Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса содержит следующие разделы: пояснительная записка, содержание материала, учебно-тематический план, требования к учащимся, критерии и нормы знаний учащихся, список литературы, календарно-тематическое планирование. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirov._literatury_7a_kl.doc299 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20»

      «Рассмотрено»                                      Принято                                                             «Утверждаю»                        

      на заседании  ШМО                              на заседании                                                           директор                                                    а                                                                    педагогического совета

                                                                      протокол №__________                                         МОУ «СОШ № 20»

     протокол № ___                                                                                                                      И.В. Ларина

     от «___» ______2012г                          от «___»____________2012г.                                Приказ №_________

                                                                                                                                                    от «___»______2012 г.

                                       

Рабочая программа

По литературе

Класс или ступень обучения:

Количество часов: 105

Срок реализации программы: 1 год

Учитель: Иванова Е.В., высшая  категория

                                                                 

                                                               

                   

                                                   2012  год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2010)

Программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого, в нее включены для изучения дополнительные произведения.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник-хрестоматию, обеспечивающий процесс обучения (Литература. 7 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. В. Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2011).

Количество часов на изучение литературы увеличено за счет регионального компонента на 1 час (3 часа в неделю) и по учебному плану, согласно Уставу школы, отводится 35 недель -  105 часов в год, поэтому расширено изучение литературного наследия с целью углубления знаний учащихся  по творчеству  Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, М.Е\ Салтыкова-Щедрина, И.С. Тургенева.

Литература – предмет, который воспитывает, формирует характер ребенка, поэтому непременной задачей является привитие любви к родному краю, к героическому прошлому страны через изучение поэтического творчества авторов эпохи Великой Отечественной войны, а также знакомство с историей родного города на местном материале писателей и поэтов Тульского края.

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, составление простого (сложного) плана по произведению, в том числе цитатного, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя;

- итоговый: сочинение на основе литературного произведения, тест, включающий задания (с выбором ответа, с кратким ответом), проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

Уч-ся должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретико-литературные понятия: жанры фольклора; предания, былины; пословицы, поговорки, летопись, роды литературы; повесть, литературный герой, понятие о теме и идее произведения (начальные представления), герой-повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики, автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); Ода, баллада, стихотворения в прозе; поэма, трехсложные размеры стиха; гипербола, гротеск, сатира; юмор как формы комического (развитие представления), публицистика, мемуары, как публицистический жанр (начальные представления), литературные традиции.  

Уч-ся должны уметь:

- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

- различать особенности  сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

- видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

- объяснять чувству, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

- видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

- передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий, формулировать вопросы к произведению;

- аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах повествования;

- выделять основной конфликт художественного произведения;

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков  обучающихся.

Оценка сочинений.

        В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка “5” ставится за сочинение:

глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.

Отметка “4” ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка “2” ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка “1” ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;

содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки “2”.

Как видно, отметка “1” является составляющей в пятибалльной системе оценивания знаний, но она носит в основном воспитывающий характер и используется в текущем контроле.

Оценка устных ответов.

        При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

·   знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

·   умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

·  понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

·  знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

·  умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

·   уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

        При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

                                                 Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

                                               Оценка творческих работ.

        Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы. Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям: - соответствие работы ученика теме и основной мысли; - полнота раскрытия тема; - правильность фактического материала; - последовательность изложения. При оценке речевого оформления учитываются: - разнообразие словарного и грамматического строя речи; - стилевое единство и выразительность речи; - число языковых ошибок и стилистических недочетов. При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них; реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников; широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка “3” ставиться, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

        При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

Оценка дополнительных заданий.

        При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом: - “5” – если все задания выполнены; - “4” – выполнено правильно не менее ¾ заданий; - “3” – за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы; - “2” – выставляется за работу в которой не выполнено более половины заданий. При оценке контрольного диктанта на понятия отметки выставляются: - “5” – нет ошибок; - “4” – 1-2 ошибки; - “3” – 3-4 ошибки; - “2” – допущено до 7 ошибок.

