Открытый урок по литературе Великой Отечественной войны.
методическая разработка по литературе (11 класс)

Шепелева Ольга Геннадьевна

Открытый урок по литературе Великой Отечественной войны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_literature_velikoy_otechestvennoy_voyny.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по предмету Русская литература

Тема: Литература периода Великой Отечественной войны.

Поэзия и проза военных лет.

Разработка преподавателя русского языка и литературы Шепелевой О.Г.

Цель урока: показать истоки изображения войны в литературе военных лет, дать обзор произведений разных жанров. Привить чувство патриотизма. Рассказать о патриотизме советских поэтов и писателей, воевавших в годы Отечественной войны. Развить  навыки  анализа  стихотворения,  выразительного  чтения стихотворений.

Оснащение урока:

- портреты писателей,

- наглядное оформление (стенд)

- музыкальное сопровождение.

Методические приемы:

- лекции учителя

- сообщения студентов

- демонстрация презентации

- музыкальное сопровождение

Ход урока:

1.    Организационный момент: сообщение темы

2.    Эпиграф:

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.

                                                       К. Симонов

Песня «Священная  война» (2 слайд презентации)

Чтение  студентом  стихотворения  Д. Самойлова «Сороковые, роковые…»

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку..

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звездочка не уставная,

А вырезанная из банки.  

Да, это я на белом свете,

Худой, веселый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.  

И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю,

И все на свете понимаю. 

Как это было! Как совпало —

 Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!.. 

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые...

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!   

II. Вступительная беседа учителя

Литература Великой Отечественной войны начала складываться задолго до ее начала. Ощущение надвигающейся «грозы» породило так называемую «оборонную» литературу. В 30-е годы проблематика, выбор героев носили классовый характер. Советский Союз представлялся пропагандой и официальной литературой как могучий оплот социализма, готовый дать решительный отпор капиталистическому окружению.

Противоположный этому подход к отражению предвоенных событий не мог рассчитывать на широкую аудиторию. Те, кто прошел войну в Испании, конфликты у озера Хасан и на Халхин-Голе, финскую кампанию, понимали истинное положение вещей. Монгольские стихи Константина Симонова, стихи Алексея Суркова, Александра Твардовского показывают войну тяжелым и опасным делом.

III. Поэты, погибщие на войне.

Преподаватель:

Особо следует сказать о начинающих поэтах, студентах, которые ушли на войну, почти ничего не успев напечатать. Это поколение В.Быков назвал «убитым поколением»: Павел Коган, Николай Майоров, Михаил Кульчицкий, Муса Джалиль и Всеволод Багрицкий. Они предчувствуют свою судьбу:

Мы, лобастые мальчики невиданной революции…

В 25 внесенные в смертные реляции

П.Коган

Вы в книгах прочитаете как миф

О людях, что ушли не долюбив,

Не докурив последней папиросы.

Н. Майоров

Поэи михаил Кульцицкий Родился в Харькове в 1919 году. Окончил десятилетнюю школу, работал плотником, чертёжником на Харьковском тракторном заводе. Поступив в Харьковский университет, через год перевёлся на второй курс Литературного института им. Горького. В 1941 г. Кульчицкий уходит в истребительный батальон. В середине декабря 1942 года окончил пулемётноминомётное училище], получил звание младшего лейтенанта.

19 января 1943 года командир миномётного взвода младший лейтенант Михаил Кульчицкий погиб в бою под селом Трембачёво Луганской области при наступлении от Сталинграда в район Харькова. Захоронен в братской могиле в селе Павленково Новопсковского района Луганской области Украины. Имя поэта выбито золотом на 10-м знамени в Пантеоне Славы Волгограда.

Звучит стихотворение «Я раньше думал: "лейтенант"»

IV. Военная лирика. 

Преподаватель:

Первые стихи о войне появились уже в июне 1941 г. Это был живой, эмоциональный отклик на происходящее. «Священная война» В. Лебедева-Кумача, «Песня смелых» А. Суркова написаны в первые дни войны и сразу стали широко известны. Война обострила чувство Родины. Люди шли умирать за Отчизну, и им было важно представить, что это такое? О Родине написано много стихов, в годы войны особенно.

