А.А. ФЕт. Жизнь и творчество. Особенности лирики.
презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме

Данная презентация содержит наглядный материал для уроков литературы в 11 класссе , связанный с жизнью и творчеством А.А.Фета. Представлены тексты стихотворений, вопросы к ним, выводы из наблюдений. В презентации проведена параллель между творчеством поэта и явлением импрессионизма в живописи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon fet_prezentatsiya.ppt2.47 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Афанасий Афанасьевич Фет

Слайд 2

Афанасий Фет родился в Орловской губернии, недалеко от города Мценска, в родовом имении отца, Афанасия Неофитовича Шеншина.

Слайд 3

Афанасий Неофитович был военным, участвовал в войне с Наполеоном , ушел в отставку в звании ротмистра и стал служить на гражданском поприще ( избирался на должность мценского уездного предводителя дворянства). Мать Мать Фета, в девичестве Шарлотта Беккер, принадлежала по рождению к немецкой зажиточной бюргерской семье. Шеншин был ее вторым мужем. До 1820г. жила в Дармштадте, в Германии.

Слайд 4

В доме отца Афанасий прожил до 14 лет. По совету В.А.Жуковского , друга отца, юношу отправили учиться в г. Вееро в пансион Крюммера.

Слайд 5

В 1837г. Афанасий Фет приезжает в Москву, учится в частном пансионе Михаила Петровича Погодина, историка, журналиста, редактора журнала «Москвитянин». В доме Погодина жил тогда приехавший из-за границы Н. В. Гоголь. Именно ему показал Погодин тетрадь со стихами А.Фета Н.В. Гоголь сказал : «Это несомненное дарование»

Слайд 6

С 1838г. по 1844г А.Фет учился на словесном факультете Московского университета. Однокурсниками и друзьями Афанасия Фета были будущие известные поэты Аполлон Григорьев, Яков Полонский, философ и историк Сергей Соловьев. Аполлон Григорьев Сергей Соловьев

Слайд 7

В 1840г. Вышел первый сборник стихов Афанасия Фета «Лирический пантеон». В.Г.Белинский писал: «Из живущих в Москве поэтов всех даровитее Фет ».

Слайд 8

«Лирический пантеон»- книга во многом ученическая. В ней заметно влияние русских и западно-европейских поэтов: Пушкина, Жуковского, Гете, Шиллера, древнеримского поэта Горация.В сборнике предпочтение отдавалось двум жанрам: балладе и жанру антологических стихов(близких к античным). С середины 1842г. стихи Фета печатались в журналах «Москвитянин» и «Отечественные записки».

Слайд 9

21 апреля 1845г. Фет был принят унтер-офицером в кавалерийский полк.

Слайд 10

В 1850г. Выходит второй сборник стихов А.Фета, в который вошли оригинальные стихи, вызвавшие много споров, и переводы стихов немецких поэтов. Г. Гейне И.В. Гете

Слайд 11

В 1853г. Фета переводят в гвардию. Гвардейский полк расквартирован вблизи Петербурга. Поэт знакомится с Н.А.Некрасовым, И.И.Панаевым, И.С.Тургеневым, А.В.Дружининым, В.П.Боткиным, И.А.Гончаровым

Слайд 12

И.С.Тургенев и Н.А.Некрасов редактировали 3-ий сборник стихов Фета.

Слайд 13

В 1857г. А.А.Фет женился на Марии Петровне Боткиной , сестре своих друзей В.П.Боткина и С.П.Боткина. С.А.Толстая писала о ней: «Это была женщина удивительно милая и симпатичная. Не будучи красивой, она была привлекательна своим добродушием и простотой. Характер у нее был прелестный. Мужа своего она очень любила, ходила за ним, как нянька».

