Литературная игра "Что за прелесть эти басни!"
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Глушкова Галина Викторовна

Литературная викторина по басням И.А. Крылова. Можно проводить как на уроке, так и вне урока как внеклассное мероприятие.Задачи:

Образовательная: Закрепить знания о И.А. Крылове и его произведениях басенного жанра, полученных на уроках литературы.

Развивающие: Развивать творческие способности учащихся. Формировать установку на личностное понимание творчества баснописца. Закрепить навыки работать в группе.

Воспитательные:  Воспитывать любовь к литературному творчеству, интерес к сатире. Воспитывать стремление к самовыражению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_igra.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная игра «Что за прелесть эти басни!»

1.   Назовите басни, из которых взяты эти пословицы,  поговорки, афоризмы.

1.        А ларчик просто открывался.

2.        У сильного всегда бессильный виноват.

3.        Ты все пела? Это дело,

          Так поди же попляши!

4.        Аи, Моська! знать она сильна,

          Что лает на Слона!

5.        А Васька слушает да ест.

6.        Услужливый дурак опаснее врага.

7.        Тришкин кафтан.

8.        Слона-то я и не приметил.

9.        Демьянова уха.

10.        Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

11.        Хоть ты и в новой коже,

          Да сердце у тебя все то же.

12.        Хоть видит око,

          Да зуб неймет.

13.        Как счастье многие находят

          Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!

14.        Кукушка хвалит Петуха

          За то, что хвалит он Кукушку.

Ответы:

I. "Ларчик". 2. "Волк и Ягненок". 3. "Стрекоза и Муравей". 4. "Слон и Мех "Кот и Повар".  6.  "Пустынник и медведь".  7.  "Тришкин кафтан". 8. "Любопытный". 9.  "Демьянова уха".   10.  "Зеркало и Обезьяна".  11.  "Крестьян

Змея". 12. "Лисица и виноград". 13. "Две собаки". 14. "Кукушка и Петух»

2. В каких баснях И. А. Крылова так ярко изображены эти звери

1. Свинья на барский двор когда-то затесалась;

   Вокруг конюшен там и кухонь наслонялась;

   В сору, в навозе извалялась;

    В помоях по уши досыта накупалась:

   И из гостей домой Пришла свинья — свиньей.

2.        Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,

          Зубами щелкая и ощетиня шерсть,

          Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть.

3.        Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

          Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

          И говорит так сладко, чуть дыша.

4.        Вертит очками так и сяк:

          То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

          То их понюхает, то их полижет.

5.        А Васька — кот в углу,

          Припав за уксусным бочонком,

          Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.

6.        Волк, евши, никогда костей не разбирает.

Ответы: 1. "Свинья".    2. "Волк на псарне".    3. "Ворона и Лисица".    4. "Мартышка и Очки". 5. "Кот и Повар". 6. "Волк и Журавль".

3. Отгадай центон.

Центон — это стихотворение, составленное из строк, собранных из различных произведений одного или нескольких авторов. Ниже приведен цент, он, составленный из басен И. А. Крылова. Участникам викторины предлагается назвать басни, из которых он составлен:

В июле, в самый зной, в полуденную пору,

Сыпучими песками в гору,

Из дальних странствий возвратись,

По улицам Слона водили,

Как видно напоказ —

Известно, что Слоны в диковинку у нас —

Так за Слоном толпы зевак ходили...

Какой-то Повар, грамотей,

С поварни побежал своей...

Со всех дворов Собак сбежалося с полсотни,

Как вдруг из подворотни...

Проказница Мартышка,

Осел,

Козел

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть квартет...

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

А выйдет из него не дело, только мука...

Победителем в этом конкурсе нужно считать того, кто правильно назовет все басни, из которых взяты отрывки и строчки этого центона.

(1-2 строчки из басим "Муха и Дорожные"; 3 строчка из басни "Лжец"; 4-7 строчки из басни "Слои и Моська"; 8-9 строчки из басни "Кот и Повар"; 10-11 строчки из басни "Прохожие и Собаки"; 12-16 строчки из басни "Квартет"; 17-19 строчки из басни "Лебедь, Щука и Рак".)

4.   "Комната находок".

В комнату находок поступило много различных вещей: сыр, очки, виноград, сеть, зеркало и т. д. Команды должны разыскать их владельцев, сообщить их имена и адрес. Адресом служит заглавие басни,

Знаете ли вы басни И. А. Крылова?

героем которой является владелец данной вещи. Например: сыр. (Отдать Вороне из басни "Ворона и Лисица".)

(Очки отдать Мартышке из басни "Мартышка и Очки"; виноград отдать Лисе из басни "Лисица и Виноград"; сеть отдать Льву из басни "Лев и Мышь"; зеркало отдать обезьяне из басни "Зеркало и Обезьяна".)

5.    "Ход конем".

1. Прочесть слова поможет шахматный конь. Начиная с нижнего левого угла, ходом шахматного коня можно прочитать мораль к одной из басен И. А. Крылова.

дело

нет

лад

на

в

не

согласья

их

когда

пойдет

товарищах

(Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. — "Лебедь, Щука и Рак".)

2. Если читать буквы, расположенные в клетках шахматной доски ходом коня, начиная с жирно обведенной клетки, при этом не повторяя одни и те же буквы, то можно прочитать названия двух басен И. А. Крылова.

Н

И

3

В

И

О

А

Л

О

О

С

Б

Р

А

О

А

И

Ц

("Ворона и Лисица", "Обоз".)

