И.В. Гёте. Вечные философские проблемы в трагедии «Фауст»
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Дерезина Ирина Юрьевна

Методическая разработка «И.В. Гёте. Вечные философские проблемы в трагедии «Фауст» рекомендуется для преподавателей литературы, работающих в средних специальных учебных заведениях.

   В разработке имеется план проведения занятия, сформулированы цели и задачи, методические обоснования для каждого элемента занятия.

   Раскрыты вопросы: биография и творчество И.В. Гёте; история написания трагедии «Фауст»; народные истоки произведения, переосмысление их Гёте; отражение в системе образов трагедии осмысления писателем различных жизненных ценностей, три временных плана изображения жизни в произведении; Фауст и Мефистофель как вечные образы; фаустовские мотивы в русской литературе 19 века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met._razrab._faust.docx50.98 КБ

Предварительный просмотр:

ФГОУ СПО

«Константиновский сельскохозяйственный техникум»

И.В. Гёте. Вечные философские проблемы в трагедии «Фауст»

 (методическая разработка урока – презентации

по дисциплине «Литература»)

Автор: преподаватель

литературы Дерезина И.Ю.

г. Константиновск

2010

 Рассмотрено на заседании                                             «Утверждаю»

предметной /цикловой/ комиссии                           Заместитель директора

гуманитарных дисциплин.                                        по учебной работе

Протокол № __ от «___»________                           __________/Ковалёва О.М./

Председатель комиссии:                                           «_____» ___________ 2010г.

_______________/Дерезина И.Ю./

Рецензия

на методическую разработку урока – презентации

по дисциплине «Литература»

по теме «И.В. Гёте. Вечные философские проблемы в трагедии «Фауст»

преподавателя И.Ю.Дерезиной

   В методической разработке имеется план подготовки и проведения урока, четко сформулированы цели и задачи, приобретаемые навыки.

   У студентов развивалось умение анализировать текст, понимать проблемы, поднятые автором в трагедии «Фауст»; умение высказывать и аргументировать свое мнение, выразительно читать текст трагедии Гёте; воспитывался интерес к истории создания трагедии, логике ее построения; студенты учились понимать основные литературоведческие и философские интерпретации, основные культурологические проблемы, связанные с опытом философской интерпретации трагедии Гёте.

   Считаю, что данная методическая разработка окажет помощь преподавателям литературы в проведении занятий по творчеству И.В. Гёте.

Преподаватель литературы:                     __________________/М.И.Якушова/

Содержание

Аннотация

Введение

1.Основная часть

1.1.Подготовительный этап

1.2.Содержание урока

2.Заключение

3.Литература

Аннотация

   Методическая разработка «И.В. Гёте. Вечные философские проблемы в трагедии «Фауст» рекомендуется для преподавателей литературы, работающих в средних специальных учебных заведениях. Соответствует современным требованиям методики и дидактики.

   В разработке имеется план проведения занятия, сформулированы цели и задачи, методические обоснования для каждого элемента занятия.

   Раскрыты вопросы: биография и творчество И.В. Гёте; история написания трагедии «Фауст»; народные истоки произведения, переосмысление их Гёте; отражение в системе образов трагедии осмысления писателем различных жизненных ценностей, три временных плана изображения жизни в произведении; Фауст и Мефистофель как вечные образы; фаустовские мотивы в русской литературе 19 века.

Введение

   Творчество Гёте — одно из вершинных явлений мировой литературы. Оно входит в сокровищницу художественных ценностей человечества. Как художник Гёте чрезвычайно разносторонен. У него есть произведения реалистические, романтические, классические, символические. Но какими бы художественными приемами он ни пользовался, цель творчества была у Гёте одна — понять сущность жизни, раскрыть ее глубокие противоречия. Яркая жизненность его произведений сказывается во всех видах творчества Гёте. Даже когда он прибегает к сложным символам и аллегориям, их глубинный смысл состоит в раскрытии явлений, имеющих место в реальном мире.

   Как истинный представитель эпохи Просвещения, основоположник немецкой литературы Нового времени, Гете был энциклопедичен в своей деятельности: занимался не только литературой и философией, но и естественными науками. Гете продолжал линию немецкой натурфилософии, противостоящей материалистически-механистическому естествознанию. И все же взгляды на жизнь и мировоззрение человека ярче всего выражены в поэтических произведениях Гете. Итоговым сочинением стала знаменитая трагедия «Фауст» (1808-1832), воплотившая поиски человеком смысла жизни.