Слайд 14

В 1859г. произошел разрыв А.Фета с журналом «Современник» после резко критической статьи о фетовском переводе Шекспира. М.Е.Салтыков-Щедрин в 1863г.написал статью «Стихотворения А.А.Фета»

Слайд 15

«Если при всей своей искренности, при всей легкости,с которой покоряет поэт сердца читателей, он все-таки должен довольствоваться долею второстепенного поэта, то причина этого заключается в том, что мир, поэтическому воспроизведению которого посвятил себя г.Фет, довольно тесен, однообразен и ограничен.Для современного человека процесс любви уже не представляет достаточного разнообразия».

Слайд 16

Д.И. Писарев ставит Фета рядом с Я.Полонским, Меем, Бенедиктовым, которых относит к поэтам «чистого искусства». Обращаясь к ним, Писарев писал: «Ведь нельзя, называя себя русским поэтом, не знать того, что наша эпоха занята интересами, идеями гораздо шире и поважнее ваших любовных похождений».

Слайд 17

В 1860г. Фет осуществляет свою мечту и приобретает имение на юге Мценского уезда, а в 11877г. Покупает новое имение-Воробьевку .

Слайд 18

Рабочий кабинет Гостеприимный дом

Слайд 19

В последние годы жизни Фет был особенно дружен с Л.Н.Толстым.

Слайд 20

Последний сборник стихов Фета «Вечерние огни» состоял из четырех выпусков. Первый вышел из печати в 1883г. Второй-в 1885г. Третий-в 1889г. Четвертый – за год до смерти, в 1891г. Редактором сборника был Владимир Сергеевич Соловьев, поэт-символист, сын философа Сергея Соловьева .

Слайд 22

1. Пересказ биографии. 2.Выразительное чтение и анализ стихотворений: «Учись у них, у дуба, у березы…», «Еще майская ночь….», «Одним толчком согнать ладью живую….».

Слайд 23

АФАНАСИЙ ФЕТ 1820 - 1892

Слайд 24

Основные факты биографии 23 ноября 1820 г. – с. Новоселки близ Мценска в семье А. Н. Шеншина 1834 г. – признан незаконнорожденным и получает фамилию Фет ( Foeth) «По рукописной книге … познакомился с большинством первоклассных и второстепенных русских поэтов … и помнил стихи, наиболее мне понравившиеся.» А. Фет «Ранние годы моей жизни» 1834 – 1837 г. – школа-пансион в Эстонии 1838 – 1844 г. – философский ф-т Московского университета

Слайд 25

Основные факты биографии 1840 г. – сборник «Лирический пантеон» «Вместо того, чтобы ревностно ходить на лекции, я почти ежедневно писал стихи.» 1842 – 43 гг. – 85 стихотворений в журнале «Отечественные записки» «Из живущих в Москве поэтов всех даровитее г-н Фет» В. Г. Белинский 1845 г. – поступает на военную службу, желая заслужить дворянство Трагически завершившийся роман с Марией Лазич 1850 г. – сборник стихотворений

Слайд 26

Основные факты биографии 1856 г. – оставляет службу 1857 г. – выгодный брак с М. П. Боткиной 1860 г. – покупает поместье в Мценском уезде «Он теперь сделался агрономом – хозяином до отчаянности. О литературе слышать не хочет и журналы ругает с энтузиазмом». И. С. Тургенев 1873 г. – выходит указ императора о возвращении ему имени потомственного дворянина Шеншина

Слайд 27

Основные факты биографии 1870-е гг. - активно занимается сельским хозяйством, богатеет, покупает еще одно поместье 1880-е гг. – возвращение в литературу (много переводов поэтов-романтиков и философов) 1885-1891 гг. – четыре издания сборника «Вечерние огни» Скончался 21 ноября 1892 г. в Москве

Слайд 28

Поэтика А. Фета «Мир во всех своих частях равно прекрасен. Красота разлита по всему мирозданию … Но для художника недостаточно бессознательно находиться под влиянием красоты … Поэтическая деятельность … слагается из двух элементов: объективного, представляемого миром внешним, и субъективного, зоркости поэта – этого шестого чувства , не зависящего ни от каких других качеств художника…» Афанасий Фет

