Конспект урока по литературе по творчеству А.П. Чехова "Пути, мною проложенные..."
план-конспект урока (литература) на тему

Текстовое сопровождение к презентации урока по творчеству А.П. Чехова "Пути, мною проложенные..."

Викторина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon anton_pavlovich_chekhov_k_prezentatsii.doc47.5 КБ
Microsoft Office document icon viktorina_po_chekhovu.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

Текстовое сопровождение

к презентации

к 150 - летию А.П. Чехова

2010


Слайды 1-12

Бывают писатели, к которым известность приходит сразу, и в один прекрасный день они просыпаются знаменитыми. Чехов не был таким баловнем успеха. Для этого понадобилось время

Чехов ведет свой род от крепостных крестьян. Дед Чехова по отцу, Егор Михайлович, был крепостным в Воронежской губернии, волевым и хозяйственным человеком, стремившимся дать максимальное образование детям. Упорным трудом им были скоплены деньги, позволившие выкупить себя вместе с семьей на волю. После этого он приписал себя к мещанскому сословию, купил домик в Таганроге.

Отец - Павел Егорович Чехов был весьма интересной личностью и весьма известной в определенных кругах. Мать Чехова Евгения Яковлевна, прекрасная хозяйка, очень заботливая и любящая, жила исключительно жизнью детей и мужа. Но, при этом, страстно любила театр, хотя и посещала его нечасто. Антон Павлович родился в г. Таганроге 17 (29) января 1860 года.

Чеховы жили трудно. Глава семьи был неудачливым торговцем и сложным человеком. Поэзия и проза, свет и тени причудливо переплелись в его душе. Объектом его экспериментов и увлечений оказывались прежде всего дети. Он был истовым христианином и беспощадно требовал соблюдения всех обрядов от домочадцев. Тяга к прекрасному проявлялась тоже в церковных стенах: Павел Егорович организовал хор и железной рукой загонял в него прежде всего своих сыновей. Результат, как и положено, получился обратный ожидаемому. «Я получил в детстве религиозное образование и такое же воспитание. И что же? Когда я теперь вспоминаю о своем детстве, то оно представляется мне довольно мрачным; религии у меня теперь нет. Знаете, когда, бывало, я и два моих брата среди церкви пели, все смотрели на нас с умилением, мы же в то время  чувствовали себя маленькими каторжниками - с горечью вспомнит Чехов в письме».

А были еще и частые сидения в лавке, и домашние скандалы и жестокое наказание за малейшую провинность. Но была и большая – вечная – родительская мечта о другой жизни для детей, иной, чем прожили они сами. Поэтому бедствующий купец отправил своих сыновей сначала в греческую школу, а затем в гимназию. Здесь Чехов провел одиннадцать лет. Кроме преподавательского Чехонте, за большую голову получил от товарищей клички Бомба и Головастик. Оставался на второй год в третьем и пятом классе. Параллельно учился портняжному ремеслу и сам себе сшил брюки. Выпускал рукописный журнал. В общем был средним учеником. Товарищи все любили Чехова, хотя он ни с кем особенно не сближался. Со всеми он был добр, искренен, прост и сердечен.

Между тем отцовская торговля шла хуже и хуже. Павел Егорович спасаясь от долговой ямы бежал с семье в Москву, где учились старшие сыновья. Антон остался в родном доме. Один, на правах нахлебника и постояльца, репетитора племянника нового хозяина. Ходил в гимназию, распродавал вещи, давал уроки, посылая гроши бедствующим москвичам. Вскоре закончилась учеба в гимназии. Чехов в начале августа 1880 года приехал в Москву и поступил в университет на медицинский факультет. Чехову повезло среди его учителей были весьма известные медики. Среди них оказались знаменитые профессоры Н. Склифосовский и Г. Захарьин и многие другие.

Здесь уместно напомнить о завещании Чехова: «После моей смерти и смерти моей матери все, что окажется кроме дохода от пьес, поступает в распоряжение Таганрогского городского управления на нужды народного образования». Чехов был благодарен своему родному городу за полученное образование. Таганрогская гимназия давала право на поступление без экзаменов в любое высшее учебное заведение, таким образом открыла двери и ему. Более того, он не смог бы продолжить учебу в Москве, если бы Таганрогская городская дума не предоставила бы ему стипендию в размере 25 рублей в месяц.


Слайды 12-16

Новая страница жизни Чехова – Москва. Его семья здесь испытывает жесточайшую нужду, буквально перебивается с хлеба на воду. Чеховы часто меняют московские адреса. Но Москва очень дорога Чехову. «Я очень полюби Москву. Кто привыкнет к ней, тот не уедет из нее. Я навсегда москвич». Здесь он начинает публиковаться в юмористических журналах. В 1880 году в N9 - 10 журнала «Стрекоза» появляется первое печатное произведение Антона Павловича. Именно с этого момента начинается непрерывная литературная деятельность Антона Павловича Чехова. Он сотрудничает с журналами «Зритель», «Будильник», «Свет и тени», «Мирской толк», «Осколки». Основной жанр, в котором работает Чехов, короткий рассказ, юморески, сценки, подписываясь псевдонимом - Антоша Чехонте или Человек без селезенки.