Выступление обучающегося.

Анализ стихотворения «Жди меня» К.Симонова

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди.

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера...

С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов на фронте. Он военный корреспондент газет «Известия» и «Красная звезда». В годы войны Симонов один  из самых известных поэтов в нашей стране.

Стихотворение «Жди  меня», посвященное  актрисе Валентине Серовой, вскоре  переложенное  на  музыку, получает новую жизнь в виде  популярнейшей песни, которую пели и в тылу, и на фронте. Тема любви становится одной из ведущих в творчестве поэта. В стихотворении «Жди  меня» любовь и верность укрепляли мужество  солдата, его стойкость и волю к победе.      

         Это стихотворение первоначально не предназначалось для печати и было адресовано любимой женщине. Но когда было напечатано, солдаты носили переписанные стихи в кармане гимнастерки, посылали в письмах женам. Симонов выразил в нем то, что чувствовал каждый, сказал за каждого, говоря о себе.

Преподаватель:

В годы тяжелейших испытаний возникает огромная потребность в задкшевном слове, в лирике. Любовная лирика К.Симонова, М.Исаковского, М. Алигер, О. Берггольц не давала очерстветь и ожесточиться душам людей, втянутым в трудную и беспощадную войну.

В годы Великой Отечественной войны, оставаясь в осаждённом Ленинграде, поэтесса Ольга Берггольц работала на радио, почти ежедневно обращаясь к мужеству жителей города. Её стихи стали символом стойкости и силы духа для всех ленинградцев. В это время Берггольц создала свои лучшие поэмы, посвящённые защитникам Ленинграда: «Февральский дневник» (1942), «Ленинградскую поэму» (1942).

Звучит стихотворение Ольги Берггольц в исполнении автора.

V. Рассказ о поэте Семене Гудзенко

Преподаватель: В 1944 г. Вышла тоненькая книжечка стихов молодого поэта, начавшего войну бойцом, получившего тяжелое ранение, Семена Гудзенко. Семен Гудзенко написал в одном из своих стихотворений:  «Я верю, что нужен народу». Его стихи – это души откровенной дневник.  Самым известным его стихотворением стало «Перед атакой»:

Студент читает стихотворение:

Когда на смерть идут-поют,

А перед этим можно плакать.

Ведь страшный час в бою-

Час ожидания атаки….

……….

Слово студента  об А. Суркове 

Алексей Сурков — автор тихой, проникновенной песни «Землянка» («Бьется в тесной печурке огонь»). Это грустное, лирическое стихотворение, положенное на музыку Константином Листовым, выполняло функции боевой, воодушевляющей песни. Оно написано в ноябре 1941 года под Москвой, в землянке. «Алексей Сурков не писал специально песню. Впрочем, он и стихотворение не писал — просто сложил письмо из наиболее пронзительных слов, какие тогда пришли; просто рассказал жене, где находится, о чем думает, какая, наконец, погода в тех местах, где он сейчас находится, и какая обстановка... Письма в стихах были одним из весьма распространенных и вовсе не литературных жанров самого тяжелого периода Великой Отечественной войны»  Так рассказывает о «Землянке» поэт Евгений   Долматовский в  книге «Рассказы  о твоих песнях»

 Исполнение песни "Землянка" в аудиозаписи (М.Бернес)

Бьётся  в  тесной  печурке  огонь,

На  поленьях  смола, как  слеза.

И  поёт  мне  в  землянке  гармонь

Про  улыбку  твои  и  глаза.

Ты  теперь  далеко-далеко,

Между  нами  снега  и  снега

До  тебя  мне  дойти  не  легко,

А  до  смерти  четыре  шага.

