Внеклассное мероприятие по литературе "Путешествие по сказам П.П. Бажова"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Полыгалова Елена Викторовна

Данный материал можно использовать как урок-игру. Прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon bazhov.zip3 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по литературе «Путешествие по сказам Бажова».

        Мероприятие подготовлено для учащихся пятых классов в форме викторины, в которой принимают участие два класса.

Цели:

        образовательная:

        - познакомить учащихся с творчеством уральского писателя.

        воспитательная:

        - воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям, прославившим Урал;

        - воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире.

        развивающая:

        - развивать умение работать в группах.

        Ход мероприятия:

1.        Нашу сегодняшнюю встречу мне хотелось бы начать с легенды. Бог, когда землю создал, решил людям добро сделать. Взял золота, меди, камней самоцветных… да по всей земле и рассыпал. Где, конечно, побольше, а где и совсем редко. Однако везде хоть сколько-то да попало. Глядит – а золота, самоцветов да другого богатства ещё целая горсть осталась. Подумал Господь да и высыпал это между Европой и Азией. Так наши Уральские горы и появились (слайд №1). Мы с вами являемся жителями Урала, и, поверьте, нам есть чем гордиться. Люди уважительно относятся к нашему краю, с почтением называют «Седой Урал», «Урал-батюшка» (слайд №1). А само слово в переводе с башкирского означает «пояс». Поэтому Уральские горы ещё называют «каменным поясом».

        Богата, хороша природа уральская: леса стоят – изумруд да малахит (слайд №2), озёра и реки горным хрусталём переливаются, рябинушка по осени рубином горит (слайд №3). Одним словом, красота, да и только! Да и люди встречаются – чисто камень-самоцвет. Про одного такого человека и пойдёт сегодня речь на нашем мероприятии – это Павел Петрович Бажов (слайд №4).

        Родился Павлушка в городе Сысерти в самую середину нашей уральской зимы. На дворе мороз, а в доме у заводского мастера Петра Васильевича Бажова да жены его Августы Степановны радость – сын долгожданный родился. Родители да дед с бабкой сами-то горя в жизни хлебнули, так парнишку берегли, за шалости особо не наказывали. Время подошло, отдали парнишку в школу. Тут и заметил смекалистого парнишку учитель. Школа в Сысерти была трёхлетняя, а потом – ремеслу учись – и на завод. Жалко стало учителю такого способного мальчика на завод отдавать. Потому, как только Павлушка школу окончил, учитель пошёл к родителям мальчика и убедил их в том, что ему нужно учиться дальше. Его отправили учиться в Екатеринбург. Получив образование, молодой человек остался в городе преподавать в том же училище, которое недавно закончил сам. Очень гордились им родные, ведь далеко не каждому заводскому парнишке выпадал в жизни такой шанс.

        Павел Петрович ещё с юношества, когда приезжал на каникулы из Екатеринбурга в Сысерть, собирал горнозаводской фольклор и изучал его, записывал предания, легенды, сказы, песни. И когда Бажов стал писать свои сказы, всем стало понятно, что появился писатель самобытный, особенный, что он свою золотую жилу нашёл. Все сказы писателя пронизаны уральским речевым колоритом. Первые сказы «Малахитовой шкатулки» появились в 1939 году, когда Бажову исполнилось уже 60 лет. Почему так поздно? Наверное, потому, что жил он в очень бурное историческое время и никогда не был в стороне. Павел Петрович был добровольцем Красной армии, партизаном, революционером-подпольщиком, журналистом, общественным деятелем.

        Сначала в «Малахитовую шкатулку» входило 14 сказов, но в течение всей последующей жизни писатель бережно пополнял её. Всего он написал 56 сказов. О четырёх из них мы с вами сегодня поговорим поподробнее.

        - Перечислите их названия («Хозяйка Медной горы», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок» и «Горный мастер»).

2.         В этом зале присутствуют два класса. Я надеюсь, что вы все выполнили то задание, которое я вам давала (прочли эти сказы Бажова). Каждый класс должен был (по желанию) разделиться на три группы, каждая из которых внесёт свой вклад в результат команды своего класса и получит оценки по литературе.

Чтобы выяснить, в каком классе ребята внимательнее читали произведение, мы устроим небольшую викторину. Вопросы  будут задаваться по очереди каждой из команд. Если команда не может ответить на вопрос, право ответа переходит команде соперников. За каждый балл присуждается одно очко, время на обдумывание ответа 30 секунд.

3.         Сейчас я попрошу выйти сюда первые группы ребят из обоих классов. Вопросы для вас подготовлены по сказу «Хозяйка Медной горы».

1. Как звали главного героя сказа «Хозяйка Медной горы»? (Степан Петрович);

2. О чём попросила Хозяйка Медной горы Степана? (передать заводскому приказчику, чтобы тот уходил из Красногорского рудника);

3. Как наказал Степана за дерзость приказчик? (отправил в сырой старый забой, приказал приковать его);

4. Чем помогла ему Хозяйка Медной горы в этой ситуации? (из рудника исчезла сырость, появился малахит);

5. Как наградила его малахитница за смелость? (показала свои богатства и подарила малахитовую шкатулку);

6. За что Степану и его невесте Насте дали вольную? (Степан нашёл малахитовую глыбу в сто пудов, по приказу приказчика и барина из Сан-Петербурга).

4.         У Настасьи и Степана появились дети, младшая из них, Танюшка становится героиней следующего сказа «Малахитовая шкатулка». Об этом сказе и пойдёт у нас разговор со следующими двумя группами. Я попрошу их выйти и занять свои места за игровыми столами.