1.Основная часть

1.1. Предварительная подготовка к уроку

  • подготовить сообщение «Биография Гёте»;
  • подготовить сообщение «Фауст. Кто он?»;
  • подготовить краткий пересказ содержания «Пролог на небесах»;
  • подготовить сообщение «Роль Мефистофеля в трагедии»;
  • подготовить сообщение «Образ Маргариты».

1.2. Содержание урока

Цели и задачи урока:

-образовательные: закрепить знания по биографии и творчеству И.В. Гёте; познакомить с историей создания трагедии «Фауст»; научить студентов выявлять в художественном тексте теоретические модели; прочитать текст в философском контексте его времени; выявить влияние «Фауста» на немецкую философию и отражение его идей в русской философии; помочь осмыслить вечные философские проблемы бытия: что есть добро и зло, жизнь и судьба;

-воспитательные: способствовать воспитанию гражданственности, гуманизма, понимания о цене человеческой жизни, ее смысле;

-развивающие: способствовать развитию умения различать художественное и философское содержание трагедии; использовать культурологическую морфологию как метод анализа текста; характеризовать философский контекст «Фауста»; аргументировать свои мысли.

 

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы: аналитическая беседа, лекция преподавателя, сообщения студентов, анализ текста, ответы на вопросы, цитирование.

Межпредметные связи: история, музыка, живопись.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация к уроку, книжная выставка, портрет И.В. Гёте.

   1. Организационный момент (приветствие, проверка санитарного состояния кабинета, проверка готовности к занятию, отметка отсутствующих).

   2. Мотивация учебной деятельности студентов. Сообщение темы и целей урока (запись в тетрадь).

Слайд – 1.

   3. Изучение нового материала:

  • вступительное слово учителя:

   Имя великого Иоганна Вольфганга Гёте, чьи творения принадлежат не только немецкой, но и мировой литературе, во многом характеризует идейно-художественное содержание искусства второй половины 18-го – первой трети 19 века. Изучая Гёте, мы получаем возможность приобщиться к мировой литературе и размышлять над вечными проблемами бытия: что есть жизнь, смерть, как сделать общество справедливым. Об этом идет речь в течение всего учебного года при изучении творчества Тургенева, Некрасова, Достоевского, Толстого. У каждого писателя эти проблемы получают свое звучание, каждый подходит к ним по-своему, но в конечном итоге они приходят к одной цели: к поискам истины, смысла жизни. Вечные образы трагедии «Фауст», величайшего творения Гёте, которым, как определяют словари, «художественная обобщенность и духовная глубина сообщают всечеловеческое звучание» и служат не одному поколению для создания собственных переживаний, стремлений, противоречий.

   Чтобы понять, какую страницу вписал Гёте в мировую литературу, надо обратиться к жизни и творчеству поэта, философа.

  • сообщение студента «Биография Гёте» (запись в тетрадь основных этапов из биографии и творчества поэта):

   Иоганн Вольфганг фон Гёте (1749-1832) родился в то время, когда эпоха Просвещения в Европе достигла своего расцвета. Родился поэт во Франкфурте-на-Майне в состоятельной семье.

   Раннее обучение Гёте было домашним. Отец, находившийся не у дел имперский советник, сам занимался ним. Потом были учителя. В 16 лет Гёте отправился в Лейпциг, чтобы получить в университете юридическое образование. В отличие от Франкфурта, столица Саксонии – современный европейский город, живущий по французской моде.

   Будущий поэт увлечен светской жизнью, театром. Три года в Лейпциге (1765-1768) завершились не университетским дипломом, а душевным потрясением. Пришлось на год возвратиться домой. Вообще для Гёте всю жизнь будут характерны чередования периодов бурной деятельности с необходимостью в покое и уединении восстановить силы. Диплом он получит в 1771 г. в Страсбурге. Большое влияние на юношу оказала материалистическая философия Баруха Спинозы, открывшая ему «великий и свободный вид на умственный и нравственный мир».

   Гёте начинает свой литературный путь лирическими стихотворениями, наполненными весельем и жизнерадостностью, в подражание древнегреческому поэту Анакреонту. Анакреонтика у Гёте звучит в духе народной песни. Так с юности античное и национальное всегда сходятся в поэзии Гёте. Из раннего творчества сохранилась «Песнь странника в бурю», сложенная разностопными античными строфами, исполненная душевной потрясенности и ощущения полноты бытия. Странник – слово, стоящее в названии нескольких знаменитых стихотворений поэта. Это его лирический герой – образ человека, бросившего обыденное и привычное, бегущего от людей, но не к одиночеству, а к всеобъемлющей жизни природы.

