Нравственно-философский смысл «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина
презентация к уроку по литературе (9 класс)

Посмашная Наталья Яковлевна

Материал предназначен для обучающихся 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon malenkie_tragedii_pushkina_9_klass.ppt149.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нравственно-философский смысл Маленьких трагедий А.С. Пушкина

Слайд 2

По-моему, Пушкина мы еще и не начинали узнавать: это гений, опередивший русское сознание. Он обладал духовной силой, позволяющей ему брать на себя напор всей бездуховной, темной мировой нечисти. Он служил истине и Красоте, а не моде. Для него духовность, духовная жизнь - это не культурное времяпровождение, а неустанная, напряженная работа над своей душой. Ф.М.Достоевский.

Слайд 3

Проблемный вопрос Что есть истина с точки зрения Пушкина, и как он раскрывает эту проблему в своих «Маленьких трагедиях»?

Слайд 4

В письме к П.А. Плетневу он писал : «1830 год - печальный для нас! Какие события!.. Народ подавлен и раздражен». Пушкин стал свидетелем июльской революции во Франции, восстания в Польше, крестьянских волнений в России. Современный век рождает у Пушкина впечатление бесовского кружения: Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Мчатся бесы рой за роем. В беспредельной вышине, Визгом жалобным и воем Надрывая сердце мне: Сохраню ль к судьбе презренье? Понесу ль навстречу ей Непреклонность и терпенье Бедной юности моей? А.С. Пушкин

Слайд 5

1830 г. - Болдинская осень 23 окт. – «Скупой рыцарь» 26 окт. – «Моцарт и Сальери» 4 ноября – «Каменный гость» 6 ноября – «Пир во время чумы «

Слайд 6

Что объединяет все трагедии в сборник? Психологизм человеческой души, охваченной всепоглощающей, но эгоистичной и потому разрушительной страстью: скупостью, завистью, чувственностью. Каждый из носителей этой страсти - натура незаурядная, человек большого ума и, главное, огромной силы воли. В Маленьких трагедиях разрываются родственные, дружеские, любовные и вообще человеческие связи. Это разрушение цельности личности и человечества тревожило Пушкина. В этом он увидел трагедию своего времени. «Жестокий век, жестокие сердца!» - говорит один из его героев.(Герцог- «Скупой рыцарь»)

Слайд 7

Философский смысл Гедонизм (греч.) - этическое учение, первоначально развитое древнегреческой философской школой (4 век до н.э.), целью жизни и высшим благом признает наслаждение . Лишь немногие из персонажей Маленьких трагедий отвергают себялюбивые жизненные принципы, но и им грозит железный век, и их подстерегает опасность и гибель.

Слайд 8

Общность «Маленьких трагедий» с художественной точки зрения. Пушкин писал в основном стихи в ту пору, это помогло ему выработать особую манеру - давать исключительно большое содержание в предельно сжатом объеме) . Болдинские драмы удивительны: предельно коротки , в каждой - лишь несколько действующих лиц , острый сюжет, личность обнаруживает себя глубоко и полно. В основе названий часто лежит оксюморон - контрастные понятия , соединенные воедино, дающие новый образ: Скупой - рыцарь, Пир - и чума, все равно что жизнь - и смерть, Каменный – гость, Моцарт и Сальери ( ассоциации непримиримого конфликта .)

Слайд 9

Скупой рыцарь Перестань и ты жить в погребах, Как крот в ущельях подземельных. Г.Р.Державин( «Скупой») Лица, созданные Шекспиром, не суть, как у Мольера, типы такой-то страсти, такого-то порока, но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков. У Мольера Скупой скуп - и только, у Шекспира Шайлок . скуп, мстителен, сметлив, чадолюбив, остроумен. А.С.Пушкин. Болдино

Слайд 10

«Скупой рыцарь» - Каков Скупой (барон) у Пушкина? Что ищет в золоте Барон? Что ищет в золоте Альбер, сын Скупого рыцаря? Сохранения своей власти и независимости, но царствует он в подвале. Барон думает, что ему все подвластно Независимость

Слайд 11

Все попытки иметь деньги честно терпят неудачу. Честь и любовь к деньгам несовместимы . Безоглядно предавшись своей роковой страсти, живя только для нее и только ею одною, барон тем самым создал для себя противоестественные, антиобщественные условия существования, отделил себя не переступаемой чертой, как бы магическим кругом от всех остальных людей с их естественными потребностями, взаимоотношениями и с обычными человеческими желаниями и интересами. И эта выделенность, одинокость льстит барону, полна для него особой услады. Недаром он приравнивает себя к царю, с недоступной другим «вышины» взирающему на весь мир, «демону», в гордом одиночестве наслаждающемуся своим неограниченным могуществом. Ужасный век, ужасные сердца!

Слайд 12

«Моцарт и Сальери» Идея этой трагедии - вопрос о сущности и взаимных отношениях таланта и гения В.Г. Белинский.

Слайд 13

«Произведения Моцарта восхищают Сальери совершенством формы. Но душа его остается равнодушной». (литературовед М. Бабинский) . Отчего, едва явившись на сцену, Сальери начинает вдруг припоминать свою жизнь с самого детства? Что нарушило мир в его душе? -Вы согласны с мнением критика? Подтвердите свое мнение. Усомниться в Божьей справедливости верующий человек может лишь в самой крайности.

Слайд 14

Сальери и Моцарт Душа его равнодушна, так как преступный замысел становится его окончательным решением, искусство не действует на нее очищающе. Душевное очищение, которое не смогло доставить искусство, он испытывает, совершив убийство . Эти слезы: и больно, и приятно, Как будто тяжкий совершил я долг. Гений и злодейство - две вещи несовместные

Слайд 15

Вывод Трагедия Сальери в том, что он отделил не только музыку от жизни, но и композитора от человека. Убивая Моцарта-человека, он и убивает гения и превращается в человека-убийцу. Моцарт, в отличие от Сальери, наделен гениальностью, так как умеет радоваться жизни, не деля себя на человека и композитора. Пушкин сам был Моцартом в искусстве, он знал легкую и изящную радость творчества.

Слайд 16

Что есть истина с точки зрения Пушкина, и как он раскрывает эту проблему в своих Маленьких трагедиях? Маленькие трагедии явили читателю новаторские опыты драматического исследования «крупных характеров» и философских проблем, вскрывающих вечные законы человеческого бытия. И эти темы перекликаются, объясняя друг друга, здесь всё время вершится суд под знаком высшей Правды и Совести. Алчность, жадность, скупость, человеконенавистничество, праздность, трусость, зависть и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное учебное занятие по маленькой трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"

Презентация даёт возможность проследить, как идёт "проектирование" личностно ориентированного урока литературы в режиме интеграции и с позиций духовной аксиологии...

Интегрированное учебное занятие по маленькой трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"

Презентация даёт возможность проследить, как идёт "проектирование" личностно ориентированного урока литературы в режиме интеграции и с позиций духовной аксиологии...

"Маленькие трагедии" А.С. Пушкина

На уроке дается сравнительный анализ маленьких трагедии А.С.Пушкина....

Предметная игра по "Маленьким трагедиям" А.С.Пушкина.

Эта игра связана с  разными  темами,  но все вопросы на  знание содержания  произведений. Цели  игры: *пробудить интерес к данному произведению, *учить читать внимательно...