Изучение роли семьи в формировании чувства патриотизма на уроках литературы
статья по литературе по теме

 

«Как нет человека без самолюбия,— так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...»

К.Д.Ушинский

 

            В условиях модернизации российского образования воспитание гражданственности становится одним из главных направлений в работе с детьми.

          А что значит гражданственность, о чем мы говорим, когда объявляем, что воспитываем в наших детях патриотизм?  

Н. М. Карамзин утверждал, что «патриотизм есть любовь к благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения - и потому не все люди имеют его».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_patriotizm.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение роли семьи  в формировании чувства патриотизма на уроках литературы

«Как нет человека без самолюбия,— так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...»

К.Д.Ушинский

            В условиях модернизации российского образования воспитание гражданственности становится одним из главных направлений в работе с детьми.

           А что значит гражданственность, о чем мы говорим, когда объявляем, что воспитываем в наших детях патриотизм?  

Н. М. Карамзин утверждал, что «патриотизм есть любовь к благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения - и потому не все люди имеют его».

Уроки патриотизма, без сомнения, нужны уже хотя бы потому, что детям нашим, увы, очень мало известно о подвиге своих дедов и прадедов.  Они должны знать: в его родной стране были такие времена, когда люди бились не за деньги, а за свободу. Они должны уяснить: когда человек прикрывал телом амбразуру пулемета, чтобы спасти своих товарищей, он не задавал вопроса: сколько я за это получу? Какие выводы из этого сделают наши учащиеся - их личное дело, но знания им дать необходимо. А ещё подрастающее поколение нам, взрослым, уважать надо. Без уважения к тем, кто завтра будет составлять основу России, невозможно говорить о патриотизме. Мы, взрослые, воспитываем детей. Более всего – своим примером… Это относится ко всем!

          Воспитание  гражданских и патриотических качеств в учащихся,  ощущение себя гражданином начинается, прежде всего, с чувств уважения, гордости и ответственности за свою семью,  образовательное учреждение, как общность людей, связанных общим делом, в том числе и профессиональным выбором.  

           Хочу заметить, что патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям.  А зарождается патриот с формирования родственных чувств в своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке и дальним родственникам. Это первая ступень формирования патриотизма (Если человек любит семью, он семьянин, если любит родину — патриот. Это неплохо, но это не значит, что он должен считает свою семью лучше и богаче всех и враждебно относится к другим семьям).

         Вторая ступень идет через воспитание любви к малой родине – своему городу, классу,  традициям и истории учебного заведения. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма.

          Третья ступень формирования патриотизма – воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, его истории, культуре, традициям. Таким образом, начинается процесс формирования патриотизма в семье, любовь к Родине – его финал.  

           Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке, поэтому плановые мероприятия по формированию у молодежи патриотизма заведомо невыполнимы. Такое высокое и хрупкое чувство без всяких планов обычно зарождается дома, в семье. Нельзя же по плану сформировать любовь к матери, к отцу, тем более к Родине.

        А вот целенаправленно воздействовать на ребёнка  возможно  посредством уроков русского языка и литературы, потому что они не только предполагают научить детей решать социальные и нравственные проблемы на художественном материале, но и соотносить искусство и действительность, уметь через прошлое видеть настоящее и будущее.

        Несмотря на многолетние споры о формах и методах преподавания русского языка и литературы, сегодня ясно, как день, что главное назначение современного словесника — быть источником нравственного влияния. «Ничто, кроме литературы, - говорил П.М. Неменский, - не может передать опыт чувств многих человеческих жизней. Так, можно через литературное произведение пережить унижение раба или горечь одиночества старости, оставаясь при этом молодым человеком нашего времени. Именно такое воздействие и формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества».

Еще К.Д.Ушинский, один из лучших русских педагогов полагал, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. «В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом», - писал он.

Работая в данном направлении,  перед собой ставлю цель – создать условия для развития личности, обладающей важнейшими качествами гражданина – патриота своего Отечества. Для достижения поставленной цели, решаю следующие задачи:

1. Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе

    исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и

    развитие чувства гордости за свою страну.

2. Воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на

    защиту государственных интересов страны.

3. Развитие навыков самостоятельной аналитической работы с

    художественными текстами, навыки устной, письменной и ораторской речи.

«Учат слова, но увлекают примеры», - говорит латинская пословица.  С этой точки зрения трудно переоценить значение художественной литературы и ее преподавание. Когда от произведения к произведению я имею возможность показать учащимся, что героическое – это не отвлеченное понятие, а способность человека отдавать себя служению народу, что готовность к этому, как и само героическое, воспитывается не только окружающими, но и самой личностью.

А начинается это воспитание, безусловно, в семье. Поэтому, изучая любое программное произведение, обязательно рассматриваем с ребятами роль семьи в формировании личности главного героя. Этому, к слову, способствует и программа Бунеева Р.Н. и Е.В. Бунеевой «Школа 2100». Уроки всегда проходят оживлённо, интересно. Формы и методы  разнообразны, как разнообразны по жанру, композиции, стилю, языковым особенностям изучаемые произведе6ни.