   В 1777 г. происходит встреча с И.Г. Гердером, сопровождающаяся беседами о всемирном и народном, чтением Шекспира и фольклора. Как результат – новая школа в немецкой литературе, бросающая вызов всему, что сковывает, ограничивает, привязывает к старому. Название нового движения «Буря и натиск», или штюрмерство. Во исполнение штюрмерской программы созревает первый завершенный замысел молодого Гёте – «Гец фон Берлихинген», где поэт обращается к событиям Великой крестьянской войны 16 века. Драма выдержана в духе шекспировских хроник, высоко ценимых Гёте, и рассказывает об одном из самых мощных революционных движений в Германии. Поэзия автора противоречива. Он принимает право народа на существование достойное, свободное и безбедное, но вместе с тем осуждает его борьбу как посягательство на доброе, разумное начало жизни, кровопролитие отпугивает Гёте. С этого произведения в 1773 г. начинается литературная известность поэта, которая перерастает в европейскую славу после публикации романа «Страдания юного Вертера» (1774). Этот роман – вершина штюрмерства и одновременно прощание с ним. Этот роман социально-психологический. Чувствительный, впечатлительный юноша остро чувствует несовершенство мира, отрицает трезвый, сухой рационализм, отождествляя его с бездушием, и не находит в себе сил даже для борьбы за личное счастье. Верность чувству, глубина и тонкость переживаний возвышают его над грубой расчетливостью тех, кто правит судьбами людей и подавляет всякое проявление свободы духа, откровенной чувствительности. Поэтому несчастная безответная (но глубокая и многокрасочная в своих проявлениях, сердечно обогащающая) любовь побуждает героя к самоубийству. Гёте впоследствии говорил, что он был в том же самом положении и хорошо помнил муки, которые претерпел, и каких усилий стоило от них избавиться. Написав его, он пережил душевный кризис вместе с героем, хотя все еще не решил для себя, где и чем будет заниматься. Этот роман принес славу, и автор через год после публикации получил приглашение от герцога Карла Августа переехать в Веймар. Как оказалось, он переехал туда на всю оставшуюся жизнь.

   Решение о переезде далось непросто. Отец был категорически против того, что сын променял дух вольного города Франкфурта на придворную зависимость. Эти опасения не были безосновательны. Хотя позже Гёте станет министром и даже первым министром Саксен-Веймарского герцогства, первые годы его положение оставалось неопределенным. Гёте приходится измениться. Он уже распрощался со штюрмерством и искал для себя практической деятельности. Его убеждения можно назвать просветительскими, но он никогда не был человеком, увлеченным лишь жизнью разума. Он воспринимает мир как великую тайну и откликается ему всей глубиной душевной жизни. Свидетельство тому – его стихи, хотя их не так много. Среди них «Ночная песнь странника» (1780), настроенная на тишину, исполненная готовности к трудностям и терпению. Она так звучит в вольном подражании М.Ю. Лермонтова:

 Горные вершины

       Спят во тьме ночной.

                                                    Тихие долины

        Полны свежей мглой:

  Не пылит дорога,

  Не дрожат листы,

     Подожди немного –

Отдохнешь и ты.

   Первые любовные стихи Гёте написал, когда ему не исполнилось двадцати лет, последние – за семьдесят. И все же лирическая манера поэта, однажды определившись, оставалась узнаваемой. Он влюблен в античность, воспринимает ее не как строгую норму, а как идеал высшей и естественной красоты, не как чужое, а как свое.

   Гёте вернул жизнь античному прошлому, одухотворил природу и, опережая романтиков, настроил свои любовные признания в лад с голосом мировой души. Особое место в его жизни и творчестве занимает трагедия «Фауст», начатая в 1771 г., которая завершилась в год смерти Гёте.

  • слово учителя (постановка проблемных вопросов):

   Чтобы понять всю глубину и сложность трагедии «Фауст», надо обратиться к эпохе, которую изобразил поэт в произведении, осознать, каким образом и когда возникла легенда о докторе Фаусте, какие вечные философские проблемы поднимает автор в трагедии.

  • сообщение  студента «Фауст. Кто он?»:

   Реальный Фауст жил в Германии первой половины 16 века. Бакалавр теологии, врач, философ, чернокнижник и прорицатель Иоганн Фауст путешествовал по различным городам и снискал себе шумную известность: одни видели в нем ученого, постигшего тайны вселенной, только что не кудесника, другие считали его шарлатаном и проходимцем, но всегда его имени сопутствовала молва о сделке с чертом, о поддержке, которую ему оказывала нечистая сила.

