Нравственно-философский смысл Маленьких трагедий А.С. Пушкина
презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме

Шустова Лариса Владимировна

конспект урока и презентация

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9-м классе.

Тема: Нравственно-философский смысл Маленьких трагедий А.С. Пушкина

Цель:

  • Создать условия для воспитания нравственного выбора учащихся для развития коммуникативных компетенций.
  • Углубить знания учащихся по сборнику Маленькие трагедии А.С. Пушкина.

Задача: Развитие навыков анализа текста, навыков работы с книгой, привитие интереса к жизни и творчеству А.С. Пушкина.
                                                                             
Ход урока.

I.

                                                                  По-моему, Пушкина мы еще и не начинали узнавать: это гений,          опередивший русское сознание.

                                                                                                                                Ф.М.Достоевский.

-Как вы понимаете высказывание?

Ошибается тот, кто считает, что Пушкин необычайно светел, понятен, общедоступен настолько, что и раздумывать о его творчестве нечего.
Русский писатель, мыслитель Ф.М. Достоевский утверждал: «По-моему, Пушкина мы еще и не начинали узнавать: это гений, опередивший русское сознание. Он обладал духовной силой, позволяющей ему брать на себя напор всей бездуховной, темной мировой нечисти. Он служил истине и Красоте, а не моде. Для него духовность, духовная жизнь - это не культурное времяпровождение, а неустанная, напряженная работа над своей душой».

Проблемный вопрос: Что есть истина?


Эта проблема волнует Пушкина. И эпиграфом к своему стихотворению «Герой» 1830 г. он ставит слова из Евангелия: «Что есть истина?»

 Эти же слова мы определим сегодня в цель нашего урока. Что есть истина с точки зрения Пушкина, и как он раскрывает эту проблему в своих Маленьких трагедиях?
В письме к П.А. Плетневу он писал: «1830 год - печальный для нас! Какие события!.. Народ подавлен и раздражен».

Пушкин стал свидетелем июльской революции во Франции, восстания в Польше, крестьянских волнений в России. Современный век рождает у Пушкина впечатление бесовского кружения:

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.

Мчатся бесы рой за роем.
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне:

Сохраню ль к судьбе презренье?
Понесу ль навстречу ей
Непреклонность и терпенье
Бедной юности моей?
А.С. Пушкин


II.   1830 г. - Болдинская осень

  • 23 окт. – «Скупой рыцарь»
  • 26 окт. – «Моцарт и Сальери»
  • 4 ноября – «Каменный гость»
  • 6 ноября – «Пир во время чумы «

И в эту пору появляется сборник Маленькие трагедии. Появляется стремительно (см. на доске даты).
- Что, по-вашему, объединяет все трагедии в сборник?(
идейное родство, глубокий психологизм.)


(Психологизм человеческой души, охваченной всепоглощающей, но эгоистичной и потому разрушительной страстью: скупостью, завистью, чувственностью. Каждый из носителей этой страсти - натура незаурядная, человек большого ума и, главное, огромной силы воли).


В Маленьких трагедиях разрываются родственные, дружеские, любовные и вообще человеческие связи. Это разрушение цельности личности и человечества тревожило Пушкина. В этом он увидел трагедию своего времени. «Жестокий век, жестокие сердца!» - говорит один из его героев.(Герцог- «Скупой рыцарь»)стр. 86

Гедонизм (греч.) - этическое учение, первоначально развитое древнегреческой философской школой (4 век до н.э.), целью жизни и высшим благом признает наслаждение.


Лишь немногие из персонажей Маленьких трагедий отвергают себялюбивые жизненные принципы, но и им грозит железный век, и их подстерегает опасность и гибель.

                              Общность «Маленьких трагедий» с художественной точки зрения.
- А с художественной точки зрения  что общего в трагедиях?
(
Пушкин писал в основном стихи в ту пору, это помогло ему выработать особую манеру - давать исключительно большое содержание в предельно сжатом объеме).

Болдинские драмы удивительны: предельно коротки, в каждой - лишь несколько действующих лиц, острый сюжет, личность обнаруживает себя глубоко и полно.


В основе названий часто лежит оксюморон - контрастные понятия, соединенные воедино, дающие новый образ: Скупой - рыцарь, Пир - и чума, все равно что жизнь - и смерть, Каменный – гость, Моцарт и Сальери ( ассоциации непримиримого конфликта.)


III.
Скупой рыцарь
Тема трагедии о Скупом не случайно, наверное, поставлена в списке первой. В качестве эпиграфа Пушкин предполагал взять две строки:


Перестань и ты жить в погребах,
Как крот в ущельях подземельных.


