Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

 

 

Рабочая программа учебного курса литературы для 5 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта  и программы курса литературы для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений автора Коровиной В.Я. (2010 года). ).  На изучение курса отводится 102 часа из расчета 3 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit-ra_5_klass_2.doc268 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию г.Барнаула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №113 имени Сергея Семенова»

        

Согласовано                                                            Утверждаю                                                                                                           МО                                                                            Директор              Л.В.Иванова                                                                                                                      протокол  №       от                                                  Приказ №             от                                                                                                                                       

Рабочая программа

по литературе

для учащихся  5  класса

         Составлена  на  основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта
  2. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы (базовый уровень), под редакцией В. Я. Коровиной, издательство М.- «Просвещение», 2010.-253 с.
  3. Учебника-хрестоматии для общеобразовательных учреждений. Литература. 5 класс. Авторы-составители В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. М,: Просвещение, 2010

                                             

Составитель: Михайлова М.Н.., учитель русского языка и литературы

2014 – 2015 учебный год


Пояснительная записка

( литература 5 класс)

Рабочая программа для учащихся 5 Г класса МБОУ «СОШ № 113 имени Сергея Семёнова» разработана на основе Государственного образовательного стандарта общего образования по предмету и авторской Программы общеобразовательных учреждений . Литература. В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина.

         Выбор авторской программы мотивирован тем, что она

1.  Рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;

2.  Соответствует  стандарту основного общего образования по русскому языку;

3.  Построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

4.  Способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся

5. Обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

Цель курса литературы- воспитание эстетически развитого читателя, способного понимать позицию автора художественного текста и иметь собственное суждение о произведении и отраженных в нём жизненных явлениях.

Основные задачи курса литературы:

  1. приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением

 базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

  1. овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтения наизусть;
  2. овладение видами  устного пересказа (подробный, выборочный, сжатый, от другого лица )  небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
  3. приобретение навыков свободного владения  монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
  4. овладение способами составления развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристики героя, отзыва на самостоятельно прочитанное произведение;
  5. овладение способами свободного владения письменной речью;
  6. освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций

Формы, методы и технологии обучения:

  1. использование элементов  причинно-следственного анализа;
  2. определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
  3. поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
  4. построение развёрнутых суждений ;
  5. творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение, устное словесное рисование, инсценирование произведений;
  6. рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста на всех этапах изучения литературы;
  7. репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения осуществляется в виде разного типа пересказов ( близких к тексту, кратких, выборочных, с изменением лица рассказчика, ответов на вопросы)

Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения:

  1. написание сочинений по литературным произведениям;
  2. творческие задания, различные виды пересказов, ответы на вопросы (устные, письменные);
  3. написание отзывов на произведения;
  4. создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев;
  5. создание оригинального произведения
  6. чтение наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  7. тестирование;
  8. контрольные вопросы

Планируемые результаты

В результате изучения курса литературы 5 класса ученик должен

знать:

  1. авторов и содержание изученных произведений;
  2. основные теоретические понятия, предусмотренные программой и связанные с изучением образов литературных героев ( герой литературный, имя героя, портрет, поступки, поступки и характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка);

понимать

образную природу словесного искусства

уметь:

  1. характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения;
  2. использовать различные формы пересказа ( с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика);
  3. выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  4. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  5. выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;
  6. выделять и формулировать тему;
  7. воспроизводить сюжет прочитанного произведения;
  8. отличать стих от прозы, используя сведения о стихосложении ( ритм, рифма, двусложные размеры стиха и др.);
  9. работать со справочным материалом;
  10. выражать своё отношение к прочитанному;
  11. владеть различными видами пересказа

При разработке программы учитывалась специфичность контингента класса.

Многие дети данного класса  плохо читают, а некоторые учащиеся читают  с трудом. Поэтому программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи. Особое внимание уделяется использованию на уроке ИКТ.

