Внеклассное мероприятие. Литературно–музыкальная композиция «Прекрасен наш союз… » (для учащихся 6 класса)
план-конспект занятия по литературе (6 класс) на тему

Свирина Валентина Стефановна

Это мероприятие направлено на расширение знаний учащихся о творчестве А.С.Пушкина, огромном значении лицейского периода в жизни поэта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit.zan_.doc73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новоминская средняя общеобразовательная школа»

Каневского района Краснодарского края

Внеклассное мероприятие.

Литературно–музыкальная композиция «Прекрасен наш союз… » (для учащихся 6 класса)

подготовила

учитель русского языка и литературы

Свирина Валентина Стефановна

Станица Новоминская

2014 год

В подростковом возрасте важную роль играет дружба. Ребята эмоционально  менее зависимы от родителей. Поэтому вновь обретенному другу будут открыто поверять свои тайны, просить совета, обсуждать проблемы. В поисках верного товарища подростки пристально анализируют поступки и отношения людей,   формируют собственный  опыт общения, развивают общественно ценные качества: уважение к человеку, чуткость, внимание, доброжелательность, коллективизм, готовность помочь в беде.

Именно в этот период педагогам необходимо вести беседы с детьми об умении дружить, опираясь на замечательный опыт великих людей России. Предлагаемая разработка внеклассного мероприятия по литературе раскроет тайны истинной дружбы лицеистов в годы их учебы в одном из привилегированных учебных заведений 19 века.

 

Литературно – музыкальная композиция «Прекрасен наш союз»

Цель занятия: - развитие духовных качеств личности на основе  принятия понятия «дружба» как важнейшей категории нравственных взаимоотношений

Задачи: - основываясь на материалы воспоминаний современников А.С.Пушкина о   лицейской дружбе, раскрыть вневременную ценность таких понятий, как «бескорыстие», «верность», «дружба» 

Оборудование: ноутбук, экран, проектор, толковые словари, музыкальные записи.

Ход занятия

*Муззаставка: звучит музыка Г.Свиридова

                                                     Благослови, ликующая муза,

                                                                                  Благослови: да здравствует Лицей!

                                                                                             А.С.Пушкин. 19 октября. 1825

Учитель: - Дорогие ребята! Сегодняшнее занятие мы посвящаем великому  поэту России -   Александру Сергеевичу Пушкину.  Его творчество   поражает не только богатством,  глубиной идей и образов, мастерством художественной формы, но и многообразием жанров.

 Что в имени тебе моем?

Оно умрет, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальный,

Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке

Оставит мертвый след, подобный

Узору надписи надгробной

На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно

В волненьях новых и мятежных,  

Твоей души не даст оно

Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,

Произнеси его, тоскуя,

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я?

-Так размышлял Александр Сергеевич о своем месте на поэтическом небосклоне в стихотворении « Что  в имени тебе моем». Поэта мучают сомнения: будут ли хранить потомки память о нем. Сегодня мы с гордостью отвечаем: есть  миллионы сердец, почитающих за честь просто произносить его имя…

Общительный, умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей, много писал о дружбе. Дружба для него была той силой, которая соединяет людей в крепком союзе на всю жизнь, вливает бодрость в жизненной борьбе. Читая стихи Пушкина, мы невольно попадаем под обаяние не только его изумительного поэтического дара, но и других высоких и прекрасных талантов, среди которых есть особый — талант дружбы. Вся его поэзия воспринимается как восторженный гимн этому прекрасному чувству

1 ученик: - А начиналось все в садах знаменитого Царскосельского лицея (проецируется изображение Лицея) – колыбели славы великого  поэта,  где он «безмятежно расцветал», где впервые проникся духом  товарищества. Давайте и мы прикоснемся к этому чудесному уголку, овеянному ореолом славы, дружбы, таланта.

2 ученик: -12 августа 1810 года царем Александром 1 подписан проект о создании особого учебного заведения (проецируется портрет Александра 1).19 октября 1811 года в 11 часов утра в Высочайшем присутствии состоялось торжественное открытие Императорского Лицея в Царском Селе. Казалось,  элитарное детище страны благословляла тогда  вся официальная  Россия: царь и царская семья,  высшее духовенство,  члены государственного совета, министры- все сочли за честь присутствовать на сем знаменитом действе.

3 ученик: - Однако самым памятным  событием торжественного дня  была вступительная речь профессора Куницына. (проецируется портрет Куницына). В своем последнем стихотворении, посвященном дате 19 октября, Пушкин скажет о речи Куницына:

Вы помните, когда возник Лицей,

            И царь для нас открыл чертог царицын,

            И мы пришли. И встретил нас Куницын

            Приветствием меж царственных гостей…..

