Урок по литературе 8 класса "Строки опалённые войной"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Микулинская Марина Михайловна

Знакомство детей с поэтами ВОВ и их творчеством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_8_klasse_mikulinskoy_m.m.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Строки, опаленные войной».

Поэзия в годы Великой Отечественной войны

     Цель урока: познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии, силой слова и музыки воздействовать на душу детей.

Оборудование: компьютер, проектор,  выставка книг  о поэтах суровых годах войны.

                                      Ход урока

Учитель начинает урок, читая стихотворение С. Щипачева «22 июня 1941 года»:

Цветок, в росинках весь, к цветку                садились в танки, закрывали люки.

                                                   приник,    Такою всё дышало тишиной,

и пограничник протянул к ним руки.          Что вся земля ещё спала, казалось.

А немцы, кончив кофе пить, в тот            Кто знал, что между миром и войной

                                                       Миг        всего каких-то пять минут осталось!

(Звучит песня А. Александрова на слова В. Лебедева-Кумача «Священная война» Рассказ учителя некоторое время ведётся на фоне постепенно смолкающей мелодии этой песни. На проекторе появляется изображение плаката «Родина-мать зовёт!». Слайд 1

Учитель: Этот день начался не тихой росной зарей, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали. Всё, что было до этого, обрубили орудийные залпы, смешали с дымом и кроваво-красным огнём. Многие матери отметят этот день чёрным числом. На многих полянках появятся первые холмики могил.

      Это было 22 июня. Сорок первый год. Война. И когда вдоль всей нашей западной границы гул моторов заполнил  просторный солнечный мир от неба до земли, когда дрожала от грохота каждая травинка, 22 июня писатели Москвы собрались, как по боевой тревоги, на митинг.  С краткими речами выступили А. Фадеев, А. Жаров, И. Уткин, В. Лебедев-Кумач. «Писатели Советской страны, - заявил А. Фадеев, - знают своё место в этой решительной схватке. Многие из вас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером». Перо было приравнено к штыку, поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой.

     Многие участники Великой Отечественной войны отмечали, что первым поэтическим произведением, которое глубоко затронуло их души в начале войны, было стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», потому что в стихах этих с большой поэтической силой выражены думы и чаяния воина в горькую пору отступления, свежо и образно передано чувство Родины. А без дум и забот о судьбах Отчизны, без любви к ней человеческая жизнь неполна, как бы не блистала она молодостью сил и кипением чувств. С особой силой проявляется эта любовь в годину суровых испытаний.                                                                                                                                          Ученик. ( Читает наизусть стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»)

     Учитель. Обостренное чувство Родины, любви к тому, что осталось за чертой, отделяющей мирную жизнь от войны, нашло выражение и в другом стихотворении К. Симонова «Жди меня», а также в стихах А. Прокофьева, И.Уткина, А. Суркова и многих других поэтов.

     Кто из вас не слышал знаменитой «Землянки»? Помните, в каждой строке щемящая грусть бойца, как и в песне «Огонёк» Исаковского, в упрямо-дерзких  симоновских строках «Жди меня».

     Послушаем эту песню, рожденную в первые месяцы войны. (Звучит «Землянка» на слова А. Суркова.)

     Фронтовая поэзия – это поэзия высокой гражданственности. Она была учителем жизни и училась у жизни. Она помогала разглядеть сквозь нависшие тучи солнце, не утратить веры в торжество разума и справедливости.

     А как велико было для фронтовиков обаяние Василия Тёркина, по-русски простодушного, весёлого с друзьями и беспощадного к врагам, потому что

                                         Бой идет святой и правый,

                                         Смертный бой не ради славы –

                                          Ради жизни на земле.

Да, ради жизни. «Слава героев бессмертна!» Это слава наших отцов. Мы их наследники. И нам хранить и множить эту славу.

     УЧЕНИК.

Мы были высоки, русоволосы,                  Потомок различит в архивном хламе

Вы в книгах прочитаете, как миф,          Кусок горячей, верной нам земли,

О людях, что ушли, недолюбив,              Где мы прошли с обугленными ртами

Не докурив  последней папиросы…     И мужество, как знамя пронесли.

     Эти стихи павшего на поле боя поэта Н. Майорова – исповедь его сверстников, людей его поколения, которые ради жизни на земле смело шли в бой. С каждым днём в этой борьбе мужала, крепла нравственная сила советских людей. И поэты находили заветные слова правды и веры, которые умножали эти нравственные силы, чувства и душевные качества, которые помогали воину разить врага.

     Перенесемся мысленно в прошлое на шестьдесят восемь  лет назад. Изрытая снарядами, развороченная бомбами степь. Её накрыла вечерняя мгла. Вместе с темнотой пришла тишина. Светят звёзды. В окопах распрямляют затекшие спины солдаты, и начинают негромкие беседы. А потом – тихо, вполголоса бойцы поют… (звучит песня на слова М. Исаковсого «В лесу прифронтовом».)