Слайд – 2.

   16 век был в Германии веком мощных социальных движений, победным шествием идей гуманизма, овладевшего умами немецкого Возрождения. Географические открытия, развитие науки, ломка многих средневековых нравственно-религиозных представлений способствовали духовному раскрепощению человека. На этом фоне исторический Фауст был достаточно заметной фигурой. Поэтому кроме исторического Фауста существовало большое количество прототипов литературного образа – ученых, алхимиков и схоластов, живших не только в Германии, но и в других странах Европы. Сама легенда о докторе Фаусте получила завершающее оформление с выходом в свет в Германии «Народной книги о докторе Фаусте», изданной в 1587 г. Иоганном Шписом, которую Гёте знал, как и все в Германии. Знал Гёте и кукольные комедии о Фаусте, разыгрывавшиеся на подмостках бродячих театров, драму Марло. Сам Гёте писал «Фауста» тоже как пьесу, первую часть – как драму, вторую – для оперного театра, хотя непосредственно для театра не предназначал.

Слайд – 3.

  • слово учителя (история создания трагедии):

   Творческая история трагедии «Фауст» насчитывает 60 лет. Работа над первоначальным текстом продолжалась вплоть до отъезда в Веймар. Вариант, созданный до 1775 г., впоследствии получит название «Пра-Фауст». Он будет опубликован много позже (1886).

   Первой публикацией из «Фауста» был «Фрагмент» в собрании сочинений Гёте в 1799 г., включающий кое-что из того, что создавалось совсем недавно, когда Гёте вернулся к оставленному замыслу: Бесовская Вальпургиева ночь, представляющая шабаш на горе Брокен, и сцене «Кухня ведьм» были написаны им в Италии (1788). Гёте поднимает народную легенду на классическую высоту, с которой как на ладони видна современность. Теперь Гёте замыслил трагедию. Ее план созревает в переписке с Шиллером в конце июня 1797 г.

   «Фауст» 70-х годов трагедией в классическом стиле не был. Герой народной книги, продавший душу Мефистофелю, выступал в роли бунтаря-штюрмера. Уставший от схоластического бесплодия ученый оставил свою келью, чтобы вкусить радость жизни. Жертвой его бунта оказалась юная простолюдинка Маргарита-Гретхен, как он зовет ее в минуты нежности. Фауст закалывает ее брата Валентина, вступившегося за честь сестры, а сама Маргарита осуждена на казнь как детоубийца.

   Штюрмерский вызов обществу состоял в том, чтобы привлечь внимание к ужасу обыденного и привлеченного, при котором сильные не находят себе применения, а слабые становятся жертвами. Страдают те и другие. А общество тупо выносит приговор, исполняя то, что считает законом. В жанре народной трагедии герои нравственно не становятся выше окружающих их людей.

   Гёте в окончательном варианте пошел дальше: он освобождает героев, даруя им небо. Спасение Маргариты – прелюдия к финалу второй части, к спасению Фауста.

   Голос свыше в «Пра-Фаусте» не мог бы прозвучать, так как в нем были лишь земля и ад, но не было неба. Теперь же высота дана сразу в прологе: «Прролог на небе». Впрочем, принято считать, что прологов два: первый – «Театральное вступление», где, по сути, поставлен вопрос о высоком и низком. Вначале они кажутся несовместимыми, как поэт и толпа. Но этот сюжет, взятый из народной книги, был любим читателями, зрителями.

   «Пролог на небе» предваряет всю историю, позволяя взглянуть на землю с божественной высоты. Оттуда все видится неизменным и вечным, о котором поет хор архангелов. При этом Господь убежден в победе добрых начал в человеке, в том, что по собственному желанию он вырвется из тупика.

  • аналитическая беседа:

- Какие исторические события повлияли на формирование мировоззрения и становления поэта?

- Какие этапы жизни и творчества Гёте вы можете выделить?

- Что послужило причиной обращения Гёте к личности Фауста?

- Что нового внес поэт в известный сюжет «Народной книги о докторе Фаусте»?

  • чтение и анализ отрывка из трагедии:

   Еще со времен первых античных и восточных философов люди начали задаваться вопросом о соотношении свободы и необходимости, об их роли в жизни человека. Во времена средневекового христианства этот вопрос был переформулирован в вопрос о соотношении свободы воли человека и судьбы. Один из отцов церкви считал, что человеку от Бога дано право выбирать, но оно ограничено судьбой, возникает как следствие его грехопадения.