4 ученик: -  В своей речи Куницын призывал  превыше всего чтить и соблюдать законы, а завершил пламенную речь  словами, обращенными к лицеистам: «Вы ли захотите смешаться с толпой людей обыкновенных, пресмыкающихся в неизвестности и каждый день поглощаемых волнами забвения? Нет! Да не возвратит мысль сея вашего воображения! Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями».

5 ученик: - Эти слова стали  своего рода напутствием на долгие годы учебы. Да это и понятно: Лицей создался, когда устанавливалась новая Россия. Лицейское детство - это и детство  молодой страны,  и её надежда. Нам нельзя не любить это детство, потому что оно стало рождением союза, о котором А.Пушкин писал:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа не разделим и вечен-

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных

                                                         муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир

                                                 Чужбина;

Отечество нам Царское Село.

6 ученик: - Воспитанники, поступившие в Лицей (30 чел.) различались и по возрасту (барону Корфу было 11 лет, Малиновскому 16 лет), и по степени общеобразовательной подготовки. Одни перешли в Лицей из Московского Благородного университетского пансиона, другие из Санкт-Петербургской гимназии, третьи из частных пансионов, а четвертые, как Пушкин, приехали прямо из дому. Это был обычный класс с обыкновенными мальчиками, проучившимися вместе 6 лет и никогда об этом не забывшими.

*Муззаставка: звучит  «Романс» Д.Шостаковича из кинофильма «Овод»

*Сценка «Будущие столпы России»

Автор: - В тот день, 19 октября 1811 года, впервые выпал снег. На фронтоне лицейского здания сияла огненная буква «А» ( в честь царя Александра). Торжественная церемония закончилась, гости разъехались. Лицеисты выбежали в парк…Кто – то надумал играть в снежки, и воздух наполнился летающими белыми хлопьями. Жанно и Пушкин атаковали Федю Матюшкина. После долгого сражения насыпали ему снегу за высокий воротник.

Федя: - Это вовсе не честно. Вдвоем на одного нельзя1 когда я с кем –нибудь подружусь, мы вам покажем…

Жанно: - А с кем ты собираешься дружить?

Федя: – Я думаю, с Дельвигом…

Пушкин (смеется): - Ей богу, Жанно, он отличный малый! Они за день с Дельвигом и десяти слов не скажут!

Федя: - Да ну вас!

Жанно: - Ушел. Пойдем и мы, Саша. Нечего время терять: ведь мы будущие столпы Отечества. Ты кем собираешься стать?

Пушкин: - Скорее всего гусаром. А ты?

Жанно: – Я тоже, пожалуй, в кавалерию пойду.

Пушкин: - Ты счастливец, Жанно, тебя все любят. А я… У меня несносный характер. (уходит)

1 ученик: – Такой разговор тогда состоялся между Александром Пушкиным и Иваном Пущиным. Пушкин не сразу сошелся с товарищами. Характер у него был неровный, настроение часто менялось. Ум, добродушие, веселость уживались в нем с насмешливостью, обидчивостью, вспыльчивостью. И все же именно в Лицее Пушкин обретет верных друзей, познает, что такое настоящая дружба, отыщет свой талант.

2 ученик: - Итак,  в Лицей приняли 30 талантливых мальчиков. Естественно, как и всегда в России, шли в полный ход знакомства, связи и протежирования для поступления, но всё же состав единственного в своём роде русского учебного класса подобрался уникальный.

3 ученик: - И началась жизнь, полная открытий, познаний, не лишенная трудностей. Распорядок дня в Лицее был твердый, раз и навсегда установленный. Вставали в шесть утра и шли на молитву. С семи до девяти занятия – «класс». В девять – чай. До десяти прогулка. С десяти до двенадцати опять «класс». От двенадцати до часу – прогулка. В час – обед. От двух до трех чистописание или рисование. От трех до пяти – другие уроки. В пять – чай. До шести – прогулка, потом повторение уроков или «вспомогательный класс». В половине десятого – ужин до десяти – отдых (рекреация). В десять – вечерняя молитва и сон.

4 ученик: -  Программа Лицея была обширной и пестрой, включала множество предметов. Изучали языки – русский, латинский, французский, немецкий, риторику, словесность , русскую и мировую историю, географию, статистику, науки математические и физические, «изящные искусства и гимнастические упражнения», т.е. чистописание, рисование, пение, танцевание, фехтование, верховую езду и плавание.

5 ученик: - Учились в классах  семь часов в день, с большими перерывами. Уроки обычно бывали сдвоенные: один и тот же преподаватель занимался с воспитанниками два часа подряд. Немногочисленность учащихся, молодость ряда профессоров, гуманный характер их педагогических идей, запрет  телесных наказаний и поощрение среди лицеистов духа чести и товарищества - все это  способствовало раскрытию многочисленных задатков у ребят, формированию чувства  высокого человеческого достоинства.