Критерии оценивания презентаций.

        Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе  Power Point. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». 5-е изд., испр. И.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005, 368 с.

Критерии

оценивания

Параметры

Оценка

Дизайн  презентации

- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;

- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;

- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;

- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;

- ссылки – все ссылки работают

Средняя оценка по дизайну

Содержание

- раскрыты все аспекты темы;

- материал изложен в доступной форме;

- систематизированный набор оригинальных рисунков;

- слайды расположены в логической последовательности;

- заключительный слайд с выводами;

- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.

Средняя оценка по содержанию

Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;

- ученик владеет материалом своей темы;

Средняя оценка по защите проекта

Итоговая оценка

        Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

        Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

        Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

        Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.

Критерии оценивания динамики

 литературного развития каждого  учащегося (по рекомендациям В.Г. Маранцмана)

        В ходе урока фиксируются ответы и ставится поурочный балл каждому учащемуся  за конкретные операции. Отмечаются не только удачные ответы учеников, но и их затруднения, неспособность ответить. В тетради учителя оцениваются  следующие качества читателя:

Эмоциональная реакция

- выразительное чтение;

- ответы на вопросы после первого чтения произведения;

- оживление личных впечатлений, жизненных наблюдений по ассоциации с художественным текстом;

-сопоставление литературного текста с явлениями других искусств на уровне эмоциональной оценки.

Осмысление содержания

- составление плана содержания;

- сжатый пересказ;

- комментирование текста;

- ответы на аналитические вопросы, в том числе и вопросы проблемного характера;

- рассмотрение композиции художественного произведения;

- сопоставление литературных произведений;

- сопоставление близких по теме произведений смежных искусств на уровне концепции.

Работа воображения

- творческие пересказы (с изменением лица рассказчика);

- устное словесное рисование;

составление киносценария;

- инсценирование;

-домысливание сюжета;

- реконструкция внесценических эпизодов драмы.

Реакция на художественную форму

- пересказ, близкий к тексту;

- стилистический анализ;

- оправдание слов-образов и приёмов авторского повествования;

Сопоставление произведения и его реальной основы.

        Накопление в тетради учителя четырёх-пяти оценок в каждой графе даёт право выставить отметку в журнале. Наличие отказов, если их более трёх, ведёт к снижению средней оценки на балл. Такой учёт деятельности ученика помогает учителю видеть индивидуальные способности каждого читателя и общую продвинутость класса в той или иной сфере литературного развития.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретические уроки

Практические уроки

1

Введение

1

1

2

Устное народное творчество

6

6

3

 Древнерусская  литература

5

4

1

4

Произведения русских писателей XVIII века.

 

3

3

5

Произведения русских писателей XIX века

34

29

5

6

Произведения писателей  XX века

44

41

3

7

Из зарубежной литературы

12

10

2

Итого

105

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7А классе

№ ур

Тема

Тип

Элемент содержания

Требования к уровню понятий

Вид контроля

Домашнее задание

Дата

1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы  

Беседа

Выявление уровня литературного развития учащихся

Понимать природу художественного образа и своеобразие художественной действительности, составлять план и тезисы прочитанного

Самостоятельная работа по составлению тезисов статьи

Подготовить рассказ на тему «Книга, оставившая след в моей жизни»

2

Предания как поэтическая автобиография народа

Лекция

Исторические события в преданиях

Знать определение понятия «предание», понимать своеобразие преданий

Сформулировать вопросы по текстам преданий

3

Понятие о былине

Рассказ учителя

Собирание былин. Собиратели

Знать определение понятия «былина», Своеобразие былин как героических песен

Ответить на вопрос «В чем тайна былин»?