Литературные викторины

6.   Знакомая басня.

Ведущий говорит несколько слов из хорошо известной басни. Все слова называются в именительном падеже, а не в том, в котором они встречаются в басне. Участники должны отгадать басню.

1.        "Плутовка, дерево, хвост, Ворона, глаза..."

2.        "Волк, угол, зубы, шерсть, глаза..."

3.        "Волк, кость, беда..." и т. д.

(1. "Ворона и Лисица". 2. "Волк па псарне". 3. "Волк и Журавль".)

7. Кто из героев басен И. А. Крылова:

1.        В жаркий день зашел к ручью напиться?

2.        Сидит, прижавшись в угол задом?

3.        Увидевши Слона, ну на него метаться, И лаять, и визжать, и рваться?

4.        Вертит Очками так и сяк: то к темю их прижмет, то их на хвост               нанижет, то их понюхает, то их полижет?

5.        Защелкал, засвистал на тысячу ладов, тянул, переливался?

6.        Ударили в смычки, дерут, а толку нет?

7.       Припав за уксусным бочонком, Мурлыча и ворча, трудится над курчонком?

8.       Лето красное пропела?

 Ответы:

1.        Ягненок из басни "Волк и Ягненок".

2.        Волк из басни "Волк на псарне".

3.        Моська из басни "Слои и Моська".

4.        Мартышка из басни "Мартышка и Очки".

5.        Соловей из басни "Осел и Соловей".

6.        Мартышка, Осел, Козел и Мишка из басни "Квартет".

7.        Кот Васька из басни "Кот и Повар".

8.       Стрекоза из басни "Стрекоза и Муравей".

 

8.   "Пропущенное слово".

В отрывки текстов из басен Крылова, записанных на доске, участники конкурса должны вставить пропущенные слова:

1.        Худые песни ... в когтях у Кошки.

2.        Вперед чужой беде не смейся, ...

3.        А ... просто открывался.

4.        Аи, ... ! знать она сильна, Что лает на Слона!

5.        А ... слушает да ест. И т. д.

(1. ... Соловья ... "Кошка и Соловей". 2. ... Голубок ... "Чиж и Голубь". 3. ... ларчик ..."Ларчик". 4. ... Моська ..."Слон и Моська". 5. ... Васька ..."Кот и Повар" )

9.   Узнайте басню по ее началу.

1. Случается нередко нам

И труд, и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться...

3. Что волки жадны, всякий знает:

     Волк, евши, никогда

     Костей не разбирает...

3.  У сильного всегда бессильный виноват...

4.  Уж сколько раз твердили миру,

     Что лесть гнусна, вредна: но только все не впрок,

     И в сердце льстец всегда отыщет уголок...

(1. "Ларчик". 2. "Волк и Журавль". 3. "Волки Ягненок". 4. "Воронаи Лисица".)

10. Угадай героя.

Одного участника команды удаляют. Оставшиеся уславливаются считать его за какого-нибудь персонажа из басни Крылова и задавать ему вопросы, имеющие отношение к герою определенной басни. Например, Журавль из басни "Волк и Журавль": 1. Трудно ли тебе было тащить кость из горла Волка? 2. Как отблагодарил тебя за труды Волк? И т. д.

Выигрывает тот, кто угадает героя после трех вопросов.

11. Кто сказал о И. А. Крылове?

1. "Слава же Крылова все будет расти и пышнее расцветать до тех

пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и

могучего народа русского!"

2. "В книге его всем есть уроки,  всем степеням в государстве,

начиная от главы ... до последнего труженика".

3. Кто не слыхал его живого слова?

    Кто в жизни с ним не встретился своей?

    Бессмертные творения Крылова

    Мы с каждым годом любим все сильней.

    Со школьной парты с ними мы сживались,

    В те дни букварь постигшие едва,

    И в памяти навеки оставались

    Крылатые крыловские слова.

(1. В. Г. Белинский. 2. Н. В. Гоголь. 3. М. И. Исаковский.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра-путешествие «Что за прелесть эти сказки» (2 класс)

Литературная игра-путешествие «Что за прелесть эти сказки» (2 класс) Сказки - неотемлемый элемент воспитания и развития каждого ребёнка, особенно детей с ограниченными возможностями здоровья. Предл...

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЛОТО «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!»

Игра для учащихся 5-го класса.Цель: развитие интереса к миру героев А. С. Пушкина и к художествен­ной литературе. развитие чувства внимательного чтения.Задачи: ознакомить ребят вне школ...

Литературная гостинная "Что за прелесть эти сказки!..."

Внеклассное мероприятие для обучающихся 1 класса, приуроченное к празднованию годовщины дня рождения А.С.Пушкина. Его цель: Развитие чувственного мировоззрения детей, способности к художественному мыш...

Мероприятие по русской литературе: "Что за прелесть эти басни!"

Между  6 классами был проведен конкурс на лучшего знатока басен  И. А. Крылова. Две команды должны были показать сценки, рассказать биографию писателя, угадать по рисункам названия басен и т...

Что за прелесть эти басни

Презентация к обобщающему уроку по теме Басни...

Литературный праздник « Что за прелесть эти сказки» (Литературный час для уч-ся 1-4, 5-6 кл).

Интересный праздник для ребят начальной школы и среднего звена...

Конспект урока литературного чтения, И.А. Крылов Басни

Формирование восприятия басни как особого литературного жанра с ярко выраженной спецификой художественного видения её автором явлений реальной действительности....