В программу  7 класса  включены произведения, книги-воспоминания о детстве великих людей.  Ученики, изучая отрывки из «Былого и думы» Герцена, воспоминания Анастасии Цветаевой, повесть М. Горького «Детство», Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», приходят к выводу, что личность формируется с детства, что семья играет большую роль в становлении  характера, мировоззрения, души  ребёнка.

Например, в 9 классе нельзя не сопоставить два произведения, героями которых являются Митрофан Простаков Фонвизина и Пётр Гринёв Пушкина. Ребята составляют цитатный план-характеристику, в котором сравнивают двух героев, находят общие черты и различия. Это даёт возможность сделать выводы о том, что, в общем-то похожие по происхождению, возрасту, домашнему обучению, они разные. На вопрос, что же помогло Петруше остаться человеком чести, верным присяге и долгу, и почему Митрофан  вызывает в нас презрение, жалость, возмущение предательством матери, готовностью служить тому, кто в настоящий  момент «при силе»? Воспитание!  Трудно представить, чтобы Митрофана мать с отцом, провожая на службу, наставляли словами «Береги платье снову, а честь смолоду».  

Изучая роман Л.Н. Толстого «Война и мир», ребята могут сравнить три семьи (Болконских, Ростовых, Курагиных), проследить, как писатель раскрывает «мысль семейную», приводит нас, читателей,  к выводу, что самые прочные камни в фундамент личности закладываются в семье. (Примеры патриотизма: Наташа Ростова, Марья Болконская, кн. Андрей, Петя Ростов) Заканчивается анализ этой темы вопросом: «Какая семья вам ближе? Почему?»

Банальный вопрос о «золотой полке» в семье учащихся, помогает начать разговор о том, что книга, которую читают в домашнем кругу, может многое сказать о традициях семьи, о принципах воспитания. М. Булгаков «Белая гвардия» - «синий мамин сервиз, лампа под абажуром и зачитанная «Капитанская дочка» Пушкина» - вот ценности семьи Турбинных. Два брата: офицер и юнкер, воспитанные на примере Петра Гринёва, разве они могли допустить мысль о предательстве, трусости?

Читаем у  А.С. Пушкина:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Он обращается к Петру Чаадаеву, взгляды которого на патриотизм до сих пор вызывают горячие споры: «Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, со склоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если хорошо понимает ее; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло, что теперь мы, прежде всего, обязаны родине истиной.

Я люблю мое Отечество, как Петр Великий научил меня любить его. Мне чужд, признаюсь, этот блаженный патриотизм, этот патриотизм лени, который умудряется все видеть в розовом свете и носится со своими иллюзиями».

 Актуальны и слова Н.А. Некрасова:

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Ах! Будет с нас – купцов, кадетов,

Мещан, чиновников, дворян,

Хватает даже нам поэтов,

Но нужно, нужно нам граждан!

         Девятиклассники сдавали итоговый экзамен по литературе в форме защиты проекта «Тема детства в русской литературе».

В свое время один весьма молодой человек заметил: "Некоторые люди не заботятся ни о славе, ни о бедствиях отечества, его историю знают только со времен кн. Потемкина, имеют некоторое понятие о статистике только той губернии, в которой находятся их поместия, со всем тем почитают себя патриотами, потому что любят ботвинью и что дети их бегают в красной рубашке". Молодого человека звали Александр Сергеевич Пушкин, и он, как всегда, был прав. Называться патриотом очень легко, любить свою Родину куда сложнее. И ещё раз Пётр Чаадаев: «Истина дороже Родины».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к статье "Изучение роли семьи в формировании чувства патриотизма на уроках литературы"

Презентация иллюстрирует материалы статьи "Изучение роли семьи в формировании чувства патриотизма на уроках литературы"...

Формирование чувства патриотизма на уроках ОБЖ в школе

Статья "Формирование чувства патриотизма на уроках ОБЖ в школе"...

Огромная роль в воспитании чувств патриотизма и гражданственности принадлежит урокам литературы.

Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит урокам литературы. Планируя в 5-10-х классах уроки по изучению произведений о Великой Отечественной войне, ставлю перед с...

Огромная роль в воспитании чувств патриотизма и гражданственности принадлежит урокам литературы.

Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит урокам литературы. Планируя в 5-10-х классах уроки по изучению произведений о Великой Отечественной войне, ставлю перед с...

Изучение и пропаганда государственной и республиканской символики как путь формирования чувства патриотизма и гражданской позиции у членов детской общественной организации

Дорогие читатели! Вы только что взяли в руки пособие, которое поможет вам в работе по формированию чувства патриотизма и гражданской позиции у членов детской общественной организации....

Выступление на заседании ЦМК 07.12.2022. Тема: «Формирование толерантности и чувства патриотизма на уроках русского языка и литературы»

Опыт организации работы по воспитанию толерантности и чувства патриотизма обучающихся на занятиях по русскому языку и литературе...