1. Чем Танюшка отличалась от своих сверстниц? (она очень красива, но при этом холодна и нелюдима);

2. Кто научил Танюшу необычному рукоделию? (старуха = Хозяйка медной горы);

3. Какой подарок сделала старушка Тане? Зачем? (пуговка, которая стала помощником Танюшки);

4. Почему Настя продала шкатулку? Кому её продала? (продала жене приказчика Пароти, так как сгорел дом и срочно были нужны деньги на строительство нового дома);

5. Как и куда исчезла Танюшка? (во дворце императрицы в малахитовой комнате Танюшка вошла стену, она попала к Хозяйке Медной горы);

6. Мы много говорили сегодня о Хозяйке Медной горы. Ответьте на вопрос, который появится на экране (слайд №5). (оценивается умение высказывать собственное мнение и аргументировать свой ответ).

5.         Я попрошу выйти за столы третьи группы от каждой команды и внимательно взглянуть на экран.

1. Вопрос на экране  (слайд №6) (сказ «Каменный цветок» изображены Прокопьич и Данила);

2. Какой работой занимался Данило до того, как попал к Прокопьичу? (был прислугой, а затем пастухом);

3. Почему Прокопьич отнёсся к Даниле иначе, чем к предыдущим своим ученикам? (пожалел сироту, увидел, что мальчик талантлив);

4. Чего хотел добиться Данила, когда создавал свой цветок? ( чтоб цветок получился как живой);

5. В форме какого цветка стал делать свой цветок Данила? (дурман-цветка);

6. Куда исчез Данила? (он ушёл к Хозяйке Медной горы для того, чтобы увидеть каменный цветок).

6.         Легенда гласит о том, что Хозяйка Медной горы забирает себе хороших мастеров и они работают у неё, становятся «горными мастерами». Одним из «горных мастеров» становится и Данила. И если бы не Катя, вряд ли бы удалось Даниле уйти от малахитницы.

        Блиц-опрос для обеих команд. По очереди вы должны будете отвечать на один вопрос, не повторяя ответы друг друга. Какие трудности преодолела Катя, пока ждала Данилу?

        (непонимание окружающих,

        смерть родителей,

        смерть Прокопьича,

        нужду,

        одиночество,

        страх…)

        * (слайд №7) Какой момент из этого сказа изображён на иллюстрации?

7.        Пока жюри подводит итоги, мне хотелось рассказать немного о камне, который, по сути, также становится героем сказов Бажова. Это, конечно же, малахит.

        Малахит является символом природных богатств Урала. Камнерезы-малахитчики выделяли две основные разновидности малахита: плисовый и бирюзовый. Плисовый малахит (его называли также атласным, бархатным и шелковистым) – тёмно-зелёный камень с ясно различимой лучистостью и особым отливом. Второй вид получил своё название из-за синеватого оттенка.

        Кроме великолепного цвета малахит имеет ещё одну замечательную декоративную особенность – чрезвычайно прихотливый и разнообразный рисунок. Послушайте, с какой любовью пишет о малахите Бажов: «…как вешняя трава под солнышком, когда её ветерком колышет. Так волны по зелени и ходят».

        А какие чудесные изделия получаются у настоящих мастеров из малахита. Вы только полюбуйтесь (слайд №8)!

8.        Подведение итогов.

        В заключении нашей сегодняшней встречи мне хотелось бы прочитать вам стихотворение Е. Хоринской «Всегда с нами» (слайд №9):

        Под зимним солнцем серебрится

Полей заснеженный простор,

И плавок видятся зарницы,

И очертанья дальних гор...

И словно виден росный берег

И лебедей высокий взлет...

Так долго не хотелось верить,

Что в дом хозяин не войдет.

Буран свистел у окон где-то,

Крепчал мороз еще сильней.

Зимой, бывало, до рассвета

Горел огонь в его окне...

Всегда тропа вилась у входа,

Не зараставшая травой.

Он в светлой памяти народа

Останется всегда живой.

И будут были жить веками

В чудесном малахите строк,

И не поблекнет, не завянет

Волшебный Каменный цветок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра "Умники и умницы" по сказам П. П. Бажова

Игра привлекает к участию всех учеников. Основная цель - выход за рамки школьной программы, популяризация сказов Бажова, привитие любви к чтению художественной литературы....

Внеклассное мероприятие для 5,6,7 классов по сказам П.П.Бажова «Любимые сказы Бажова».

Цели мероприятия:познакомить с жизнью и творчеством знаменитого уральского сказочника П.П.Бажова;перечитать любимые сказы;выяснить, какова основная мысль этих произведений и в чем заключается их...

«Сказы- самоцветы» ( Итоговый урок по сказам П.П. Бажова. 5 класс.)

Итоговый урок по сказам П. Бажова поможет учащимся в игровой форме  не только систематизировать и повторить материал по теме, но и пробудит интерес к творчеству уральского писателя,  б...

Урок по сказу П. П. Бажова "К заветным сокровищам души..." (О главных героях сказа П. П. Бажова "Медной горы Хозяйка")

Урок литературы  в 5 классе в рамках поточно-группового обучения. Напрвление "Литература и творчество"...

"Сказ или сказка?"Урок-исследование по сказу П.П.Бажова "Медной горы Хозяйка"

Урок в форме защиты проектов группами исследователей.При защите используется презентация....

«П.П.Бажов – сказитель. Понятие о сказе. Особенности языка сказов П.П.Бажова».

Урок-мастерская по теме:«П.П.Бажов – сказитель. Понятие о сказе. Особенности языка сказов П.П.Бажова». Данное занятие знакомит ребят  с особенностями сказа как эпического ж...

Внеклассное мероприятие к юбилею выхода книги П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка»

Внеклассное мероприятие, посвященное 80-летию выхода книги П.П. Бажова "Малахитовая шкатулка"...