Преподватель:

Марк Нейман (Бернес)  родился 8 октября  1911 года в Нежине, Черниговская губерния, Российская империя (ныне Черниговская область, Украина) . Это советский актёр и исполнитель песен. Заслуженный артист РСФСР (1956). Народный артист РСФСР (1965). Советским людям особенно полюбились военные песни в его исполнении.

 Вот  ещё  одно  из  таких  песен - посланий.

(Прослушивание  песни  «Тёмная  ночь»)

VI. Беседа преподавателя  о поэме «Василий Теркин»:

«Василий Тёркин» (другое название — «Книга про бойца») — поэма Александра трифоновича Твардовского, одно из главных произведений в творчестве поэта, получившее всенародное признание. Поэма посвящена вымышленному герою — Василию Тёркину, солдату Великой Отечественной войны.

Поэма начала печататься с продолжением в газетном варианте с 1942 года. Восторженный прием, поток солдатских писем укрепили автора в намерении продолжить свой труд. Всю войну, будучи на фронте, продолжал А. Твардовский работу над главами поэмы, каждая из которых - законченное произведение. Как говорил сам автор, он не знал, останется ли жив на следующее утро, и так же не знали этого о себе его читатели. Поэма «Василий Теркин» была закончена в мае 1945 г. и по сей день остается самой народной из всех произведений, написанных о Великой Отечественной войне.

Чтение отрывка из поэмы «Перед атакой» или прослушивание записи в исполнении профессиональных чтецов

VII. Проза.

Преподаватель:

«Броню человеческой души…должно ковать наше искусство»,- говорил в 1943 г. Поэт Иосиф Уткин. Именно это и придавало публицистике военных лет особую лирическую окрашенность. Тема Родины, ее исторических и национальных традиций- суть статей А. Толстого: «Что мы защищаем», «Родина», «Москве угрожает враг», «Откуда пошла русская земля».

При всем разнообразии очерки имеют общую особенность - они связаны с жанровыми чертами рассказа. Многие произведения военных лет («Наука ненависти» М. Шолохова, «Третий адъютант» К. Симонова, «Морская душа» Л. Соболева) часто рассматриваются и как очерки, и как рассказы.

Рассказы писали К. Симонов, М. Шолохов, Л. Соболев, Н. Тихонов. Характерной была циклизация рассказов (и не только рассказов, вспомним романы А. Бек «Волоколамское шоссе» и роман Б. Момышулы «За нами Москва»).

Чтение отрывков из прозы военных лет в исполнении студентов и аудиозаписи.

VIII. Заключение урока.

Итог урока, вопросы по теме, выставление оценок.

Домашнее задание: такой статьи в нашем учебнике нет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по теме "Великая Отечественная война"

конспект   урока  в 11  классе по теме "ВОв"...

Программа элективного курса по литературе "Великая Отечественная война и ее отражение в литературе"

рабочая программа элективного курса по литературе предназначена для учащихся 11 класса...

Повторительно - обобщающий урок по теме: "Великая Отечественная Война" в 9 классе. (Интегрированный: литература, история, музыка)

Интегрированный повторительно - обобщающий урок по теме " Великая Отечественная война". Нетрадиционная форма проведения урока: урок- спектакль....

Урок литературы в 11 классе на тему "Обзор литературы Великой Отечественной войны. Военная поэзия"

Урок литературы «Обзор литературы периода Великой Отечественной войны. Военная поэзия»  проводился в 11 классе. Программа 11 класса отводит минимальное количество уроков на обзорное изучение темы...

Урок литературы. Великая Отечественная война на страницах произведений 20 века.

Цели урока:1.Познакомить учащихся с литературой периода ВОВ.2.Развивать умение слушать учителя, сообщения одноклассников. Развивать умение конспектирования основного материала урока. 3.Воспи...

Конспект урока по математике «Великая Отечественная война в цифрах и фактах», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне для 5 класса с презентацией.

Урок подготовлен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Конспект представленного урока является обобщающим уроком по пройденной теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». ...