Основным местом пребывания Чехова в Москве был и остается его домик на Садово – Кудринской, в котором он прожил с семьей четыре года. теперь это дом – музей А.П.Чехова. Жизнь не баловала молодого писателя, но одновременно она сводила Чехова с разными сферами действительности, становилась источником сюжетов. Именно в это время формируется один из главных чеховских художественных принципов: ничего не надо выдумывать. Самое интересное – быт, обыкновенная жизнь обыкновенных людей.


Слайды 16-24

С марта 1892 года начинается новый – мелиховский период в жизни Чехова и его семьи. Чехов покупает имение под Москвой в Мелихово. Классик всегда мечтал жить где-нибудь в деревне. Мечта осуществилась, причем обошлась Чехову относительно недорого. Всея семья переехала в имение. Желание всегда быть рядом с родственниками всегда неотступно следовало за Чеховым.

Мелихово в ту пору было захолустной деревней. В этой деревне Чеховпостроил школы: и по сей день стоят эти школы в Мелихово. Чехов прославился в округе как доктор, который лечит бесплатно. В 1892 году во время голода и эпидемии Чехов стал «холерным врачом от уездного земства (без жалованья)». Сюда приезжали многочисленные друзья и почитатели Чехова.

Здесь Чеховым написано более 40 произведений, среди них: "Дом с мезонином", "Палата №6", "Ионыч", "Крыжовник", "Человек в футляре" и др., пьесы "Чайка", "Дядя Ваня", принесшие писателю мировую славу. Музей в усадьбе основан в 1940 году при активном участии сестры Чехова Марии Павловны и его племянника Сергея Михайловича.

Мелихово привлекает возможностью погрузиться в духовную атмосферу чеховского времени.


Слайды 24-41

Последний период жизни Чехова – ялтинский. По совету врачей Чехов в 1898 году решил поселиться в Ялте, куда он приезжает вместе со своей матерью и сестрой Марией. Писатель купил небольшой участок и построил двухэтажный дом с мезонином, названный современниками «Белой дачей». В этом доме он прожил с 1899 по 1904 год.

Но Чехов не любил Ялту, с ее пальмами и бездельниками – туристами, он любил Москву. К тому же ему не хватало литературной обстановки, друзей. Была еще другая причина, по которой Чехов ощущал Ялту как «тюрьму». В июле 1900 года он сблизился с актрисой Московского художественного театра Ольгой Книппер. В 1901 году 25 мая они поженились. Но она продолжала играть в театре, в Москве, а Чехов не мог бывать в Москве часто.

«Если мы теперь не вместе, то виноваты в этом не я и не ты, а бес, вложивший в меня бацилл, а в тебя любовь к искусству», - так писал Чехов любимой женщине, своей жене. В это время писатель был уже сильно болен, Ольга старалась изо всех сил вытащить мужа из могилы. Чахотка в 19 веке не лечилась и считалась смертельным заболеванием.

Благодаря стараниям сестры писателя Марии Павловны в Ялте сохранилось все так, как было 1 мая 1904 года, в день отъезда Чехова. В доме сохранились столовая, спальня и кабинет писателя в том виде, как они были при жизни Чехова, а в одной из комнат теперь открыта историко-литературная экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве писателя. Стены этого дома слышали голос Федора Шаляпина. Здесь исполняли на фортепиано свои произведения Сергей Рахманинов и Александр Спендиаров, Константин Станиславский, Владимир Немирович-Данченко, Вера Комиссаржевская и многие другие замечательные представители русской культуры того времени бывали гостями Антона Павловича. Писатели Куприн и Бунин описывают внешность Чехова именно такой, как он изображен на фотографии 1899 года, которая висит в гостиной над диваном. Под этим фотопортретом на стене прикреплены три пальмовые ветви, преподнесенные Чехову после прощального спектакля «Чайка». Из столовой через застекленную веранду виден сильно разросшийся сад. Многие деревья писатель посадил сам. В саду с начала лета до декабря и теперь цветут розы, которые так любил Чехов. В этом доме Чехов написал известные пьесы «Три сестры», «Вишневый сад», рассказы «Дама с собачкой», «Невеста», «На святках», повесть «В овраге» и другие произведения, подготовил к изданию собрание своих сочинений, которое дважды вышло еще при жизни писателя — в 1901 и в 1903 годах. В спальне перед кроватью стоит столик, за которым писатель работал во время обострения легочного процесса.