Слайд 29

ИМПРЕССИОН И ЗМ (от французского impression — впечатление), направление в искусстве последней трети 19 — начала 20 вв. Сложилось во французской живописи 1860-х — начала 70-х гг. (Э. Мане, К. Моне, Э. Дега, О. Ренуар, К. Писсарро, А. Сислей). Импрессионизм утверждал красоту повседневной действительности во всем богатстве ее красок и постоянной изменчивости, разработал законченную систему пленэра, добившись впечатления сверкающего солнечного света, вибрации световоздушной среды.

Слайд 30

«Завтрак в саду» «Вокзал Сен-Лазар» «Дама в саду» Клод Моне

Слайд 32

Живописная система импрессионизма отличается разложением сложных тонов на чистые цвета, как бы смешивающиеся в глазу зрителя, богатством рефлексов и валеров, цветными тенями. Под влиянием импрессионизма развивалось творчество многих живописцев других стран (К.А. Коровин, И.Э. Грабарь в России). В скульптуре импрессионизм наиболее ярко проявился в работах М. Россо в Италии, О. Родена во Франции, П.П. Трубецкого и А.С. Голубкиной в России.

Слайд 33

Константин Коровин

Слайд 34

И. Грабарь «Февральская лазурь»

Слайд 35

В литературе черты импрессионистического стиля (предпочтение “впечатления” — непосредственного, мимолетного, изменчивого — как основного средства в передаче предмета, события, переживания) свойственны прозе братьев Ж. и Э. Гонкуров, К. Гамсуна, поэзии И. Анненского и К. Бальмонта.

Слайд 36

БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич (1867 — 1942) АННЕНСКИЙ Иннокентий Федорович (1855 — 1909)

Слайд 37

Прочитаем вместе "Шепот, робкое дыханье ..."

Слайд 38

Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. 1850

Слайд 40

Шепот, робкое дыханье… 2. …Ряд волшебных изменений милого лица … 3. … И лобзания, и слезы … 1. …трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья … 2. …Свет ночной, ночные тени, Тени без конца … 3. … В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря … И заря, заря!..

Слайд 41

Развитие лирической темы МИР ЧЕЛОВЕКА МИР ПРИРОДЫ ВСТРЕЧА СВИДАНИЕ СЧАСТЬЕ ВЕЧЕР НОЧЬ ЗАРЯ

Слайд 42

Цвет и звук Серебро Свет ночной ночные тени Дымных, пурпур розы, отблеск янтаря, заря Шепот, дыханье, трели соловья, колыханье ручья - - - - - - - - - - Лобзания Как цвет отражает движение времени? Почему, на ваш взгляд, стихотворение «замолкает»?

Слайд 43

Какова в стихотворении роль контрастов? Шепот, робкое дыханье … И лобзания, и слезы … Серебро … Пурпур розы, отблеск янтаря … Ночные тени, тени без конца И заря, заря! В дымных тучках … Пурпур, янтарь, заря

Слайд 44

Ассонанс и аллитерация. 1 строфа 2 строфа 3 строфа Открытый [a] : шеп о т, дых а нье, с о л о вь я , к о лых а нье, сонн о г о, ручь я Открытый [a] : н о чной, к о нц а, р я д в о лшебных, мил о г о лиц а Согласные [ м ] , [ н ] , [ л ] : н оч н ой, те н и, во л шеб н ых, из м е н е н ий, м и л ого л ица Согласный [ р ] : пу р пу р р озы, янта р ь, за р я Открытый [ а ] : тучк а х, я нт а р я , л о бз а ни я , з а р я

Слайд 45

ЛЮБИМЫЕ СИМВОЛЫ А. ФЕТА Роза - это символ природной красоты, огня страсти, земной радости. Например, в персидской мистике влюбленный в розу соловей поет и умирает от шипов любви, окрашивая розу своей кровью и тем самым символизируя недостижимость объекта любви. Роза также символизирует природную красоту как источник поэтического вдохновения.