Это слова
из стихотворения Державина о скупом, не сделавшем ничего для народа. Пушкин вспоминает и обыгрывает известные строки. Первоначальное название Скупой он меняет на Скупой рыцарь. Возможно, мы поймем почему, если вспомним о находке исследователей. На титульном листе рукописи они обнаружили мужской портрет, набросанный рукой самого Пушкина. И только недавно пришла догадка - Шекспир!
Почему Шекспир, а не Мольер, например?
(Мольер - представитель классицизма, который видит человека односторонне).


Сам Пушкин напишет через 5 лет после Болдинской осени: «
Лица, созданные Шекспиром, не суть, как у Мольера, типы такой-то страсти, такого-то порока, но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков. У Мольера Скупой скуп - и только, у Шекспира  Шайлок. скуп, мстителен, сметлив, чадолюбив, остроумен». («Венецианский купец». Охваченные взаимной ненавистью, Шейлок и Антонио, не худшие из людей, нарушают заповеди отцов, теряют человеческий облик). 


- Каков Скупой (барон) у Пушкина
?(Величествен, зловещ и жалок).
Он живет в ужасный век, когда власть денег начинает подрывать старый рыцарский уклад.


- Что ищет в золоте Барон? Зачитаем его монолог. (сцена 2, стр.79)
(Сохранения своей власти и независимости, но царствует он в подвале. Барон думает, что ему все подвластно.
 Сын для него враг, так как переведет его деньги в атласные дырявые карманы. Рыцарь становится ростовщиком. Рыцарь, который готов еще старый меч обнажить рукой дрожащей, умирая, бормочет про ключи:

Где ключи?
Ключи, ключи мои!..

Власть ключей приходит на смену власти меча.)


- Что ищет в золоте Альбер, сын Скупого рыцаря?
(
Независимость. Идея погони за золотом стала его разрушительной страстью:

                                       О бедность, бедность!

                                       Как унижает сердце нам она!

- Какие же у него возможности иметь это золото?
(? взять у ростовщика-жида под проценты
? убедить отца достойно содержать его
? ускорить его смерть
Все попытки иметь деньги честно терпят неудачу. Честь и любовь к деньгам несовместимы.

 Безоглядно предавшись своей роковой страсти, живя только для нее и только ею одною, барон тем самым создал для себя противоестественные, антиобщественные условия существования, отделил себя непереступаемой чертой, как бы магическим кругом от всех остальных людей с их естественными потребностями, взаимоотношениями и с обычными человеческими желаниями и интересами. И эта выделенность, одинокость льстит барону, полна для него особой услады. Недаром он приравнивает себя к царю, с недоступной другим «вышины» взирающему на весь мир, «демону», в гордом одиночестве наслаждающемуся своим неограниченным могуществом.


-
Литературовед Мейлах уверен, что трагедия «Скупой рыцарь» превращается в трагикомедию.
Что дает ему возможность так говорить?
(Трагедия - жанр высокий, о высоких чувствах.
 Здесь же властолюбие перерастает в низменную страсть - любовь к деньгам.


Но последние строки окрашены трагическим светом - когда Барон беззащитен перед фразой, оскорбляющей его честь: «Барон, вы лжете!»
стр.84-85

Он беззащитен, несмотря на богатство. В Бароне проснулся рыцарь:
                                 Так подыми ж, и меч нас рассуди!
Вывод:
Власть золота относительна, не все человеческие ценности продаются и покупаются.
                                    Ужасный век, ужасные сердца!


Афиша Александрийского театра на 1 февраля 1837 года пообещает постановку трагикомедии. Но 1 февраля Пушкина уже в живых не будет. День премьеры окажется днем отпевания поэта. И пьесу играть не будут, вероятно боясь излишнего энтузиазма толпы (Колосова, «Болдинская осень»).


IV.
Моцарт и Сальери

Идея этой трагедии - вопрос о сущности и взаимных отношениях таланта и гения

                                                                                                                           В.Г. Белинский.

Идея - история души, пораженной завистью, конфликт гения и таланта.


Вот уже полтора столетия не прекращаются споры вокруг версии: Отравил Сальери Моцарта или нет? Обе версии обросли легендами и доказательствами. В обвинениях виноват и сам Сальери, который на смертном одре, в полном ли здравии или нет, признается в совершенном преступлении. Но верить ли?

Какая глубокая и поучительная трагедия! Какое огромное содержание..!
К этому содержанию мы с вами и обратимся.


- Пушкин не показывает духовный путь, пройденный Моцартом, зато формирование личности Сальери изображает подробно.

 - Почему?
Чтобы понять идею Пушкина, надо пристальное внимание уделить образу Сальери.

Чтение монолога – стр.86

Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет и выше.

Цель: Что о Сальери мы узнали из его уже уст? Какова цель его жизни? Как он к ней шёл?