6 ученик: - « Самостоянье человека- залог величия его»,- скажет позднее Пушкин. Именно из Лицея начало такого самостоянья лицеисты вынесли и через всю жизнь свою  пронесли. Пушкин на вопрос царя, кто среди лицеистов первый, отвечал , что первых среди них нет, все- вторые. В каждом лицеисте было воспитано  чувство  уважения к другому, чувство дружбы, родства и братства.

1 ученик: -  Позже Александр Сергеевич напишет немало горьких стихов о неверных друзьях, но никогда ни одного упрёка не произнес в адрес лицейских товарищей, совершенно особых друзей по его мнению. Хотя во многом эти талантливые мальчишки не отличались от сверстников : любили подшутить друг над другом, повеселиться, напроказничать.

2 ученик: - Кстати,  каждый лицеист имел свое прозвище (проецируется портрет И.Пущина). Прозвище Ивана Пущина –Жанно, а  за высокий рост -  Иван Великий. Тем не менее,  с первых  дней пребывания в Лицее тринадцатилетний Иван Пущин  считался одним из лучших учеников. Его отличали прилежание, благоразумное поведение, добродушие,  рассудительность и  неизменная вежливость.

3 ученик: - Вспыльчивый, склонный к злой насмешке Александр Пушкин (проецируется портрет А. Пушкина)  имел  прозвища “обезьяна”, “помесь обезьяны с тигром”, отражавшие его внешность и несдержанный темперамент (Грибоедов позже звал его “мартышкой”). Другое прозвище — “француз”, , которое очень нравилось Саше.

4 ученик: - Владимир Вольховский (проецируется портрет Вольховского) –суворочка, спартанец..Невысокий, тщедушный с виду мальчик обладал железным характером и несгибаемой волей. Еще в детстве решил стать военным, тренировал волю, отказывая себе в мясе, пирожных, чае, чем вызывал насмешки лицеистов. Владимир окончил лицей с  Большой золотой медалью.                                                                                                                      5 ученик: - А Малую золотую  медаль получил Александр Горчаков (проецируется портрет Горчакова) – франт.Князь Горчаков – умный, веселый, благородный и честолюбивый юноша. Он сделал блестящую карьеру: стал дипломатом, а затем министром иностранных дел России.

6 ученик: - Вильгельм Кюхельбекер (проецируется портрет Кюхельбекера) –Кюхля, Виля, Клит…Как только не называли лицеисты бедного Вилю. Особенно часто насмешкам подвергалась его длинная тощая нескладная фигура и страсть к писанию стихов. Но  у него был свой путь, свое понимание прекрасного, а его образованности  и знаниям мог позавидовать каждый.

1 ученик: - Малиновский Иван (проецируется портрет Малиновского) – казак. В 27  лет стал полковником гвардии, но отказался от генеральской должности и никогда об этом не пожалел.

2 ученик: - Дельвиг Антон  (проецируется портрет  Дельвига)– Тося. Пожалуй, все – и друзья, и недруги – помнили об одном примечательном качестве Дельвига – феноменальной  лени. Только самые близкие друзья знали, как много в поведении Антона было маскировки. Ведь впоследствии этот «ленивец» стал прекрасным поэтом, одним из ведущих российских издателей. Это он написал прощальную песнь воспитанникам Императорского Лицея:

…Шесть лет промчались, как мечтанье,

В объятьях сладкой тишины,

И уж Отечества призванье                                                                                                                      Гремит нам: «Следуйте, сыны…»

        *Муззаставка: звучит «Старинный романс» Г.Свиридова 

3 ученик:- Время неумолимо. И вот уже май 1817 года… «Санкт – Петербургские ведомости»приглашают «публику и родителей» на выпускные экзамены Царскосельского лицея. 17 дней, 15 экзаменов. Прощальное построение. Прощальная лицейская клятва заканчивалась словами: «…и последний лицеист один будет праздновать 19 октября»  В стихотворении "Товарищам" Пушкин писал:

 "Промчались годы заточенья;

 Недолго, мирные друзья,

                                                                                                                                                                                                                       

 Нам видеть кров уединенья

 И Царскосельские поля.

 Разлука ждёт нас у порогу.

 Зовёт нас дальний света шум,

 И каждый смотрит на дорогу

 С волненьем гордых, юных дум.

 Иной, под кивер спрятав ум.

 Уже в воинственном наряде

 Гусарской саблею махнул –

 В крещенской утренней прохладе

 Красиво мёрзнет на параде,

 А греться едет в караул;

 Другой, рождённый быть вельможей,

 Не честь, а почести любя,

 У плута знатного в прихожей

 Покорным плутом зрит себя;

 Лишь я, судьбе во всём послушный,

 Счастливой лени верный сын.

 Душой беспечный, равнодушный,

 Я тихо задремал один...

 Равны мне писари, уланы,

 Равны Законы, кивера,

 Не рвусь я грудью в капитаны

 И не ползу в асессора..."