4

Былина «Вольга и Микула Селянинович»

Беседа

Лекция

Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда

Уметь составлять характеристику героя, определять тему былины, роль гиперболы и постоянных эпитетов

Составить словарик

Устное  сочинение

5

В.ч.  Киевский цикл былин. «Илья Муромец  и Соловей-разбойник»

Рассказ учителя

Черты характера Ильи Муромца. Особенности былинного стиха

Знать, какие приемы способствуют раскрытию величию, доблести и подвигов русского богатыря

Выразительное чтение былины

Ответы на вопросы

6

В.ч. Новгородский цикл былин. «Садко»

Рассказ учителя, беседа

Своеобразие былины. Поэтичность языка

Уметь анализировать басни.

Знать понятия: «аллегория», «мораль».

Сочинение собственной былины

Выучить отрывок наизусть

7

Пословицы и поговорки

Рассказ учителя, беседа

Пословицы и поговорки народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц

Знать определение понятий «пословица» и «поговорка», понимать их жанровые особенности

Конкурс «Кто больше знает пословиц и поговорок?»

8

Из  древнерусской литературы. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок)

Рассказ учителя, беседа

Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси

Знать особенности поучения как жанра литературы, понимать смысл поучения Вл. Мономаха, уметь выразительно читать текст

Отвечать на вопросы

9

Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок)

Рассказ учителя, беседа

Формирование традиции уважительного отношения к книге

Уметь комментировать сказания

Устный комментарий

10

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Рассказ учителя

Нравственные идеалы и заветы Древней Руси

Знать содержание повести, нравственные законы, которым следуют ее герои

Выборочный пересказ

11

Высокий моральный облик героини

Прославление любви и верности

Уметь комментировать эпизод повести

Устный комментарий

12

Р.р. Соч. «Народная мудрость в произведениях у.н.т.», «Художественные особенности русских былин»

Урок-практикум

Уметь писать сочинения

Сочинение

13

Из русской литературы XVIII века М.В.Ломоносов. «К статуе Петра Великого»

Беседа

Слово о поэте и ученом.

Знать факты биографии творчества Ломоносова, его роль в развитии русской литературы, «теорию трех штилей»

Устный рассказ

14

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол …»

Беседа

Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Призыв к миру

Уметь выразительно читать и анализировать поэтический текст

Выписывать слова «высокого штиля»

15

Г.Р.Державин.

Лекция

«Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Размышления о смысле жизни и свободе творчества

Знать факты жизни и литературной деятельности поэта, содержание стих., понимать смысл стих.

Отвечать на вопросы

16

Из русской литературы XIX века. А.С. Пушкин. Поэма «Полтава» (отрывок)  

Лекция

Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. Прославление мужества и отваги русских солдат.

Уметь анализировать поэму

Анализ содержания поэмы

17

А.С. Пушкин «Медный всадник» (Отрывок)

Беседа

Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра 1

Уметь устно рисовать картину

Устное рисование картины

18

«Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник

Беседа

Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси

Знать историческую основу «Песни», особенности содержания, формы и композиции, своеобразие языка

Выразительное чтение

19

Особенности композиции «Песни…»

Беседа

Понятие о балладе. Особенности содержания и формы баллады Пушкина

Уметь давать сравнительную характеристику героев, определять особенности жанра баллады

Чтение наизусть

20

«Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре

Практикум

Образ летописца Пимена

Уметь составлять рассказ о герое

Рассказ по плану

21

Урок развития речи. Подготовка к домашнему сочинению

Урок-практикум

Составление плана и устное сочинение на тему: «История России в творчестве Пушкина»

Уметь составлять устное сочинение

Устное сочинение

22

«Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина

Беседа

Изображение «маленького человека», его положение в обществе. Призыв к уважению человеч.достоинства

Знать содержание повести

Подробный пересказ

23

Дуня и Минский

Практикум

Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского»

Понимать идейный замысел повести, тему, роль автора и рассказч

Анализ повести

24

М.Ю. Лермонтов. «Песня про купца Калашникова…»

Беседа

Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы

Знать причины обращения поэта к давно минувшим временам, историю создания «Песни…»

Выразительное чтение

25

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным

Беседа

Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов

Знать нравственную проблематику произведения, жанровое своеобразие, конфликт

Рассказ о героях повести

26

Особенности сюжета и художественной формы поэмы

Урок-практикум

Фольклорные начала в «Песне…». Образы гусляров и образ автора

Уметь определять изобразительные средства

Устное сочинение

27

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…»

Урок-практикум

Проблема гармонии человека и природы

Понимать образную структуру стих., состояние лирического героя, своеобразие пейзажа

Ответы на вопросы

28

Стихотворения «Молитва», «Ангел»

Практикум

Мастерство поэта в создании художественных образов

Уметь анализировать стихотворение

Анализ стихотворения

29

Контр. работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова

Урок контроля

Тест

30

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа повести.