Авторская программа разработана на 102 часа, так как учебный год составляет 35 учебных недель, появилась возможность 3 часа распределить на уроки повторения в конце года(резервные уроки)

3.Тематическое планирование уроков литературы

в 5 «Г» классе на 2014-2015 учебный год

105 часов, 3часа в неделю при 35 уч. неделях

№ п/п

      Наименование разделов и тем

Всего  часов

Лабораторные и практические  работы

Контроль

ные и диагностичес

кие  работы

Экскур

сии

Примечание

1

Введение

1 ч

1.1

Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся

1

2

Устное народное творчество

10 ч

2.1

Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни

1

2.2

Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни

2.3

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Высокий нравственный облик волшебницы в сказке «Царевна-лягушка»

1

2. 4

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван-царевич, его помощники и проводники

1

2.5

Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика

2.6

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» -  волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки.

1

2.7

Образ главного героя сказки «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» Особенности сюжета  сказки. Герои сказки в оценке народа.

1

2.8

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости.

1

2.9

Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках

2.10.

Р.р. Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению

1

3

Древнерусская литература

2 ч

3.1

Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник

1

3.2

Герои летописного сказания «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Фольклор и летописи

1

4

Из   литературы 18 века

2 ч

4.1

Стихотворение М.В.Ломоносова «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение

1

4.2

Роды и жанры литературы

1

5

Из литературы 19 века

40ч

5.1

 Вн.чт.  Басня как литературный жанр.  Истоки басенного жанра

1

5.2

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягнёнок. Понятие об аллегории и морали

1

5.3

Осмеяние пороков в баснях И.А.Крылова «Свинья под дубом», «Ворона и лисица»

1

5.4

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» И.А.Крылова как басня о войне 1812 года.

1

5.5

Басня И.А.Крылова «Волк на псарне». Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни

5.6

В.А.Жуковский. Слово о поэте.  Сюжет и герои сказки  «Спящая царевна».

1

5.7

«Спящая царевна» В.А.Жуковского. Черты литературной и народной сказки.

1

5.8

Баллада В.А.Жуковского «Кубок». Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады

1

5.9

А.С. Пушкин. Детские и лицейские года поэта. «Няне» - поэтизация образа няни

1

5.10

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок

1

5.11

Истоки рождения сюжета «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина

5.12

Противостояние добрых и злых сил в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина. Система образов сказки

1

5.13

Сходство и различие литературной и народной сказки. Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки

1

5.14

Стихотворная и прозаическая речь. Рифма,  ритм, строфа

1

5.15

 Р.р.  Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке. Обучение домашнему сочинению

1

5.16

Вн.чт. Мои любимые сказки А.С.Пушкина. Художественный мир пушкинских сказок

1

5.17

Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке А.Погорельского «Черная курица, или подземные жители»

1

5.18

Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки А.Погорельского «Черная курица, или подземные жители»

1

5.19

Героическое и обыденное в сказке В.М.Гаршина «Attalea Princeps»

1

5.20

М.Ю Лермонтов. Слово о поэте.  Историческая основа и патриотический пафос стихотворения  «Бородино»

1

5.21

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»

1

5.22

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки».  Поэтизация народной жизни в повести  «Заколдованное место»

1

 

5.23

Реальность и фантастика в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место».Понятие о фантастике. Юмор

1

5.24

Вн.чт. Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

1

5.25

Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте.  Картины природы и судьба народа в стихотворении  «На Волге»

1

5.26

«Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы Н.А.Некрасова  «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины

1

5.27

Вн.чт. Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей

1

5.28

И.С.Тургенев. Рассказ о писателе.  История создания рассказа  «Муму». Жизнь в доме барыни

1

5.29

Герасим и барыня. Герасим и Татьяна

1

5.30

Нравственный облик Герасима.