   Ко времени появления легенды о Фаусте в Европе вновь разгорается этот давнишний спор. Основными оппонентами были Мартин Лютер и Эразм Роттердамский, который считал, что человеку дана свобода воли, она налагает на него ответственность за этот выбор. Лютер считал, что свобода выбора – это гордыня, которая ведет человека к гибели.

- Каков выбор Фауста?

  Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны обратиться к тексту трагедии, а также представить исторический фон произведения (чтение отрывка из трагедии).

   Время действия в «Фаусте» достаточно условно. Но время написания трагедии известно – она создавалась с 1813 по 1831 годы, то есть в те годы, непосредственно следующие за Великой французской революцией.

- Какие еще события произошли в 18 веке?

  Деятельность мыслителей 18 века, так называемых просветителей, была направлена на развенчивание всех догм и авторитетов старого времени, в том числе и авторитета христианской церкви. В центр всего их мировоззрения был поставлен человек.

   Трагедия отражает дух времени. Гёте не был приверженцем революционных методов переустройства общества. Но он ясно осознавал: «начинается новая эпоха всемирной истории». Встает вопрос:

- Какими же гранями новая эпоха всемирной истории открывается в «Фаусте»?

   Ответ на этот вопрос подводит нас к идее произведения, которая в свою очередь раскрывается через основной конфликт в трагедии. Этот конфликт между Фаустом и Мефистофелем (запись в тетрадь).

  • краткий пересказ и анализ содержания «Пролога на небесах» (пересказ студента):

   Чтобы осознать меру и смысл стремлений Фауста, обратимся к некоторым строчкам, произносимым архангелами в присутствии самого Господа:

       Непостижимость мирозданья

                                             Дает нам веру и оплот…

     И с непонятной быстротою,

            Кружась, несется шар земной…

          И грозной цепью сил природы

      Весь мир таинственно объят.

   Таинственность и непостижимость мирозданья волнуют архангелов, а человек, жалкий червь, комок глины, рвется постичь смысл бытия. Так проясняются устремления Фауста.

Слайд – 4.

    Фауст неудовлетворен собою, но Бог (автор) предрекает Фаусту постижение истины, и, что, может быть, еще важнее, это не маленькая правда ученого доктора, а смысл жизни всего человечества:

        Пока еще умом во мраке он блуждает,

  Но истины лучом он будет одарен;

   Сажая деревце, садовник уже знает,

          Какой цветок и плод с него получит он.

   В то же время каждый должен стремиться к истине – это смысл жизни. Господь считает необходимым, чтобы человек не впадал «в спячку»: «Ты можешь гнать, пока он жив, его по всем уступам. Кто ищет, вынужден блуждать». При этом Господь убежден в победе добрых начал в человеке, что «чутьем, по собственной охоте он вернется из тупика» и посрамит надежду Мефистофеля приручить навечно «божка вселенной» (перевод Пастернака), «смешного божка земли» (перевод Холодковского).

   Мефистофелю человек кажется «каким-то насекомым, которое полулетя, полускача свиристит, как саранча» (перевод Пастернака), «прямо в грязь лезет поминутно» (перевод Холодковского). Мефистофель признает, что Фауст – один из лучших на земле, так как он пройдет «по всем уступам жизни», но будет спасен – таков конечный глас неба в финале трагедии.

  • анализ эпизода «У городских ворот»:

   Средневековый город, окруженный крепостной стеной, предстает как символ. Наступает весна, и в праздничный день все жители города стремятся вырваться из душного полумрака помещений, здесь монолог Фауста многозначен, так как дана картина весны и образ народа, очнувшегося, пробудившегося после долгой зимы (символична крепостная стена, но не менее символична и зима – долгая пора средневековья).

   Вместе с тем сцена «У городских ворот» контрастна «Прологу на небесах» в художественном плане.

- Какие отличия вы заметили в этих сценах?

  В «Прологе на небесах» дан космический фон. Фантастические образы их христианской мифологии, здесь – живописная реалистическая бытовая картина, конкретно представленные типы: служанки, крестьяне, солдаты и др. Чувствуется многообразие ритмов. Это народная сцена, причем народ представлен не безликой массой, а социально-дифференцированной.

   Этой сценой Гёте вносит важный критерий в исканиях Фауста – оценку народом его усилий.