     Какие песни военной поры вы знаете, ребята? (Учащиеся называют песни.)

     Во всех песнях военных лет бьётся, как сердце, слово Родина. Вернее, песни эти окрыляет чувство Родины. А Родина начинается для каждого из нас с небольшого, с малого, но самого дорогого, самого близкого. Помните как сказал об этом К. Симонов в стихотворении «Родина», написанном в 1941 году.

     Ученик.

Но в час,  когда последняя граната    Ты вспоминаешь Родину – такую,                            

 Уже занесена в твоей руке                   Какой ее ты в детстве увидал…                            

И в краткий миг припомнить               Да можно выжить в зной,

                         разом  надо                                                 в грозу, в   морозы,

Все, что у нас осталось вдалеке,          Да, можно голодать и холодать,                                

Ты вспоминаешь не страну большую,  Идти на смерть… Но эти три берёзы                          

Какую ты изъездил и узнал,                    При жизни никому нельзя отдать.                            

     Учитель. И эти берёзы, неоглядные дали родной земли с её городами, лесами и полянами не отдали врагу наши солдаты. Не отдали потому, что, как сказал поэт Рыленков:

                                    Нам было все отпущено сверх меры –

                                              Любовь,  и гнев, и мужество в бою.

                                              Теряли мы друзей, родных, но веры

                                              Не потеряли в родину свою.

     Всё дальше на запад уходили бойцы, орудийные залпы сотрясали поля Болгарии, Польши, Румынии. Это были последние залпы. И где бы ни находился наш воин, всюду перед его мысленным взором вставал облик любимой Отчизны, с которой он слит воедино и навсегда

     Победа! Алый стяг над куполом поверженного рейхстага. Сбылось все, во что мы свято верили, во имя чего боролись, приносили неисчислимые жертвы.

     И этот праздничный день был днём горячего творческого накала для многих наших поэтов. Они первыми звучно и образно выразили народные чувства, помыслы, чистые порывы народной души.

     Ученик.

   Торжественный финал похода,                    В своих глазах

   Отбой бессонниц и дорог.                            В края чужие

   У каждого -                                                   Несли, как отраженье, мы

   Четыре года                                                  Огонь сожженных сёл России,

   Недосыпаний и тревог.                                Пожаров красные дымы.

     В этих словах поэта А. Недогонова запечатлены сокровенные думы солдата, вынесшего на своих плечах все тяготы войны… В те суровые годы, по выражению М. Светлова, и «поэзия, как выстрел, гремела, била точно в цель». Степан Щипачёв в стихотворении «Потомкам» утверждал:

                        Был трудный бой. Казались нам не раз

                               Незащищёнными столетий дали.

                              Когда  враги гранатой били нас,

                               То и до нас осколки долетали.

    Вы, ребята, те потомки, о которых думал поэт. Потомки отцов-фронтовиков.

     Шестьдесят восемь лет великой нашей Победе. Давно на полях былых сражений колосятся хлеба, растут новые города, села. Но сколько бы лет не прошло со дня нашей победы, стихи той поры останутся в строю. В веках будут сиять бессмертные подвиги наших воинов, народа-богатыря. И долго будут жить, не старея, вдохновенные строки поэм и стихов, которые окрыляли в годы войны душу солдата.

     Стихи остаются в строю, как боевое оружие в пирамидах.  И к вам, ребята, от имени солдат – фронтовиков адресует поэт Расул Гамзатов слова, касающиеся самых затаённых струн человеческого сердца:

                        Все, что мы защищали,

                        И вам  защищать.

                               Все,  что мы завещали,

                               И вам завещать.                                                                                                                                                

                                        (Песня)

     Помните об этом. И всё делайте для того, чтобы хранить и умножать славу отцов. Славу ратную, славу трудовую.

     И всегда, ежечасно помните о том, что хотя бои суровые прошли,

                        Но не прошла и не проходит

                         Тревога за судьбу земли!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русской литературы "Строки,опаленные войной!"

Разработка урока в 11 классе на тему"Строки, опаленные войной"    Надеюсь, что данный материал поможет провести урок, на котором будут звучать стихотворения поэтов-фронтовиков....

презентация к уроку по литературе "Концепция гражданской войны в рассказе Шолохова "Чужая кровь"

Презентация создана для урока по изучению рассказа Шолохова "Чужая кровь"...

Урок по литературе на тему "Война и мир"

Цель урока: ввести учащихся в историческую эпоху в России начала ХIХ века; погрузить в атмосферу романа А. Н. Толстого; учить добывать знания из художественного текста с целью постижения особенностей ...

Открытый урок по литературе "Строки, опаленные войной!"

Открытый урок ,посвящен писателям и поэтам, героям Великой Отечественной войны. В разработке урока показаны авторы и произведения во время ВОВ....

Интегрированный урок истории-литературы "Человек на войне"

Разработка интегрированного урока истории и литературы в 11 классе....

Открытый урок по литературе Великой Отечественной войны.

Открытый урок по литературе Великой Отечественной войны...