как искусства слова, что предполагает систематическое чтение художественных произведений.

Основная тема многих рассказов Астафьева – тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает человека старше, меняет его. Случай, описанный в рассказе, как раз из таких.

Герой детства В.П.Астафьева по возрасту близок подросткам. Его психологическая яркость, живой образ, естественность поступков не оставляет в стороне юного читателя. Нравственные ценности не вуалируются в произведении сюжета, а рождаются из понимания причин и значимости поступков героя, как в глазах его самого, так и других окружающих его людей. Подросток, сопереживая герою, погружаясь в его мир, глубоко симпатизируя ему, невольно учится различать доброе и злое в своих поступках и в поступках людей.

Васютку спасла природная память, смекалка, находчивость, знание леса, примет, приобретённые навыки и умения разжечь костёр даже в дождь, приготовить дичь, не расходовать зря патроны. А главное – желание выжить во что бы то ни стало. «Тайга хлипких не любит» – эти слова отца и деда вспомнились мальчику в самую страшную минуту, когда он был в отчаянии, они придали ему сил. Мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. Он предусмотрительно вешал мешок с остатками еды на сук, не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу, не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться. Васютка выбрал правильное направление на север, догадался, что озеро проточное, раз в нём водится речная рыба, что речка от озера обязательно выведет к Енисею. Васютка не растерялся в тайге, сумел сохранить выдержку, смог по незначительным приметам сориентироваться на местности, благодаря чему и выжил. Поэтому воспитательная цель – помочь учащимся задуматься, как выйти из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью, воспитывать твёрдость духа, бережное отношение к природе.

Раскрывая основные вопросы методики анализа повести и рассказа, мы пришли к выводу, что, работая с эпическим произведением, нужно не забывать о главной задаче – задаче формирования у учащихся потребности прочесть произведение, понять его основные проблемы, историческое и общечеловеческое значение. Только при этом условии литература может воздействовать на читателя, воспитывая и формируя «человека в человеке». Поэтому рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро» является благодатным материалом, который становится основой урока-раздумья, позволяющего задуматься, обсудить, попытаться объяснить сложные вопросы жизни человека в семье, в обществе, вопросы экологии, охраны природы, сохранения здоровья. Эти вопросы тесно переплетаются с вопросами морали и нравственности человека, следовательно, имеют огромное воспитывающее значение, развивают глобальное мышление учащихся.

- Личностные УУД: формирование волевых качеств личностипознавательного интереса, способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; формирование мировоззрения, развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных ценностей и нравственного поведения.

9. Методы и приемы работы.

1. Мотивация.

Ряд вопросов, вызывающих у ребят интерес к рассказу:

- Кто из вас был в лесу?

- С кем вы ходили в лес?

- Заблудиться влесу – это страшно или нет?

- Что надо делать, если ты заблудился?

2. Продуктивное чтение.

1. Частично-поисковый; проблемный. Работа с текстом.

1.Постановка вопросов. Диалоги. Работа с текстом. Вопросы для углубленного «погружения» в текст.

2.Ситуация актуализации и осмысления приобретённого читательского опыта, обобщение на уровне личностных впечатлений.

Примерные вопросы:

- Как событие, произошедшее с мальчиком однажды в тайге, повлияло на его характер. А как вы понимаете, что такое характер?

-Скажите, ребята, а кто же это такой Васютка, и что мы о нем знаем?

- Вспомним, почему же Васютка оказался в тайге? Зачем он отправился в лес?

- Давайте вспомним, как сначала ведет себя наш герой в лесу? Какой перед нами предстает тайга?

- Кого же встретил мальчик в тайге? Что он увидел?

- Расскажите о встрече мальчика и глухаря, зачитайте.

- Почему этому эпизоду мы уделяем особое внимание?

- Что же случилось дальше?

- Давайте зачитаем отрывок, какой же перед нами предстает тайга сейчас?

- Какие чувства испытывает Васютка ?

- Найдите тот момент, когда Васютка понимает окончательно, что заблудился (эпизод с мухой)

- Как ведет себя Васютка, когда понял, что заблудился?

- Как вы думаете, страшно ли было Васютке этой ночью?

- Какие же трудности и испытания пришлось преодолевать мальчику на своём пути?

- Как решил мальчик действовать дальше после первой ночи в лесу?

- В чем мальчик увидел спасение? Как это его характеризует?

- Скажите, ребята, как вы думаете, повлияли ли эти испытания, события на Васютку?

- А теперь, обобщая все сказанное, поработаем в группах.

3.  Групповая исследовательская работа по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро».  Работа с текстом.

Работа с текстом групповая и индивидуальная. Демонстрируют умение осмысленного прочтения текста.  Высказывают свое мнение, дополняют ответы: называют страницу текста и зачитывают фразу, словосочетание, комментируют прочитанное. Высказывают групповое мнение, комментируя его. Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности. Оформляют письменное монологическое высказывание, комментируют самооценку.

Примерные вопросы:

- Что помогло Васютке выжить в тайге? (таежные законы, которым учил его дед, отец, охотники, мать; традиции семьи)

- Какие качества характера проявил Васютка, чтобы выжить? Подтверди свое мнение примерами из текста.

-  Какой жизненный опыт приобрел Васютка?

- Представь себя в такой ситуации, как Васютка. Как бы ты повел себя на  его месте ?

 - Найди слова, в которых выражена главная мысль рассказа. Что значит «быть мужественным человеком?

4. Оценивание выступлений групп. Самооценка.

Наблюдают, анализируют и осмысливают полученные результаты по изучению темы соотносят цели и полученный результат, проговария и фиксируя свои достижения, обнаруживают незнание, находят причины затруднения.