Слайд – 5.

   В конце сцены автор сопоставляет Фауста с Вагнером. Фауст завидует самому солнцу в его движении по небосводу. Ученый, педант Вагнер реагирует на его слова испуганно и вместе с тем с явным удовлетворением:

                           Нет, что мне крылья и зачем быть птицей!

Ах, то ли дело поглощать

                    За томом том, страницу за страницей!

  • сообщение студента «Роль Мефистофеля в трагедии»:

   Сюжет трагедии отражает взаимоотношения персонажей. Значит надо понять, какова роль Мефистофеля в приключениях Фауста (он ведет его в кухню ведьм, устраивает встречи с Маргаритой и т.п.).

Слайд – 6.

   Но это только внешний рисунок сюжета. Ведь «Фауст» – не бытовая драма, а философская трагедия. Поэтому речь идет не о том, кто кому помогает и что происходит в кухне ведьмы, а о движении мысли и о том, как в этом движении участвует Мефистофель. Мефистофель – «дух отрицания», но его нельзя назвать просто злодеем, отрицательным персонажем. Да, он спорит с Фаустом, пытается его совратить, сбить с избранного пути. Но своим сомнением он и помогает ему.

Слайд – 7.

   Действительно, Фауст без Мефистофеля никогда бы не стал Фаустом конца трагедии. Но и Фауст, и Мефистофель – это два разных начала в жизни, в человеческой душе, и в ней временами живет Мефистофель, как отмечал Тургенев в повести «Фауст».

- Итак, какова позиция Мефистофеля?

  По Мефистофелю, все возможно и любым путем, вины в этом нет, любой человек «насекомое», «полукузнечик», любого можно соблазнить.

Слайд – 8.

   Пройти через искусы Мефистофеля к истине – «спастись» при всех своих заблуждениях, как спасаются Фауст и Маргарита, – вот  удел развития человека по Гёте.

   Интерес к фигуре  Мефистофеля  существует в искусстве давно. У Пушкина – его «Сцена из Фауста», тема союза с дьяволом возникает в романе «Доктор Фауст» Т. Манна и в фильме по нему. Фаустовские мотивы пронизывают и «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, и его же роман «Бесы». В романе «Преступление и наказание» Достоевский пишет, что «тысячи добрых дел» не могут отменить «одно зло». Это суждение, наверное, надо понять многим нашим современникам, так как принципы Мефистофеля и «игры» с ним не кажутся столь опасными.

   Поэтому очень важно осмыслить эти принципы и влияние Мефистофеля на Фауста, собственную «деятельность» Мефистофеля в трагедии.

   Сначала Мефистофель переносит Фауста в компанию веселящихся гуляк. Слайд – 9.

Девиз «Да здравствует свобода и вино!» не принят Фаустом, он не включается в это веселье. Но, начиная новую, другую жизнь Фауст проходит снова по общей для всех дороге жизни, ища ее смысл в молодом веселье, любви, практических делах на пользу общества, в красоте. Он познает, как и хотел, всю «полноту жизни», любит ее людей, ее печали и радости, ее «роковое бремя».

   Таким образом, поиски Фауста и Гёте – это вечное стремление человека к истине и счастью, это вечные поиски ответа на вопрос: кому хорошо жить?

- В каких произведениях 19 века по-своему ставится и разрушается эта вечная философская проблема?

(Называются произведения и цитаты из них Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого и др.)

  • сообщение студента «Образ Маргариты»:

   При всей жизненной правдивости сцен, связанных с Маргаритой, ее образ символичен. Маргарита воплощает простоту, естественность. Как все влюбленные, Фауст идеализирует наивную девушку из мещанской семьи. Чувство к ней очень близко тому ощущению природы, которое передано в сцене «У городских ворот». В Маргарите он видит дитя природы.

Слайд – 10.

   Но здесь таится трагедия Маргариты. Фауст не мог остаться в кругу Маргариты, так как круг этот был составной частью презираемого им мира мелких интересов и узкой морали.

   Вместе с тем, гибель Маргариты – это вечный укор Фаусту. Гёте напоминает об ответственности каждого человека перед другим человеком. Гибель Маргариты заставляет Фауста глубоко задуматься о своих действиях. Он стремится совершать добрые дела, но все его начинания словно поражены какой-то порчей. И самого Фауста в конце жизни поражает слепота. Но он созрел духовно, мощь мысли его неисчерпаема.  Высшее счастье, он понимает – это здесь, рядом. Он силой духа провидит светлую дорогу человечества в его колыбели и обители – на родной планете Фауст подводит итог длинного пути:

                                     … Жизни годы

    Прошли не даром, ясен предо мной

   Конечный вывод мудрости земной:

     Лишь тот достоин жизни и свободы,

      Кто каждый день идет за них на бой!