4 ученик: -  Хотя шестилетнее пребывание в Лицее Пушкин  называл "годами заточения" и как будто  рвался на свободу, но вместе с тем  с грустью расставался с Лицеем. Здесь впервые посетила его Муза и впервые слава осенила  кудрявую голову. Здесь горячо любили его, верили в его блистательную будущность, а он горячо любил своих друзей. Тогда же перед выпуском он написал прощальные стихи в альбом Кюхельбекера:

 "Прости... Где б ни был я: в огне ли смертной

 битвы,

 При мирных ли брегах родимого ручья,

 Святому братству верен я!"

5 ученик: - Отзвуки славных лицейских лет мы слышим во многих пушкинских стихотворениях о дружбе. Свое знаменитое стихотворение «Разлука» поэт заключает строчкой: «Пусть будут счастливы все, все…» Это сердечное дружество так и осталось с ними, первыми лицеистами.

6 ученик: - Дружба для Александра Сергеевича Пушкина была одной из важнейших жизненных ценностей. Именно она помогала ему не падать духом даже в самые тяжелые моменты, она  вдохновляла его на создание великолепных стихов.

Учитель: - Да! Лицейское братство – самая светлая глава в биографии Пушкина. Куда бы “ни бросила судьбина” лицеистов первого выпуска, куда бы их “счастие не повело”, они всегда обращались мыслью и сердцем к своему царскому отечеству, к тем шести годам, когда в учении и чтении, в шалостях и забавах, в дружбе и ссорах создавалась личность каждого из них. И если вы, ребята, мечтаете о настоящем друге, то помните: дружба не терпит эгоизма, черствости, предательства. Учитесь у славных лицеистов их умению дружить – и вы непременно познаете это прекрасное чувство.

Использованная литература

 Баженов А. Протей и пророк: Пушкин: лицей, учёба, учителя.-Литература в школе-2000-с.2-6

 Грот К.Я. Пушкинский Лицей.-Санкт-Петербург,1998

Збарский  И.С. Лицей в жизни и творчестве А.С.Пушкина-Начальная школа-1999 №6,с.22-28

 Лобикова, Е.С. В кругу друзей / Е.С.Лобикова – М.: «Просвещение», 1990.

Лотман, М.Ю. Биография поэта / М.Ю.Лотман - М.: «Просвещение», 1981.

Мейлах, Б.С. Талисман / Б.С.Мейлах -  М: «Просвещение», 1975.

Пушкин А.С.и его современники: альбом. / Авторы-составители: Т.А.Калинина,

Тюрина Г.Ш.– М.: «Изобразительное искусство», 1990. Выпуски:  4,  5.

http://www.ref.by/refs/44/34886/1.html

http://www.museumpuskin.ru- Мемориальный  музей  Лицей

http://www.pushkin.niv.ru-Дневник Пушкина-лицеиста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие литературно- музыкальная композиция "Моя малая родина"

Внеклассное меоприятие "Моя малая родина" разработана на основе личного исследовательско-краеведческого материала об истории, становлении, развитии родного села Чувашское Бурнаево. Также использовала ...

Сценарий внеклассного мероприятия (литературно-музыкальная композиция) "Памятник вечной любви"

Литературно-музыкальная композиция "Памятникт вечной любви" содержит рассказы  женщинах, которые прославлены благодаря их способности любить и быть любимыми. Эти истории дают материал для обсужде...

Разработка внеклассного мероприятия. Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 105-летию Павла Николаевича Васильева.

Данный материал предназначен для внеклассных мероприятий по литературе. Сценарий и презентация посвящены изучению творчества поэта П.Н.Васильева...

. Методическая разработка внеклассного мероприятия. Литературно - музыкальная композиция "Прерванный полёт"

Творческий вечер -  дань памяти о человеке, который воплотил в своем творчестве боль и совесть прошлого и настоящего времени. Памяти русского поэта, певца, актёра, барда Владимира Высоцкого ...

Внеклассное мероприятие. Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 200-летию со дня рождения А.К. Толстого "Широкой он души человек..."

Литературно-музыкальная композиция "Широкой он души человек..." (С. Есенин) посвящена жизни и творчеству замечательного русского поэта, писателя, драматурга А.К. Толстого....

Внеклассное мероприятие " Литературно- музыкальная композиция ко Дню матери"

Литературно - музыкальная композиция посвященная  Дню матери.Праздник «День Матери».Цель:  развитие у детей желания дарить тепло и доброту окружающим.Задачи: формировать нравстве...

Внеклассное мероприятие: "Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню птиц"

Внеклассное мероприятие посвящено ко Дню птиц.Цель мероприятия: 1. Воспитывать в детях чувство прекрасного – любовь к природе, музыке. 2. Познакомить с голосами птиц и произведениями к...