Рассказ учителя

Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли

Знать факты жизни и деятельности Гоголя, место повести в его творчестве, замысел писателя

План учебной статьи

31

Остап и Андрий

Беседа

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Развитие понятия о литературном герое

Уметь сравнивать двух противоположных героев

Сравнительная характеристика

32

Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя

Беседа

Описание степи, речь о товариществе Тараса Бульбы, поведение казаков в битве

Уметь подробно описывать пейзаж

Устное рисование

33

Р.р.  Подготовка к домаш. сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Урок-практикум

Уметь составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал

Уметь писать сочинения

Сочинение

34

И.С.Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника»

Лекция

Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника», их гуманистический пафос.

Знать факты жизни и творческой деятельности писателя, историю появления сборника

Хронологическая таблица

35

«Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных

Нравственные проблемы рассказа «Бирюк»

Знать содержание рассказа

Отвечать на вопросы

36

Нравственные проблемы рассказа «Бирюк»

Практикум

Лесник и его дочь. Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека

Уметь определять основную тему, идею, конфликт, видеть авторскую позицию

Анализ рассказа

37

Р. р Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача»

Беседа

Богатство русского языка. Авторские критерии нравственности. Особенности жанра

Знать определение понятия «стихотворение в прозе, время создания, тематику, жанровые особенности

Сочинение-миниатюра

38

Р. р. Подготовка к домашнему сочинению по стихот. в прозе

Практикум

 Особенности жанра стихотворений в прозе

Уметь рассуждать

Устное сочинение

39

Н.А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая»

Лекция

Слово о поэте. Историческая основа произведения.

Знать факты жизни и творческой деятельности Некрасова, историческую основу поэмы, содержание

Тезисный план статьи

40

Величие духа русской женщины

Беседа

Развитие понятия о поэме. Обучение выразительному чтению

Уметь определять тему, идею произведения, жанровые особенности, давать характеристику героям

Ответы на вопросы

41

Внекл. чтение. «Размышления у парадного подъезда» и др. стихи о судьбе народа

Практикум

Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины

Знать рождение замысла стих., его содержание, художественные приемы

Описание героев стих

42

Внекл. чтение. А.К.Толстой. «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин»

Лекция

Конфликт рыцарства и самовластья. Особенности стилистической интерпретации

Знать факты жизни и деятельности Толстого, жанровое своеобразие баллад

Выразительное чтение

43

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Рассказ учителя

Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». Сатирическое изображение нравственных пороков общества

Знать автора, сведения о его жизни и творческой деятельности, содержание сказки, определение теоретич. понятий

План сказки

44

Смысл противопоставления генералов и мужика

Беседа

Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности

Уметь оценивать поступки героев

Чтение по ролям

45

Сказка «Дикий помещик»

Беседа

Смысл названия сказки

Знать автора, историю создания сказки-были

Характеристика героев

46

Р.  р. Подготовка к устному сочинению по сказкам М.Е. С-Щедрина

Беседа

Развитие речевой деятельности, устное сочинение

Уметь составлять устное сочинение

Устное сочинение

47

Л.Н.Толстой. «Детство» (главы).

Беседа

Автобиографический  характер повести.

Знать отдельные факты биографии писателя, определение понятия «автобиографическая повесть»

Выборочный пересказ

48

Сложность взаимоотношений детей  и взрослых

Беседа

Значение эпохи детства в жизни героев Толстого и самого писателя

Уметь анализировать отдельные главы

Анализ глав повести

49

Главный герой повести  Л. Н. Толстого "Детство».