  ………………………………………

                                      Тогда сказал бы я: мгновенье!

 Прекрасно ты, продлись, постой!

                                      И не смело б веков теченье

                                      Следа, оставленного мной!

     В предчувствии минуты дивной той

     Я высший миг теперь вкушаю свой.

   Произнося эти слова, Фауст тем самым обращается к вечной жизни, к Богу. И именно эти слова дают возможность ангелам унести Фауста на небо (Слайды 11 – 12), где разворачивается мистерия, возвращающая нас к истокам дантовского гуманизма, к его «Божественной комедии». Гёте символически соединяет свой век с веком Данте.

   

4.Закрепление изученного материала (устное мини-сочинение «Что такое выбор и как он разрешается в трагедии Гёте «Фауст»?).

5.Итог урока.

   Фаустовские мотивы широко использованы в русской литературе 19 века. А.С. Пушкин в своем отношении к Фаусту следует скорее за «народной книгой», чем за Гёте, – сговор с чертом, по его мнению, обязательно приводит к гибели. Гибнет Дон Гуан в «Каменном госте», тот же мотив и в сказках «О рыбаке и рыбке», «Золотой петушок». Для Пушкина вообще «Гений и злодейство – две вещи несовместимые».

   Более сложным образом пронизывает фаустовский мотив «Демона» М.Ю. Лермонтова. Здесь и Тамара, и Демон содержат в себе фаустовские соответствия. Любовь Тамары, ее гибель и спасение соотносятся и с историей гётовской Маргариты, и со сценой спасения Фауста. Демон же – это и Мефистофель, и Фауст из первой части гётовской трагедии. Лермонтов, как и Пушкин, суров к Фаусту первой части, предавшему любовь. В понимании поэтов для него нет прощения – и он осужден, в то время как искренняя любовь заслуживает прощения свыше.  

   В повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» кузнец Вакула тоже не церемонится с чертом, ни о каком сговоре и речи не идет. Как мы знаем, ухажер из ада выполняет все пожелания Вакулы.

   Итак, как губительно, разрушительно для личности, общества следовать ложным идеалам, так как ложно понятый смысл жизни может быть губительным для человека и изуродовать даже крупные личности. Поэтому страницы трагедии И.В. Гёте «Фауст» запоминаются надолго, хотя они написаны, казалось бы, так давно. А проблемы, поднятые в ней, продолжают волновать нас и сегодня.

Слайды 13 – 14.

6.Задание на дом.

  • подготовить связный рассказ об этапах жизни Гёте;
  • написать эссе по одной из выбранных тем:

«Фауст» и проблема научного знания.

Философия природы в «Фаусте».

«Фауст» и эстетика немецких просветителей.

«Фауст» и немецкая философия жизни.

«Фауст» и русский символизм.

2. Заключение

   «Фауст» — философская трагедия; в центре ее — главные вопросы бытия, они определяют и сюжет, и систему образов, и художественную систему в целом. Как правило, присутствие философского элемента в содержании литературного произведения предполагает повышенную меру условности в его художественной форме.

   История Фауста позволяет Гете по-новому, критически подойти к ключевым вопросам просветительской философии. «Фауст» оказал огромное воздействие на всю мировую литературу. Еще не был завершен грандиозный труд Гете, когда под его впечатлением появились «Манфред» (1817 г.) Дж. Байрона, «Сцена из «Фауста» (1825 г.) А. С. Пушкина, драма Х. Д. Граббе «Фауст и Дон Жуан» (1828 г.) и множество продолжений первой части «Фауста». Австрийский поэт Н. Ленау создал своего «Фауста» в 1836 году, Г. Гейне — в 1851 году. Наследник Гете в немецкой литературе XX века Т. Манн создал свой шедевр «Доктор Фаустус» в 1949 году.

   Увлечение «Фаустом» в России выразилось в повести И. С. Тургенева «Фауст» (1855 г.), в разговорах Ивана с чертом в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» (1880 г.), в образе Воланда в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (1940 г.). Гётовский «Фауст» — произведение, подводящее итоги просветительской мысли и выходящее за рамки литературы Просвещения, пролагающее пути будущего развития литературы в XIX веке.