Последний раз Чехов ночевал в своем ялтинском доме 30 апреля 1904 года. На следующий день он уехал в Москву для врачебных консультаций и в Ялту больше не вернулся.

Летом 1904 года Чехов выехал на лечение в Германию в город Банденвейлер. Здесь он сначала почуствовал себя лучше, мечтал даже о путешествии по Италии. Но внезапно состояние его ухудшилось.

15 июля во втором часу ночи Чехов почувствовал себя особенно плохо. Туберкулез разыгрался в полной мере. Уже ничего невозможно было сделать, врачи разводили руками, болезнь полностью охватила тело писателя. Приехавшему на вызов доктору писатель сам сказал твердо: «Я умираю». Затем попросил принести шампанского, не торопясь, осушил бокал, лег, повернувшись на левый бок, и вскоре скончался. В этом весь Чехов. Он всегда старался жить, не унывая, умер также.

Похоронен Антон Павлович Чехов в Москве на Новодевичьем кладбище. Новые поколения людей приходят к его могиле, вспоминая мудрые слова великого писателя:

«Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, глее на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа».


Где бы не жил Чехов, везде он словно стремился доказать, и прежде всего самому себе, как много может сделать человек на клочке земли. «…Здесь до меня был пустырь и нелепые овраги, все в камнях и чертополохе. А я вот пришел и сделал из этой дичи культурное, красивое место. Знаете ли, через триста, четыреста лет, земля обратится в цветущий сад», - Чехов не раз повторял эту мысль.

Список использованной литературы

  1. Литературные места России – альбом/ Ванслова Е.Г., Пищулин Ю.П.-М.: «Советская Россия», 1987, 283 с., ил.
  2. Русские писатели/ Войнова Н.М, Журавлева А.И.- М.: издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2004.- 352 с.
  3. Чехов А.П. Повести и рассказы. Вступит. Ст. И. Сухих.-М.: МИД «Синергия», 1997 -464 с., ил.



Предварительный просмотр:

У каждого из нас есть свой Чехов. Во многом это определяется первым впечатлением от его творчества. Не вспомните ли вы, когда и каким образом вы познакомились с Чеховым?

(Гости называют)

Я вам предлагаю викторину по жизни и творчеству А.П. Чехова.

  1. Где и когда родился А.П.Чехов? (29 января 1860 в Таганроге)
  2. Как звали мать и отца Чехова? (Павел Егорович и Евгения Яковлевна)
  3. Кто придумал псевдоним Антоша Чехонте? (сам Антон Чехов)
  4. Чехов  начал печататься с юмористических рассказов. Кстати в каких журналах публиковались его ранние произведения? (Будильник, Осколки, Стрекоза, Сверчок, Развлечение, Зритель, Мирской толк, Свет и тени)
  5. Какое образование получил Чехов? (закончил медицинский факультет Московского университета)
  6. Кто из русских композиторов подарил свою фотографию с надписью: «А.П.Чехову от пламенного почитателя» (П.И.Чайковский)
  7. Как называется имение, купленное Чеховым в 1892 году, где он построил три школы, лечил крестьян и вырастил сад? (Мелихово)
  8. На занавесе, какого театра изображена чайка, как символ, того, что только благодаря пьесе Чехова родился этот театр? (на занавесе Московского художественного театра)
  9. Как называется последняя пьеса Чехова? (Вишневый сад)
  10. Когда умер Чехов? (15 июля 1904 года)
  11. Где похоронен А.П. Чехов? (в Москве, на Новодевичьем кладбище)
  12. Составьте список на ваш взгляд лучших рассказов Чехова?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературе Иван Андреевич Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова.

Урок изучения нового материала по творчеству И. А. Крылова в 5 классе (программа Г. Меркина) с использованием электронных образовательных ресурсов....

конспект урока по литературе в 11 классе " Мне дали имя при крещении- Анна" (вводный урок по творчеству А. А Ахматовой)

Данный урок является вводным к изучению творчества. А. А. Ахматовой. Накануне учащиеся были разделены на группы, каждая работала над своей темой. На уроке ребята представляли результат своей работы....

Конспект урока по литературе по творчеству И.С. Тургенева 10 класс

Материал урока "Испытание любовью"(по произведению И.С Тургенева "Отцы и дети") учи искусству полемики, формирует читательскую культуру....

Конспект урока по литературе в 7 классе ФГОС по творчеству М.Ю.Лермонтова «Минувшее проходит предо мною…»

Слово о поэте. «Песня про царя  Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».купца Калашникова Калашникова». Картины быта XVI века, их значение для понимания хара...

Конспект урока музыки 1 класс. И муза вечная со мной.

Конспект урока музыки в 1 классе. И муза вечная со мной....