Чувства, поступки и духовный' мир главного  героя

Знать нравственную проблематику повести, уметь участвовать в диалоге

Выборочная цитатная характеристика

50-51

Произведения писателей XX века. И. А. Бунин.  «Цифры»

Лекция

Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой  проблемы

Уметь выразительно читать, передавая сложную гамму чувств

Выразительное чтение

52

И. А. Бунин. «Лапти»

Беседа

Нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина - прозаика и поэта

Знать содержание

Ответы на вопросы

53

Разв. р. "Золотая пора детства" в произведениях Л. Н. Толстого и

 И. А. Бунина»

Практикум

Подготовка к устному сочинению на данную тему

План сочинения

Устное сочинение

54

А.П. Чехов. «Хамелеон»

Беседа

Слово о писателе. Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа

Знать оценки творчества Чехова современниками, сюжет и образную систему рассказа, понимать тему и идею

Выразительное чтение

55

 «Хамелеон» А.П. Чехова как юмористический рассказ

Беседа

Практикум. Речь героев как источник юмора.

Уметь оценивать действия героев, объяснять значение диалога и художественной детали

Устное рисование

56

Два лица России в рассказе А. П. Чехова "Злоумышленник»

Беседа

Развитие понятий о юморе и сатире

Знать содержание произведения, видеть особенности композиции

Чтение по ролям

57

Внекл. чтение. Рассказы А.П. Чехова «Тоска», «Размазня»

Беседа

Смех и слезы в рассказах А. П. Чехова "Тоска», «Размазня» и др.

Знать трехчастную композицию сочинения

Устная коллективная работа

58

Стихи русских поэтов XIX века о родной природе

Беседа

В. А. Жуковский. «Приход весны». А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край … »,  «Благовест». И.Бунин. «Родина».

Уметь анализировать стихотворение

Выразительное чтение стихотворений

59

Практикум. Обучение анализу лирического стихотворения

 Урок контроля

Подготовка к домашнему сочинению по русской поэзии XIX века

Уметь анализировать стихотворения

Сочинение

60

М. Горький.  «Детство» (главы).

Лекция

Автобиографический характер повести

 Знать определение «автобиографическое произведение»

Пересказ

61

Изображение «свинцовых мерзостей жизни».

Беседа

Дед Каширин. Изображение быта и характеров

Знать специфические черты характера, присущие отдельным героям

Подробный пересказ

62

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»

Беседа

Образы бабушки Акулины Ивановны, Алеши Пешкова, Цыганка, Хорошее Дело

Уметь видеть авторскую позицию, давать характеристику герою по плану

Характеристика героев

63

Вера в творческие силы народа

Беседа

Понятие о теме и идее произведения

Уметь определять границы эпизода

Отвечать на вопросы по содержанию

64

Портрет как средство характеристики

Беседа

Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство»

Уметь давать портретную характеристику героев

Портретная характеристика

65

Внекл.  чтение. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»

Рассказ учителя

Романтический характер легенды

Знать содержание легенды, жанровое своеобразие произведения, уметь оценивать поступки героев

Выразительное чтение

66

В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Рассказ учителя

Слово о поэте. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.

Знать факты жизни и творческого пути поэта, своеобразие художественной формы стиха, определение понятия «сатира»

Ответы на вопросы

67

Своеобразие художественной формы стихотворения

Беседа

Роль фантастических картин. Смысловая роль ритма и рифмы

Понимать роль фантастических картин, роль поэта в обществе

Разбор-анализ стихотворения

68

Внекл.  чтение. В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям».

Беседа

Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому

Знать понятие о лирическом герое, понимать тонкости внутреннего мира героя, главную тему стихотворения

Выразительное чтение

69

Л.Н. Андреев. «Кусака».