1

5.31

Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества

1

5.32

Р.р. Тургенев- мастер портрета и пейзажа. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И. С. Тургенева «Муму»

1

5.33

Обобщающий урок по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева

1

5.34

А.А  Фет. Краткий рассказ о поэте.  Природа и человек в стихотворении «Весенний дождь»

1

5.35

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник»  как протест против национальной вражды. Жилин и горцы

1

5.36

Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев

1

5.37

Р. р. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Толстого «Кавказский пленник»

1

5.38

А.П.Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия». Законы юмористического рассказа

1

5.39

Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия»

1

5.40

Вн.чт.  Рассказы  Антоши  Чехонте

1

6.

Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе

4

6.1.

Русские поэты 19 века о Родине и родной природе

 1

6.2.

Лирика Ф. И. Тютчева

1

6.3.

Лирика И. С. Никитина, А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова, И.З. Сурикова, А.В. Кольцовва

1

 

6.4.

 Р.р. Обучение анализу лирического произведения (по русской поэзии XIX века)

1

   

7

Из русской литературы 20 века

22

7.1.

Вн. чт. И. А. Бунин. Слово о писателе. Восприятие прекрасного героями  рассказа  «Косцы»

1

7.2.

В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений

1

7.3.

Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей

1

7.4.

Портрет как средство изображения героев в повести В.Г. Короленко

1

7.5.

Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе». Композиция произведения

1

7.6.

Р.р. Обучение домашнему сочинению по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»

1

7.7.

С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях  «Я покинул родимый дом» и «Низкий дом с голубыми ставнями»

1

7.8.

П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы  Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера

1

7.9.

Образ Хозяйки Медной горы. Понятие о сказе

1

7.10.

К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке  «Теплый хлеб»

1

7.11.

Роль пейзажа в сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб».

1

7.12.

Вн.чт. Природа и человек в произведении К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»

1

7.13.

С. Я. Маршак. Слово о писателе. Пьеса–сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы

1

7.14.

Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев»

1

7.15.

Художественные особенности пьесы-сказки.

1

7.16.

Р. р. Традиции народных сказок в пьесе-сказке. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

1

7.17.

А. П. Платонов. Слово о писателе. Быль и фантастика в рассказе  «Никита»

1

7.18.

Душевный мир главного героя рассказа А. П. Платонова «Никита»

1

7.19.

В. П. Астафьев. Слово о писателе. Человек и природа в рассказе  «Васюткино озеро». Черты характера героя рассказа и его поведение в лесу

1

7.20.

«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении

1

7.21.

Р.р. Классное сочинение «Как Васютка выжил в тайге»

1

7.22.

Обобщающий урок по произведениям русской литературы 20 века

1

8.

Писатели и поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе

3

8.1.

Русские поэты 20 века о Родине и родной природе: И. А.Бунин, Дон-Аминадо

1

8.2.

Русские поэты 20 века о Родине и родной природе: А. А. Прокофьев, Д.Б. Кедрин, Н. М. Рубцов

1

   

8.3.

Р. речи. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического произведения(на материале  стихотворений  русских  поэтов  XX  века)

1

9.

Писатели улыбаются

2

9.1.

Саша Чёрный. Слово о

писателе.   Образы детей в рассказе Саши Черного «Кавказский пленник»

1

9.2.

Рассказ Саши Чёрного «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики в произведениях писателя. Юмор в его рассказах

1

10.

Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.)

2

10.1.

К. М. Симонов. Слово о поэте. Война и дети в стихотворении «Майор привёз мальчишку на лафете»

1

10.2.

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста»

1

11.

Из зарубежной литературы

12

11.1.

Р. Стивенсон. Слово о писателе Бережное отношение к традициям предков в балладе  «Вересковый мёд»

11.2.

Вн.чт. Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа

11.3.

Вн.чт Характер главного героя романа Д. Дефо «Робинзон Крузо».

11.4.

Х. К. Андерсен. Слово о писателе. Реальное и фантастическое в сказке «Снежная королева»

11.5.

В поисках Кая.  Друзья и враги Герды

11.6.

Наши любимые сказки Х. К. Андерсена

11.7.

Р. р. Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Х. К. Андерсена

11.8.

Вн.чт. Спор героев о прекрасном в сказке Жорж Санд  «О чем говорят цветы»

11.9.