5. Напишите сочинение-рассуждение

- Какие качества помогли Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой?

-Чему научил меня рассказ в.Астафьева «Васюткино озеро»?

10. Приложение. (фрагменты текста, необходимые для осмысления)

- Васютка - главный персонаж, 13-тилетний мальчик,сын Григория Афанасьевича Шадрина- бригадира рыбаков.

- Васютка снабжал орехами рыбаков. Все ближние кедры он обколотил. С каждым днем приходилось забираться все дальше вглубь леса. Эта работа ему была не в тягость. Мальчишке нравилось бродить. Ходит себе по лесу один, напевает, иногда из ружья пальнет.

" Вдруг впереди Васютки что-то сильно захлопало. Он вздрогнул от неожиданности и тут же увидел поднимающуюся с земли черную большую птицу..."

-После встречи с глухарем Васютка и заблудился. Он ранил птицу , и когда птица уходила от него небольшими перелетами, он погнался за нею.

- Васютка радовался добыче, гладил ее перышки, счастливый шел по лесу, и вдруг спохватился: где же затеси?

- "Он посмотрел кругом, деревья ничем не отличались от тех, на которых были сделаны зарубки. Лес стоял неподвижно, тихий в своей унылой задумчивости, редкий, полуголый, сплошь хвойный. Кое-где виднелись хилые березки. Да. Лес такой же. И все же от него веяло чем то чужим" с.150

- Сердце сжалось; тук -тук -тук -билось сердце; страх начал давить еще сильнее

- "Напряженный до предела слух уловил странный звук. Слышалось жужжание. Вот оно замерло, через секунду снова донеслось. Васютка нагнулся и увидел у своих ног истлевшую тушку птицы. Паук растянул паутинку, в нее попалась крупная муха и бьется ,бьется, жужжит. Что -то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи. И тут его будто стукнуло, да он заблудился!"

- "Ладно ,не робей. Найдем избушку. Надо идти в одну сторону. Шагом арш. Эть, два!"

Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!” – вспомнились ему слова отца и дедушки. Он стал припоминать всё, чему его учили, что он знал из рассказав рыбаков и охотников:

- перво -наперво развести огонь;

- собрать сухие ветки и мох, искрошить - сучки;

-надо было запастись на ночь дровами;

- ему захотелось плакать, но он переборол себя - стал готовить еду;

- поужинав, убрал все в мешок и повесил на ветку, чтобы мыши не достали.

- готовил место для ночлега.

- Да, ему было страшно. Ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха, свойственно всем и детям, и взрослым. Его надо стараться перебороть. Найти какой-то выход. Васютка не отчаивался.

- Мальчик бросился бежать, спотыкался и падал , заскочил в бурелом, пробираться через сухие колючие ветви.

- Ночью “почувствовал, что кто-то к нему крадется… - корень - выворотень”

- Холодно, зябко ночью

- От орехов болел уже язык

- Донимали комары во вторую ночь у озера

- Полез на дерево, искал лиственный лес, который обычно тянется по берегам реки, хотел выйти в тундру , главное- выбраться из лес. Увидел траву, а она растет вблизи водоемов. Значит рядом болото! Болота бывают чаще всего у берегов озер Несколько прыжков через чащу, крапиву, кусты- и он у озера.

- В озере много белой рыбы. Значит она проточная. Сообразительный

- Да, повлияли. Васютка понял, что нужно слушать старших, быть внимательнее, ответственнее, он и сам стал взрослее и старше, пройдя эти жизненные трудности в тайге.

- наблюдательность -умение ориентироваться. - смелость

- Уметь находить выход в самой трудной ситуации, надеяться на лучшее, не опускать руки

- Автор показал одновременно суровость, строгую красоту и щедрость тайги. Необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил свой край сам автор.

11.Вывод.

 Работа на текстом рассказа В.П.Астафьева дает возможность формивать личностные учебные действия, в результате чего обучающиеся должны научиться иметь мотивацию к учебной деятельности,  устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентиры, самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность, ориентироваться в системе моральных качеств и ценностей, анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности.

12. Список использованных источников и литературы:

  1. Федеральный  государственный  стандарт:  Личностные  универсальные  учебные  действия.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://standart.edu.ru/

     2. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий.» М., Просвещение, 2010.

      3. Корнилова И.Н. Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро» // Уроки литературы. Приложение к журналу «Литература в школе». – 2009. - № 6, с .9

  4. Лапшина О.А. Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро» // Литература в школе. – 2005. - № 4, с .35

В данной главе будут рассмотрены упражнения на формирование личностных УУД на уроках  литературы.

         Примером могут служить следующие задания: «Найди слова, в которых выражена главная мысль рассказа. Что значит «быть человеком»?;

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личностных универсальных учебных действий средствами иностранного языка.

Этот материал будет полезным тем, кто заинтересован темой формирования личностных универсальных учебных действий средствами иностранного языка....

Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках физики

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствован...

Формирование универсальных учебных действий на уроке литературы в 5 классе с использованием УМК Г.С.Меркина.

Тест по рассказу А. Платонова «Никита» Урок литературы в 5 классе с использованием УМК  Г.С.Меркина. Тема: А.П. Платонов: детство, начало литературной деятельности. Рассказ «Никита»....

Формирование личностных универсальных учебных действий кадет на уроках английского языка

В методической разработке представлен опыт практической деятельности педагога по использованию современных образовательных технологий при формировании личностных УУД....

Учебные ситуации на уроках физики как средство формирования личностных универсальных учебных действий.

Учебные ситуации на уроках физики как средство формирования личностных универсальных учебных действий. ...