Беседа

Слово о писателе. Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека

Знать сведения о писателе, содержание произведения, нравственную проблематику

Комментированное чтение

70

Гуманистический пафос произведения

Беседа

Л.Андреев как тонкий психолог

Сформулировать собственное отношение к событиям

Устный рассказ

71

А.П. Платонов. «Юшка»

Беседа

Слово о писателе. Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей.

Знать сведения о жизни и творчестве писателя, сюжет рассказа, его идейно-тематическое содержание

Анализ рассказа по вопросам

72

Внешняя и внутренняя красота человека

Беседа

Призыв к состраданию и уважению к человеку

Анализировать текст по вопросам

Устное рисование

73

Внекл. чтение. Рассказ А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире»

Беседа

Труд как основа нравственности

Знать содержание текста, понимать своеобразие прозы Платонова

74

Внекл. чтение. Своеобразие языка прозы А. П. Платонова

Беседа

Вечные нравственные ценности

Уметь делать устное сообщение

Выразительное чтение

75

Р. р. «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

Практикум

Подготовка к  домаш.сочинению (по произведениям писателей ХХ века)

Уметь определять основную мысль сочинения

Сочинение

76

Б.Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме… »

Лекция

Слово о поэте. Своеобразие картин природы в лирике Пастернака

Знать средства выразительности

Выразительное чтение стихотворений

77

Способы создания поэтических образов

Лекция

Работа над выразительными средствами стихотворений

Знать средства выразительности

Выразительное чтение стихотворений

78

Р.р. Письменный анализ эпизода (по рассказам  Л.Н. Андреева, А.П.Платонова) или стих. Б. Пастернака

Контрольный

Урок контроля

Уметь делать анализ эпизода

Сочинение

79

Внекл. чтение. Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной

Беседа

Интервью как жанр публицистики. Становление характера молодого человека, участ. в Великой Отечественной войне

Уметь вести беседу с гостем в классе

Чтение наизусть

80

Трудности и радости грозных лет войны

Урок-концерт

Трудности и радости грозных

лет войны в стих. А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова

Уметь выразительно читать наизусть

Чтение наизусть

81

Внекл. чтение Стихи В.А. Большакова о войне

Урок-концерт

Патриотические чувства автора и его мысли о войне

Уметь выразительно читать наизусть

Чтение наизусть

82

Ф. А. Абрамов. «О чем плачут лошади»

Беседа

Слово о писателе. Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.

Знать содержание текста, понимать своеобразие прозы Абрамова

Комментированное чтение

83

Внекл. чтение. Рассказы Г.И. Паншина

Беседа

Слово о писателе. Многогранный мир детства

Знать содержание текста, понимать идею произведения

Комментированное чтение

84

Е.И.Носов. «Кукла» («Акимыч»)

Беседа

Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа

Знать сведения о жизни писателя, содержание рассказа

Комментированное чтение

85

Е.И.Носов. «Живое пламя»

Беседа

Обучение целостному анализу эпического произведения

Знать содержание текста, понимать идею произведения

Комментированное чтение

86

Ю.П.Казаков. «Тихое утро»

Беседа

Слово о писателе. Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственнос.  человека

Знать содержание текста, понимать идею произведения

Чтение диалога по ролям

87

Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира

Урок-концерт

Стихи В.Брюсова, Ф.Сологуба, С.Есенина, Н.Рубцова и др.).  Единство человека и природы

Уметь выразительно читать стихи

Чтение наизусть

88

Поэзия А.Т.Твардовского

Урок-концерт

Слово о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…»,  «На дне моей жизни…»

Уметь выразительно читать стихи, понимать смысл их содержания

Чтение наизусть

89

Нравственные проблемы в лирике Твардовского

Беседа

Развитие понятия о литературном герое

Уметь выразительно читать стихи, понимать смысл их содержания

Словарная и лексическая работа

90

Д.С.Лихачев. «Земля родная (главы).