Слайд 46

СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ В поэзии Фета природа и человек часто даны в нераздельном единстве. Поэт любит изображать цветение любви в душе человека и пробуждение жизненных сил в природе. Томление страсти часто оказывается невыразимо, не передаваемо обычными словами. Фет обращается к языку природных образов. Часто он использует параллелизм , соотносит явления из мира природы и человеческой жизни.

Слайд 47

СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ В литературоведении не раз отмечалось, что в поэзии Фета сложился своеобразный культ мгновения . Поэт изображает природу в особый неповторимый миг, внутреннее состояние лирического героя в тот или иной момент определяет лирическую окрашенность пейзажа. Это сближает Фета с импрессионизмом.

Слайд 48

«Одним толчком согнать ладью живую …» 28 октября 1887 г. Одним толчком согнать ладью живую С наглаженных отливами песков, Одной волной подняться в жизнь иную, Учуять ветр с цветущих берегов, Тоскливый сон прервать единым звуком, Упиться вдруг неведомым, родным, Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, Чужое вмиг почувствовать своим, Шепнуть о том, пред чем язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец - Вот чем певец лишь избранный владеет, Вот в чем его и признак и венец!

Слайд 49

Вопросы Одним толчком согнать ладью живую… Одним толчком согнать ладью живую С наглаженных отливами песков, Одной волной подняться в жизнь иную, Учуять ветр с цветущих берегов, Тоскливый сон прервать единым звуком, Упиться вдруг неведомым, родным, Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, Чужое вмиг почувствовать своим, Шепнуть о том, пред чем язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец - Вот чем певец лишь избранный владеет, Вот в чем его и признак и венец! 1). Разделите стихотворение на смысловые части и выделите в них ключевые образы. 2). О каких способностях избранного певца говорится в стихотворении? 3). Докажите, что удел поэта – понимать язык природы и любви. Приведите примеры из текста. 4). Какой символический смысл заключен в стихотворении?

Слайд 50

Учись у них - у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора. Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты! Но верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа.

Слайд 51

Какая ночь! На всём какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает май! Какая ночь! Все звёзды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песнью соловьиной Разносится тревога и любовь. Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный Застенчиво манит и тешит взор. Они дрожат. Так деве новобрачной И радостен и чужд её убор. Нет, никогда нежней и бестелесней Твой лик, о ночь, не мог меня томить! Опять к тебе иду с невольной песней, Невольной - и последней, может быть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО С.А. ЕСЕНИНА. РАННЯЯ ЛИРИКА. «ПИСЬМО МАТЕРИ»

Сергей Есенин – один из любимых поэтов молодежи. Современные музыканты продолжают традицию создания песен на его стихи. Неординарная личность Сергея Есенина также вызывает интерес учащихся и дае...

Б.Л. Пастернак Жизнь и творчество. Лирика. Размышления о жизни, о природе искусства.

Урок по литературе по теме: "Б.Л. Пастернак Жизнь и творчество. Лирика. Размышления о жизни, о природе искусства"....

Конспект урока литературы "А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов начала 80-х годов", 10 класс

Конспект урока литературы "А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-х годов", 10 класс...

Урок литературы в 9 классе по теме А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина.

Урок литературы в 9 классе по теме А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина....

Материалы к уроку литературы (мастерской построения знаний) по творчеству А.А. Ахматовой "Особенности лирики А.А.Ахматовой" для обучающихся 11 класса

Материалы к уроку литературы (мастерской построения знаний) по творчеству А.А. Ахматовой "Особенности лирики А.А.Ахматовой" для обучающихся 11 класса.Творчество А.А.Ахматовой рассматривается...

С.Есенин. Жизнь и творчество. Философская лирика

Конспект урока по теме "С.Есенин. Жизнь и творчество. Философская лирика" с видео презентацией...