Эффективные формы фронтального опроса на уроках литературы
опыты и эксперименты по литературе на тему

О технологии индивидуального и фронтального опроса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективные формы фронтального опроса на  уроках  литературы

Урок литературы в любом классе отличается высокой плотностью, насыщенностью, поэтому учителя для плодотворного использования каждой минуты применяют различные технологии индивидуального и фронтального опроса. Жизнь хороша

Устный фронтальный опрос занимает много времени на уроке, а письменный фронтальный опрос требует значительных временных затрат на проведение.

За годы преподавания я перепробовала множество способов рационального использования урочного времени, отведённого на опрос. Путем проб и ошибок я пришла к убеждению, что наиболее продуктивным методом является контроль знания текста произведения. На уроках изучения художественного произведения я предлагаю учащимся ответить на 10 вопросов, связанных с текстом. Во-первых, вопросы сформулированы так, что требуют сжатого, лаконичного ответа, что уменьшает время проведения и проверки. Во-вторых, вопросы предполагают 3 уровня знакомства с текстом. Есть вопросы, на которые ответит слабый ученик, есть вопросы для среднего ученика и есть 1-2 вопроса для сильного читателя. Таким образом реализуется принцип доступности и дифференциации подхода к учащимся. Каждому школьнику создаётся ситуация успешности, и только самый ленивый не использует её. В-третьих, различное использование текстового теста предоставляет учителю широкие возможности для обобщения! Если тест дать до изучения произведения, то сложится реалистическая подготовленности класса к уроку. Если тест предложить после изучения произведения, то учитель узнает степень усвоения материала. А результаты проведения теста и до и после работы над произведением наглядно покажут ученикам, на что они способны(после) и каково их усердие и прилежание(до). Кроме того, тест позволяет повысить накопляемость весьма объективных оценок.

Производить тест лучше всего в урока, темп от среднего до высокого, это зависит от уровня класса и сложности вопроса. Проверяя тест, нужно учитывать, что ученики могут дать неполные, или синонимические ответы. За точный, полный ответ ставится на полях один обычный плюс, за полный синонимичный ответ ставится на полях тоже положен обычный плюс; за неполный или неточный ответ ставим смещенный плюс, за неверный ответ ставится или при его отсутствии ставим минус.

Считаем плюсы, два смещенных плюса равны одному полному.

Один плюс – один балл.

1. “5” ставим за 9,5 –10 баллов,

2. “4” – за 7,5 – 9 баллов,

3, “3” – за 5,5 – 7 баллов.

Если класс сильный, нормы можно ужесточить. Особенно эффективна данная форма работы в старших классах, когда учащиеся ленятся искать и читать произведения, а также при изучении произведений большого объема. Однако в этом году я попробовала провести этот тест в 6-ом классе, и этот вид работы понравился ребятам.

За то время, что я применяю этот вид контроля, у меня собрались тесты по повести А.С. Пушкина “Дубровский”, поэме М.Ю. Лермонтова “Песня про купца Калашникова”, повести Н.В Гоголя “Тарас Бульба”  и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Эффективные методы эмоционального воздействия на уроках литературы..."

Приёмы, способствующие нравственному воспитанию учащихся....

Опыт работы по использованию эффективного метода опроса на уроке литературы.

Опыт  работы по использованию на уроках литературы в старших классах блиц- опроса. Этот прием достаточно эффективный и может использоваться учителем на любом уроке.  Устный фронтальный опрос...

Синквейн как форма свободного творчества на уроках литературы

Развитие творческих способностей - одно из требований ФГОС. Синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексси на разных этапах урока.Работа содержит теоретико-практический материал по теме....

Организация эффективной работы в группах на уроках литературы в средней школе

В  работе рассматривается один  из вариантов организации групповой работы на уроках литературы. Предлагается использовать пазлы для обобщения  материала   о жизни и творчестве...

Групповая форма организации дискуссии на уроках литературы

Принципы групповой дискусси на уроках лмтературы, этапы дискуссии, достоинства и недлстатки данной формы работы....

Эффективные педагогические технологии, используемые на уроках литературы для развития коммуникативных умений

Мне импонирует высказывание автора толкового словаря С. И. Ожегов, что «высокая культура речи — это умение точно и выразительно передавать свои мысли бесконечно разнообразными средствами я...

Буктрейлер как эффективная форма проектной деятельности на уроках литературы

Проектная деятельность в настоящее время - эффективный инструмент ранней профориентации детей и молодежи.Одной из интереснейших форм метода проектной деятельности, объединившей работу с электронными у...