- Отчего, едва явившись на сцену, Сальери начинает вдруг припоминать свою жизнь с самого детства?
Усомниться в Божьей справедливости верующий человек может лишь в самой крайности. Не говорит ли это о тяжелейшем душевном кризисе? Чтобы отыскать его истоки и выйти из него, Сальери обращается к прошлому.
- Охарактеризуйте кратко этот путь.

Что нарушило мир в его душе?- ЗАВИСТЬ.

Усилия, напряжённое постоянство И лёгкость трудов праздного гуляки, бессмертного гения (Моцарт)


«
Произведения Моцарта восхищают Сальери совершенством формы. Но душа его остается равнодушной», - считает литературовед М. Бабинский.

-Вы согласны? Подтвердите свое мнение.
(
Душа его равнодушна, так как преступный замысел становится его окончательным решением, искусство не действует на нее очищающе. Душевное очищение, которое не смогло доставить искусство, он испытывает, совершив убийство.

Эти слезы: и больно, и приятно,
Как будто тяжкий совершил я долг.

- М. Бабинский заметил: «В маленькой трагедии Моцарт и Сальери содержатся две большие гибели». - Что дает ему право сказать так?
(Физическая гибель Моцарта и духовный конец Сальери наступают одновременно).
Гений и злодейство - две вещи несовместные, - уверен Моцарт - и философское, и нравственное утверждение.

- Сопоставьте жизненные и творческие позиции Моцарта и Сальери (в двух словах).
(Зависть - Чувства добрые я лирой пробуждал).

В облике Моцарта ощущается душа самого Пушкина, для которого храмом искусства всегда была жизнь. Это он - щедрый от безмерного таланта, жизнерадостный, человечный. В его праздности отразилось не безделье, а напряженный внутренний труд.

Прочитаем монолог Сальери.- стр. 90

-Почему  Сальери берет на себя право восстановить справедливость, "исправить ошибку небес"? О какой ошибке он говорит?

 Переживая гармонию в музыке, Сальери потерял дар слышать гармонию в жизни. Он любил одиночество, он отстранил себя от жизни ("я мало жизнь люблю"), поэтому в нем зреет демон. Он приносит себя в жертву искусству и объявляет себя жрецом-стражником искусства. Сальери не может смириться ни с гением Моцарта, ни с тем, что этот гений достался, по его мнению, человеку недостойному. Поэтому Сальери берет на себя право восстановить справедливость, "исправить ошибку небес".

Из всех людей, которых мог встретить Сальери, Моцарт максимально приближен к Богу, и поэтому его явление – наиболее резкий вызов существу Сальери. При встрече с таким явлением Сальери попадает в ситуацию, в которой обязан раскрыться полностью, до дна.

Моцарт бессознательно знает свою близкую смерть, и в Сальери – своего убийцу, о чем он сознательно не смеет мыслить.(стр.92)

Вывод: каковы непримиримые взгляды  героев? (стр 91-92).Какова позиция Пушкина?


     Трагедия Сальери в том, что он отделил не только музыку от жизни, но и композитора от человека. Убивая Моцарта-человека, он и убивает гения и превращается в человека-убийцу.
     Моцарт, в отличие от Сальери, наделен гениальностью, так как умеет радоваться жизни, не деля себя на человека и композитора.
   Пушкин сам был Моцартом в искусстве, он знал легкую и изящную радость творчества.

Общий вывод: Что есть истина с точки зрения Пушкина, и как он раскрывает эту проблему в своих Маленьких трагедиях?

Прочитаем в учебнике(стр.62)

Маленькие трагедии явили читателю новаторские опыты драматического  исследования»крупных характеров» и философских проблем, вскрывающих вечные законы человеческого бытия. И эти темы перекликаются, объясняя друг друга, здесь всё время вершится суд под знаком высшей Правды и Совести.

Алчность, жадность, скупость, человеконенавистничество, праздность, трусость, зависть и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное учебное занятие по маленькой трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"

Презентация даёт возможность проследить, как идёт "проектирование" личностно ориентированного урока литературы в режиме интеграции и с позиций духовной аксиологии...

Интегрированное учебное занятие по маленькой трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"

Презентация даёт возможность проследить, как идёт "проектирование" личностно ориентированного урока литературы в режиме интеграции и с позиций духовной аксиологии...

"Маленькие трагедии" А.С. Пушкина

На уроке дается сравнительный анализ маленьких трагедии А.С.Пушкина....

Предметная игра по "Маленьким трагедиям" А.С.Пушкина.

Эта игра связана с  разными  темами,  но все вопросы на  знание содержания  произведений. Цели  игры: *пробудить интерес к данному произведению, *учить читать внимательно...

Нравственно-философский смысл «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина

Материал предназначен для обучающихся 9 класса....