Лекция

Слово о писателе. Духовное напутствие молодежи

Знать автора, биографические сведения о нем, определение понятия «публицистика»

Комментированное чтение статей, деление на абзацы

91

М.М.Зощенко «Беда»

Беседа

Смешное и грустное в рассказах писателя

Знать автора, биографические сведения о нем, понимать содержание рассказа

Комментированное чтение, беседа по вопросам

92

Внекл. чтение. Песни на слова русских поэтов ХХ века

Урок-концерт

А.Вертинский «Доченьки», И.Гофф «Русское поле», Б.Ш.Окуджава «По смоленской дороге…»

Знать содержание песен

Прослушивание записи песен

93

Расул Гамзатов. Лирика

Урок-концерт

Рассказ о поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда…»,  «О моей Родине

Знать факты жизни и понимать особенности художественной образности поэта

Чтение и обсуждение стихотворений, словарная работа

94

Из зарубежной литературы. Р.Бернс. «Честная бедность» и др. стихотворения

Беседа

Представления поэта о справедливости и честности

Знать автора, сведения из его жизни и творческой деятельности, темы его творчества

Беседа по вопросам

95

Дж. Байрон «Ты кончил жизни путь, герой…»

Беседа

Прославление подвига во имя свободы Родины

Знать автора, сведения из его жизни и творческой деятельности, темы его творчества

Выразительное чтение

96

Японские хокку

Беседа

Особенности жанра

Понимать темы произведений

Выразительное чтение

97

О. Генри. «Дары волхвов»

Преданность и жертвенность во имя любви

Знать автора, сведения из его жизни и творч. деятельности, нравственную проблематику рассказа

Составление плана расск5аза

98-99

Р.р. Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей

Семинар

Уметь делать сообщения

100

Внекл. чтение. Р.Д. Брэдбери. «Каникулы»

Практикум

Фантастический рассказ-предупреждение

Уметь объяснять смысл названия рассказа

Письменный ответ на вопрос

101

Внеклассное чтение. Луиджи Пиранделло. «Черепаха»

Беседа

Сатирическое осмеяние семейных отношений

Знать автора, сведения из его жизни и творч. деятельности, нравственную проблематику рассказа

Составление плана расск5аза

102-103

Р.р. Сочинение «Чему научила меня книга в 7 классе?»

Практикум

Уметь писать сочинение на свободную тему

Сочинение

104

Итоги года

Контрольный

Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса

Тестирование

105

Задания на лето

Беседа

Комментарий учителя

Понимать, как литература влияет на формирование человека

Комментарий учителя

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Литература. 7 кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2010.

2. Читаем, думаем, спорим…: Дидакт. материалы по лит.: 7 кл. / Авт.-сост. В.Я Коровина и др. – М.: Просвещение. 2006.

        3. Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM  /  Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2008.

       4. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 7 кл.: Методич. пособие к учеб.-хрестом. Коровина В.Я.- М.: «Просвещение», 2009.

        5. Липина Е.Ю. Литература: тесты под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2007.

6.  Портреты писателей и поэтов.

Список литературы

  1. Литература. 7 кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классах. Практическая методика: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение. 2008.
  3. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. – М.: Вербум, 2004.
  4. Коровина В.Я., Збарский И.С., Литература: Методические советы: 7 класс. – М.: Просвещение, 2006.
  5. Матвеева Е.И. Литература: 7 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И. Матвеева. – М.: Эксмо, 2009.

\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса по учебнику Г.С.Меркина

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и ориентирована на использование учебника Г.С.Меркина...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса (базовый уровень)

Данная рабочая программа составлена на 2014 - 2015 учебный год с учетом требований и положений, изложенных в документах Министерства просвещения и науки РФ. В основу рабочей программы положена програм...

Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса

Рабочая программа для учащихся 9 класса  разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта и авторской программы общеобразовательных учреждений. Литература В. Я. Коро...

Рабочая программа по литературе для учащихся 8 класса

Рабочая программа учебного курса литературы для 8 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта  и программы курса литературы для учащихся 8 классов общеобр...

Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса

Рабочая программа учебного курса литературы для 5 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта  и программы курса литературы для учащихся 5 классов о...

Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса (ФГОС ООО)

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Учебно - тематическое планирование составлено по учебнику литературы Г.С.Меркина...