3. Литература

1. Goethe, J.W. Faust. (Urfaust. Faust 1.und Faust II. Paralipomena. Goethe ueber "Faust"). - Aufbau-Verlag Berlin und Weimar, 1983.

2. Гете И.В. Фауст / Пер. с нем. Б. Пастернака. М.: Художественная литература, 1969.

3. Гете И.В. Фауст / Пер. с нем. H.A. Холодковского. В 2-х частях. Часть 1. М-JL: Академия, 1936.

4. Гете И.В. Фауст / Пер. с нем. H.A. Холодковского. В 2-х частях. Часть 2. -М.-JL: Академия, 1936.

5. Goethe, J.W. Italienische Reise: Erster und Zweiter Teil. Bd. 1. Berlin, 1996.

6. Goethe, J.W. Italienische Reise: Zweiter roemischer Aufenhalt von Juni 1787 bis April 1788. Bd. 2. Berlin, 1996.
7. Гете И.В. Шиллер Ф. Переписка в 2-х т. Т.1. M.: Искусство, 1988.
8. Гете И.В. Шиллер Ф. Переписка в 2-х т. Т.2. М.: Искусство, 1988.
9. Аверинцев С.С. Мифы // Краткая литературная энциклопедия. В 9 тт. Т.4. -М.: Советская энциклопедия, 1967.

10. Аверинцев С.С. Образ античности в западноевропейской культуре XX века. Некоторые замечания // Новое в современной классической филологии. М.: Наука, 1979.
11. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. -М.: Школа «Языки русской культуры», 1996.
12. Аветисян В.А. Гете и его концепция мировой литературы (в свете литературного процесса XX века) // Вопросы литературы. 1984.

13. Аветисян В.А. Образ Мефистофеля во второй части «Фауста» (в свете гетевской концепции мировой литературы) // Изв. АН СССР. Серия лит. и яз. 1997.
14. Аветисян В.А. «Фауст» и концепция мировой литературы. Гете // Изв.АН

15. Александрова Н.К. Австрийский «Фауст» // Гетевские чтения 1999. М.: Наука, 1999.
16. Алленов М.М. Образы античности в русской живописи Н Античность в европейской живописи XV-нач.XX века. М.: Советский художник, 1984.
17. Аникст A.A. Гете и пластические искусства // Гетевские чтения 1984. М.: Наука, 1984.
18. Аникст A.A. Гете и Фауст: От замысла к свершению. М.: Книга, 1983.
19. Аникст A.A. Творческий путь Гете. М.: Худож. лит., 1986.
20. Аникст A.A. «Фауст» великое творение Гете. - М.: Знание, 1982.
21. Аникст A.A. Художественный универсализм Гете // Вопросы литературы. 1988.
22. Баевский B.C. «Фауст» Гете в переводе Пастернака // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз., 1990. Т. №4. С. 341-352.
23. Бальмонт К.Д. Несколько слов о типе Фауста // Марло К. Трагическая история доктора Фауста. М., 1912.
24. Баткин JL Ренессансный миф о человеке // Вопросы литературы. 1971.
25. Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов. М.: Крон-пресс, 1995.
26. Бахтин ММ. Вопросы литературы и эстетики. М, 1975.
27. Белыповский А. Гете. Его жизнь и произведения. Т.1. СПб.: Пантелеев, 1898.
28. Белыповский А. Гете. Его жизнь и произведения. Т.2. СПб.: Пантелеев, 1898.
29. Бент М.И. Концепция личности в «Фаусте» Гете и драматургии Г. фон Клейста // Гетевские чтения 1984. М.: Наука, 1984.
30. Бент МИ. Гете и романтизм. Челябинск, 1986. 71 с.
31. Васильева Г.М. «Римский карнавал» и тема праздника в творчестве Гете // Гетевские чтения 1991. М: Наука, 1991.
32. Вейман Р. История литературы и мифология. М.: Прогресс, 1975.
33. Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь / Репринт 5-го издания 1899 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по основам философии Тема:Философская проблема смысла жизни

Цели:- Сформировать понятие о философской проблеме смысла жизни человека, показать жизненную значимость ее решения для каждого человека; познакомить с решениями данной проблемы в рамках различных фило...

Конспект открытого урока по литературе на тему : "Нравственно–философские проблемы романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков (в режиме «метода проекта»,  два часа) Технологии:  проектной деятельности, здоровьесберегающие, игровые, ИКТ (презентация),...

Нравственно-философский смысл «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина

Материал предназначен для обучающихся 9 класса....