Вн.чт.   Мир детства в романе М.Твена «Приключения Тома Сойера»

11.10.

Вн.чт. Том и Гек в романе М. Твена. Том и Бекки.

11.11.

Вн.чт Дж. Лондон. Слово о писателе.  Изображение жизни северного народа в произведении Дж. Лондона «Сказание о Кише»

11.12.

Вн.чт. Нравственное взросление героя рассказа Дж. Лондона «Сказание о Кише».

1

12.

Уроки повторения , резервные уроки

5

12.1.

Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса»

1

12.2

Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения

1

12.3

Урок в резерве

1

12.4

Урок в резерве

1

12.5

Урок в резерве

Итого                                              

105 ч

ТСО и другие средства обучения

№ п/п

ТСО

Количество

УНТ

«УНТ»

«Сказка»

«Царевна лягушка»

3

Древнерусская литература

«Подвиг отрока»

1

Литература 18 века

«Ломоносов. Случились вместе…»

1

Литература 19 века

«Басня Крылова»

1

Пушкин

«Царскосельский лицей»

«Сказка о мёртвой царевне»

2

Погорельский

«Биография»

1

Лермонтов

«Бородино»

1

Гоголь

«Ночь перед Рождеством»

1

Некрасов

«Биография»

1

Тургенев

«Портрет литературного героя»

1

Фет

«Целый мир от красоты»

1

Толстой

«Биография»

«Кавказский пленник»

2

Чехов

«Очерк жизни и творчества»

1

Русские поэты 19 века

«Поэзия. Теория»

1

Тютчев

«Весна в природе»

1

Бунин

«Биография»

1

Короленко

«Дети подземелья»

1

Бажов

«Сказы Бажова»

1

Маршак

«Биография»

1

Платонов

«Работа по рассказу Никита»

1

Астафьев

«Как Васютка выжил в тайге»

1

«Писатели улыбаются»

1

ИТОГО

26

Используемая литература для составления рабочей программы:

1 Программа общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной (Москва, «Просвещение» 2010 г                                                                                                                            2 Для реализации программы используется учебник  в двух частях  для 5  класса общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной

Используемая литература для учителя

  1. Литература. 5-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля / авт.-сост. Н.Ф. Ромашина – Волгоград: Учитель, 2008
  2. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы ( Базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной, 12-е издание, переработанное и дополненное М.: Просвещение - 2010
  3. Коровина В. А. , Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература 5 кл.учеб.в 2 ч.-М.: Просвещение, 2009
  4. Коровина В.Я.,Збарский И.С. Литература: 5 кл.: метод. советы.- М.: Просвещение
  5. Ерёмина О.А. Уроки литературы в 5 классе: кн. для учителя.- М.: Просвещение,2008
  6. Литература. Проверочные работы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений/ Н.В.Беляева.- М.: Просвещение, 2010.-79 с.

    Используемая литература для обучающихся

  1. Коровина В. А. , Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература 5 кл.учеб.в 2 ч.-М.: Просвещение, 2009
  2. Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлёв В.П. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 5 класс.-М.: Просвещение, 2007

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса по учебнику Г.С.Меркина

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и ориентирована на использование учебника Г.С.Меркина...

Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса

Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса содержит следующие разделы: пояснительная записка, содержание материала, учебно-тематический план, требования к учащимся, критерии и нормы знаний ...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса (базовый уровень)

Данная рабочая программа составлена на 2014 - 2015 учебный год с учетом требований и положений, изложенных в документах Министерства просвещения и науки РФ. В основу рабочей программы положена програм...

Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса

Рабочая программа для учащихся 9 класса  разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта и авторской программы общеобразовательных учреждений. Литература В. Я. Коро...

Рабочая программа по литературе для учащихся 8 класса

Рабочая программа учебного курса литературы для 8 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта  и программы курса литературы для учащихся 8 классов общеобр...

Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса (ФГОС ООО)

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Учебно - тематическое планирование составлено по учебнику литературы Г.С.Меркина...